Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Бухгалтерский учет - Заключение комиссии по инвентаризации расчетов с поставщиками

Заключение комиссии по инвентаризации расчетов с поставщиками

Инвентаризация: готовимся к составлению годовых отчетных форм

Важное 20 октября 2017 г. 14:17 Автор Т. Обухова Журнал «» № 10/2017 Перед составлением годовых отчетных форм казенные учреждения должны провести инвентаризацию активов и обязательств. В рамках статьи рассмотрены вопросы, касающиеся оформления результатов инвентаризации и их отражения в бюджетном учете.

Это требование установлено п. 7 Инструкции № 191н. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливается субъектом в учетной политике (п.

6 Инструкции № 157н). Казенные учреждения, входящие в систему силовых министерств и ведомств, в большинстве своем прописывают в учетной политике порядок проведения инвентаризации, руководствуясь ведомственным нормативным актом, регулирующим его.

В рамках этой статьи мы не будем акцентировать внимание на том, в каком порядке проходит , а поговорим об оформлении результатов инвентаризации и их отражении в бюджетном учете.

Итак, учреждение готовится к составлению годовых отчетных бухгалтерских форм. Приказом (распоряжением) руководителя учреждения утверждаются период проведения инвентаризации, объекты проверки, члены и председатель инвентаризационной группы.

Инвентаризация проводится в установленные приказом (распоряжением) руководителя учреждения сроки.

На момент составления годовых отчетных бухгалтерских форм необходимо: 1) наличие надлежащим образом оформленных инвентаризационных описей; 2) наличие надлежащим образом оформленного акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835); 3) наличие оформленной в соответствии с требованиями законодательства РФ ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф.

0504092) (при наличии расхождений между фактическими данными и данными бухгалтерского учета); 4) наличие протокола собрания комиссии по инвентаризации; 5) отражение результатов инвентаризации на счетах бюджетного учета и в отчетности. Для справки: На сайте Минфина размещен проект, который вносит изменения в Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

После того, как проект приобретет статус нормативного акта, данные методические указания не будут применяться казенными учреждениями.

Формы инвентаризационных описей и порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина РФ № 52н. Казенные учреждения при проведении инвентаризации чаще всего используют следующие инвентаризационные описи. Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф.

0504082). В этой описи указываются наименование подразделения ЦБ РФ, номер счета, код валюты по ОКВ, остаток денежных средств на дату инвентаризации. В случае если у учреждения имеется счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте, фиксируется курс ЦБ РФ на дату инвентаризации и приводится остаток на счете на дату инвентаризации в рублях.

В инвентаризационной описи должны быть:

  1. подписи всех членов комиссии учреждения, осуществляющих инвентаризацию.
  2. запись о подтверждении к началу инвентаризации данных о наличии денежных средств банковскими выписками;

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. В ней отражаются:

  1. сведения о фактическом наличии (цена, количество);
  2. расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступающие под ответственность МОЛ, оприходованы.
  3. подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию;
  4. единица измерения;
  5. сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);
  6. наименование и код бланков строгой отчетности;
  7. сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);

Инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (ф.

0504087). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. Инвентаризационная опись (ф. 0504087) составляется комиссией учреждения по материально ответственным лицам.

В ней указываются:

  1. сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);
  2. расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и никаких неоприходованных или списанных в расход ценностей не имеется;
  3. место проведения инвентаризации;
  4. сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);
  5. наименование и код объекта учета;
  6. сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество);
  7. инвентарный номер;
  8. подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию.
  9. единица измерения;

Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088). Данная опись формируется комиссией учреждения и отражает:

  1. подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию.
  2. сведения по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации;
  3. номера последних приходного и расходного кассовых ордеров;
  4. сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью);

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Эта инвентаризационная опись формируется комиссией учреждения и включает:

  1. наименование дебитора (кредитора);
  2. общую сумму задолженности по данным бюджетного учета (в том числе подтвержденную и не подтвержденную дебиторами (кредиторами), а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности);
  3. номер счета бюджетного учета;
  4. данные о сумме задолженности учреждения по платежам (переплатам по платежам в бюджеты) (отражаются по видам платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в которые подлежит перечислению задолженность);
  5. подписи председателя и членов комиссии, осуществляющих инвентаризацию.
  6. сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности;

После того, как члены комиссии провели инвентаризацию активов и обязательств на основании оформленных надлежащим образом инвентаризационных описей, составляется акт о результатах инвентаризации.

В нем отражается, что было установлено по результатам инвентаризации:

  1. расхождение между данными бюджетного учета и фактическими данными (недостачи или излишки объектов нефинансовых активов, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности).
  2. соответствие данных бюджетного учета и фактических данных;

В случае если в ходе инвентаризации были выявлены отклонения между фактическими показателями и данными бюджетного учета, составляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В этом документе фиксируются установленные расхождения с данными бюджетного учета.

По результатам инвентаризации проводится заседание инвентаризационной комиссии, итоги которого оформляются протоколом. Его форма не установлена, поэтому он составляется в произвольном виде.

В протоколе указываются все данные о проведенной инвентаризации. В частности, в нем фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки активов и обязательств учреждения.

Составление протокола не является обязательным (за исключением случаев, когда составление протокола установлено ведомственным нормативным актом). Расхождения между фактическими данными и данными бюджетного учета, выявленные в ходе проведения инвентаризации, подлежат отражению в учете.

Излишки, выявленные в ходе проведения инвентаризации. Пунктом 31 Инструкции № 157н определено, что неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризации активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей ведения бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Неучтенные объекты финансовых активов (например, излишки денег, обнаруженные в кассе учреждения) принимаются к учету по фактическому номиналу. Соответственно, перед составлением годовых отчетных форм необходимо:

  1. верно отразить в учете факты неучтенных объектов нефинансовых и финансовых активов.
  2. правильно определить текущую оценочную стоимость объектов нефинансовых активов, выявленных в ходе инвентаризации (излишков);

Напомним, что понятие «текущая оценочная стоимость» установлено п. 25 Инструкции № 157н. Так, под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату их принятия к учету.

Способы определения такой стоимости предусмотрены тем же пунктом.

В нем сказано, что текущая оценочная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случае невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе заключения экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе заключения экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов. По активам учреждения, не имеющим аналогов и не являющимся предметами договоров купли-продажи, по которым информация о стоимости изготовления отсутствует, следует применять (Письмо Минфина РФ от 11.02.2016 № 02-07-10/7458):

  1. страховую сумму, определенную договором страхования, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования (в случае коллекционной, исторической и научной значимости объектов, принимаемых к учету).
  2. условную оценку «один объект – 1 руб.»;

На счетах бухгалтерского учета выявленные при проведении инвентаризации неучтенные объекты нефинансовых активов, а также излишки денежных средств и денежных документов отражаются следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Оприходованы неучтенные объекты в составе нефинансовых активов: – основных средств 1 101 хх 310 1 401 10 180 – нематериальных активов 1 102 хх 320 – непроизведенных активов 1 103 хх 330 – материальных запасов 1 105 хх 340 Оприходованы в кассу учреждения излишки: – денежной наличности 1 201 34 510 1 401 10 180 – денежных документов 1 201 35 510 Недостачи, выявленные в ходе проведения инвентаризации.

В процессе проведения инвентаризации могут быть выявлены недостачи объектов нефинансовых и финансовых активов. При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба согласно положениям п.

220 Инструкции № 157н. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов. На суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иного ущерба, не признанного виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела.

При получении решения суда суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ. Учет задолженности дебиторов по ущербу и иным доходам в иностранной валюте одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов).

Учет задолженности дебиторов по ущербу и иным доходам в иностранной валюте одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов). Недостача имущества отражается в бюджетном учете на соответствующих аналитических счетах счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», при этом совершаются следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Начислена сумма ущерба, причиненного учреждению недостачей объектов нефинансовых активов, в том числе: – основных средств 1 209 71 560 1 401 10 172 – нематериальных активов 1 209 72 560 – материальных запасов 1 209 74 560 Начислена сумма ущерба, причиненного учреждению недостачей финансовых активов в кассе, в том числе: – денежных средств 1 209 81 560 1 201 34 610 – денежных документов и иных финансовых активов 1 209 82 560 1 201 35 610 Списаны объекты нефинансовых активов по причине их утраты (хищения), выявленной в ходе проведения инвентаризации, в том числе: – основных средств 1 104 хх 410 1 401 10 172 1 101 хх 410 – нематериальных активов 1 104 хх 420 1 401 10 172 1 102 хх 420 – материальных запасов 1 401 10 172 1 105 хх 440 Списаны потери продуктов в объеме норм естественной убыли 1 109 60 272 1 401 20 272 1 109 60 200 Списаны потери, недостачи материальных запасов в пределах установленных норм естественной убыли 1 109 хх 272 1 401 20 272 1 105 хх 440 Списаны денежные документы, иные финансовые активы, недостача которых обнаружена в ходе инвентаризации 1 401 10 172 1 201 35 610 Списание сумм дебиторской и кредиторской задолженности. При проведении инвентаризации расчетов нередко выявляются факты дебиторской и кредиторской задолженности.

При этом в ходе инвентаризации важно выявить причины образования такой задолженности и возможность ее погашения.

Поэтому в ходе проведения инвентаризации:

  1. проверяется правильность оформления операций по списанию сумм задолженности со счетов бухгалтерского учета, забалансовых счетов;
  2. делается анализ сумм дебиторской и (или) кредиторской задолженности, выявленной в учреждении на отчетную дату;
  3. составляются акты сверки расчетов с контрагентами и выверяются расчеты с ними;
  4. проверяется соблюдение учреждением методологии учета при совершении операций по списанию сумм задолженности.
Рекомендуем прочесть:  Бланк баланса нко за 2021 год

Напомним, что по правилам бюджетного учета списанию с баланса учреждения подлежат нереальная к взысканию задолженность неплатежеспособных дебиторов и задолженность, по которой отсутствуют требования кредиторов. Списание задолженности со счетов бюджетного учета производится при наличии фактов, подтверждающих невозможность погашения задолженности, истечение срока исковой давности.

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, если в отношении дебиторской задолженности не выполняются критерии отнесения ее к активам, в соответствии с решением комиссии о списании данной задолженности с балансового учета ее учет осуществляется на забалансовом счете. Указанное решение принимается с учетом:

  1. сведений, выявленных в ходе инвентаризации, в отношении дебиторской задолженности, обладающей признаками нереальной к взысканию;
  2. документов, подтверждающих наличие рисков невозможности взыскания дебиторской задолженности.

Если по итогам проведения инвентаризации будет выявлена , нереальная к взысканию, такая задолженность списывается со счетов бухгалтерского учета следующими записями: Содержание операции Дебет Кредит Списана задолженность по доходам 1 401 10 173 1 205 00 660 Списана задолженность по расходам 1 401 20 273 1 206 00 660 1 208 00 660 Дальнейший учет такой задолженности ведется на забалансвом счете (п.

339 Инструкции № 157н). На этом счете она учитывается в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом. Также по результатам проведения инвентаризации может быть выявлена , подлежащая списанию со счетов бюджетного учета.

Основаниями для списания такой задолженности являются:

  1. прекращение обязательства по акту государственного органа ( ГК РФ).
  2. истечение срока исковой давности ( ГК РФ);
  3. прекращение обязательства в связи с невозможностью его исполнения ( ГК РФ);

Операции по списанию кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, отражаются так: Содержание операции Дебет Кредит Списана кредиторская задолженность по доходам, не востребованная кредиторами 1 205 00 000 1 401 10 173 Списана с балансового учета задолженность по принятым к бюджетному учету суммам произведенных подотчетным лицом расходов, не востребованным подотчетными лицами 1 208 00 000 1 401 10 173 Списана с балансового учета задолженность по принятым обязательствам, не востребованная кредиторами 1 302 00 000 1 401 10 173 Учет сумм не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе сумм кредиторской задолженности, не подтвержденных по результатам инвентаризации кредитором (далее – задолженность учреждения, не востребованная кредиторами), ведется на забалансовом счете 20 (п. 371 Инструкции № 157н). Списание задолженности, не востребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения в порядке, установленном для бюджетных учреждений, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством РФ, актом учреждения в рамках формирования учетной политики. * * * В завершение статьи отметим, что со следующего года начинает применяться Федеральный стандарт

«Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»

, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

В разделе VIII данного стандарта установлены основные требования к инвентаризации активов и обязательств. Из положений этого раздела следует, что инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных учета и составления отчетности.

Инвентаризация активов и обязательств осуществляется по основаниям, в сроки и порядке, которые предусмотрены субъектом учета в рамках формирования учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным.

Такие случаи обозначены в п. 81 данного стандарта. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того периода, в котором она была закончена.

Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, показываются в данной отчетности.

[1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н. [2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв.
[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв.

Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. [3] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н

«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

.

[4] Понятие актива дано в Федеральном стандарте

«Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»

, утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Тематика документа: Файл текстовой версии: 9,5 кб Сохранить документ: Унифицированная форма по ОКУД 0504089 Утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. N 173н 1 ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ N —— расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами ———— ¦ КОДЫ ¦ +———-+ Форма по ОКУД ¦ 0504089 ¦ 11 января 13 +———-+ от «—» ——- 20— г.

Дата ¦11.01.2013¦ ФГУ «Звезда» +———-+ Учреждение ——————————————— по ОКПО ¦ 01234567 ¦ +———-+ Единица измерения: руб. по ОКЕИ ¦ 383 ¦ ———— Приказ (распоряжение) о —————— ———— проведении инвентаризации: номер ¦ 1-инв ¦ дата ¦20.11.2012¦ —————— ———— кабинет N 7 Место проведения инвентаризации ———————- ———— Дата начала инвентаризации ¦11.01.2013¦ ———— ———— Дата окончания инвентаризации ¦11.01.2013¦ ———— Место проведения инвентаризации ___________________________________________ расчеты с подотчетными лицами Наименование вида расчетов ———————————————— К началу проведения инвентаризации все денежные средства бюджета подтверждены банковскими выписками и документами согласования задолженности. Заключение комиссии: При проведении инвентаризации расчетов с подотчетными ————————————————————————— лицами сумма дебиторской задолженности составила 160 000,00 руб., сумма ————————————————————————— кредиторской задолженности — 8200,00 руб., что соответствует данным учета.

————————————————————————— Неподтвержденной (согласованной) задолженности и задолженности с истекшим ————————————————————————— сроком исковой давности не выявлено. ————————————————————————— Зам.

руководителя учреждения Чарков А.В.

Председатель комиссии ————- ___________ ———————— (должность) (подпись) (расшифровка подписи) Главный бухгалтер Налимов О.В. Члены комиссии: ————- ___________ ———————— (должность) (подпись) (расшифровка подписи) Старший инженер Бровко И.В. ————- ___________ ———————— (должность) (подпись) (расшифровка подписи) Экономист Бурова Е.А.
————- ___________ ———————— (должность) (подпись) (расшифровка подписи) Экономист Бурова Е.А.

————- ___________ ———————— (должность) (подпись) (расшифровка подписи) 11 января 13 «—» ——— 20— г.

Форма 0504089 с. 2 По данным бухгалтерского учета установлено следующее: 1.

Дебиторская задолженность ————————————————————————————————— Наименование¦ Номер счета ¦ Сумма задолженности по балансу дебитора ¦ +——————————————————— ¦ ¦ всего ¦ в том числе ¦ ¦ +———————————————- ¦ ¦ ¦ подтвержденная¦ не ¦ с истекшим ¦ ¦ ¦ дебиторами ¦подтвержденная¦сроком исковой ¦ ¦ ¦ ¦ дебиторами ¦ давности —————+—————————+———-+—————+—————+————— 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ —————+—————————+———-+—————+—————+—————+ ¦Козлов К.К. ¦99908014409900111120822560¦ 30 000,00¦ 30 000,00 ¦ — ¦ — ¦ +————-+—————————+———-+—————+—————+—————+ ¦Михайлов М.М.¦99908014409900111120831560¦ 90 000,00¦ 90 000,00 ¦ — ¦ — ¦ +————-+—————————+———-+—————+—————+—————+ ¦Тарасов Т.Т. ¦99908014409900111120822560¦ 40 000,00¦ 40 000,00 ¦ — ¦ — ¦ —————+—————————+———-+—————+—————+—————+ Итого ¦160 000,00¦ 160 000,00 ¦ — ¦ — ¦ ————+—————+—————+————— 2.

Кредиторская задолженность ———————————————————————————————— Наименование¦ Номер счета ¦ Сумма задолженности по балансу кредитора ¦ +——————————————————- ¦ ¦ всего ¦ в том числе ¦ ¦ +———————————————— ¦ ¦ ¦согласованная¦ не согласованная¦ с истекшим ¦ ¦ ¦с кредиторами¦ с кредиторами ¦сроком исковой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ давности ————-+—————————+——-+————-+——————+————— 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ ————-+—————————+——-+————-+——————+—————+ ¦Демидов Д.Д.¦99908014409900111120822560¦8200,00¦ 8200,00 ¦ — ¦ — ¦ +————+—————————+——-+————-+——————+—————+ ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ +————+—————————+——-+————-+——————+—————+ ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ ————-+—————————+——-+————-+——————+—————+ Итого ¦8200,00¦ 8200,00 ¦ — ¦ — ¦ ———+————-+——————+—————

  1. (Rich Text Format)

Инвентаризация расчетов с персоналом и бюджетом в части «зарплатных» налогов

Важное 06 ноября 2021 г. 11:49 Автор: Тяпухин С. В., эксперт информационно-справочной системы «» Календарный год подходит к концу, а это значит, что в бухгалтерской службе готовятся к проведению инвентаризации. Поговорим о порядке проведения инвентаризации расчетов с персоналом и бюджетом по «зарплатным» налогам.

Активы и обязательства подлежат инвентаризации (ст.

11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» , далее – Закон о бухгалтерском учете). Инвентаризация в учреждениях проводится по основаниям, в сроки и порядке, которые установлены субъектом учета в рамках формирования учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным (п. 80 СГС «Концептуальные основы»).

В частности, проведение инвентаризации обязательно (п. 81 названного стандарта):

  1. в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
  2. в других случаях, предусмотренных законодательством.
  3. при смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
  4. при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
  5. при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при его выкупе, продаже;

В пункте 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности (Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н) сказано, что инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики, проводится в целях составления годовой бюджетной отчетности. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того периода, в котором была закончена инвентаризация.

Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в этой отчетности (п. 82 СГС «Концептуальные основы»).

Таким образом, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проведение инвентаризации является обязательным.

Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее – Методические указания). Минфин в Письме от 01.08.2019 № 02-07-10/58207 разъяснил, что Методические указания не являются нормативным правовым документом, требования которого обязательны при проведении инвентаризации в организациях государственного сектора.

Минфин в Письме от 01.08.2019 № 02-07-10/58207 разъяснил, что Методические указания не являются нормативным правовым документом, требования которого обязательны при проведении инвентаризации в организациях государственного сектора.

Вместе с тем отдельные положения указанного документа, не противоречащие законодательству РФ, субъект учета вправе включить в документы учетной политики. Основной же документ, регламентирующий порядок проведения инвентаризации, – учреждения (пп. «в» п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Для проведения инвентаризации в учреждении должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Ее состав утверждает руководитель учреждения (издается соответствующий документ – приказ, постановление или распоряжение).

В состав комиссии включаются:

  1. работники бухгалтерской службы;
  2. представители администрации организации;
  3. другие специалисты.

Результаты инвентаризации должны быть оформлены документально.

Сведения о реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи. В частности, при инвентаризации расчетов с персоналом и бюджетом применяется инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.

0504089), утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Заполнить эту форму несложно.

В ней указываются:

  1. даты начала и окончания инвентаризации;
  2. наименование вида расчетов. В данном поле фиксируется конкретный вид расчетов (например, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с подотчетными лицами, расчеты с бюджетом);
  3. наименование юридического лица;
  4. единицы измерения (рубли);
  5. номер и дата приказа о проведении инвентаризации;
  6. заключение комиссии. В этом поле отражаются результаты инвентаризации (размер имеющейся задолженности, ее характер (текущая, просроченная) и пр.).
  7. место проведения инвентаризации (указывается наименование отдела, в котором проводится инвентаризация, в частности бухгалтерия, дополнительно может быть приведен номер кабинета);

В табличной части инвентаризационной описи указываются:

  1. в поле «Номер счета» – номер проверяемого счета;
  2. в поле «Наименование дебитора» – Ф.

    И. О. сотрудников (в том числе подотчетных лиц) или вид платежа (если сверяются расчеты с бюджетом).

    Поле «Наименование кредитора» заполняется аналогичным образом;

  3. в полях «Сумма задолженности по балансу» – общая сумма задолженности, а также сумма, подтвержденная (не подтвержденная) дебиторами и кредиторами, в том числе сумма задолженности с истекшим сроком годности.

Инвентаризационную опись подписывают председатель и все члены комиссии. Приведем пример заполнения формы.

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (пример заполнения) – По общим правилам, если при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных, составляется ведомость расхождения по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Обратим внимание, что эта форма предусмотрена для отражения расхождений по нефинансовым активам (в частности, в ней указываются наименование нефинансового актива, его балансовая стоимость, количество и сумма недостачи (в том числе в пределах норм естественной убыли), излишки и т.

д.). Ранее при наличии расхождений подобная форма составлялась в процессе инвентаризации как нефинансовых, так и финансовых активов на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей).

Таким образом, в настоящее время при инвентаризации расчетов ее составлять необязательно.

В то же время учреждение может предусмотреть, что указанная форма оформляется во всех случаях выявления отклонений.

По итогам инвентаризации в обязательном порядке оформляется акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). В нем приводятся:

  1. период проведения инвентаризации;
  2. подписи председателя и членов комиссии;
  3. реквизиты приказа о назначении членов комиссии;
  4. дата утверждения акта.
  5. наименование юридического лица;
  6. результаты инвентаризации и заключение комиссии;
  7. дата составления;
  8. состав инвентаризационной комиссии;
  9. если составлялась ведомость расхождений по результатам инвентаризации – ее реквизиты и объем (сколько листов содержит);
  10. ответственные лица (при проведении инвентаризации расчетов в этом поле указываются, как правило, Ф. И. О. бухгалтера, ведущего соответствующий участок учета);
  11. реквизиты инвентаризационных описей, на основании которых оформляется акт;
  12. наименование вида расчетов, по которым проводилась инвентаризация;

Инвентаризация расчетов с работниками по оплате труда заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

То есть инвентаризационная комиссия сопоставляет суммы выплат с начисленными работникам суммами:

  1. пособий (в том числе пособий по временной нетрудоспособности);
  2. среднего заработка, выплачиваемого в установленных законодательством случаях, и пр.
  3. отпускных;
  4. заработной платы;

Информацию о начислении заработной платы, пособий, отпускных и других выплат работникам инвентаризационная комиссия получает из расчетных ведомостей, трудовых договоров и дополнений к ним, приказов о выплате премий, доплат, компенсаций, листков нетрудоспособности, табелей и иных документов. В частности, по задолженности работникам выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

Помимо этого, проверяются суммы удержаний из заработной платы (по исполнительным листам, займы и пр.).

Оценка правильности начисления зарплаты в задачи инвентаризационной комиссии не входит.

В то же время при проведении инвентаризации особое внимание рекомендуется уделить правильности начисления пособий по временной нетрудоспособности, поскольку ошибки при их начислении могут привести к отказу в возмещении сумм пособий органами ФСС.

В частности, нужно помнить, что:

  1. законодательством установлена предельная сумма заработка при исчислении пособий;
  2. размер пособия зависит от стажа работника (60, 80, 100% среднего заработка – в случае болезни работника), а также от продолжительности нетрудоспособности (в частности, при осуществлении ухода за больным ребенком начиная с 11-го дня нетрудоспособности пособие выплачивается в размере 50% среднего заработка);
  3. необходимо соблюдать максимальное количество оплачиваемых дней больничного по уходу за ребенком.
  4. пособия за первые три дня нетрудоспособности (в случае болезни работника) выплачиваются за счет средств работодателя, за последующие дни – за счет средств ФСС. В случае если больничный оформлен для ухода за больным ребенком, пособие выплачивается за счет средств ФСС с первого дня нетрудоспособности;

В ходе проведения инвентаризации расчетов с работниками по оплате труда в первую очередь проверяются следующие счета:

  1. 302 11 «Расчеты по заработной плате»;
  2. 304 02 «Расчеты с депонентами»;
  3. 302 13 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда»;
  4. 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».
  5. 302 12 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»;

В случае выявления расхождений данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации.

Так, например, если выявлены суммы излишне выплаченной заработной платы ( по заработной плате), помимо того, что это отражается в инвентаризационной описи и акте, необходимо принять меры по ее взысканию с работника (в том числе с бывшего работника).

Если задолженность признана безнадежной к взысканию, ее необходимо списать с баланса и учесть на забалансовом счете «Сомнительная задолженность» в пределах срока, в течение которого можно возобновить процедуру взыскания.

При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности (например, в случае смерти бывшего работника) списанную с балансового учета задолженность к забалансовому учету принимать не следует. Если в ходе инвентаризации были выявлены суммы заработной платы, не полученной сотрудниками в срок, такая зарплата должна быть депонирована. Депонирование суммы заработной платы отражается по дебету счета 302 11 и кредиту счета 304 02.

При этом аналитический учет депонированных сумм ведется в книге (книгах) аналитического учета в разрезе получателей и видов выплат (п. 271 Инструкции № 157н). Пример 1.

Работнику при увольнении из казенного учреждения начислена компенсация за неиспользованный отпуск.

В установленный срок работник не получил причитающуюся ему сумму. Это было выявлено в результате инвентаризации. Не полученная работником в установленный срок сумма компенсации учитывается на счете 1 304 02 000.

Она отражается по дебету счета 1 302 11 837 и кредиту счета 1 304 02 737. Расчеты с подотчетными лицами ведутся на счете 208 00 согласно Инструкции № 157н. Группировка расчетов с подотчетными лицами осуществляется в разрезе видов выплат, утвержденных сметой учреждения (планом финансово-хозяйственной деятельности), по аналитическим группам синтетического учета объекта учета.

Аналитический код формируется посредством детализации аналитической группы по соответствующим аналитическим видам, например:

  1. 208 31 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств»;
  2. 208 34 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материальных запасов»;
  3. 208 64 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий, выплачиваемых работодателями, нанимателями бывшим работникам».
  4. 208 21 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи»;
  5. 208 22 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг»;

В ходе проведения инвентаризации необходимо проверить:

  1. отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования;
  2. суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи);
  3. наличие задолженности по подотчетным суммам за уволенными сотрудниками или за организацией перед данными сотрудниками.

В случае выявления задолженности за бывшим работником учреждения по подотчетным суммам этот факт необходимо зафиксировать документально, а дальше предпринять действия по возврату таких сумм. Учет расчетов по суммам своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы) задолженности подотчетных лиц ведется на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п.

220 Инструкции № 157н). Следовательно, учреждению нужно перенести сумму задолженности уволившегося работника со счета 208 00 на счет 209 00.

Пример 2. По результатам инвентаризации автономным учреждением выявлена сумма, числившаяся на счете 4 208 25 567 за уволенным сотрудником (5 000 руб.). Сумму, учтенную на счете 4 208 25 567, следует перенести на счет 4 209 34 567. Данная операция отражается записью по дебету счета 4 209 34 567 и кредиту счета 4 208 25 667.

Создание резерва на оплату отпусков отражается по кредиту счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

При инвентаризации резервов на оплату отпусков:

  1. уточняется (при необходимости – корректируется) сумма резерва исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и уплату страховых взносов.
  2. проверяются правильность и обоснованность созданного резерва;

По результатам инвентаризации по состоянию на 31 декабря осуществляется расчет уточненной величины резерва, которая должна быть отражена в балансе. Пример 3. В бюджетном учреждении числится на счете 1 401 60 211 (по выплатам работникам), счете 1 401 60 213 (по страховым взносам). После уточнения суммы резерва по результатам инвентаризации установлено, что она должна быть больше.

На разницу в учете бюджетного учреждения будут составлены следующие проводки: Содержание операции Дебет Кредит Скорректирована сумма резерва на оплату отпусков по выплатам работникам 1 401 20 211 1 109 60 211 1 401 60 211 Скорректирована сумма резерва на оплату отпусков по страховым взносам 1 401 20 213 1 109 60 213 1 401 60 213 При проведении инвентаризации расчетов с бюджетом проверяются следующие счета:

  1. 303 10 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии».
  2. 303 06 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  3. 303 02 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  4. 303 01 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
  5. 303 07 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»;

Инвентаризация осуществляется путем сравнения данных, отраженных на счетах бухгалтерского учета, с данными из акта сверки расчетов с налоговым органом, который необходимо своевременно заказать в налоговой инспекции (форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № В части НДФЛ проверяется также наличие документов, необходимых для правильного исчисления налога, в частности заявления о предоставлении налоговых вычетов.

* * * Условно проведение инвентаризации (в том числе инвентаризации расчетов с персоналом) можно разделить на три этапа: 1.

Подготовительный. В рамках этого этапа издаются соответствующие приказы о проведении инвентаризации, утверждается состав инвентаризационной комиссии, определяются сроки проведения инвентаризации. 2. Основной. Он подразумевает непосредственно проведение инвентаризации (проверку фактического наличия обязательств, выявление расхождений между результатами инвентаризации и данными учета), а также оформление ее результатов (составление инвентаризационной описи, при необходимости – ведомости расхождения по результатам инвентаризации, а также акта о результатах инвентаризации). 3. Заключительный. В случае выявления расхождений данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации.

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (скачать бланк по форме ИНВ-17)

Важное

  1. Бланки по инвентаризации

18.10.2016 Новая форма «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» официально утверждена документом Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+