Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Социальное обеспечение - Выход на пенсию у тех кто слудит по контракту

Выход на пенсию у тех кто слудит по контракту

Выход на пенсию у тех кто слудит по контракту

Отвечаем на вопрос — во сколько лет уходят на пенсию военные

Пенсионное обеспечение, назначаемое и рассчитываемое по специальным нормам, выступает дополнительным стимулом и гарантией для военнослужащих граждан.Важной особенностью является возраст, по достижении которого служащие вооруженных сил России имеют право отправиться на заслуженный отдых. Об общем правиле выхода на такой отдых военнослужащих, специальных нормах в случае наступления инвалидности или по выслуге лет и пойдет речь в статье ниже. и приравненных к ним лиц (, пожарной охраны, нацгвардии и др.) регламентируется отдельным законодательством.

В связи с этим устанавливаются и самостоятельные основания выхода на заслуженный отдых, а также возраст, по достижении которого указанные лица имеют право на социальное содержание со стороны государства.В законе перечислено множество категорий лиц, на кого распространяется право получения рассматриваемой пенсии.В их числе:

  1. офицеры, прапорщики и мичманы, служившие в вооруженных силах;
  2. служащие внутренних и железнодорожных войск;
  3. пограничники;
  4. работники ФСБ или иного органа контрразведки;
  5. работники военной прокуратуры и следственных органов;
  6. служащие органов по борьбе с наркотиками и др.
  7. бывшие работники КГБ и его войск;
  8. офицеры и контрактники войск гражданской обороны;
  9. рядовые солдаты контрактной службы;

Справка! В том случае, если на территории России проживает лицо, проходившее военную или приравненную к ней службу в иностранном государстве, оно также имеет право на предоставление обеспечения. Но наступает такое право лишь при наличии у России или бывшего СССР взаимного договора о социальном обеспечении таких лиц.Кроме того, закон связывает наступление права на получение такого обеспечения с фактом увольнения военнослужащего со службы по тем или иным основаниям и наличием определенного ее стажа несения.Законодательно не закреплено такое понятие, как возраст, по достижении которого военные имеют право на назначение пенсии, как это установлено для гражданских лиц.Нормативными документами лишь устанавливается минимальный стаж или иные основания, при наличии которых лицо может претендовать на данный вид обеспечения.

Также закон регулирует максимальный возраст нахождения на рядах вооруженных сил, по достижении которого военный не может ее продолжать.Очевидно, что никакого максимального срока прохождения военной службы, учитываемого для назначения рассматриваемых выплат, не существует. При этом на законодательном уровне определен возраст, по достижении которого лицо должно быть в обязательном порядке уволено.Возраст для пенсии зависит от воинского звания, которое имеет это лицо:

  1. в 55 лет со службы увольняются полковники и капитаны 1 ранга;
  2. для военнослужащих всех иных званий предельный возраст нахождения на службе устанавливается в 50 лет;
  3. лица маршальского звания и генеральского состава, а также адмиралы отправляются на заслуженный отдых не позднее наступления 65-тилетнего возраста;
  4. генерал-лейтенант, вице-адмирал, генерал-майор и контр-адмирала должны быть отправлены на пенсию по достижении ими 60 лет;
  5. все военные женского пола не имеют право нести службу по достижении 40-летнего рубежа.

При достижении указанного возраста граждане увольняются, и им назначается содержание, но лишь в том случае, если они имеют необходимый минимальный стаж. Он различен в зависимости от оснований увольнения.

Внимание! Минимальный стаж имеет значение лишь при определении права на назначение пенсии по выслуге лет.

Для второго вида обеспечения – пенсии в связи с наступлением инвалидности – период времени, проведенный в качестве служащего вооруженных сил, роли не играет.При исчислении стажа, дающего право на , суммируется все время службы в рядах вооруженных сил, противопожарной службе, органах МВД, наркоконтроля и уголовно-исправительной системы.По общему правилу, минимально необходимый для назначения пенсии стаж в России составляет 20 лет.Но в ряде случаев установлены иные условия предоставления данной социальной гарантии.К таковым относится увольнения в связи со следующим:

  1. невозможность дальнейшего прохождения военной службы в связи с ухудшением состояния здоровья.
  2. увольнение вследствие организационно-штатных мероприятий (по аналогии с общими трудовыми нормами называемое сокращением);
  3. достижение военнослужащим предельного возраста нахождения на службе, установленного законодательством;

При наличии одного из этих оснований среди условий назначения пенсии законом устанавливаются следующее:

  1. достижение возраста 45 лет на момент увольнения;
  2. период военной и приравненной к ней службе составляет 12,5 лет и более.
  3. наличие общего трудового стажа не менее 25 лет;

В общий стаж такого лица включаются все периоды оплачиваемой трудовой деятельности, период осуществления предпринимательства и иные периоды в соответствии с законами о трудовых и страховых пенсиях.В связи с общегражданским увеличением пенсионного возраста для мужчин и женщин на 5 лет возникает резонный вопрос, как этот вопрос планируется регулировать в отношении военнослужащих.

Слухи об увеличении необходимо периода выслуги и общего трудового стажа активно распространяются.

Не в последнюю очередь это вызвано официальным поручением, изданного еще в 2017 году, а также проектом изменений в законодательство, разработанных министерством финансов.В действительности же, на повестке дня Государственной Думы рассмотрение законопроекта о в законодательство в части увеличение выслуги лет для военнослужащих не стоит.

Несмотря на активное обсуждение, вопрос в практическом смысле с места не сдвинулся, а значит, прежний возраст выхода на заслуженный отдых по выслуге в 2020 году остается актуальным.Дополнительная информация в видео: обеспечение не устанавливается ни общий стаж, ни период времени, в течение которого необходимо исполнять воинский долг.

Закон предоставляет такое право лицам, которые в период прохождения службы или в течение 3 месяцев после ее окончания получили инвалидность, подтвержденную медицинским заключением.Бывший военнослужащий также имеет право на содержание со стороны государства по линии военного ведомства в том случае, когда инвалидность установлена и по истечении 3 месяцев со дня увольнения со службы. Но для этого необходимо доказать, что такое ухудшение здоровья связано с какой-либо травмой или болезнью, приобретенной в период службы.Для получения военной пенсии лицу в зависимости от последнего места службы необходимо обращаться с заявлением установленной формы в пенсионные органы Минобороны, МВД, ФСБ, ФСИН, Генпрокуратуры или Следственного комитета. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие права и оснований назначения таких выплат.

Важно! Гражданин не обязан представлять те документы, которые имеются в распоряжении госоргана или которые он имеет возможность запросить самостоятельно.После поступления пакета документов, он рассматривается в течение 10 дней, по результатам чего принимается решение о назначении пенсии либо об отказе в таковом.Закон связывает наступления права военных на получение пенсии с непременным увольнением со службы. даже при наличии необходимой выслуги пенсионное обеспечение не будет выплачиваться при продолжении несения службы.После выхода на пенсию по выслуге гражданин имеет право поступить на военную или любую приравненную к ней службы.

Но на период ее прохождения выплата ежемесячного содержания по линии соответствующего ведомства прекращается.Таким образом, возраст и стаж, дающий право на получение военной пенсии, остается прежним: по общему правилу – 20 лет. В свете «пенсионной реформы», значительно увеличившей возраст выхода на заслуженный отдых, военные становятся в еще более привилегированное положение.Может быть полезно:

Военные пенсии: кто может получить, оформление, особенности и сроки получения, размер

24 августа 2018Военные пенсии – это пенсионные выплаты, которые выплачиваются гражданам, проработавшим всю жизнь на военной службе, в органах внутренних дел, министерстве обороны и иных ведомствах.

В отличие от гражданских лиц, военные имеют право на более ранний выход на пенсию и на большую сумму выплат.Не каждый пенсионер может претендовать на военную пенсию. Она положена только бывшим сотрудникам определенных структур. Денежные средства также перечисляются по линиям этих ведомств.Гражданам необходимо прослужить несколько лет в:

  1. Министерстве обороны;
  2. ФСБ или внешней разведке;
  3. Отделе, занимающимся борьбой с наркотиками.
  4. МЧС, пожарной части, инженерно-строительных отделениях;
  5. ;
  6. ;

Все служащие данных отделов и органов могут претендовать на получение военных пенсий.Пенсия у военных делится на несколько типов в зависимости от основания ее получения.Существует 3 вида:

  1. : получают лица, пострадавшие на военной службе.

    Это может быть как травма, так и профессиональное заболевание. Пенсия выплачивается, если болезнь наступила во внеслужебное время, но причиной появления было несение службы;

  2. : выдается семье погибшего.
  3. пенсия военнослужащим : предназначена отработавшим определенный срок в одной из указанных выше служб;

Каждая пенсия для военных отличается особенностями получения, сроками выплат и суммами.Пенсионер может рассчитывать на получение государственного материального обеспечения по достижению определенного (пенсионного) возраста.Военный пенсионер должен обращать внимание на выслугу лет – это количество годов, которые он отдал службе.Только «отработав» обозначенный в законе срок, он может выйти на пенсию.Право на пенсию военнослужащим по контракту возникает при выслуге минимальных:

  1. смешанная пенсия доступна гражданам старше 45 лет.
  2. 25 лет общетрудового стажа, из которого 12,5 лет были отданы военной службе;
  3. 20 лет службы.

    При этом не имеет значения, когда он поступил на службу.

    Например, поступивший на службу в 20 лет гражданин может выйти на пенсию уже в 40 лет;

Таким образом, минимальная выслуга для военной пенсии составляет 12,5 лет, однако в этом случае придется работать дольше.

Например, выход на пенсию прапорщика с выслугой в 20 лет наступит раньше, чем пенсия военного летчика, который первые несколько лет работал не в военной сфере. В некоторых случаях трудовой стаж может быть уменьшен: например, при получении военнослужащим инвалидности. Если выплата назначается семье погибшего военного, не имеет значения, сколько лет он служил.Важно!
Если выплата назначается семье погибшего военного, не имеет значения, сколько лет он служил.Важно! Получение военной пенсии не связано с получением трудовой части выплат или зарплаты.Выйдя на трудовой отдых, военный будет получать , если продолжит работать.

Также он будет получать пенсию по старости (после 60 лет).Льготная выслуга — время, в течение которого военнослужащий находился в трудных условиях работы. Например, в зоне боевых действий.В этих условиях за прошедший срок гражданину начисляют большее количество дней в счет стажа.

Например, вместо 1 месяца – 1,5. Эти люди могут быстрее выйти на пенсию или претендовать на большие суммы.Существует несколько вариантов льготных выслуг:

  1. 1:2 месяцев. На эту льготу могут рассчитывать участники ВОв, не принимавшие участия в боях, узники концлагерей и пленники, служащие отдаленных гарнизонов, выполнявшие задания в горах, водолазы и специалисты, работающие с ядерными отходами и перезаряжающие реакторы;
  2. 1:6 месяцев. Самый высокий коэффициент применяется только к воевавшим в штрафбатах в ВОВ. в России для этих лиц будет самой большой;
  3. 1:3 месяцев. Применяются к ветеранам ВОв и приравненным к ним категориям. Для ветеранов боевых действий (например, в России для афганцев), для ликвидаторов чернобыльской аварии;
  4. 1:1,5 месяцев. Такой подсчет применяют пограничники, экипажи дизельных подлодок и моряки атомных кораблей, некоторые категории летнего состава.

Обратите внимание: подобное вычисление применяется только на то время, что служащий провел в указанных местах.Например, если ветеран 2 месяца участвовал в боевых действиях в Афганистана, а остальное время провел в части, где начисление стажа – 1:1, то начисление льготной выслуги 1:3 будет произведено только за 2 месяца.В зависимости от того, какой стаж у военного (только военный или смешанный) расчет выплат производится по одной из двух формул.Если гражданин только служил (уволился по выслуге лет), формула для расчета пенсии военнослужащим по выслуге лет будет следующей:(А*50% + А*3%*В) * С, гдеА – денежное довольствие конкретного лица. Оно зависит от должности и звания, наличия медалей, наград, участия в военных операциях;В – количество отслуженных лет свыше минимальных 20С – понижающий коэффициент.Для расчета суммы по смешанному стажу формула меняется.

Она будет выглядеть следующим образом:(А*50% + А*1%*В) * СИначе рассчитывается пенсия у военных по инвалидности. Ее формула выглядит как:(ДД * СИ * ПК), где:ДД – денежное довольствие;СИ – сумма, определяющаяся группой инвалидности или заболеванием;ПК – понижающий коэффициент.СИ может быть равна:

  1. 75%, когда причина инвалидности – заболевание;
  2. 40%, наличие инвалидности 3 группы.
  3. 85%, если пенсионер – инвалид 1 и 2 групп, получивший инвалидность после травмы;
  4. 50%, в случае инвалидности 3 группы;

В 2018 году понижающий коэффициент равен 72,23%.Закон определяет минимальный размер как процент от базовых выплат по конкретным специальностям.Минимальные пенсии военным пенсионерам в 2018 году будет составлять:

  1. 150-200% на каждого при получении пенсии по потере кормильца.
  2. 100% от базовой социальной выплаты;
  3. 150-300% при пенсии по инвалидности;

Посчитать более точно невозможно, так как закон не предусматривает точный размер минимального платежа.В некоторых случаях пенсионер может получить доплату к пенсии. Ее размер и наличие зависят от определенных обстоятельств.Дополнительные выплаты положены, если:

  1. он получил инвалидность 1 группы;
  2. пенсионер старше 80 лет;
  3. является участником ВОв;
  4. проживает (приравненных к нему территориях) или проработал там не менее 9 лет.
  5. на обеспечении пенсионера находятся недееспособные иждивенцы: доплата предусмотрена за троих, остальные учитываться не будут;

Ежегодно происходит индексация сумм в соответствии с инфляцией.

Перерасчет будет произведен, если изменились какие-либо данные: изменился понижающий коэффициент или денежное довольствие.Оформление может происходить в военном комиссариате или Пенсионном фонде.

В любом случае обращаться необходимо по месту регистрации. военнослужащего по выслуге лет происходит в несколько шагов. Гражданин должен выполнить следующие действия:

  1. получить в Пенсионном фонде справки об отсутствии иных пособий и пенсий;
  2. подать в военкомат или Пенсионный фонд заявление и пакет документов, на основании которых назначается пенсия.
  3. встать на учет в военкомат и получить денежный аттестат;
  4. подать рапорт об увольнении по выслуге лет в свою воинскую часть;

Денежный аттестат — индивидуальный документ, в котором прописаны все довольствия и затраты, которые получал гражданин при службе.

К ним относятся: расходы на фирменную одежду, снаряжение и т.д. Документ необходим для точного расчета. Если военный приобретал что-либо за свой счет и не получил компенсацию, ее выплачивают с пенсией.Перечисление денег происходит через «Сбербанк», через сектор военных пенсий.

При возникновении заминок или получении неполной суммы обращаться необходимо туда. Если это не помогло, следует обратиться в суд.Для оформления военных выплат пенсионеру потребуется пакет документов, подтверждающих его право на получение пособий.В данный пакет входят:

  1. свидетельство о смерти военного, выписка о составе семьи и доказательства отсутствия иного дохода.
  2. военный билет или иной документ, служащий доказательством постановки на военный учет. Он должен иметь отметку об увольнении;
  3. вщевой и денежный аттестаты;
  4. личное дело (из архива);
  5. трудовая книжка, в которой указан общетрудовой стаж, если оформление происходит по нему;СНИЛС;
  6. справка об инвалидности или заключение военной медицинской комиссии о назначении выплат по инвалидности;
  7. паспорт или вид на жительство;
  8. справка из Пенсионного фонда о том, что гражданин не получает иных пенсий;
  9. фото размером 3*4 см;
  10. заявление на получение выплат установленного образца;

К иным документам относятся, например, трудовая книжка неработающей супруги, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей.Если пенсионер переезжает в другой город, ему необходимо переоформить выплаты по новому месту жительства.Перевод военной пенсии при смене места жительства происходит по следующей схеме:

  1. гражданин пишет заявление в военкомат с просьбой приостановить выплату и указывает новый адрес;
  2. военкомат пересылает все бумаги в отделение по новому месту жительства получателя и оформляет получение на новом месте.

Переоформление происходит в течение нескольких дней.На рассмотрение заявления и проверку полученных документов дается 10 дней.После этого заявителю должен прийти письменный ответ – положительный или отрицательный. Если отказ связан с отсутствием каких-либо бумаг, присылают уведомление с конкретным списком недостающих документов.

В последнем случае может затянуться до 3 месяцев и будет зависеть от самого пенсионера.В зависимости от причины получения военной пенсии различаются итоговые сроки ее получения:

  1. выплаты по выслуге лет перечисляют пожизненно;
  2. в случае потери кормильца – по достижению получателями совершеннолетия или получения иных выплат. Например, если сын умершего солдата станет инвалидом и оформит пенсию по инвалидности, то потеряет военную.
  3. по инвалидности – в течение срока действия справки об инвалидности от медкомиссии. В некоторых случаях она может быть бессрочной, то есть на всю жизнь;

Очередная пенсионная реформа и неопределенные перспективы выплат пенсий взволновала многих военнослужащих. Несколько лет назад Госдума предложила отменить военные пенсии, заменив их единовременной выплатой, так как предполагалось, что специалист в данной области легко найдет себе работу.Но на 2018 год этот закон не был внесен в законодательные органы и не рассматривался. Пока что военные выплаты только заморозили на некоторое время, их отмены в ближайшее время не будет.Итак, пенсия для военных пенсионеров выплачивается сотрудникам определенных органов после отработки 20 лет.

Суммы выплат выше, чем у гражданских лиц. При возникновении каких-либо проблем необходимо обращаться в военкомат или в суд: судебная практика в данном вопросе достаточно обширна.

Проблема пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и не приобретших права на пенсию по выслуге лет

Эта публикация призвана осветить и наметить пути решения проблемы, которая более-менее массово возникнет через 10-15-20 лет, когда пенсионного возраста достигнут люди, проходившие военную службу после 2001 года, но не приобретшие права на пенсию по выслуге лет. И когда они в своё время обратятся в Пенсионный Фонд РФ за назначением пенсии, то с негодованием обнаружат, что «что-то пошло не так».

Статьи законов, указанные в тексте, относятся к последнему упомянутому закону, если не указано иное. Посетил намедни на сайте Пенсионного Фонда России, где ознакомился с данными индивидуального персонифицированного учёта. Увиденное заставило крепко задуматься об отдалённых перспективах и путях достижения более справедливого (для себя любимого) учёта права на достойную пенсию с учётом наработанного капитала.

Увиденное заставило крепко задуматься об отдалённых перспективах и путях достижения более справедливого (для себя любимого) учёта права на достойную пенсию с учётом наработанного капитала.

За время моей трудовой деятельности пенсионное законодательство уже поменялось несколько раз, в 2002 и 2015 годах.

При этом проведённый анализ изменений законодательства выявил неприятные моменты, которые, однако, проявятся лишь в отдалённой на 20 с лишним лет перспективе. Действующий Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (далее — Статус) согласно его Преамбулы… в соответствии с Российской Федерации определяет… основы государственной политики в области правовой и социальной защиты… граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.Согласно ст.3

«Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»

: 3.

Социальная защита… граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: . — совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; — … иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. К сожалению, Статус не содержит нормы, регулирующие пенсионное обеспечение военнослужащих.

Единственная норма, относящаяся к этому аспекту, содержится в ст.10 «Право на труд»: 3.

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы. . Условия назначения пенсий военнослужащим регулируется нормами Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ, и то лишь в части пенсии по выслуге лет, по инвалидности или потери кормильца: Статья 8.

Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей 1.

Пенсия за выслугу лет… назначаются в порядке, предусмотренном Российской Федерации

«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

. А что же заслужили лица, уволенные с военной службы без приобретения права на выслугу лет?

До 2002 года указанной проблемы не существовало, т.к. действовавший Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 не делал различий между гражданским и военным стажем:

  1. Пенсия исчислялась исходя из среднемесячного заработка за определённый промежуток времени (ст.102), в том числе и из денежного довольствия военнослужащих (ст.100).
  2. В общий трудовой стаж включались также и другие периоды, в том числе служба в Вооружённых Силах и других «силовых» структурах (ст.90), а по призыву — в двойном размере (ст.94)
  3. Предусматривался повышающий коэффициент за каждый год общего трудового стажа сверх минимально необходимого (25 лет) для назначения пенсии (ст.16, 17).

При этом само определение «общий трудовой стаж» было конкретизировано именно в этом Законе (ст.88): С учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в настоящем разделе Закона, устанавливается пенсия.

Согласно ч.1 ст.4 Статуса, правовыми основами статуса военнослужащих является не только настоящий Федеральный закон, но и иные федеральные законы. Поэтому можно утверждать, что в момент принятия Статуса именно взаимосвязь ч.3 ст.10 Статуса и указанных статей Закона «О государственных пенсиях в РФ» определяла пенсионные права лиц, уволенных с военной службы. С 2002 года действуют нормы Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Поменялся подход к пенсионному обеспечению, поставивший во главу угла накопление пенсионного капитала будущей пенсии индивидуально самим работником, исходя из произведённых отчислений в пенсионные фонды (ПФР и НПФ).

Возникло понятие «стоимость страхового года» (ст.3) стоимость страхового года — утверждаемая Правительством Российской Федерации сумма денежных средств, которая определяется как произведение минимального размера оплаты труда… и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации .Однако, на военнослужащих Закон не распространился, т.к.

застрахованными лицами могут быть лишь работающие по трудовому (гражданско-правовому) договору (а также некоторые иные категории, ст.7).

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, были освобождены от уплаты страховых взносов. В 2002-2014 годах действовали нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ , в котором исчезло и предыдущее понятие «общего трудового стажа», сменившись другим (ст.2): страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж Да, осталась норма о включении времени военной службы в зачёт иных периодов (ст.11) 1.
N 173-ФЗ , в котором исчезло и предыдущее понятие «общего трудового стажа», сменившись другим (ст.2): страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж Да, осталась норма о включении времени военной службы в зачёт иных периодов (ст.11) 1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: 1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации

«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

; …Но вот только… зачёт времени службы по призыву (в том числе офицеров)в двойном размере незаметно «испарился»!

Также «испарилась» и старая норма об учёте денежного довольствия военнослужащих при расчёте пенсии. Вместо этого только после момента обращения гражданина за пенсией, размер накопленного пенсионного капитала увеличится на стоимость страхового года, умноженную на продолжительность нестраховых периодов, согласно статей 2 и 3 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ.

Однако, данный закон действует только (в интересующей нас части) для финансирования периода военной службы по призыву (собственно, его первоначальное название и было

«О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за… период прохождения военной службы по призыву»

). И только в 2011 году был принят Федеральный закон «» от 4 июня 2011 г.

N 126-ФЗ, который, наконец, установил, что (ст.1) Гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу,… или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал [РПК].Финансирование РПК из бюджета оказалось аналогичным предыдущему, т.е. исходя из «стоимости страхового года» (ст.2), без учёта размера денежного довольствия и без удвоения за время службы по призыву.Иными словами, при назначении пенсии за каждый год службы РПК пополнился бы на сумму, равную отчислению работающего «на гражданке» и ежемесячно получающего зарплату в 1 (ОДИН!) МРОТ.

Для сравнения: — в конце 2002 года, когда я начал службу офицером по призыву, 450 руб., а моя первая получка — около 7.000 руб, т.е. соотношение было 15. — в конце 2009 года на момент увольнения моё среднее денежное довольствие было около 18.650 руб.

при МРОТе в 4330 руб, т.е. соотношение стало 4,3. С 1 января 2015 года вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ , одной из новинок которого стала балльная система подсчёта индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). В 2015 году коэффициент (он же балл) «1» соответствует отчислениям с ежемесячной зарплаты размером в 1 МРОТ (5965 руб.).

В 2015 году коэффициент (он же балл) «1» соответствует отчислениям с ежемесячной зарплаты размером в 1 МРОТ (5965 руб.). Его нормы несколько улучшили положение рассматриваемой категории лиц.

  1. Время службы по призыву не засчитывается в страховой стаж в двойном размере.
  2. Период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности (п.1 ч.1 ст.12).
  3. Коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (период прохождения военной службы по призыву), а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», составляет 1,8 (ч.12 ст.15).

Здесь следует заметить, что для бывших «призывников» установленный коэффициент 1,8 более-менее адекватен, особенно для тех кто (с 2008 года) отслужил лишь 1 год.

Если считать, что состав довольствия «призывника» складывается не только из явной части (выплаты денежного довольствия, которое выросло со 100 ), но и включает неденежную форму (видимо, по некоторой аналогии со ТК РФ): стоимость питания, обмундирования и проживания в казарме, — то средняя зарплата в 10.791 рубль (9.388 без НДФЛ) как раз покрыла бы эти издержки. Как показал проведённый анализ, пенсионные права лиц, уволенных с военной службы по контракту, в части определения ИПК значительно ущемлены по сравнению с лицами, работавшими по трудовому договору и которым начислялась заработная плата в таком же размере, что и денежное довольствие.

Нормы п.2 ст.31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ч.4 ст.36 ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливают, что федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Однако согласно ч.2 ст.4 Статуса Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Налицо равной силы, каждый из которых к тому же содержит норму, делающую его главнее прочих.

Но есть «луч света в тёмном царстве». Ведь Статус является , следовательно он и должен применяться. Кроме того, подготавливая новые пенсионные законы, законодатель обязан был руководствоваться ещё действующими нормами.

Но так как в ч.3 ст.10 Статуса изменения не вносились, то имеем законный рычаг для переформатирования ситуации. Это может быть необходимо лишь в достаточно редком случае, если не хватает стажа для назначения страховой пенсии (ч.2 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях»), т.к.

с 6 лет страхового стажа в 2015 году до 15 лет в 2024 году. Поскольку здесь речь не идёт об изменении размера ИПК, норм действующего законодательства должно хватить для решения такой проблемы.

Должен производиться по тем же правилам, что и для работавших по трудовому договору, но:

  1. с увеличением пенсионной выплаты на 1% за каждый год службы по призыву.
  2. с учётом прибыли от инвестирования накоплений РПК за каждый год, в котором должны были бы производится отчисления

Но тут может возникнуть препятствие — сохранились ли в архивах документы с начислением зарплаты, ведь эти сведения до этого не требовались и значит, не было резона их хранить.

Тогда придётся высчитывать самостоятельно косвенно, по приказам об установлении/изменении/отмене окладов и разнообразных надбавок. Другое препятствие — это установленный ФЗ «О страховых пенсиях» твёрдый размер ИПК. Судя по всему, алгоритм преодоления будет следующий:

  • Собрать в архивах сведения о начисленном денежном довольствии (НДД) за период службы, сделать самостоятельно расчёт НДД.
  • Подать иск в суд на ПФ РФ (т.к. расчёты НДД они вряд ли примут, сославшись на установленный законодательством твёрдый ИПК)
  • Добиваться запроса самим судом в Конституционный Суд РФ о конституционности вышеупомянутых норм, ограничивающих исчисление ИПК с учётом НДД в полном размере (ст.101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «»), либо обратиться в КС РФ самостоятельно в течение года после вступления в силу отказного решения суда (ст.96, 97).
  • Обратиться в Пенсионный Фонд РФ за включением сведений об иных периодах трудовой деятельности (в том числе размера НДД), не дожидаясь наступления возраста выхода на пенсию (согласно ст.12 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «»);

Хорошим подспорьем являются принятые в схожей ситуации Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П «» и Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 N 798-О-О «».

Выдержки из Определения: 2.1… Таким образом, из содержания Постановления… однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место — до или после 10 июля 2007 года), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем. . 2.2… Возложение на государство подобной обязанности, возникшей и подлежащей исполнению с момента провозглашения… Постановления ., призвано гарантировать реализацию лицами, выполнявшими оплачиваемую работу по трудовому договору, своих пенсионных прав в полном объеме. Следовательно, осуществляемый в соответствии с данным Постановлением пересмотр размера страховой части назначенных (пересчитанных) этим лицам трудовых пенсий должен обеспечить ее установление в сумме, которую надлежало бы получать застрахованным лицам к моменту указанного пересмотра, если бы страховые взносы уплачивались страхователем (работодателем) в их пользу в полном объеме.

.К сожалению, напрямую к рассматриваемой проблеме их применить нельзя, т.к. они касаются прав лиц, работавших по трудовым договорам, а как было установлено выше, военнослужащие в эту категорию не включены. Но в исковом заявлении следует обязательно опираться в том числе и на них (по аналогии).

Иной вариант — обращение в государственные инстанции, обладающие законодательной инициативой (Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, федеральные органы, где законом предусмотрено прохождение военной службы (МинОбороны, ФСБ, МВД.)), в рамках Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «», за изменением нормы ч.12 ст.15 ФЗ «О страховых пенсиях». Справочно: реферат «» (до 2014 г.) P.S. Здесь не рассмотрены ещё такие связанные с обсуждаемой проблемы:

  1. начисление ИПК в период прохождения военнообязанным военных сборов, ведь . На период прохождения военных сборов лицо приобретает статус военнослужащего «в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» (п.2 ст.2 Статуса), соответственно и ИПК может начисляться как за период военной службы, а может и вовсе не начисляться. Таким образом, при заработке выше 1,8 МРОТ и общей продолжительности сборов до 12 месяцев за время пребывания в запасе, недоимка в ИПК может быть ощутима.
  2. начисление ИПК в случае, если призывник некоторое время работал и был призван с увольнением по п.1 Трудового Кодекса РФ. В этом случае, например, если гражданин работал в государственных организациях, после увольнения он имеет право поступления в ту же организацию и на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу (п.5 ст.23 Статуса). Такая ситуация похожа на предыдущую в плане справедливости расчёта ИПК по утраченному из-за призыва среднего заработка.

Служба в армии входит в трудовой стаж для начисления пенсии

5 декабря 2018В настоящее время граждане РФ активно интересуются своим трудовым стажем, поскольку от него напрямую будет зависеть время выхода на пенсию.

Поэтому они как можно раньше приступают к трудовой деятельности, женщины меньше сидят в декрете, а военнослужащие задаются таким вопросом, будет ли учитываться служба в армии при назначении пенсии, как правильно это оформить, какие документы и в какой срок необходимо предоставить.Государством РФ в ст.

59 Конституции закреплено, что каждый гражданин страны мужского пола, начиная с совершеннолетия и до двадцати семи лет, должен отслужить в вооруженных силах РФ. При этом также не запрещено исполнять военные обязанности и на контрактной основе. Но у военнослужащих возникает вопрос – будет ли считаться время, проведенное в армии в любом случае (по призыву или по контракту), как трудовая деятельность.Согласно нормам закона, к трудовой деятельности относится не только период фактического присутствия на рабочем месте, но его вынужденное отсутствие по определенным причинам, например, для прохождения службы в вооруженных силах РФ.Именно от трудового стажа, упоминаемого в ФЗ №173, зависели условия предоставления и размер пенсии.

После изменений 2002 года в законодательстве размер пенсионных выплат стал определяться страховым стажем, который представляет собой установленный режимом пенсионного страхования период.Поэтому воинская служба, согласно:

  1. ФЗ №76 считается льготным стажем для определенной категории граждан.
  2. ФЗ №400 определяет размер страхового стажа;
  3. ФЗ №173 учитывается в трудовом стаже;

Служба в армии играет роль во всех применяемых в РФ видах стажей, при этом этот период имеет свой порядок зачисления.Для начала следует определить, для каких категорий военнослужащих их служба будет зачислена в стаж. Все категории военнослужащих прописаны в ст. 1 Закона №4468-1, к ним относятся:

  1. мичманы;
  2. офицеры морских и наземных войск;
  3. аттестованные работники прокуратуры и другие.
  4. граждане, осуществляющие военную службу по контракту;
  5. прапорщики;
  6. сотрудники МЧС;

При этом обязательным условием зачисления времени службы в стаж и расчете выплат по нетрудоспособности является осуществление трудовой деятельности до и после пребывания в армии.Также жены военных, которые проживали совместно с мужем во время его трудовой деятельности, могут рассчитывать на зачисление в свой стаж этого времени, как период вынужденной безработицы.Служба в армии для военнослужащих играет большую роль при формировании трех основных видов стажей РФ:

  1. трудового или общего;
  2. льготного.
  3. страхового;

При этом учет в каждом из них имеет некоторые особенности.Такой вид стажа, согласно нормам законодательства, с 2002 года не оказывает прямого влияния на величину пенсионных выплат, но он имеет значение при:

  1. установлении повышающего коэффициента для работников, осуществляющих трудовую деятельность в определенных регионах;
  2. присвоении ветеранского статуса;
  3. перерасчете пенсий, накопленных до введения изменений 2002 года;
  4. отправке на отдых сельских жителей;
  5. досрочном выходе на пенсию;
  6. оформлении льготной пенсии военнослужащими.

В этот вид стажа период несения военной службы включается:

  1. Утраивается для военнослужащих, которые участвовали в военных действиях, т.е.

    находились в условиях повышенного риска для жизни и здоровья.

  2. Согласно его фактической продолжительности для военнослужащих, осуществляющих службу на общих условиях.
  3. Удваивается для армейцев, которые были призваны к службе, и для госслужащих при определении их стажа.

При этом есть нюанс – для того, чтобы трудовой стаж не прерывался, отслуживший должен в течение года после демобилизации вновь приступить к трудовой деятельности.Поэтому в некоторых случаях служба в армии сокращает время, когда следует выходить на заслуженный отдых.После изменений 2002 года в пенсионном законодательстве основную роль играет страховой стаж, который:

  1. Определяет размер пенсионных выплат.
  2. Влияет на величину пособия, выплачиваемого сотруднику при его уходе на больничный.

Армейская служба рассматривается как стандартный страховой стаж, несмотря на то, что в этот период работодатель не совершал никаких отчислений в ПФР.

Также в отличие от трудового, где этот период может учитываться в двукратной и трехкратной продолжительности, в этот вид стажа воинская служба включается только по ее календарной продолжительности.Несомненно армейский период для некоторых военнослужащих может быть учтен в льготный стаж, которые дает возможность гражданину выходить на пенсию:

  1. по выслуге, если его должность включена в утвержденный Правительством РФ перечень (ст. 3 ФЗ №76).
  2. досрочно, если его трудовая деятельность связана с тяжелыми и опасными условиям (в органы внутренних дел, вредное производство, крайний север, участие в боевых действиях;

Для большинства военнослужащих армейский период на общих условиях учитывается исходя из его фактической продолжительности, т.е.

один год приравнивается к одному году стажа.Служащие по контракту обладают такими же условиями, поскольку фактически это является их официальным местом работы. При этом они могут обеспечить себе досрочный выход на пенсию, добровольно отслужив установленный законодательством период, который составляет двадцать лет. Такая инициатива армейцев активно поддерживается государством в виде повышенных пенсионных выплат.Согласно изменениям в пенсионной сфере, с 2015 года размер пенсионных выплат определяется по бальной системе.

Для того чтобы гражданину было назначено пенсионное пособие должен быть:

  1. Достигнут установленный пенсионный возраст.
  2. Выработан определенный страховой стаж.
  3. Набран необходимый размер баллов.

Эти баллы начисляются гражданину, если работодатель ежемесячно осуществляет необходимые отчисления в ПФР.Ежегодно по общему правилу трудящийся гражданин получает 1,8 балла. Именно такое же количество баллов получает и военнослужащий, проходящий службу в армии, несмотря на то, что никаких отчислений от работодателя в ПФР не производится.Каждый военнослужащий должен подтвердить тот факт, что он некоторый период времени пребывал в армии, иначе это время могут не учесть в трудовом или другом виде стажа.

Для этого после демобилизации гражданин должен предоставить необходимый перечень документов в отдел кадров предшествующего службе места работы.К этим документам относятся:

  1. трудовая книжка.
  2. справка о прохождении службы в определенном подразделении;
  3. военный билет;

На основании справки в трудовой книжке делается соответствующая запись.Также военнослужащий, который до армии был трудоустроен, может быть уверен, что, согласно законодательству, работодатель оставит рабочее место за ним. А если гражданин не был трудоустроен, то ему просто потребуется принести на новое место работы чистую трудовую книжку.При этом граждане, которые обучались в военном учебном заведении, могут рассчитывать на учет этих лет в стаж, для этого им необходимо будет предоставить диплом об окончании соответствующего заведения.Каждый военнослужащий, несущий службу, исходя из долга перед государством или на добровольной основе, т.е. по контракту, может рассчитывать на то, что эти годы будут учтены в трудовой и страховой стаж, но только при определенных условиях.

Также для некоторых категорий граждан существуют особые условия включения этих лет в стаж.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+