Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Защита прав потребителей - Срок возврата валютной выручки в рф

Срок возврата валютной выручки в рф

Срок возврата валютной выручки в рф

Минфин вернулся к идее отмены репатриации валюты для несырьевых экспортеров

Запрос бизнеса на дерегулирование на фоне борьбы с последствиями пандемии позволил Минфину вернуться к ослаблению валютного контроля для экспортеров. Идею ранее критиковал ЦБ как противоречащую попыткам остановить вывоз капитала и требованиям международного антиотмывочного законодательства. Отказ от репатриации валютной выручки может быть запущен уже с 2021 года с полной отменой требования к 2025 году для несырьевого неэнергетического экспорта.

Бизнес встретил инициативу с одобрением, однако ответственные за исполнение экспортного нацпроекта ведомства однозначную оценку ей дать затруднились. Минфин вернулся к идее послабления валютного законодательства для российских экспортеров, следует из проекта поправок к закону о валютном контроле, опубликованного на . Так, с 2021 года несырьевые неэнергетические экспортеры смогут не возвращать до 10% суммы контракта, с 2022 года — до 30%, в 2023 году — до 50%, в 2024 году — до 70%.

Полная отмена требований для такого экспорта предусмотрена к 2025 году. При этом либерализация валютного контроля не затронет внешнеторговые контракты участников бюджетного процесса федерального уровня, федеральных бюджетных учреждений и унитарных предприятий.

Послабления также не распространятся на ряд товаров, которые можно отнести как к сырью, так и к продуктам его переработки, в том числе минеральные продукты и топливо, недрагоценные металлы (сера, пески, смолы, кокс, газы, черные металлы, медь, цинк и пр.). Требования о репатриации валютной выручки вводились для борьбы с выводом капитала.

Однако, как ранее неоднократно писал “Ъ” (например, см. ), а теперь прямо указывает сам Минфин, нормы об обязательном возврате выручки не приносят результатов.

Вне требования обязательной продажи валютной выручки

«применение репатриации в иностранной валюте не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса»

, пишут авторы проекта. При этом требование о репатриации ограничивает гибкость торговых отношений между резидентами и нерезидентами и снижает конкурентоспособность российских экспортеров за счет трансакционных издержек и трат кадровых и финансовых ресурсов. Ранее Минфину удалось добиться поэтапного отказа от возврата рублевой выручки для экспортеров РФ ().

Инициативы Минфина по отказу от репатриации валюты до сих пор блокировал Центробанк из-за требований по исполнению антиотмывочных обязательств РФ перед ФАТФ, однако с 2018 года репатриация стала бессмысленной при автоматическом обмене информацией налоговыми органами мира.Новый проект в ЦБ пока не готовы комментировать, поскольку инициатива еще обсуждается.

В Минфине сообщили, что проекты будут направлены в ЦБ и заинтересованные ведомства, а по результатам согласительных процедур определены шаги по работе с проектом.

По словам ответственного секретаря профильного комитета РСПП Павла Исаева, за отказ от репатриации выступали даже крупные компании из-за высоких рисков выхода на новые экспортные рынки, поскольку добросовестные экспортеры из-за неисполнения требования подпадают под риск штрафов до 100% стоимости контракта, а доказывание невиновности зачастую экономически неоправданно. «Небольшая компания получает «прививку» больше не заходить на иностранный рынок»,— добавил он. Как пояснил “Ъ” глава профильного совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, в проекте должно быть учтено право правительства в «экстренных случаях» вводить временные требования о возврате валютной выручки, иначе закон снова потребует правки.

Поэтапная отмена репатриации валютной выручки предусмотрена проектом нацплана восстановления экономики — законодательно инициатива должна быть оформлена к октябрю.Планом предусмотрены и другие меры либерализации валютного контроля: применение риск-ориентированного подхода, приостановка штрафов за валютные нарушения до 1 июля 2021 года, разрешение экспортерам зачета встречных требований по обязательствам внешнеторговых сделок.

Поэтапная отмена репатриации валютной выручки предусмотрена проектом нацплана восстановления экономики — законодательно инициатива должна быть оформлена к октябрю.Планом предусмотрены и другие меры либерализации валютного контроля: применение риск-ориентированного подхода, приостановка штрафов за валютные нарушения до 1 июля 2021 года, разрешение экспортерам зачета встречных требований по обязательствам внешнеторговых сделок. В совокупности меры должны способствовать выполнению нацпроекта по экспорту на фоне коронавирусных ограничений и разрыва цепочек поставок.

Ранее заместитель главы Минсельхоза Сергей Левин уже указывал на возможный пересмотр части нацпроекта по экспорту АПК, хотя ситуация на рынке пока благоприятная.

В ведомствах, ответственных за исполнение нацпроекта, не смогли дать однозначную оценку проекту. В Минсельхозе “Ъ” пояснили, что упрощение валютного законодательства позитивно скажется на повышении конкурентоспособности сельхозпродукции и развитии экспорта. При этом ведомство совместно с экспортерами сельхозпродукции готовит собственные инициативы.

«Часть из них направлена в Минфин для дальнейшей проработки»

,— отметили в ведомстве. В Минпромторге от комментариев о возможном эффекте послаблений на промэкспорт отказались. Диана Галиева

ЦБ согласился на постепенную отмену репатриации валютной выручки

Основным инициатором либерализации валютного контроля является Минфин.

ЦБ же обычно выступал за более осторожный подход к ослаблению регулирования. Читайте на РБК Pro В конце июня Минфин опубликовал о поэтапной — с 2021 по 2025 год — отмене обязательной репатриации валютной выручки для несырьевых неэнергетических экспортеров.

Минфин предлагает план по аналогии с отменой репатриации в рублях для сырьевых экспортеров, которая была принята ранее. Так, с 2021 года будет отменена репатриация средств до 30% суммы внешнеторгового договора между резидентом и нерезидентом, с 2022 года — не более 50%, с 2023 года — не более 70%, с 2024 года — в отношении всей суммы. В национальном плане правительства по восстановлению экономики либерализации валютного контроля отдельный раздел.

Среди мер — переход от тотального контроля к проверке только сомнительных операций, отмена на год штрафов за невозврат валютной выручки, разрешение экспортерам осуществлять зачеты встречных требований. Но отменить репатриацию валютной выручки в плане предложено только по несырьевым неэнергетическим товарам.

В то время как опрошенные ранее РБК эксперты , что отменить ограничения по валютному контролю нужно для всех компаний.

Заместитель главы Федеральной налоговой службы (ФНС) Дмитрий Вольвач мнение, что радикально ослабить контроль во время экономического кризиса было бы опасно из-за рисков утечки капитала. При этом замглавы ФНС согласился, что следующим этапом либерализации должно стать смягчение контроля за зарубежными счетами компаний.

«Ограничений по зарубежным счетам быть не должно при условии, что эти счета прозрачны для ФНС»

, — уверен Вольвач. Несмотря на внушительные штрафы, самый большой риск при несоблюдении требования о репатриации — уголовная ответственность, в том числе по ст. 193.1 УК (валютные операции по подложным документам).

«Эта статья может быть интерпретирована самым широким образом»

, — отмечала ранее в беседе с РБК директор EY Law Анна Назарчук.

По этой статье, в частности, уголовное дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова.

Высокий риск необоснованного привлечения к ответственности, вплоть до уголовной, за валютные нарушения иной раз удерживает компании от принятия решений о выходе на экспорт, ранее директор по совершенствованию регулирования экспортной деятельности РЭЦ Екатерина Барвалина. Многие компании отказываются выходить на экспорт, потому что боятся связываться с валютным контролем, подчеркивала профессор РЭШ Наталья Волчкова.
Многие компании отказываются выходить на экспорт, потому что боятся связываться с валютным контролем, подчеркивала профессор РЭШ Наталья Волчкова. За последний год в России были предприняты шаги по смягчению валютного законодательства.

В основном изменения коснулись граждан со счетами за рубежом. Так, с 1 января физлица могут без ограничений зачислять средства от нерезидентов на счета в странах — участницах Евразийского экономического союза или участницах автообмена финансовой информацией.

Условия распространились на валютные операции после 1 января 2018 года.

Неполучение валютной выручки: ответственность для резидентов и возможные меры для предотвращения ее наступления

В условиях непростой экономической ситуации, вызванной пандемией, под удар были поставлены не только малый и средний бизнес, но и крупные компании, на регулярной основе имеющие дело с заключением и исполнением внешнеторговых контрактов.

Последствием таких событий, в том числе для иностранных контрагентов, может быть не только невозможность произвести оплату по контрактам в срок, но и банкротство или уход с рынка. Давайте оценим последствия невозврата резидентами валютной выручки на территорию Российской Федерации, а также возможные варианты предотвращения привлечения резидента к ответственности в связи с невозможностью получения валютной выручки по заключенным с иностранным партнером контрактам.

С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения, касающиеся порядка репатриации валютной выручки (Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»

, далее — Закон № 265-ФЗ).

Его главным нововведением является отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по отдельным внешнеторговым контрактам.

Поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки установлена в отношении внешнеторговых контрактов, если сумма обязательств определена и осуществляется в рублях, в отношении экспорта отдельных сырьевых товаров под установленными ч. 4, 5 ст. 2 Закона № 265-ФЗ кодами ТН ВЭД ЕАЭС (к примеру, нефти и продуктов перегонки, отдельных минеральных продуктов, драгоценных и полудрагоценых камней, отходов и лома металлов и др.) в отношении не более 10% суммы контракта — с 1 января 2021 г., с полной отменой требований о репатриации в отношении всей суммы к 2024 г. В отношении иных внешнеторговых контрактов (сумма контракта и оплата — в рублях) при экспорте иных несырьевых товаров требование о репатриации экспортной выручки с 1 января 2021 г.

полностью отменяется в отношении всей суммы контракта (за исключением товаров некоторых категорий и внешнеторговых договоров, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, включенных в единую ТН ВЭД ЕАЭС под кодами 4401—4403 99 000 9). В отношении всех остальных контрактов продолжают действовать старые требования о репатриации валютной выручки. Статья 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» обязывает резидентов осуществить репатриацию валютной выручки на территорию РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении займов нерезидентам.

Иными словами, резиденты обязаны в сроки, установленные договорами, обеспечить получение денежных средств от нерезидентов за переданные им товары, информацию и результаты интеллектуальной деятельности, выполненные для них работы, оказанные им услуги, обеспечить получение выданных ранее займов. Кроме того, резидент обязан возвратить в Россию денежные средства, уплаченные нерезидентам, если товар не был ввезен, работы не выполнены, а услуги не оказаны.
Кроме того, резидент обязан возвратить в Россию денежные средства, уплаченные нерезидентам, если товар не был ввезен, работы не выполнены, а услуги не оказаны.

Закон о валютном регулировании устанавливает и перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета иностранную валюту или рубли, в том числе при проведении зачета встречных требований. Однако данные исключения затрагивают узкие сферы деятельности и редко применимы. Если российская компания заключила внешнеторговый контракт или договор займа с нерезидентом, она обязана вернуть денежные средства в Россию.

В противном случае фирма будет привлечена к ответственности. Стоит при этом отметить, что за нарушение порядка репатриации валюты установлены суровые санкции. Административная Согласно ст.

15.25 КоАП РФ за неисполнение обязанности по возврату средств по контракту ВЭД или договору займа резиденту грозит предупреждение (Федеральным законом от 01.04.2021 № 72-ФЗ ч.

4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП дополнены таким административным наказанием, как предупреждение) или штраф:

  1. для должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.; в случае повторного правонарушения им грозит дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет.
  2. за неполучение денежных средств на свои счета в полном объеме: от 75 до 100% суммы не возвращенных в Россию средств;
  3. за просрочку зачисления средств на счет взимается штраф в размере 1/150 от ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств за каждый день просрочки. Штраф применяется, если денежные средства были возвращены, но допущена просрочка;
  4. для ИП и юридических лиц
    • за просрочку зачисления средств на счет взимается штраф в размере 1/150 от ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств за каждый день просрочки. Штраф применяется, если денежные средства были возвращены, но допущена просрочка;
    • за неполучение денежных средств на свои счета в полном объеме: от 75 до 100% суммы не возвращенных в Россию средств;

Уголовная Чтобы минимизировать риск утечки капиталов из России, законодатель установил уголовную ответственность, которая применяется к лицам, по вине которых произошел невозврат валютной выручки по внешнеторговому контракту. Такие лица, в соответствии со ст.

193 УК РФ, могут быть привлечены к уголовной ответственности, если общая сумма невозвращенной выручки (в совокупности по всем контрактам ВЭД) в течение года превысит 100 млн руб. При отсутствии отягчающих обстоятельств лицу будет грозить штраф от 200 000 до 500 000 руб., принудительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет.

Если речь идет о невозврате выручки в сумме более 150 млн руб. (или при наличии отягчающих обстоятельств), то за такое правонарушение предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 1 млн руб. Согласно новой редакции ст. 193 УК РФ (введена Федеральным законом от 01.04.2021 № 73-ФЗ) нарушение требований валютного законодательства о репатриации валютной выручки признается уголовно наказуемым деянием, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за совершение деяний, предусмотренных ч.

5.2 ст. 15.25 КоАП РФ (то есть незачисление выручки в размере более 100 млн руб.). Стоит отметить, что состав правонарушения образуют как активные действия, так и бездействие российской стороны, в результате которого произошел невозврат или просрочка получения выручки, а также невозврат авансов, уплаченных нерезидентам.

Стоит отметить, что состав правонарушения образуют как активные действия, так и бездействие российской стороны, в результате которого произошел невозврат или просрочка получения выручки, а также невозврат авансов, уплаченных нерезидентам. Подробнее нужно остановиться на субъективной стороне правонарушения, которая характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Иными словами, если вина резидента, как субъективная сторона правонарушения, не будет доказана, то привлечению к ответственности он не подлежит. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Если же лицо добросовестно исполняло возложенные на него обязанности и пыталось не допустить правонарушение на каждой стадии (подготовки, заключения, исполнения) контракта, равно как и на стадии взыскания задолженности, а также предприняло все зависящие от него меры по получению валютной выручки, оно не может быть привлечено к ответственности (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.08.2019 № Ф08-6259/2019 по делу № А53-703/2019).

Так какие же меры, по мнению судов, может и должен принять резидент, если исполнение его обязанности по репатриации экспортной выручки в значительной степени зависит от действий контрагента? Их можно поделить на три этапа: преддоговорная работа, договорная работа, претензионно-исковая работа. Преддоговорная работа На резиденте лежит тщательный выбор контрагента.

Он должен заботиться о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами.

Резидент отвечает за неисполнение обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов. Данный вывод подтверждается многочисленной судебной практикой (Определение КС РФ от 19.05.2009 № 572-О-О; постановления Конституционного суда РФ от 27.04.2001 № 7-П, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2016 № Ф01-1071/2016 по делу № А38-4710/2015, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.08.2019 № Ф08-6259/2019 по делу № А53-703/2019). Выполнением данного условия будет считаться проведение тщательной преддоговорной работы по изучению контрагента, его надежности и деловой репутации, в том числе:

  1. получение от контрагента сведений, подтверждающих легальность деятельности, начиная от копий уставных документов и заканчивая специальными государственными лицензиями;
  2. проверка платежеспособности контрагента;
  3. выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации (постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2017 № Ф05-14951/2017 по делу № А40-66876/17);
  4. анализ на предмет участия указанного лица в судебных спорах.

Необходимо иметь в виду, что в суде придется доказать факт получения информации о репутации нерезидента (документов, выписок, переписки) до заключения договора.

Договорная работа

  • Включение в договор таких форм расчетов по контракту, которые позволяют исключить риск неисполнения нерезидентом обязанности по оплате.

Судебная практика подтверждает, что достаточными и разумными мерами для обеспечения репатриации денежных средств на стадии заключения и исполнения контракта является применение таких форм расчетов по контракту, которые исключают риск неисполнения нерезидентом своих обязанностей, а именно: предварительная оплата в полном объеме, аккредитивная форма расчетов, а также выдача векселя и т.п.

(постановления Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2021 № Ф05-22636/2019 по делу № А40-314473/2018, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 № 17АП-1960/2019-АКу по делу № А60-56686/2018).

  • Включение в договор условий об обеспечении исполнения обязательств.

Резидент может использовать такие виды обеспечения исполнения обязательств, как банковская гарантия, поручительство, залог, задаток (в зависимости от надежности и деловой репутации партнера), а также страхование коммерческих рисков (в соответствии с Правилами осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2011 № 964) (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.02.2021 № Ф07-17728/2019 по делу № А56-161692/2018). Факт получения на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков в данном случае исключает привлечение лица к ответственности (постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.04.2019 № Ф05-4479/2019 по делу № А40-181876/18; приказ Росфиннадзора от 28.09.2015 № 369 «Об утверждении Методических рекомендаций по отдельным вопросам установления обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Дополнительной гарантией будет включение в договор условий, минимизирующих риск неисполнения нерезидентом принятых на себя обязательств в виде неустойки за нарушение сроков оплаты. Данный вывод также подтверждается судебной практикой (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.08.2019 № Ф08-6238/2019 по делу № А53-704/2019, от 08.08.2019 № Ф08-6259/2019 по делу № А53-703/2019; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2019 № 15АП-6729/2019 по делу № А53-702/2019).

  • Своевременное продление сроков оплаты.
  • Разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков, досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор (постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2017 № Ф05-14951/2017 по делу № А40-66876/17).

Судебная практика свидетельствует о том, что продление контрактных сроков получения денежных средств путем заключения дополнительного соглашения может свидетельствовать об отсутствии нарушения требований о репатриации выручки в случае, если указанное соглашение заключено до истечения данных сроков (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.08.2018 № Ф09-4188/18 по делу № А50-41956/2017).

Продление сроков должно быть оформлено строго в форме заключения дополнительного соглашения. Продление обществом финансовых обязательств нерезидента на основании писем не является разумной и достаточной мерой для обеспечения поступления валютной выручки по заключенному с нерезидентом договору (постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.09.2019 № Ф05-14828/2019 по делу № А40-19548/19-144-182).

Стоит обратить внимание на то, что любой перенос оплаты должен быть надлежащим образом оформлен и своевременно доведен до сведения всех контролирующих лиц.
  • Исключение возможности зачета встречных требований.

При наличии имеющейся у резидента задолженности перед нерезидентом по другим контрактам существует риск проведения зачета встречных требований последним, в результате чего резидент не получит на свои счета выручку по контракту, тем самым нарушив требования валютного законодательства.

К сожалению, на практике такие ситуации не являются редкостью. Суды указывают на правомерность проведения зачета встречных однородных требований по внешнеторговым контрактам, а также относят фактическое совершение нерезидентом зачета встречных требований к рискам ведения предпринимательской деятельности резидентом (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2015 № 17АП-12690/2015-ГК по делу № А60-9471/2015), который, в частности:

  1. не обеспечил включение условия о запрете зачета встречных требований в текст внешнеторгового договора (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 № 17АП-8939/2015-ГК по делу № А60-49393/2014);
  2. своевременно не совершил надлежащих действий по получению валютной выручки;
  3. допустил наличие просроченной задолженности перед нерезидентом (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2016 № Ф09-208/16 по делу № А60-9471/2015).

Поэтому резиденту необходимо не допускать появления задолженности перед нерезидентом, а также включить условие о запрете зачета в ранее заключенные контракты. Претензионно-судебная работа

  • Своевременное направление претензий.

Претензионная работа (направление уведомлений о необходимости оплаты, переписка, переговоры с иностранной компанией по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензий) признается судами эффективным средством влияния на контрагента с целью понудить последнего к оплате товара и обстоятельством, свидетельствующим о том, что резидент принял меры по зачислению валютной выручки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2006 по делу № А56-17842/2006).

Однако само по себе обращение к иностранному контрагенту путем направления уведомлений о необходимости произвести оплату без иных обеспечительных действий со стороны резидента не может свидетельствовать о принятии лицом всех возможных мер по исполнению обязанности по репатриации выручки. Факт переписки и направления уведомлений должен быть подтвержден документально.

  • Обращение в суд.

Саму по себе претензионную работу без последующего обращения в суд, скорее всего, посчитают недостаточным доказательством принятия всех возможных мер по обеспечению репатриации выручки.

Обязательной мерой резидента, направленной на возвращение денежных средств, является именно обращение резидента в судебные органы (постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2017 № Ф05-12220/2017 по делу № А41-8485/17). При форс-мажоре резидент должен доказать наличие обстоятельств непреодолимой силы, находящихся вне его контроля и препятствующих надлежащим образом выполнять требования валютного законодательства.

В соответствии с действующим законодательством ТПП РФ вправе засвидетельствовать форс-мажорные обстоятельства для подтверждения возникновения обстоятельств непреодолимой силы, которые повлекли невозможность своевременного исполнения обязанности, в том числе установленной валютным законодательством по репатриации денежных средств, в связи с введением иностранным государством ограничений осуществления валютных операций с нерезидентами. Согласно письму Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382 в случае наступления форс-мажорного обстоятельства, признанного таковым ТПП РФ, производство по делу об административном правонарушении за нарушение резидентом сроков репатриации может быть прекращено (постановление АС Центрального округа от 12.11.2019 № Ф10-5099/2019 по делу № А83-394/2019).

Значит, резиденту необходимо получить сертификат о форс-мажоре в ТПП РФ или уполномоченном органе страны контрагента. Резиденту нужно включить свои требования в реестр требований кредиторов при банкротстве нерезидента. Банкротство должника-нерезидента само по себе не является основанием для возможности не возвращать валютную выручку в РФ и не освобождает организацию от ответственности (постановление АС Северо-Западного округа от 18.11.2014 по делу № А56-56490/2013), но данный факт может в числе прочих быть признан обстоятельством, смягчающим ответственность резидента, что подтверждается выводами судов (постановление АС Уральского округа от 02.03.2018 № Ф09-9008/17 по делу № А07-14768/2017).

Если организация приняла все возможные меры для получения выручки, в том числе задолженность включена в реестр требований должника-нерезидента, суд может прийти к выводу об отсутствии ее вины в нарушении (постановление АС Северо-Западного округа от 28.08.2018 № Ф07-8874/2018 по делу № А56-7575/2018).

Как видно из вышеприведенного анализа, исполнение обязанности лица по репатриации экспортной выручки и, соответственно, минимизация рисков привлечения к ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ в значительной степени зависят от действий самого резидента не столько после наступления просрочки исполнения, сколько на этапе выбора контрагента, анализа всех обстоятельств и правильной подготовки документов.

Под подготовкой документов понимается не только их составление до заключения сделки, но и их адаптация в условиях кризиса.

Новая редакция ст. 15.25 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 01.04.2021 № 72-ФЗ) отдельно вводит ответственность за нарушение правил репатриации, если сумма невозвращенных или несвоевременно возвращенных средств превышает 100 млн руб. (превышение суммы в 100 млн руб.

возможно как по одной валютной операции, так и по совокупности нескольких валютных операций в течение одного года) и эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно новой редакции КоАП РФ, к компании-резиденту, допустившей невозврат (несвоевременный возврат) валютной выручки в сумме менее 100 млн, в качестве альтернативы штрафу может быть применено предупреждение. Вероятно, в условиях кризиса законодатель намеренно установил данный порог, чтобы не подвергать отечественный бизнес еще большим убыткам. Таким образом, применение конкретной санкции будет рассматриваться индивидуально в каждом отдельном случае с учетом регулярности нарушений правил репатриации резидентом (нарушил впервые или нарушает на регулярной основе), был ли причинен вред безопасности государства, имущественный ущерб и других критериев.

Превышая порог в 100 млн руб., компания не сможет отделаться предупреждением, и ей грозит штраф в вышеуказанном размере. Для должностных лиц предусмотрено наказание в виде штрафа от 40 000 до 50 000 руб. либо дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет.

Правительство ослабит валютный контроль на фоне пандемии

  1. признать на год, до 1 июля 2021 года, экспортера исполнившим обязанность по возврату валютной выручки, если он получил средства от российского банка-гаранта в счет исполнения обязательств контрагента по внешнеторговому договору;
  2. поэтапно отменить требования по возврату экспортерами выручки в иностранной валюте за переданные ими контрагентам несырьевые неэнергетические товары;
  3. разрешить экспортерам осуществлять зачеты встречных требований по обязательствам, вытекающим из условий внешнеторгового договора (в том числе в случаях применения контрагентом штрафов, неустоек или иных мер ответственности экспортера, выставленных за нарушение требований к качеству товара, условий поставок и т.п.) или замены новым обязательством в целях исполнения обязанности по возврату валютной выручки.
  4. разрешить международным перевозчикам засчитывать остатки авансов контрагентам в рамках одного внешнеторгового договора в счет оплаты авансовых платежей по другому внешнеторговому договору в целях исполнения обязанности по возврату валютной выручки;
  5. внедрить риск-ориентированный подход и перейти от тотального контроля к контролю за «сомнительными валютными операциями». Это самая значимая мера из предложенных, считает руководитель центра компетенций и анализа стандартов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) РАНХиГС Антонина Левашенко. Нужно полностью отказаться от тотального валютного контроля и контролировать только сомнительные операции в рамках законодательства о противодействии отмыванию средств, как в странах ОЭСР, уверена эксперт. В прошлом году, когда правительство презентовало проект нового контрольно-надзорного кодекса, валютный контроль предполагалось в сферу риск-ориентированного подхода;
  6. приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2021 года до 1 июля 2021 года. Штрафы составляют от 75 до 100% от суммы неправомерной валютной операции. Министр финансов Антон Силуанов их драконовскими и сумасшествием;

Ответственным исполнителем назначен Минфин.

РБК направил запрос в пресс-службу министерства.

Читайте на РБК Pro Эти меры cблизят российское валютное законодательство с мировой практикой и позволят увеличить объем внешнеторговых операций, прокомментировал РБК управляющий партнер офиса коллегии адвокатов Pen & Paper в Санкт-Петербурге Алексей Добрынин.

Временное смягчение станет экспериментом и может подтолкнуть к дальнейшей либерализации, считает директор EY Law Анна Назарчук. «Год — немаленький срок для того, чтобы оценить эффективность предложенных мер. Надеемся, что государство продолжит этот курс», — добавляет эксперт.

Предложенные шаги станут «несомненным плюсом», но бизнес ожидает полной отмены репатриации валютной выручки и возможности свободного зачета средств, указывает Назарчук. Новые правила жизни без репатриации не распространились на экспортеров услуг, а зачеты остатков авансовых платежей разрешили только международным перевозчикам, а не всем участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), отмечает Левашенко из РАНХиГС.

Кроме того, по ее словам, филиалы российских компаний по-прежнему

«фактически лишены возможности эффективно использовать банковские счета в странах присутствия»

.

К тому же сохраняется самый большой риск при нарушении требований репатриации — уголовная ответственность, в том числе по ст. 193.1 УК (о валютных операциях с подложными документами).

«Эта статья может быть интерпретирована очень широким образом»

, — заключает Назарчук. В частности, по этой статье уголовное дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова.

Требование о репатриации экспортной выручки в рублях исчезнет.

Уже предусмотрен график поэтапной отмены

Комментарий эксперта

Ксения Грицепанова, директор группы по оказанию юридических услуг банкам и финансовым институтам PwC Legal Хотя Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ получил огласку как закон о либерализации валютного контроля, на самом деле далеко не все нововведения действительно упрощают требования валютного контроля. Так, с одной стороны, отменяется жесткий контроль за операциями в счетах в странах — участницах CRS, которые при этом являются и членами ОЭСР/ФАТФ, а с другой стороны, вводятся дополнительные требования к счетам у брокеров, доверительных управляющих и в иных организациях финансового рынка. Закон предусматривает постепенную отмену требований о репатриации, что предоставляет российским компаниям возможность в определенных случаях осуществлять зачет встречных требований, например, или рассматривать варианты иного исполнения обязательств по договору.

Однако следует отметить, что правила о репатриации отменяются только при условии, что обязательства по внешнеторговому договору определены в российских рублях и расчеты осуществляются в российских рублях.

По внешнеторговым контрактам в иностранной валюте все остается по-прежнему. Кроме того, закон никоим образом не влияет на недавно введенное требование о репатриации по договорам займа.

Распространение требований о репатриации на договоры займа фактически означает введение существенных ограничений в различные механизмы заемного финансирования, реструктуризации займов и т.п.

Еще отмечу один момент, касающийся физлиц.

Согласно Закону № 265-ФЗ физические лица — резиденты могут не подавать отчеты о движении денежных средств по счетам, которые отвечают определенным критериям, при одном из двух условий. Первое условие может оказаться применимым для российских граждан, открывших вклады за рубежом и не осуществляющих активных инвестиционных операций. Второе условие, в рамках которого необходимо, чтобы не было зачислений в течение года, нам кажется не рабочим в принципе: ведь, как правило, в течение года на счет зачисляются хоть какие-то суммы (например, технические проценты).

Деньги оставь себе

Идея обязать участников внешнеэкономической деятельности возвращать полученную выручку в страну понятна — деньги за произведенные здесь товары и услуги не должны оставаться за рубежом. Кроме того, меры валютного контроля препятствуют выводу денежных средств за рубеж.Однако российское валютное законодательство наложило на экспортеров столь жесткие требования, что они стали одним из основных барьеров для развития экспорта. Эффекта по снижению оттока капитала при этом нет.

Поэтому в последние два года активно обсуждается постепенное смягчение мер валютного контроля.Основным инициатором либерализации стал минфин. В 2021 году принято несколько разработанных им законов — снята уголовная ответственность за невозврат валютной выручки, уменьшены штрафы и увеличены сроки, в которые необходимо вернуть выручку.В конце июня минфин представил проект закона о поэтапной отмене репатриации. С 1 января 2021 года можно будет не возвращать до 10% выручки, с 2022 года — до 30% и т.д.

Полная отмена произойдет к 2025 году. В будущем минфин планирует заменить валютный контроль на контроль за «сомнительными валютными операциями» с применением риск-ориентированного подхода.Меры, предложенные ЦБ, также направлены на поэтапную отмену обязательства по возврату валютной выручки. Но если минфин поддерживает несырьевых экспортеров, то ЦБ предлагает отменить репатриацию для всех экспортно ориентированных компаний.В частности, регулятор предлагает законодательно закрепить свое право на мониторинг валютной выручки и долговой нагрузки крупнейших нефинансовых компаний, рассказали в пресс-службе ЦБ РФ.

Мониторинг проводится и сейчас, но новые меры позволят делать его системно и формально закрепить правила проведения.В 2021 году репатриацию валютной выручки отменят несырьевым экспортерам, к 2024 году — всем остальнымВ пакете предложений также смягчение режима зарубежных счетов экспортеров. Так, рассматривается возможность зачислять экспортную выручку в иностранной валюте на такие счета.

В конце июля президент России уже подписан разработанный минфином закон, разрешающий зарубежным филиалам получать деньги на счета в иностранных банках. Раньше это можно было делать только на счета уполномоченных российских банков.

Каким образом меры ЦБ дополнят это нововведение, пока не понятно.Еще одной мерой либерализации валютного контроля станет, по мысли регулятора, упрощение порядка взаимодействия резидентов с уполномоченными российскими банками.Основная задача валютной политики, напоминают в пресс-службе регулятора, препятствовать незаконному вывоза капитала. ЦБ еще ранее предложили законодательно закрепить понятие сомнительной валютной операции, чтобы после либерализации сохранить в полном объеме возможность препятствовать обслуживанию теневой экономики.

Отдельные вопросы возврата валютной выручки в Российской Федерации

Многие украинские компании, расположенные в Крыму, были вынуждены перевести свою деятельность в российское законодательное поле.

Такие компании продолжают работу с украинскими контрагентами уже на «внешнеэкономических условиях» и, соответственно, сталкиваются с рядом «валютных» вопросов. В частности, о возврате валютной выручки в РФ или, как определено российским законодательством, – репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (далее – возврат валютной выручки). Читайте также В данном материале и рассмотрим некоторые из упомянутых вопросов.

Установлен ли российским законодательством максимальный срок возврата валютной выручки? В Российской Федерации на законодательном уровне максимальный срок возврата валютной выручки не установлен, срок привязан к условиям договора. Это определено Федеральным Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г.

№ 173-ФЗ. Его ст. 19

«Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации»

содержит отсылку к сроку, предусмотренному внешнеэкономическим договором, а именно: «При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них». При этом фраза

«если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом»

, закрепленная в ч.

1 упомянутой статьи, относится не к вопросу срока, а к случаям, когда обязанность зачисления средств на счет не установлена.

Так, случаи, при которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, устанавливает ч. 2 ст. 19 этого Закона. Какой размер пени (штрафа) установлен в РФ за несвоевременный возврат валютной выручки?

Ответственность за несвоевременный возврат валютной выручки в РФ предусмотрена ч. 4 и 5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «4.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. 5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию».

При этом процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), привязка к которой указана в ч.

4 ст. 15.25 этого Кодекса, с 14 сентября 2012 года равна 8,25 % годовых. Предусмотрена ли законодательством РФ уголовная ответственность за невозврат валютной выручки?

Статья 193 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации.

Так, ч. 1 ст. 193 установлена ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в крупном размере (превышает 6 млн. рублей) – штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет. Согласно ч. 2 ст. 193 предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в особо крупном размере (превышает 30 млн.

рублей) – лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Кроме этого, ст. 193.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за перевод денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов, а именно: ч.

1 ст. 193.1 предусматривает ответственность за указанное деяние в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до трех лет; ч. 1 ст. 193.1 предусматривает ответственность за указанное деяние, совершенное в крупном размере (превышает 6 млн.

рублей), группой лиц, с использованием фиктивного юридического лица, в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового; ч. 3 ст. 193.1 предусматривает ответственность за указанное деяние, совершенное в особо крупном размере (превышает 30 млн. рублей), организованной группой, в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Останавливает ли начисление штрафных санкций за невозврат валютной выручки в РФ подача иска в суд на нерезидента и получение положительного решения суда? В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона Украины

«О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»

от 23.09.94 г. № 185/94-ВР — в случае принятия судом решения об удовлетворении иска, пеня за нарушение сроков, предусмотренных ст.

1 и 2 этого Закона или установленных Национальным банком Украины в соответствии с указанными статьями, не уплачивается с даты принятия иска к рассмотрению судом. Российское законодательство не имеет подобного положения. В то же время, обращение в суд может свидетельствовать о совершении резидентом всех зависящих от него действий для получения денежных средств от нерезидента, то есть может свидетельствовать об отсутствии вины, а значит и об отсутствии оснований для привлечения к административной и уголовной ответственности.

Предотвратить привлечение к ответственности можно, в частности, путем своевременного изменения условий контракта в части срока оплаты.

Это подтверждается выводами судебных органов РФ, в частности, Третьего арбитражного апелляционного суда: 1.

Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, отсутствует, если стороны с соблюдением требований гражданского законодательства изменили условия контракта в части срока оплаты поставленного товара до наступления обязанности перечисления денежных средств за поставленный товар на расчетный счет.

2. Заключение дополнительного соглашения об изменении сроков уплаты за переданный нерезиденту товар, при условии репатриации валютной выручки, свидетельствует о принятии резидентом мер для получения валютной выручки. 3. Невнесение изменений в паспорт сделки и непредставление административному органу дополнительного соглашения к контракту, направленного на изменение срока оплаты за отгруженную по контракту продукцию, при условии соблюдения срока поступления на счет общества валютной выручки в соответствии с внесенными таким соглашением изменениями, свидетельствует об отсутствии в бездействии общества признаков противоправного поведения и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ». Как видим, регулирование вопросов возврата валютной выручки в Российской Федерации отличается от регулирования в Украине.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+