Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Способы закупки по фз 44

Способы закупки по фз 44

Способы закупки по фз 44

Методы проведения закупки по 44-ФЗ: что выбрать?

  1. 0 Комментарии
  2. On 09.09.2017
  3. 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Процедура закупки, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП

Содержание

  1. 8 Выводы
  2. 1 Что предпочитают заказчики
  3. 7 Запрос предложений
  4. 2 Электронный аукцион
  5. 3 Контракт с единственным поставщиком
  6. 5 Открытый конкурс и его подвиды
  7. 4 Запрос котировок
  8. 6 Закрытый конкурс

Как известно, 44-ФЗ разрешает проводить закупки несколькими способами. Почему же некоторые из них, например, электронный аукцион, пользуются большой популярностью, а другие объявляются крайне редко. Дело в том, что у каждого метода определения поставщика свои особенности и ограничения.

Более того, если заказчик выберет неправильную процедуру, ему грозит административная ответственность.Что предпочитают заказчикиКонечно же, заказчики очень любят производить закупку у единственного поставщика, ведь это гораздо проще, чем провести конкурентную процедуру.

Поэтому все, что только можно, закупается именно так.

В основном это малые закупки с ценой контракт до 100 тыс. рублей, а также закупки у субъектов естественных монополий.Но закон накладывает на контракты с единственным поставщиком довольно жесткие ограничения. Поэтому этот способ занимает почетное второе место, уступив лишь электронному аукциону, любимому всеми за свою простоту и удобство.

Поэтому этот способ занимает почетное второе место, уступив лишь электронному аукциону, любимому всеми за свою простоту и удобство.

На третьем и четвертом местах разместились, соответственно, запрос котировок и открытый конкурс.

Далее расскажем о лидерах рейтинга закупочных процедур, а также упомянем и об аутсайдерах.Регистрация в ЕРУЗ ЕИСС 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:Заказать регистрацию в ЕИС Электронный аукционЭтот метод закупки удобно применять в тех случаях, когда критерием отбора поставщиков является цена контракта. Именно он позволяет с максимальной прозрачностью выбрать исполнителя на лучших для заказчика условиях.К плюсам электронного аукциона можно отнести:

  1. высокий уровень прозрачности процедуры, что снижает риски сговора.
  2. минимальный риск претензий со стороны проверяющих органов;
  3. малое количество ограничений на его проведение;
  4. снижение нагрузки на заказчика, поскольку вся процедура организуется торговой площадкой;

Не лишен этот метод и минусов, и они таковы:

  1. из всех наиболее популярных методов, за исключением конкурса, электронный аукцион является самым длительным;
  2. есть зависимость от технических сбоев на ЭТП или в работе интернета, из-за чего может произойти срыв сроков процедуры;
  3. критерием выбора является цена, поэтому качество объекта закупки оценить невозможно;
  4. невозможно выделить несколько лотов.

Электронный аукцион выбирается, если объект закупки входит в аукционный перечень из распоряжения Правительства № 471-р, а также в случае, когда:

  1. в силу закона нельзя сделать закупку у единственного поставщика или через запрос котировок;
  2. заявки участников можно оценить только по цене, не принимая во внимание квалификацию, опыт и другие критерии.

Контракт с единственным поставщикомВ части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ изложены ситуации, когда заказчик может произвести закупку у единственного поставщика. Во всех прочих случаях делать это запрещено.

Чаще всего контракт с единственным поставщиком заключается в закупках до 100 тыс. руб.Преимущества этого метода очевидны:

  1. провести закупку можно очень быстро и просто;
  2. не нужно проводить конкурентную процедуру и тратить на это время и денежные средства;
  3. можно работать с проверенным поставщиком;
  4. нет зависимости от посторонних обстоятельства, например, от работы ЭТП.

Недостатки тоже лежат на поверхности:

  1. процедура неконкурентная, поэтому риск внимания со стороны проверяющих органов повышен;
  2. не всегда есть возможность получить лучшую цену.

Запрос котировокСамым удобным для заказчиков вариантом быстро провести небольшую закупку является именно запрос котировок.

Удобство связано с его простотой и небольшим количеством ограничений. Главное из них — это НМЦК до 500 тыс. рублей. Кроме того, нельзя объявлять запрос котировок, если объект должен быть закуплен закрытыми способам определения поставщика или путем проведения конкурса с ограниченным участием.Преимущества запроса котировок:

  1. высокая скорость проведения по сравнению с прочими конкурентными процедурами;
  2. процесс прост и четко регламентирован, поэтому риск претензий от контролирующих органов минимален;
  3. заявки можно оценивать не только по цене, но и по нестоимостным критериям.

Среди недостатков отметим:

  1. на применение этого метода существуют ограничения, поэтому контролирующие органы могут проверить правомерность его выбора.
  2. так как отсутствует обеспечение заявки, к процедуре могут быть допущены недобросовестные участники;
  3. невозможность выделять лоты;

Чаще всего заказчики проводят запрос котировок, если закупается небольшой объем каких-то простых товаров, поставка которых не требует от исполнителя высокой квалификации.Открытый конкурс и его подвидыКонкурс позволяет поставщику получить максимальный объем информации о потенциальных исполнителях.

В оценке конкурсных заявок участвуют разные критерии — от цены до наличия гарантии на поставленный товар. Кроме того, в сложных закупках можно привлечь стороннюю организацию, которая возьмет на себя проведение процедуры.Подвидом конкурса является конкурс с ограниченным участием. Провести его можно, если закупаются технически сложные и узкоспециализированные объекты.
Провести его можно, если закупаются технически сложные и узкоспециализированные объекты.

Поставка таких товаров или услуг требует от исполнителя особой квалификации.

Кроме того, конкурс с ограниченным участием проводится для выполнения работ по сохранению культурного наследия, и работ с музейными, архивными и библиотечными фондами.Двухэтапный конкурс может быть проведен, если исполняются сразу два условия:

  1. чтобы уточнить характеристики объекта закупки, заказчик должен обсудить их с участниками;
  2. если закупаются научно-исследовательские работы, инновационная и высокотехнологичная продукция, работа по созданию произведений искусства и литературы либо заключается энергосервисный контракт.

Закрытый конкурсТакая процедура непопулярна и проводится только в установленных законом случаях.

Через закрытый конкурс закупаются объекты для обеспечения нужд, так или иначе связанных с гостайной. Кроме того, процедура проводится для закупок услуг водителей и уборщиков помещений для судей и судебных приставов. Также этот метод применяется для заключения контрактов по страхованию, транспортировке и охране фондов драгоценных металлов и камней, музейных предметов и коллекций, ценных изданий, рукописей, архивных документов, которые имеют культурное значение.Запрос предложенийЭтот метод также нельзя назвать популярным.

Причины того — ограниченные законом основания для проведения закупки таким способом, а также невозможность для заказчика внести изменения в извещение и закупочную документацию.Запрос предложений проводится для закупки ограниченного круга объектов.

В частности, это спортивный инвентарь для олимпийцев и паралимпийцев, изделия художественного промысла, медпрепараты по показаниям для конкретного пациента, услуги по лечению российского гражданина за границей.

Кроме того, посредством запроса предложений закупаются диппредставительства и иные российские заказчики, осуществляющие свою деятельность за рубежом (при НМЦК до 15 млн рублей).Запрос предложений должен быть проведен и в некоторых случаях, когда другие процедуры не дали результата. В частности, после признания электронного аукциона или повторного конкурса несостоявшимся.

Также он применяется и тогда, когда контракт был расторгнут на основании части 5 статьи 95 закона 44-ФЗ, а работу или услугу по-прежнему необходимо закупить.ВыводыИтак, как же заказчик выбирает способ проведения закупки?

Прежде всего он должен проверить, не обязывает ли закон 44-ФЗ применять какой-то конкретный метод определения поставщика. Например, если объект закупки попадает в аукционный перечень, то необходимо проводить электронный аукцион.Далее проверяется возможность закупить товар, работу или услугу у единственного поставщика. Если же закупка, допустим, не проходит в разряд малых по цене, то, вероятно, она может подойти под запрос котировок.

Ну а при цене контракта более 500 тыс. рублей заказчик в общем случае выбирает между открытым конкурсом и электронным аукционом.

И выбор будет зависеть от того, необходимо ли оценивать заявки участников по каким-либо нестоимостным критериям. Заявка Хотите найти больше тендеров?

Заполняйте заявку на бесплатный доступ к сервису Контур.Закупки:Последние новости

  1. Изменены правила проведения закупок в сфере строительства 09.07.2020
  2. Изменение фильтров в поиске закупок 21.07.2020
  3. Как уменьшить риски при работе с госконтрактами: 10 правил 04.09.2020
  4. Банковские гарантии в Закупках 27.07.2020
  5. Ответы на вопросы по регистрации поставщиков в ЕИС и ЕРУЗ 15.07.2020
  6. Ошибки участников госзакупок 15.07.2020
  7. Закупки с запретом на допуск иностранных промышленных товаров 31.07.2020
  8. Банки, имеющие право выдавать банковскую гарантию 17.07.2020
  9. Как поставщик влез в закупку и не попал в РНП 01.09.2020
  10. Как самозанятым участвовать в закупках 08.09.2020

Назад: Может ли заказчик по 223-ФЗ отказаться от заключения договора Далее: Закупка у физлица: что со страховыми взносами?

Scroll

Способы закупки по 44-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Какие существуют способы закупки по 44-ФЗ: таблица
  2. Преимущества и недостатки разных способов закупки по 44-ФЗ
  3. Как правильно выбрать способ закупки по 44-ФЗ

Существуют разные способы закупки по 44-ФЗ. На законодательном уровне используется более точный термин – выбор поставщика. На определение того или иного метода проведения торгов влияет множество факторов: предмет закупки, цена контракта и другие аспекты.

Важно уметь ориентироваться в этих критериях, чтобы не попасть под санкции ФАС при проведении закупок по 44-ФЗ, что может грозить аннулированием результатов или штрафами.

Какие существуют способы закупки по 44-ФЗ: таблица

В приведенной таблице подробно рассмотрены все способы закупки по 44-ФЗ: Способ В каких случаях применяется Особенности Конкурс Используется, если важно выбрать исполнителя по ряду критериев Считается наиболее подходящим вариантом проведения торгов. Проходит в открытой, закрытой форме, с ограниченным доступом участников, в два этапа Запрос предложений В соответствии со ст.

83 44-ФЗ, используется в таких случаях:

  1. когда предметом тендера является спортинвентарь;
  2. при закупке медикаментов;
  3. если повторно проведенный конкурс считается несостоявшимся

Побеждает участник, чье окончательное предложение наиболее полно отвечает пожеланиям заказчика Запрос котировок Применяется для выбора победителя, только исходя из предложенной стоимости. Начальная максимальная цена находится в пределах 500 000 рублей Объем закупок не может превышать 10 % от общего и быть выше суммы в 100 миллионов рублей Аукцион Исполнителя выбирают, исходя из предложенной участниками стоимости.

Аукционы являются обязательным форматом при закупках, входящих в список Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Во время таких торгов НМЦК постепенно снижается, участники сообщают о своем намерении предоставить услугу по меньшей цене Проходит в закрытой и открытой форме Закупка у единственного поставщика Случаи использования такого формата закупок перечислены в ст. 93:

  1. при закупке у субъектов естественных монополий
  2. при цене до 100 000 рублей;
  3. если предметом контракта является лечение гражданина РФ за рубежом;

При данном способе закупки по 44-ФЗ используются два подхода, когда заказчик:

  1. направляет исполнителю предложение о заключении соглашения;
  2. принимает от исполнителя предложение о выполнении работ

Преимущества и недостатки разных способов закупки по 44-ФЗ Чаще всего на практике используются следующие способы закупок по 44-ФЗ:

  1. запрос котировок;
  2. открытый конкурс.
  3. закупки у одного продавца;
  4. электронный аукцион;

Перечисленные формы признаны конкурентными, прозрачными, выгодными для заказчиков.

Закрытые закупки, такие как запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс могут выбираться организаторами торгов в случаях, установленных на законодательном уровне.

При выборе формата проведения торгов заказчик отталкивается от распространенности, доступности, достоинств способа, личных предпочтений, а также установленных в 44-ФЗ ограничений и норм. Перечисленные подходы сопряжены с определенным набором требований к покупателю, тексту договора, поэтому применяются в установленных для них законом ситуациях. Выбор неправомерного метода закупки влечет за собой привлечение организатора торгов к ответственности на административном уровне.

Остановимся на каждом способе проведения закупок по 44-ФЗ: 1. Закупка у единственного поставщика Заказчики выбирают данный формат закупки, когда контракт заключается на небольшую сумму.

Закон дает возможность один раз заключать контракт с продавцом на сумму до 100 000 рублей. Но в п. 4 ч. 1 ст. 93 фиксируется несколько важных условий, о которых нельзя забывать.

Ключевые плюсы закупки у единственного исполнителя:

  1. низкие риски появления во время торгов нарушений, независящих от организатора, то есть сбоев в работе ЭТП или других трудностей;
  2. не требуются большие расходы на процедуру подписания соглашения;
  3. простота, короткие сроки осуществления процедуры, если сравнивать с остальными способами проведения закупки по 44-ФЗ.
  4. у заказчика есть возможность работать с уже знакомым продавцом;

Но, выбирая в качестве поставщика одну организацию, нужно быть готовым к таким трудностям:

  1. Высокая вероятность претензий со стороны проверяющих, ведь данный способ закупки дает большие возможности для расходования бюджетных денег на непредусмотренные изначально цели.

    Есть вероятность сговора между сторонами договора.

  2. Сложности в снижении цены соглашения и установлении оптимальных условий для получения необходимого результата, так как отсутствует конкуренция.

Читайте также: «Оплата контракта по 44-ФЗ: последние изменения» Часть 1 ст. 93 устанавливает случаи закупки в таком формате. Если ситуации нет в списке, закупка не может проводиться у одного исполнителя.

Иногда организатор торгов не обязан прибегать к конкретному способу, но работа с единственным исполнителем не представляется возможной. Чтобы выйти из ситуации и осуществить закупку, выбирают открытый конкурс (ст.

48) или электронный аукцион (ст. 59). Возможен запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или предложений (ч.

2 ст. 83). 2. Электронный аукцион Данный способ закупки популярен среди покупателей благодаря своей прозрачности и объективности при выборе исполнителя. Ключевыми преимуществами такого формата являются:

  1. Возможность пригласить специализированную организацию для проведения электронного аукциона.
  2. Сокращенный до минимума риск претензий по проведению торгов, так как на этапах подготовки вся работа ведется через ЭТП. Это относится к приему, регистрации заявок, возврату обеспечения, хранению документов.
  3. Малое количество ограничений – организатору не нужно бояться проверки правильности выбранного способа закупки.
  4. Конфиденциальность, за счет чего претенденты на тендер лишаются возможности сговориться, осуществить подлог.

При подготовке к электронному аукциону нужно помнить о таких его недостатках:

  1. Сроки и процедура могут быть нарушены в результате технических сбоев на ЭТП.
  2. Проведение аукциона отличается большей сложностью, этот формат предполагает несколько этапов, на которых заказчик рискует ошибиться, в результате чего к нему могут быть предъявлены претензии.
  3. Нельзя выделить сразу лоты, что, например, допускается в формате конкурса и закрытого аукциона.
  4. Такие торги занимают больше времени, чем запрос котировок, предложений и работа с одним продавцом.
  5. Возможна оценка заявок только по предложенной в них стоимости, а качество ТРУ не проходит какую-либо проверку.

Электронные аукционы проводят в случаях, указанных законом, либо если существующие ограничения не позволяют заказчику выбрать более удобные для него способы. Ограничение № 1. Можно использовать только формат электронного аукциона, если в Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р не названы необходимые заказчику ТРУ.

А также если они отсутствуют в дополнительному перечне, установленном высшим исполнительным органом государственной власти региона РФ. Ограничение № 2. Разрешается отдать предпочтение формату аукциона, когда:

  1. закон не позволяет закупать ТРУ у одного продавца, использовать запрос котировок;
  2. основное свойство предложения для заказчика – стоимость договора, а не качество товаров/квалификация, опыт работы исполнителя, пр.

3.

Запрос котировок Запрос котировок позволяет быстро закупить ТРУ на небольшую сумму.

Кроме того, данный способ выбирают, когда речь идет об оказании гуманитарной помощи, ликвидации последствий природных или техногенных ЧС. В ч. 2 ст. 72 можно уточнить ограничения, установленные для использования данного формата.

Стоит оговориться, что в некоторых ситуациях наложенные ч.

2 ст. 72 на размер НМЦК ограничения не принимаются во внимание по ст.

75 и 76. Данный формат торгов не может использоваться, если закон требует от заказчика применять закрытые способы закупки (ч.

1 ст. 84) или конкурс с ограниченным участием (ст. 56). Других препятствий употребления данного подхода не существует. Достоинства этой процедуры:

  1. возможность оценивать заявки не только по цене, но и по другим характеристикам, в соответствии с ч. 1, 4 ст. 32.
  2. меньшие риски, не зависящие от заказчика, такие как технический сбой на ЭТП;
  3. быстрое определение победителя (по сравнению с электронным аукционом и конкурсом);
  4. низкий риск ошибок во время торгов, что объясняется доступностью процедуры, небольшим пакетом бумаг, предельно понятными правилами проведения;

Работа с таким форматом обладает своими минусами:

  1. За торгами может последовать проверка на предмет того, насколько верно заказчик выбрал способ определения поставщика.

    Это связано с зафиксированными в ч.

    2 ст. 72 ограничениями по данному формату закупок.

  2. В процессе проведения закупки не выделяются лоты.
  3. Данный формат не позволяет установить обеспечение заявки, поэтому в торгах могут участвовать даже сомнительные организации.
  4. Заказчик несет большую ответственность, чем при использовании электронных способов выявления поставщика. Речь идет о работе с заявками, обеспечении их сохранности, конфиденциальности, непосредственном хранении бумаг.

Рекомендуется прибегать к данному способу закупки по 44-ФЗ лишь при небольших объемах ТРУ.

Товар не должен относиться к категории сложных, требовать повышенного внимания к качеству, высокой квалификации исполнителя.

4. Открытый конкурс За счет открытого конкурса удается:

  1. узнать о потенциальных исполнителях и их квалификации, выставленной ими стоимости работ, пр.;
  2. упростить проведение сложных закупок, делегировав некоторые организаторские задачи сторонней организации.

Читайте также: «Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: правовые основы и ответственность» 5. Конкурс с ограниченным участием Данный формат допускается:

  1. сохранении объектов культурного наследия;
  2. работах, для осуществления которых подрядчику нужно получить допуск к библиотечным, архивным, музейным базам данных, системам безопасности.
  3. реставрации коллекций Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, раритетных бумаг из фондов библиотек;
  4. При закупке ТРУ, имеющих специфический характер и представляющих собой сложный с технологической точки зрения процесс. Согласно постановлению правительства РФ от 28.11.2013 № 1089, для реализации такого рода предложений специалисты должны иметь определенную подготовку.
  5. Когда речь идет о:

6.

Двухэтапный конкурс Для проведения подобного конкурса организатору нужно выполнить два условия: Условие № 1.

Мероприятие проводится для заключения:

  1. договора на создание произведения литературы/искусства, исполнения результата интеллектуального труда.
  2. контракта на осуществление научных исследований, проектных работ (например, архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий либо предметом тендера является поставка наиболее современной продукции с использованием высоких технологий;
  3. энергосервисного контракта;

Условие № 2.

Согласно ч. 2 ст. 57, чтобы уточнить характеристики объекта, их обсуждают с участниками закупки. 7. Закрытый конкурс Данный способ выбирают редко, так как он сложен и требует больших временных затрат.

А именно его используют, когда необходимо осуществить:

  1. страхование раритетных печатных изданий, рукописей, документов из архивов (включая их копии), обладающих историческим, художественным, другим культурным значением;
  2. закупку услуг, связанных с уборкой помещений, а также услуг водителей судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).
  3. страховые услуги, доставку, охрану предметов из музейных фондов;
  4. страховые услуги, перевозку, охрану предметов, являющихся собственностью Государственного фонда драгметаллов, камней РФ;
  5. закупку ТРУ, относящихся к государственной тайне, при условии что в бумагах по торгам есть засекреченная информация;
  6. закупку для федеральных нужд, при этом работа ведется с государственной тайной;
  7. подписание договора на:

8.

Запрос предложений Данный формат достаточно популярен, ведь он требует меньше времени, чем организация конкурса.

Но такие торги невозможно отметить, заказчики не могут править извещение, документы по тендеру. Без запроса предложений не обходятся закупки:

  1. Спортивного инвентаря, оборудования, экипировки для тренировок команд России перед Олимпийскими и Параолимпийскими играми и участия в данных мероприятиях (п. 2 ч. 2 ст. 83).
  2. Услуг экспертов и адвокатов для защиты интересов РФ за ее пределами. Это необходимо при подаче исков к РФ в судебные органы иностранных государств, инстанции международного уровня.
  3. Лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента – для этого нужно предоставить решение врачебной комиссии.
  4. После того как повторный конкурс, электронный аукцион был признан несостоявшимся.
  5. Дипломатических представительств, консульств, торговых представительств РФ и иных заказчиков, когда речь идет о ТРУ, необходимых для работы за пределами России. При этом предельная стоимость услуг составляет 15 миллионов рублей.
  6. При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами, согласно Постановлению РФ № 35 от 18.01.2001.
  7. При разрыве соглашения по ч. 9 ст. 95 44-ФЗ.
  8. ТРУ у иностранной компании, если цель состоит в лечении граждан РФ за пределами нашей страны.

Как правильно выбрать способ закупки по 44-ФЗ

Способ проведения закупки по 44-ФЗ выбирают, отталкиваясь от:

  1. НМЦК;
  2. критериев определения победителя, пр.
  3. предмета и условий соглашения с исполнителем;

Вне зависимости от выбранной формы торгов организатору придется объяснить свое решение по данному вопросу. Такое обоснование дается в плане-графике и составляется в соответствии с постановлением Правительства РФ № 555от 05.06.2015.

В качестве примера приведем проведение аукциона: в данном случае необходимо сослаться на распоряжение Правительства № 471-р. от 21.03.2016 г., где дается список товаров, закупаемых только таким способом. Читайте также:

«Порядок приемки товара по 44-ФЗ: как все сделать правильно»

Если при выборе способа закупки была допущена ошибка, контролер признает итоги торгов недействительными, и его решение будет сложно оспорить.

Суть здесь не только в аукционном перечне распоряжения 471. Чтобы убедиться, что вы знаете все факторы, влияющие на способ закупки, рекомендуется пройти тест.

В нем вам нужно будет выбрать между конкурсом, аукционом и неконкурентной закупкой, а программа выдаст пояснение к правильному ответу.

Заказчик, неверно выбравший способ закупки по 44-ФЗ, штрафуется в соответствии с нормами, зафиксированными в ст.

7.29 КоАП РФ. За выбор метода, запрещенного законом в конкретном случае, должностные лица ждет штраф до 30 тысяч рублей.

Отдельно говорится о неверном выборе закупки, если должен быть проведен конкурс или аукцион, – такие действия караются штрафом в 50 тысяч рублей.

Что делать, если в вашем случае не может использоваться аукцион? Помните: если заказчик, нарушив нормы закона, решил провести конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, в том числе закрытого типа, закрытый аукцион, то его оштрафуют на 50 тысяч рублей.

Аналогичную сумму придется заплатить, если не соблюден порядок согласования закрытой процедуры с госорганом.

При выборе способа закупки по 44-ФЗ важно убедиться, что закон не устанавливает для вашего случая конкретный метод.

Например, ТРУ могут быть занесены в аукционный перечень, тогда заказчик сможет определить исполнителя только на аукционе.

Далее организатор торгов должен убедиться, что закон позволяет приобрести ТРУ у единственного поставщика.

Если закупка не относится к малым по цене, для нее может подойти формат запроса котировок.

Если же цена контракта превышает 500 тысяч рублей, заказчику остается выбирать между открытым конкурсом и электронным аукционом – здесь нужно понимать, насколько для вас важно оценить заявки не только по стоимости, но и по другим характеристикам.

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

9 октября 2021 9 октября 2021 Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам). Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года.

Разобраться в нем — непростая задача для новичков. Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком. Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики).

Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  1. отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  2. поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.
  3. поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков. Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  1. закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  2. закупки услуг по государственной защите;
  3. закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  4. закупки услуг у международных финансовых организаций;
  5. закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  6. вопросы взимания платы за участие в закупках.

Общая схема проста.

Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — . Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться.

Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики.

Для этого они подают соответствующие заявки.

Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  1. Российский аукционный дом;
  2. Единая электронная торговая площадка;
  3. Электронная торговая площадка ГПБ.
  4. ТЭК — Торг;
  5. Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  6. РТС — тендер;
  7. Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  8. Электронные торговые системы;

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП.

При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику. До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую.

После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену.

После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт. Участники подают заявки в запечатанных конвертах.

Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги.

Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч.

Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб.

Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт.

Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2021 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «»). Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч.

Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «».

В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Ранее по теме: 27 010 27 010 27 010 27 010Популярное за неделю11 1088 24742 63191 95542 125

Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ

В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:

  1. открытый конкурс.
  2. запрос котировок;
  3. электронный аукцион;
  4. закупки у единственного поставщика;

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ.

Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ.

Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность. Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей.

Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать. Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  1. не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
  2. минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  3. меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
  4. можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  1. высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
  2. ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч.

1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права. Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст.

48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч.

2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83). Оксана Шипунова на вебинаре «» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.

Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов. Достоинства электронного аукциона:

  1. незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
  2. возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.
  3. сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
  4. минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.

Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  1. невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
  2. невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.
  3. риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
  4. более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
  5. риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;

Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений. 1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.

2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

  1. если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.
  2. если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,

— все рекомендации в одной статье Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку. Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч.

2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п.

2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст.

75 и ст. 76). Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч.

1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет. Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  1. минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  2. минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
  3. возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).
  4. определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  1. высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч.

    2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;

  2. высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
  3. отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.
  4. более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);

Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика. — статья обо всех нюансах этой закупочной процедуры Проведение открытого конкурса позволяет:

  1. часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.
  2. получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.

— полезная статья не только для участников закупок, но и для заказчиков.

Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  1. Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
  2. При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.
  3. Для сохранения объектов культурного наследия;
  4. При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
  5. При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  • конкурс проводится для заключения:
    • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • энергосервисного контракта;
    • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч.

    2 ст. 57).

  • энергосервисного контракта;
  • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях: 1.

закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну; 2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке; 3. заключение контрактов:

  1. по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
  2. по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
  3. по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4.

закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84). Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:

  • При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
  • При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
  • При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
  • при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
  • При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).
  • При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
  • После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  • При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;

Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе для заказчиков по 44-ФЗ.

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

23 506 Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы. Приглашаем заказчиков и поставщиков Руцинская Т. А. Запись вебинара

Способы закупок по 44-ФЗ

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Отказывая в признании недействительным решения конкурсной комиссии при проведении конкурса на осуществление перевозок пассажиров и багажа, арбитражные суды обоснованно исходили из того, что выбранный заказчиком при осуществлении закупок способ определения исполнителя путем запроса котировок не противоречит требованиям статьи 72 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

; указание в котировочной заявке победителя, предложившего наиболее низкую цену оказания услуг, являющихся предметом закупки, не нарушает требований действующего законодательства и не может являться основанием для отклонения котировочной комиссией такой заявки; субсидии на возмещение части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, и на возмещение недополученных доходов лицам, осуществляющим перевозку пассажиров по единым проездным билетам, в бюджете городского округа, равно как и бюджетные ассигнования на предоставление субсидий, не предусмотрены, в связи с чем не могут быть учтены при формировании начальной (максимальной) цены контракта.

При этом заказчик должен руководствоваться ограничениями, предусмотренными Законом N 44-ФЗ для каждого из способов закупки. Например, одним из условий проведения запроса котировок в электронной форме является размер НМЦК (максимального значения цены контракта при закупке с неопределенным объемом), который не должен превышать 500 тыс.

руб. (ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Информация о закупке таких услуг должна быть включена в план-график (ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ); В связи с тем что в Законе N 44-ФЗ появились новые электронные способы закупок, в перечень случаев, когда заказчик вправе, но не обязан требовать обеспечение исполнения контракта, включены (ч.

2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ): Статья 24.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+