Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Регистры расходов налогового учета

Регистры расходов налогового учета

Аналитические регистры налогового учёта

Евгений Волошин Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учёта. В статье 313 НК РФ определено, что налоговый учёт – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.

Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога. Данные налогового учёта должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (отчётном) периоде, сумму остатков расходов (убытков) подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчётам с бюджетом. Система налогового учёта, в отличие от бухгалтерского учёта, пока не регламентирована законодательно.

В соответствии со ст. 313 НК РФ: «…система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя».

Согласно статье 314 формирование данных налогового учёта предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учёта для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчётных периодах либо переносятся на ряд лет). Исходя из принципа непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учёта для целей налогообложения, регистры налогового учёта формируются по всем операциям, тем или иным образом, учитываемым для целей налогообложения. При этом если порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учёте, то регистры бухгалтерского учёта могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учёта и, следовательно, объекты, учтённые в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учёте, так и в налоговом законодательстве.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении им деятельности, и самостоятельно определяет по каким объектам учёта он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учёта, в которых должны быть обеспечены набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации, исходя из требований Главы 25 по вопросу учёта соответствующих доходов и расходов. Подтверждением данных налогового учёта являются:

  • аналитические регистры налогового учёта;
  • первичные учётные документы (включая справку бухгалтера);
  • расчёт налоговой базы.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт.

Таким образом, первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учёта.

Регистры налогового учёта ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

При этом аналитический учёт данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Конкретные особенности регистров разрабатываются организациями самостоятельно и утверждаются в Приказе «Об учётной политики для целей налогообложения».

Исходя из этого требования НК РФ следует, что формы регистров налогового учёта утверждаются самой организацией, то есть организации вправе решать, какими регистрами бухгалтерского учёта можно воспользоваться для целей налогового учёта, а какие регистры следует разработать исходя из специфики деятельности предприятия и отличий бухгалтерского и налогового учёта.

Формы аналитических регистров налогового учёта для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  1. период (дату) составления;
  2. подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
  3. наименование регистра;
  4. наименование хозяйственных операций;
  5. измерители операции в натуральном и денежном выражении;

Содержание данных налогового учёта (в т. ч. и данных первичных документов) является налоговой тайной. Согласно ст. 314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учёта обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учёта должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учёта должно быть обоснованно и подтверждено подписью лица, внёсшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесённого исправления. Согласно ст. 10 Федерального закона № 110-ФЗ всем налогоплательщикам рекомендуется составить регистр налогового учёта по определению налоговой базы переходного периода, сформированной на 1 января 2002 года.

В данном регистре необходимо учесть следующее:

  1. суммы прямых расходов, относящихся к реализованной продукции, учтённой в составе доходов от реализации;
  2. суммы внереализационных доходов, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль;
  3. доходы от реализации, неучтённые в налоговой базе по прибыли 2001 года, а также себестоимость отгруженных товаров (работ, услуг), приходящиеся на учтённые доходы (для налогоплательщиков, которые осуществляют в 2001 году учёт в целях налогообложения «по оплате»);
  4. суммы недоначисленной амортизации по нематериальным активам и основным средствам в порядке, рассмотренном выше и т.д.
  5. суммы косвенных расходов, учитываемые по состоянию на 31 декабря 2001 года в составе незавершённого производства, готовой продукции на складе, товаров отгруженных, но нереализованных;

Если в результате составления данного регистра налогового учёта получен убыток, то он не уменьшает налогооблагаемую прибыль отчётного (налогового) периода 2002 года. В этом случае налоговая база по переходному периоду считается равной нулю.

Организация системы налогового учёта предусматривает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учёта, а также порядка ведения налогового учёта, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учёта. Для организации налогового учета с 1 Января 2002 года МНС РФ рекомендовало ведение следующих регистров учета: Регистры учета хозяйственных операций 1 Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав.

2. Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав). 3. Регистр учета поступлений денежных средств.

4. Регистр учета расхода денежных средств.

5. Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.

6 Регистр учета расходов на оплату труда. 7. Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы услуги, права) по сделкам с третьими лицами.

По отношению проводимых организацией операции по признанию задолженностей и иных установленных Кодексом объектов налогообложения, то перечень может быть дополнен.

В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг) и пр. Регистры учета состояния единицы налогового учета 1.

Регистр информации об объекте основных средств.

2. Регистр информации об объекте нематериальных активов.

3. Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО). 4. Регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО). 5. Регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.

6. Регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости. 7. Регистр учета расходов будущих периодов.

8. Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности. 9. Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.

10. Регистр учета расчетов с бюджетом. 11. Регистр движения резерва по сомнительным долгам. 12. Регистр учета расходов на гарантийный ремонт. 13. Регистр учета расчетов по штрафным санкциям. Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода.
Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени.

Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде. Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями 1. Регистр учета поступлений целевых средств.

2. Регистр учета использования целевых поступлений. 3. Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению. Регистр учета поступлений целевых средств формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученным в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 251 НК, подпунктами 6 и 8 пункта 1 статьи 251 НК, пунктом 2 статьи 251 НК (далее по тексту целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

В соответствии со статьей 251 НК ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов, производится раздельно. В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с главой 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав. Ведение регистра учета в течение налогового периода поступлений целевых средств производится в хронологическом порядке с указанием вида поступлений — наименования полученных целевых средств и присвоенного кода.

В таблице, приведенной в пункте 36 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, виды поступлений — наименование полученных целевых средств и присвоенные им коды строк для заполнения Отчета о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 14 декларации по налогу на прибыль организаций) поименованы, соответственно, в графе 1 и графе 2. Регистры промежуточных расчетов 1.

Регистр-расчет Формирование стоимости объекта учета.

2. Регистр-расчет Учет амортизации нематериальных активов.

3. Регистр-расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО). 4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО). 5. Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.

6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату. 7. Регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода. 8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату. 9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.
9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников. 11. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

12. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

13. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт. Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. Под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в Декларации, то есть их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели Регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры формирования отчетных данных 1. Регистр-расчет учет амортизации основных средств. 2. Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.

3. Регистр учета прочих расходов текущего периода. 4. Регистр-расчет финансовый результат от реализации амортизируемого имущества. 5. Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.

6. Регистр — расчет учета остатка транспортных расходов. 7. Регистр учета внереализационных расходов.

8. Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операции по оказанию финансовых услуг (пункт 3 статьи 279 НК РФ).

9. Регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав). 10. Регистр учета доходов текущего периода.

11. Регистр учета убытков обслуживающих производств. 12. Регистр-расчет финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств. Ведение Регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой Декларации.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности.

Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в Регистры учета состояния единицы налогового учета или Регистры промежуточных расчетов. : Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Налоговые регистры

.

Регистры , представленные в данном разделе, носят только рекомендационный характер!

Полностью все регистры можно скачать здесь. Отдельно каждую группу (8 смысловых групп) можно скачать в таблице.

С первоисточником регистров – можно ознакомиться на сайте МНС РФ

  1. Регистры для налогового учета имущества организации
  2. Регистры для налогового учета расчетов с поставщиками (подрядчиками), покупателями (заказчиками))
  3. Регистор для налогового учета расходов будущего периода
  4. Регистры для налогового учета расчетов с бюджетом
  5. Регистр для налогового учета доходов/расходов организации
  6. Регистры для налогового учета резервов
  7. Регистры для некоммерческих предприятий и организаций, использующих бюджетные средства
  8. Регистры для налогового учета затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг)

№ Файл Описание Регистры для некоммерческих предприятий и организаций, использующих бюджетные средства 1 RN-01.xls Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению Регистр учета использования целевых поступлений Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями Регистры для налогового учета имущества организации 2 RN-02.xls Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО) Регистр информации о движении приобретенных сырье/материалах, учитываемых по методу средней себестоимости Регистр информации о движении приобретенных товаров, учитываемых по методу средней себестоимости Регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО) Регистр информации об объекте нематериальных активов Регистр информации об объекте основных средствах RN-03.xls Регистр-расчет амортизации основных средств Регистр – расчет амортизации нематериальных активов Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества Регистр-расчет финансовый результат от реализации амортизируемого имущества Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав Регистры для налогового учета затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) 3 RN-04.xls Регистр – расчет остатка транспортных расходов Регистр учета стоимости товаров, списанных в отчетном периоде Регистр учета расходов по оплате труда Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников Регистр – расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде Регистр-расчет учета расходов по страхованию работников текущего периода.

Регистр – расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО) RN-05.xls Регистр – расчет стоимости списанных сырья/материалов по методу ФИФО (ЛИФО) Регистр – расчет амортизации нематериальных активов Регистр – расчет Формирование стоимости объекта учета Регистр учета начисления налогов и сборов, включаемых в состав расходов. Регистр учета расходов на гарантийный ремонт Регистр учета расходов будущих периодов Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.(ведется рганизациями, не являющимися организациями, перечисленными в подпункте 1пункта 1 статьи 260) Регистры для налогового учета расчетов с поставщиками (подрядчиками), покупателями (заказчиками)) 4 RN-06.xls Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности Регистр учета операций по движению дебиторской задолженности Регистр – Акт инвентаризации кредиторской задолженности на отчетную дату Регистр – Расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода Регистр – учет сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату Регистр-расчет сумм начисленных штрафных санкций за отчетный период Регистр движения резерва по сомнительным долгам Регистр Учета расчетов по штрафным санкциям Регистры для налогового учета расчетов с бюджетом 5 RN-07.xls Регистр учета начисления налогов и сборов, включаемых в состав расходов Регистр-расчет сумм начисленных штрафных санкций за отчетный период Регистр учета расчетов с бюджетом Регистр Учета расчетов по штрафным санкциям Регистры для налогового учета резервов 6 RN-08.xls Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт Регистр – Расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода Регистр движения резерва по сомнительным долгам Регистр для налогового учета расходов будущего периода 7 RN-09.xls Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах Регистр для налогового учета доходов/расходов организации 8 RN-10.xls Регистр-расчет Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств Регистр учета убытков обслуживающих производств и хозяйств Регистр учета доходов текущего периода Регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав) Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операции по оказанию финансовых услуг Регистр-расчет финансовый результат от реализации амортизируемого имущества Регистр учета прочих расходов текущего периода Регистр учета расхода денежных средств Регистр учета поступлений денежных средств

Налоговые регистры по налогу на прибыль: сделай сам!

В преддверии предстоящего вскоре заполнения декларации по налогу на прибыль за 2011г., стоит заняться анализом состояния регистров налогового учета в организации и, в случае необходимости, внести необходимые уточнения и дополнения.

Хорошо живется тому бухгалтеру, чей бухгалтерский учет максимально идентичен налоговому учету, оба этих учета автоматизированы и абсолютно верно и подробно обрабатываются программой автоматизации бухгалтерского и налогового учета.

При этом ведется подробный учет расходов для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета, формируются все разницы в соответствии с ПБУ 18/02 и автоматически рассчитываются ОНА, ОНО, ПНА, ПНО и налог на прибыль в конечном итоге. Таким людям можно только позавидовать. Они открывают отчет о прибылях и убытках, нажимают кнопку «заполнить» и, вуаля, вот он — готовый к предоставлению в налоговую инспекцию расчет по налогу на прибыль с приложениями и расшифровками.
Они открывают отчет о прибылях и убытках, нажимают кнопку «заполнить» и, вуаля, вот он — готовый к предоставлению в налоговую инспекцию расчет по налогу на прибыль с приложениями и расшифровками.

Жаль только, что подобным положением дел могут похвастаться далеко не все труженики бухгалтерского и налогового учета. Но есть и хорошая новость! Наша статья призвана облегчить их скорбный и нелегкий труд, расставить точки над ё и оказать всяческое содействие в понимании и помощь в составлении налоговых регистров, на основании которых можно будет заполнить декларацию по налогу на прибыль.1.Организация налогового учета В соответствии с положениями Налогового кодекса, налогоплательщики по налогу на прибыль исчисляют налоговую базу по этому налогу на основе данных налогового учета (ст.

313 НК РФ). Что представляет собой налоговый учет? Налоговый учет — это сводная информация, полученная на основе данных первичных документов. Она необходима для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Эта информация группируется в соответствии с требованиями НК РФ. Информация, сформированная на основе данных первичных документов, содержится в регистрах бухгалтерского учета. К сожалению, из-за различий между бухгалтерским и налоговым учетом, данных бухгалтерских регистров обычно недостаточно для формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

В этом случае, Налоговым кодексом допускается самостоятельное дополнение организацией бухгалтерских регистров. Таким образом, регистрами налогового учета могут стать регистры бухгалтерского учета, если их дополнить необходимыми для определения базы по налогу на прибыль, реквизитами. Зачем нужен налоговый учет? Налоговый учет необходимо вести для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления налога в бюджет.

Ведение налогового учета осуществляется в целях обеспечения полноты и достоверности информации о порядке учета хозяйственных операций для целей налогообложения.

Так же он служит для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей. Налоговый кодекс предлагает налогоплательщику самостоятельно организовать систему налогового учета, последовательно от одного периода к другому применяя правила и нормы налогового учета (ст.

313 НК РФ).Обратите внимание:порядок ведения налогового учета и методы формирования регистров необходимо прописать в учетной политике для целей налогового учета организации. Для этих целей можно воспользоваться следующей формулировкой.

Налоговый учет в организации ведется:

  1. смешанным способом, как с применением регистров бухгалтерского учета по отдельным группам хозяйственных операций, так и с применением специализированных регистров налогового учета по тем группам хозяйственных операций, налоговый учет которых существенно отличается от правил бухгалтерского учета.
  2. с применением регистров бухгалтерского учета, дополнив их необходимыми реквизитами по правилам главы 25 НК РФ;

2.

Аналитические регистры по налогу на прибыль Сводные формы систематизации данных налогового учета без распределения по счетам бухгалтерского учета называются аналитическими регистрами НУ. При этом, для минимизации трудозатрат, все таки лучше хоть какие то параллели с бухучетом провести «для себя», чтоб не заниматься излишним бумагомарательством.

Согласно 314 ст. НК РФ, данные налогового учета — это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. К сожалению, до сих пор случается, что бухгалтер при расчете налоговой базы по налогу на прибыль использует распечатанные регистры бухучета с пометками и корректировками «на полях». Соответственно, при внесении уточнений в декларацию по налогу на прибыль и при любом пересчете налоговой базы, в процессе работы, все приходится пересчитывать заново.

В последствии не легко вспомнить, откуда взялись итоговые цифры. А ведь вспоминать придется, если ИФНС примет решение о проведении выездной налоговой проверки.

Регистры налогового учета можно вести и хранить как в электронном виде так и на бумажных носителях. Формы регистров нужно закрепить в учетной политике организаций, в виде приложений к ней.

В связи с вышесказанным давайте рассмотрим вариант формирования налоговых регистров на основании (и с необходимыми дополнениями) регистров бухгалтерского учета с помощью таблиц программы Excel.

Использование расчетных таблиц сократит вероятность ошибки, упростит работу и будет способствовать наглядности используемой информации.

Для начала постараемся вести учет так, чтобы методы учета и списания расходов в бухгалтерском учете были максимально приближены к налоговому учету. Для этого желательно пользоваться одинаковым методом начисления амортизации для целей НУ и БУ, одинаковыми способами списания МПЗ. При списании в БУ общехозяйственных расходов — использовать метод «директ-костинг», а не распределять их на себестоимость отдельных видов продукции.

Так же нужно постараться, чтобы на счетах учета расходов:

  1. 25 счет «Общепроизводственные расходы»;
  2. 44 счет «Коммерческие расходы»;
  3. 20 счет «Основное производство»;
  4. 26 счет «Общехозяйственные расходы»;
  5. 23 счет «Вспомогательные производства»;
  6. 29 счет «Обслуживающие производства и хозяйства»;

расходы, не принимаемые для целей налогообложения, отображались бы обособленно (еще удобней, когда их там нет вовсе, а все они учтены на счете 91 «Прочие доходы и расходы», но это не всегда возможно).

Выделить расходы можно с помощью аналитического учета, введя разную аналитику для расходов, принимаемых для целей НУ и не принимаемых для целей НУ. Например «рекламные расходы, принимаемые для целей НУ» и «рекламные расходы, НЕ ПРИНИМАЕМЫЕ для целей НУ». В случаях, когда такое разделение проблематично или невозможно (например, при использовании амортизационной премии для целей НУ), следует опираться на расчетные данные.
В случаях, когда такое разделение проблематично или невозможно (например, при использовании амортизационной премии для целей НУ), следует опираться на расчетные данные.

То есть к регистрам НУ в части расчета амортизации надо будет приложить амортизационную ведомость для целей НУ, чтобы подтвердить сумму расходов на амортизацию для целей налогового учета.

Период закрыт, все регламентные операции проведены, расходы определены, распределены и списаны.

Можно переходить к формированию регистров. Предлагаем это делать в Excel.

Формируем анализ счета расходов и к анализу счета — оборотно-сальдовую ведомость (ОСВ).

Сохраняем в формате Excel (можно данные по каждому счету сохранить в отдельном файле, а можно в одной книге, присвоив соответствующие названия ярлыкам листов).

Открыв ОСВ доходов и расходов в Excel и добавив в таблицы такие реквизиты как:

  1. примечание (для расходов учитываемых в особом порядке);
  2. расходы принимаемые для целей НУ;
  3. расходы не принимаемые для целей НУ;

мы получим данные для заполнения регистров для целей НУ. Выглядеть это может следующим образом (рассмотрим данную методику на примере несуществующего ООО «Ромашка»): Соответственно, раскрыв каждую статью аналитики, мы получим карточку счета со всеми реквизитами первичных учетных документов.

Если какие то суммы расходов определяются расчетно, необходимо приложить расчеты, на основании которых эти суммы были получены.

Не далее, как в 2011 г. ИФНС по г. Москве №23 при проведении выездной налоговой проверки, просила организации предоставить налоговые регистры, выглядящие на примере ООО «Ромашка» (с добавлением счетов БУ для облегчения последующей расшифровки доходов и расходов) следующим образом: В соответствии со ст.

315 НК РФ, расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года. Этот расчет должен содержать следующие данные:

  1. суммы расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации за период, с расшифровкой по видам расходов в соответствии с налоговой декларацией;
  2. суммы внереализационных доходов и расходов за период;
  3. суммы доходов от реализации за период, с расшифровкой по видам доходов в соответствии с налоговой декларацией;
  4. период, за который определяется налоговая база (в нашем примере – 2010 год);
  5. итоговую сумму налогооблагаемой прибыли (налоговую базу) за период.

Рекомендуем утвердить формы используемых расчетных таблиц в качестве приложений к учетной политике организаций по налоговому учету. Использование таких таблиц в качестве регистров налогового учета по налогу на прибыль, поможет бухгалтеру решить проблему аналитики НУ.

«» :

  1. , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру»

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Налоговые регистры: инструкция по применению

5 августа 2011 5 августа 2011 Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям Последнее время инспекторы при проверках особое внимание уделяют налоговым регистрам, которые ведутся в организации. Причина их интереса очень проста — законодатель установил весьма высокие штрафы за связанные с регистрами нарушения, причем, такие нарушения легко обнаружить и доказать.

Но как это часто бывает, инспекторы пытаются штрафовать не только за те нарушения, которые предусмотрены в Налоговом кодексе. Давайте разберемся, как надо организовать работу с налоговыми регистрами, чтобы не «попасть на штраф». Начнем с основных понятий, связанных с налоговыми регистрами.

Тут надо помнить, что регистры — элемент налогового учета, вести который обязаны только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, а также налоговые агенты по . Причем в части НДФЛ все достаточно ясно и лишних требований инспекторы тут не предъявляют. Ведь если в организации или у предпринимателя нет сотрудников, то и спрашивать с них, как с налоговых агентов по НДФЛ нечего.

А вот в части налога на прибыль все далеко не так однозначно.

К сожалению, в Налоговом кодексе четко не зафиксировано, что налоговые регистры обязаны вести исключительно плательщики налога на прибыль. Это позволяет налоговым органам требовать регистры и от тех налогоплательщиков, которые не платят . При этом инспекторы ссылаются на подпункт 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, который требует от всех налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения.

И, дескать, в этой норме ни слова не сказано, что речь идет только о налоге на прибыль. Однако от таких требований достаточно легко «отбиться».

Нужно лишь обратить внимание излишне ретивых инспекторов на то, что в упомянутом подпункте статьи 23 НК РФ говорится: вести учет налогоплательщики должны, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Так вот, обязанность вести , кроме статьи 230, посвященной НДФЛ, предусмотрена только в статьях 313 и 314 Налогового кодекса.

А эти статьи относятся к налогу на прибыль и больше ни к чему! Подтверждает данные выводы и Минфин — в письме от 01.08.07 № 03-03-06/1/531 четко указано, что организации обязаны вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль организаций. Так что если ваша организация не является плательщиком налога на прибыль (то есть находится на УСН, ЕСХН или ЕНВД), либо если вы предприниматель, то вопросы налоговых регистров в части, не связанной с НДФЛ по наемным работникам, вас волновать вообще не должны.

Для тех организаций, которые платят налог на прибыль, актуальным оказывается вопрос — как должны выглядеть налоговые регистры? (Примерные образцы регистров налогового учета можно посмотреть и ). Изучение Налогового кодекса ответа на этот вопрос не даст.

В нем законодатели определили лишь общие моменты, предоставив организациям самим решать какие налоговые регистры им заводить и как их оформлять.

Но эти общие правила знать необходимо.

Поэтому остановимся на них чуть подробнее. Итак, согласно статье 314 НК РФ налоговые регистры — это сводные (за отчетный или налоговый период) формы систематизации данных налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Устанавливает Налоговый кодекс и обязательные реквизиты, которые должен содержать налоговый регистр.

Согласно статье 313 Кодекса, каждый регистр должен содержать наименование, период или дату составления, наименование хозяйственной операции и ее измерители в денежном и, если возможно, в натуральном выражении. Наконец, регистр должен быть подписан ответственным лицом и содержать расшифровку его подписи.

Нетрудно заметить, что требования эти совпадают с требованиями к бухгалтерским первичным документам. А значит, велик соблазн использовать уже имеющиеся бухгалтерские документы в качестве налоговых регистров.

Налоговый кодекс этого не запрещает. Более того, вариант использования бухгалтерских регистров в качестве налоговых прямо предусматривается в статье 313 НК РФ, с той лишь оговоркой, что если каких-то сведений в бухрегистрах недостаточно, то их надо дополнить и в результате получится уже регистр налогового учета.

А для тех организаций, чьи бухгалтеры все-таки испытывают трудности при формировании налоговых регистров, налоговики издали специальные рекомендации, содержащие примерные формы таких регистров*.

Заметим также, что технически регистры можно вести как на бумаге, так и в электронном виде, распечатывая их по требованию инспекции. Разобравшись с основными моментами, касающимися статуса и сути налоговых регистров, давайте, поговорим об ответственности. Юридически штраф, напрямую связанный с налоговыми регистрами, установлен только в одной статье Налогового кодекса.

Речь идет о статье 120 НК РФ в редакции прошлогоднего Федерального закона №229-ФЗ, который приравнял регистры налогового учета к бухгалтерским регистрам. Теперь отсутствие в организации как тех, так и других признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

За это организации грозит штраф в размере от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от длительности нарушения и его влияния на размер налоговой базы (если отсутствие регистра повлекло ее занижение, штраф больше). Однако на практике инспекторы пытаются штрафовать организации не только за полное отсутствие регистров. Например, распространена такая ситуация: при проверке инспекторы запрашивают у налогоплательщика регистры налогового учета.

При этом список таких регистров, как правило, формируется самими инспекторами, исходя из строк декларации. И соответственно за каждый непредставленный документ налагают штраф по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей. А если налогоплательщик выражает несогласие, грозят применить еще и статью 120 НК РФ, то есть оштрафовать за грубое нарушение правил налогового учета.

Но как мы уже выяснили, Налоговый кодекс не содержит требования, чтобы регистры строились непременно по строчкам декларации. Или, проще говоря, в НК РФ нет требования, чтобы каждая строка декларации была обоснована соответствующим регистром. Соответственно, подобное требование инспекторов незаконно.

Организация вправе сама решать, какие регистры заводить отдельно в качестве регистров налогового учета, где она будет пользоваться регистрами бухгалтерского учета, а где — дополнит эти регистры необходимыми налоговыми данными (ст. 313 НК РФ). Так что инспекторы могут лишь попросить те регистры, которые обосновывают данные в декларации. И вовсе не обязательно, что количество этих регистров будет совпадать с количеством строк декларации.

Подтверждают этот вывод и суды.

В частности, ФАС Поволжского округа в постановлении от 14.07.09 № А65-27027/2007 указал, что аналитический учет, который ведет налогоплательщик, нужен для обобщения информации при определении налоговой базы. При этом аналитический регистр налогового учета может характеризовать любой элемент налоговой базы по выбору налогоплательщика.

Так что привлечь налогоплательщика к ответственности можно только за непредставление тех регистров, которые он действительно должен вести в соответствии со своей учетной политикой.

Если же инспекция требует те регистры, которые налогоплательщик не ведет и вести не собирался, то ни о какой ответственности речи быть не может (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.05 № А42-7611/04-15).

Раз уж мы затронули вопрос закрепления используемых регистров в учетной политике, давайте, остановимся на этом подробнее. Сразу скажем, что никаких санкций за то, что организация использует в работе регистры, не упомянутые в учетной политике, Налоговый кодекс не устанавливает. Равно как нет и штрафов за то, что в учетной политике вообще не указано, какие регистры организация использует, а какие нет.

Однако мы бы не советовали пренебрегать закреплением в учетной политике перечня регистров налогового учета.

Ведь это может помочь самому налогоплательщику в случае конфликта с налоговыми органами.

Так, в описанном выше случае суд запретил требовать у организации те регистры, которые, согласно ее учетной политике, вестись не должны. Заметим, что это дело далеко не единственное. Например, Федеральный арбитражный суд другого округа — Поволжского, рассматривая подобное дело, указал, что систему налогового учета налогоплательщик, согласно статьям 313 и 314 НК РФ, организует самостоятельно, отражая ее в учетной политике.

Поэтому налоговые органы не могут ни устанавливать для налогоплательщика обязательные формы документов налогового учета, ни требовать те документы налогового учета, которые не предусмотрены НК РФ или учетной политикой самой организации (постановление от 01.06.06 № А57-17061/05-26). Так что учетная политика является достаточно мощным оружием в споре с инспекторами по вопросу о том, какие регистры налогового учета в организации должны быть, а какие нет.

Правда, как и любое оружие, оно обладает и «отдачей». Если уж закрепили регистр в учетной политике, то будьте добры обеспечить его реальное ведение. Иначе — штраф. И вполне законный.

Еще одной распространенной «придиркой» инспекторов является заполнение строк в самих регистрах.

Особенно часто это случается, если налогоплательщик решил использовать рекомендованные налоговой службой формы регистров, о которых мы упоминали ранее. Так, если инспекторы обнаруживают «пустые» строки, то тут же объявляют регистр недействительным, поскольку он не обеспечивает правильность учета. А нет регистра — пожалуйте платить штраф.

Однако и тут изучение судебной практики подсказывает, что спешить уплачивать штрафы не надо. Как мы помним, Налоговый кодекс содержит весьма ограниченный перечень обязательных реквизитов налогового регистра.

Соответственно, если эти реквизиты имеются, то незаполнение каких-либо других данных нельзя считать нарушением. Ведь регистры нужны для правильного формирования налоговой базы.

Поэтому налогоплательщик может сам решать, какие строки в каком из регистров ему надо заполнить для достижения указанной цели (см., например, уже упоминавшееся постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.09 № А65-27027/2007). *Эти рекомендации называются

«Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации»

и не являются официальным документом с датой и номером.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+