Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Социальное обеспечение - Расходы на субсидии и кредиты другим фирмам

Расходы на субсидии и кредиты другим фирмам

Расходы на субсидии и кредиты другим фирмам

«Коронавирусная» субсидия: как учесть в бухгалтерском и налоговом учете

Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру Наше государство раздает деньги малому и среднему бизнесу. Не всем, конечно, а только пострадавшим отраслям.

И денег не сказать, чтобы много — всего по 12130 рублей на работника в апреле-мае. Но хоть что-то. Субсидии за апрель уже начали поступать организациям и ИП. И тут же появилось много вопросов о том, как учитывать эти доходы и расходы, произведенные за счет субсидии.

Самые частые вопросы собраны в этой статье. Нет. Эта субсидия хоть и рассчитывается от количества работников, дается самому работодателю. На покрытие его расходов. Полученная субсидия не является налогооблагаемым доходом у организаций и ИП.

Основание: подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК (внесен законом от 22.04.2020 ) Так что налог на прибыль, так же как налоги по УСН или ЕСХН платить с неё не надо. ИП на ОСНО, являющийся плательщиком НДФЛ, тоже налог с субсидии не уплачивает. И тем более этот доход не облагается НДС, ведь никакой реализации государству не производилось.

Деньги получены безвозмездно. Учет государственной помощи (а обсуждаемая субсидия таковой является) ведется в соответствии с ПБУ 13/2000.

При получении субсидии делается проводка Д51-к86. Если вы считаете, что вам компенсировали уже понесенные расходы, то можно сразу сделать проводку д86-к 91.1 на всю полученную сумму. Обратите внимание, что по сути субсидия нецелевая.

Т.е. она не дана на определенные расходы.

Если вы считаете, что субсидию надо потратить на определенные цели, то проводка д86-к91.1 делается тогда, когда эти затраты будут произведены. Некоторые эксперты предлагают задействовать еще и счет 98 Доходы будущих периодов.

Но ввиду незначительности сумм и того, что субсидия вряд ли будет потрачена на покупку какого-либо актива, автор статьи считает это излишним.Примеры: Получена субсидия в размере 121300 рублей 19 мая.

Организация компенсирует ею расходы на зарплату за апрель. Проводки: 19 мая д51-к86 — 121300 руб.

19 мая д86-к91.1 — 121300 руб.

Если организация часть потратит на оплату аренды за май, а частью закроет зарплату за апрель, то проводки: 19 мая д51-к86 — 121300 руб. 19 мая д86-к91.1 — 21300 руб.

— сумма зарплаты за апрель 31 мая д86-к91.1 — 100000 руб.

— сумма аренды за май. Как выше уже указывалось, доходом субсидия не является. Поэтому отражается в налоговом учете как необлагаемый доход.

В декларациях по налогу на прибыль, УСН и ЕСХН в доходы не включается. А при ЕНВД доходы по определению вменные, а не реальные. ИП на ОСНО, являющийся плательщиком НДФЛ, также не включает в свою декларацию эту субсидию и налог с неё не уплачивает.

Не показывает он её и в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций. При УСН и ЕСХН в книгу учета доходов и расходов, а также в книгу учета доходов по ПСН, полученная субсидия не включается.

С расходами сложнее. Законом в статью 270 НК внесены изменения, туда добавлен пункт 48.26, согласно которому в расходы нельзя поставить затраты, произведенные за счет субсидии. Из этой ситуации можно выйти обходным путем.

У организации (ИП) могут быть затраты, которые в принципе не включаются в расходы при расчете налогооблагаемой базы. Например, уплата того же налога по УСН.

Субсидия ведь может быть потрачена на любые цели.

В любом случае, налогоплательщик сам решает, на что потратил субсидию, налоговики не в праве ему указывать. Если субсидия потрачена на расходы с НДС, то НДС можно взять к вычету как обычно.

, положения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ к обсуждаемой субсидии не применяются. Субсидия дается не для выплаты работникам зарплаты, а просто на покрытие расходов организации (ИП). Заработная плата облагается НДФЛ и страховыми взносами как обычно.

Никакой отчетности по субсидии нет. И требовать её не имеют права. Да, можете. Это ваши деньги, и вы можете потратить их на любые цели, в том числе и личные.

Только если у вас есть работники, не забывайте, что им нужно платить зарплату. «» :

  1. , эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету ИА «Клерк.Ру» (Над.К)

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Семь раз отмерь: чем чревато льготное кредитование для малого и среднего бизнеса

1 июняЕсли вы планируете воспользоваться кредитом, придется поторопиться.

Чем позже обратитесь за кредитом, тем меньше окажется сумма помощи. Выдача льготных займов будет происходить с 1 июня по 1 ноября.Кредитные средства государство предоставляет бизнесу на «возобновление деятельности», то есть любые расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика. Строго говоря средства не являются целевыми, направить их можно не только на выплату зарплат, но и погашение других кредитов, долгов по договорам с поставщиками и не только.

Ограничения тоже есть. Нельзя направить на зарплаты суммы, превышающие указанные в трудовом договоре, потратить кредит на выплату дивидендов, выкуп собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительность.Кто может получить льготный кредит? Как и другие меры господдержки, льготные кредиты рассчитаны для компаний из отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса (постановление Правительства от 16 мая):

  1. Социально ориентированные НКО.
  2. Это «малые предприятия» или «микропредприятия», основной или любой дополнительный вид деятельности бизнеса которых по ОКВЭД входит в список пострадавших отраслей.
  3. Отрасли, связанные с материальным производством (одежды, обуви, бытовой техники, электроники, мебели, печатной продукции).
  4. Средний и крупный бизнес в том случае, если их основной вид деятельности по коду ОКВЭД входит в список пострадавших отраслей.

Не смогут претендовать на льготный кредит компании внесшие изменения в ОКВЭД после 1 марта 2020 года, находящиеся в процессе банкротства или приостановившие деятельность. Льготный кредит можно не отдавать В договоре будет предусмотрена льготная 2% и стандартная процентная ставка банка.

По льготной ставке начисление начнется в период погашения кредита. Он наступит либо 1 декабря 2020, либо 1 апреля 2021-го. После 1 декабря ситуация для заемщиков будет развиваться по одному из следующих вариантов:

  • В полном объеме и на условиях стандартной процентной ставки кредит возвратят компании, сократившие численность сотрудников больше, чем на 20% в период с 1 июня по 1 декабря (по сравнению с данными на 1 июня). Численность сотрудников считается по итогам каждого месяца. Если сотрудники были сокращены, а к 1 декабря штат восстановлен до 80% от июньского значения, возвращать кредит придется на тех же жестких условиях. Возврат будет происходить тремя равными частями (28 декабря 2020-го, 28 января и 1 марта 2021).
  • Если численность работников по итогам каждого месяца в период наблюдения не будет опускаться ниже 80% от показателя июня, кредит и проценты спишут наполовину.

    График платежей по второй половине долга (в постановлении Правительства от 16 мая) не прописан.

  • Полное списание обязательств по выплате кредита и процентов обеспечено компаниям, которые к 1 марта 2021 г сохранят не менее 90% своего штата от показателей июня 2020 г.

    Средняя зарплата в этот период должна быть не ниже МРОТ, а заемщик к 1 апреля – не попасть под банкротство.

  • Попавшие под процедуру банкротства либо приостановившие свою деятельность до 25 ноября заемщики с 1 декабря должны будут рассчитаться по своим обязательствам. Мера распространена в том числе на ИП, прекратившие свою деятельность.

  • Если в период наблюдения компания не удержит численность сотрудников на уровне 80% от показателей июня, то кредит возвращается в полном объеме и на условиях стандартной процентной ставки.
  • Период наблюдения будет введен для компаний, где до 1 декабря численность сотрудников не опускалась ниже 80% от показателей, зафиксированных на 1 июня. Он продлится до 1 апреля 2021.

Совершенно очевидно, что риски для заемщиков льготного кредита есть и они вполне серьезные.

Что нужно знать предпринимателям Ограниченный охват и доступность предложенных механизмов, небольшой объем выделяемых средств – вот причины, по которым не стоит ожидать, что господдержка спасет бизнес от банкротства.

Воспользоваться господдержкой сможет лишь четверть всех российских компаний МСП, подсчитали ИКСИ. Компаниям, которым она все-таки оказывается, получают в основном право на отсрочку различных ограничений и обязательств перед государством – это будет иметь крайне негативные последствия для МСП в самое ближайшее время.

Если вы подадите заявку на кредит – не рассчитывайте на эти деньги раньше времени.

На займ для вашего бизнеса средств может уже не хватить.

Предполагалось, что общая сумма выданных займов составит 248 млрд рублей. В переводе на зарплаты – это 2,6 миллиона МРОТ в месяц. Для сравнения – согласно реестру МСП на официальном сайте ФНС, количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 6 млн субъектов. Всего в МСП занято 15,3 млн человек.
Всего в МСП занято 15,3 млн человек.

Оцените вероятность того, что вам удастся сохранить стабильность объема сбыта или выручки бизнеса в среднесрочной перспективе.

Нынешний кризис обещает оказаться серьезнее прежних. Взяв кредит, вы лишаетесь возможности оптимизировать штат или реорганизовать юрлицо – получателя займа.

Ответственность по кредитному договору может в полном объеме стать персональной.

Личная ответственность собственников бизнеса растет, государство нацелено гасить налоговые долги любой ценой, в том числе за счет личного имущества собственников бизнеса.Компании с высоким ФОТ или большим штатом льготный кредит несут повышенные риски. Сумма кредита не покроет ФОТ, а сохранение штата почти в полном объеме в кризис очень сложная задача.Если вы уже воспользовались правом на налоговую отсрочку, помните: обязательства по уплате налоговой задолженности и погашению льготного кредита могут наступить одновременно. В этом случае финансовая нагрузка на бизнес может превратиться в непосильную.Комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и на

Субсидии на возмещение затрат по кредитам и займам

Взятые на развитие бизнеса кредиты могут не только помочь, но и утопить в долговой яме.

Правительством РФ ежегодно принимаются специальные постановления, которые определяют порядок выделения государственных субсидий на погашение кредитных обязательств. Они были предоставлены представителям малого и среднего бизнеса, взявшим займы на срок от двух до восьми лет после первого января 2004 года, и продолжают свое действие. Порядок их распределения определяется органами региональной власти.

Основное условие предоставления субсидий на погашение кредитных обязательств — целевое использование и инвестиционный характер займов. Принятые правительством постановления позволили многим погасить за счет выделенных государством денег следующие виды взятых займов:

  1. горюче-смазочные материалы для целей посадки и уборки сельскохозяйственной продукции;
  2. покупку скота и птицы для целей их дальнейшего разведения и многие другие нужды.
  3. пошедшие на покупку сельскохозяйственного оборудования и техники;
  4. строительство и обустройство;

Субсидии на возмещение процентов по кредиту предоставляются субъектам , переработке, а также в других сферах, определенных правительством, если они не находятся в процедуре банкротства и являются резидентами РФ.

Не могут получить государственные субсидии участники рынка ЦБ и сферы финансовых услуг, ломбарды, добытчики полезных ископаемых и представители игорного бизнеса.

Выдачей государственных субсидий занимаются региональные власти, которые создают для этих целей специальные комиссии.

Они обладают правом ужесточать требования к соискателям в зависимости от специфики местных условий.

Одним из дополнительных условий, ограничивающих количество претендентов на субсидии, может служить наличие задолженности по уплате налогов или продолжительность деятельности менее определенного срока. Просьба о предоставлении государственных субсидий оформляется в форме заявления установленного образца, которое подается в органы местной власти или региональное управление сельским хозяйством.

Оформляется оно в двух экземплярах.

Срок подачи заявления с первого по десятое число каждого месяца, начиная с 1 марта и заканчивая 10 ноября текущего финансового года. Закон предоставляет право подавать заявки на получение субсидий лично, через своего законного представителя или заказным письмом, отправленным почтой с вложенной в него описью документов, посылаемых вместе с заявлением для рассмотрения. В перечень документов входят в обязательном порядке:

  1. договора на кредиты и займы;
  2. бумаги, подтверждающие получение и погашения заемных средств.
  3. учредительные документы;

К ним прикладывается график погашения кредитов и займов и документы, подтверждающие целевое использование средств.

Дополнительный перечень необходимых документов можно найти на сайтах региональных администраций. Вся информация о государственных субсидиях, согласно действующему законодательству, должна носить открытый характер.

Предоставляемые для получения государственных субсидий документы проходят экспертизу на подлинность и соответствие требований действующих регламентов. Комиссии, занимающиеся вопросом предоставления субсидий, заседают согласно утвержденному графику, но не реже одного раза в месяц.

Они принимают решение о выдаче субсидий, после чего заявитель получает ответ о предоставлении или отказе в государственных субсидиях. Размер предоставляемых субсидий не может превышать 5 миллионов рублей. Выплаты перечисляются на специальный счет их получателя в течение двух месяцев с момента принятия решения об их выделении.

Для их получения необходимо не только открыть специальный счет в банке, но и заключить договор о предоставлении государственных субсидий. Бланк договора выдается получателю субсидий в течение пяти дней после принятия положительного решения комиссией.

Текст договора не может быть оспорен и изменен получателем субсидий и должен быть предоставлен в течение 10 дней после подписания в департамент, принимавший решение о предоставлении государственной поддержки.

Нарушение сроков, установленных регламентом порядка выделения субсидий, влечет за собой отказ об их предоставлении.

Использование выделенных государством субсидий подлежит контролю.

Их можно тратить только на обозначенные в заключенном договоре о субсидировании цели.

  1. Выделенные государством субсидии имеют целевое назначение. Их расходование контролируется государственными органами надзора.
  2. Порядок предоставления субсидий и критерии, предъявляемые к соискателям, определяются региональными органами власти, которые создают для этих целей специальные комиссии.
  3. Сумма предоставляемых субсидий не может превышать 5 миллионов рублей.
  4. Представители малого и среднего бизнеса, независимо от формы их собственности, являющиеся резидентами РФ, могут рассчитывать на государственные субсидии для погашения процентов по инвестиционным кредитам и займам.

Вопрос: Можно ли подать заявку о предоставлении субсидий на погашение инвестиционных кредитов повторно, если получен отказ? И в какие сроки это можно сделать?

Ответ: Повторная заявка может быть подана лишь в следующем году, при условии устранения причин отказа.

Последние указываются в принятом комиссией решении, которое соискатель получает оформленным в письменном виде.

Новая субсидия 15 000 и 6500 руб. из-за коронавируса: кому и как будут давать

Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру Государство решило еще раз помочь бизнесу, раздав новые субсидии.

На этот раз их дадут на проведение мероприятий по профилактике коронавируса. Что это за субсидии и как их получить, мы расскажем в этой статье.

Постановлением от 02.07.2020 были утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. Субсидия для организаций и ИП, являющихся работодателями, составит 15 000 рублей (фиксированная сумма субсидии на первоначальные расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике коронавируса) и 6 500 рублей на каждого работника в мае 2020 года (сумма субсидии на текущие расходы на профилактику и дезинфекцию). Количество работников будет определяться по СЗВ-М, как и в случае субсидий, которые давали МСП за апрель-май.

Данные из пенсионного фонда будут переданы в ФНС, которая готовит реестры получателей субсидий.

ИП без работников получат 15 000 рублей. Главное условие для бизнеса для получение субсидии — нахождение в реестре МСП по состоянию на 10 июня 2020 года. Проверить, есть ли вы в реестре, можно Но деньги дадут не всем субъектам МСП.

В приложении к постановлению есть перечень видов деятельности с кодами ОКВЭД:

  1. ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения (95);
  2. деятельность по предоставлению мест для временного проживания (55);
  3. образование дополнительное детей и взрослых (85.41);
  4. предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (96.02);
  5. стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий (96.01);
  6. деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (93);
  7. деятельность санаторно-курортных организаций (86.90.4);
  8. деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (56);
  9. предоставление услуг по дневному уходу за детьми (88.91).
  10. деятельность физкультурно-оздоровительная (96.04);

Коды ОКВЭД, указанные в перечне, должны содержаться в ЕГРЮЛ или ЕГРИП как основные на 10 июня. Т.е. сейчас уже не получится поменять свой основной код на тот, что попадает под субсидию.

Такая же ситуация была и с предыдущими субсидиями, но там дата была установлена 1 марта.

Отдельно в правилах выделены объекты туристской индустрии. Их будут определять не по кодам ОКВЭД, а по классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 г.

в соответствии с Федеральным законом

«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

. Гостиницы, внесенные в этот реестр, будут иметь право на субсидию только если у них не более 100 номеров. Но если у гостиницы основной код тот же, что указан в перечне (деятельность по предоставлению мест для временного проживания), то реестр для неё не важен.

Среди получателей денег значится не только бизнес, но и социально ориентированные НКО. Получить субсидию смогут частные образовательные организации с лицензией, имеющие основной вид деятельности образование. При этом они должны быть включены в , наиболее пострадавших от коронавируса на 1 июля 2020 года.

Не образовательные НКО для права на субсидию должны быть в по состоянию на 1 июля 2020 г. Других условий всего два. Первое — отсутствие недоимки по состоянию на 1 июня 2020 г. по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающей 3000 рублей.

При этом если на дату подачи заявления на субсидию недоимку вы погасите, то право на получение субсидии у вас будет, даже если на 1 июня были налоговые долги. Второе условие касается только организаций — получатель субсидии не должен находиться в процессе ликвидации или банкротства, и не должно быть принято решение о егопредстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Надо подать заявление в налоговые органы в период с 15 июля по 15 августа 2020 г.

(включительно). Форма заявления установлена этими же правилами. Заявление можно направить как в электронном виде, так и на бумаге.

Скорее всего на сайте ФНС будет доработан под новые правила.

Налоговые органы проверят данные, указанные в заявлении, сформируют реестры получателей и направят в Федеральное казначейство, которое будет отправлять деньги. О том, что субсидия отправлена, получателя должны известить. Обратите внимание, что информация о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, должна соответствовать сведениям, представленным в налоговые органы банками.

Т.е. если в налоговых органах нет информации о счете (он может быть открыт очень давно, например), то в субсидии откажут. Никаких условий по расходованию субсидий в Правилах нет. Так что требовать отчета налоговая или другие гос.органы не вправе.

Но стоит помнить, что согласно санитарным правилам, профилактику из-за коронавируса надо действительно проводить и без неё работать не получится. В Правилах установлено только одно условие, при котором могут потребовать вернуть деньги — если в СЗВ-М внесены недостоверные данные.

Т.е. если налоговики выяснят, что численность работников в отчете за май завышена, они потребуют вернуть субсидию.
Причем всю, а не её часть. «» :

  1. , обозреватель «Клерка», эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Как отразить в учете получение государственной помощи (субсидий, бюджетных кредитов и др.)

  1. 1.

  2. 2.
  3. 3.
  4. 4.

  5. 5.

Организация может получить средства целевого финансирования в виде:

  1. имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан ;
  1. финансовой помощи от государства (государственной помощи).

Государственная помощь может быть предоставлена в виде:

  1. ;
  1. ;
  1. прочих форм государственной помощи.
    Например, это имущественная поддержка малого и среднего бизнеса. Когда государство предоставляет организациям имущество (оборудование, материалы) на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г.

    № 209-ФЗ).

Ситуация: относится ли к средствам государственной помощи имущество (в т. ч. денежные средства), которое организация получила в рамках целевых программ из государственных внебюджетных фондов?Да, относится.Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (ст.

10 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому средства, полученные на финансирование целевых мероприятий из внебюджетного фонда (например, из Фонда занятости населения), относятся к государственной помощи. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 3 января 2002 г.
№ 04-02-05/1/223. Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:

  1. капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
  1. текущих расходов.

В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:

  1. ограничение приобретения определенных видов активов;
  1. конкретное местонахождение приобретаемых активов;
  1. установленные сроки приобретения и владения активами.

К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:

  1. государственного регулирования цен и тарифов;
  1. применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
  1. полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).

Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:

  1. денежных средств;
  1. другого имущества (например, основных средств, материалов).

Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.Ситуация: как в бухучете определить стоимость имущества (например, основных средств, материалов), предоставленных организации в собственность в рамках государственной помощи?Имущество, полученное на возмездной основе, учтите по стоимости, указанной в договоре.

Безвозмездно полученное имущество примите к учету по рыночной стоимости.Если организация получает имущество на возмездной основе (т. е. на льготных условиях, например в рамках имущественной поддержки малого и среднего бизнеса), то по общему правилу его стоимость будет указана в договоре на предоставление государственной помощи.

е. на льготных условиях, например в рамках имущественной поддержки малого и среднего бизнеса), то по общему правилу его стоимость будет указана в договоре на предоставление государственной помощи. В этой стоимости и поставьте имущество на учет (п.

7 ПБУ 6/01, п. 5 ПБУ 5/01).Если имущество предоставляется на безвозмездной основе, то для определения его стоимости воспользуйтесь правилами, установленными в пункте 6 ПБУ 13/2000. Там сказано, что стоимость полученного имущества (за исключением денег) определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.Таким образом, если организация получает имущество на безвозмездной основе, она вправе воспользоваться общим порядком, предусмотренным для определения стоимости активов, полученных безвозмездно (п. 10.3 ПБУ 9/99). Подробнее об этом см.

.При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:

  1. ;
  1. ;
  1. .

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражайте в бухучете в (п. 16 ПБУ 13/2000). Исключением из этого правила является случай, когда организация получает такие кредиты на безвозвратной основе.

Тогда получение средств отражайте в учете в (п. 17 ПБУ 13/2000).Отражение в бухучете иных форм государственной помощи зависит от того, какое имущество получает организация и на каких условиях.

Так, например, если в рамках имущественной поддержки от государства организация получает оборудование, то порядок отражения его получения в бухучете будет соответствовать порядку, предусмотренному для основных средств, приобретенных за счет государственной помощи.Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000.

Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и . Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см.

. В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

  1. по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
  1. по мере фактического получения ресурсов.

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

  1. имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  1. имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

    Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:Дебет 76 Кредит 86 – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):Дебет 51 (08, 10.) Кредит 76 – отражено поступление имущества (в т.

ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:Дебет 51 (08, 10.) Кредит 86 – отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:Дебет 76 Кредит 91-1 – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;Дебет 51 Кредит 76 – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п.

2 ст. 154 НК РФ).Ситуация: как участнику «Сколково» отразить в бухучете получение субсидии из федерального бюджета? Возмещаются расходы при импорте товаров через управляющую компанию: НДС и таможенная пошлина.В данном случае субсидия будет зачислена на счет управляющей компании.

Поступление средств отразите зачетом обязательств: кредиторской задолженности перед управляющей компанией и дебиторской задолженности государства перед вами.Так как управляющая компания оказывает участнику «Сколково» услуги таможенного брокера, она сама платит таможенные пошлины и НДС. Делает она это от имени и по поручению участника.

То есть это затраты непосредственно участника, а управляющая компания – всего лишь посредник.

Это следует из положений статьи 11 Закона от 28 сентября 2010 г.

№ 244-ФЗ.Затраты на уплату таможенных пошлин и НДС по импорту участнику возместят в виде субсидии.

Но перечислят ее не участнику, а управляющей компании по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 мая 2011 г. № 339.Поступление товара отразите проводкой:Дебет 41 Кредит 60 – оприходованы товары;Дебет 41 Кредит 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» – таможенная пошлина включена в себестоимость товаров.Начисление НДС при импорте отразите проводкой:Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начислен НДС при импорте, подлежащий уплате на таможне.Возникновение кредиторской задолженности перед управляющей компанией отразите так:Дебет 68 Кредит 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией» – отражена кредиторская задолженность в сумме НДС, уплаченной управляющей компанией от имени и по поручению участника «Сколково»;Дебет 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» Кредит 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией» – отражена кредиторская задолженность в сумме таможенной пошлины, уплаченной управляющей компанией от имени и по поручению участника «Сколково».Возникновение задолженности по предоставлению субсидии отразите так:Дебет 76 субсчет «Расчеты с государством» Кредит 91-1 – отражена задолженность бюджета по предоставлению субсидии на возмещение затрат на уплату таможенных пошлин и НДС в отношении импортированных товаров.Сумму налога включите в стоимость товара:Дебет 41 Кредит 19 – НДС учтен в стоимости товара.По факту получения субсидии управляющей компанией проведите взаимозачет обязательств:Дебет 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией» Кредит 76 субсчет «Расчеты с государством» – зачет обязательств.Такой порядок отражения операций следует из положений пунктов 5, 7, 10 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 19, 41, 60, 68, 76, 91).Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетную субсидию на возмещение выпадающих (недополученных) доходов?В бухучете и при налогообложении сумму полученной субсидии включите в доходы.Данную организация получает из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению это возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с реализацией товаров (работ, услуг).Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.БухучетВ бухучете субсидию на возмещение потерь в доходах отражайте на счете 90-1 «Выручка».

Ведь в данном случае государство компенсирует организации недополученную ею выручку, образовавшуюся из-за реализации товаров (работ, услуг) с учетом скидки (льготы), предоставленной покупателю. Полученные средства организация может использовать по своему усмотрению и не обязана отчитываться о целях их расходования. Поэтому учитывать полученные из бюджета средства как целевое финансирование (на счете 86 «Целевое финансирование») не следует.

А значит, такая субсидия является частью дохода организации.

В бухучете отразите ее проводками:Дебет 51 Кредит 76 – отражено поступление средств на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;Дебет 76 Кредит 90-1 – отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.Такой порядок следует из пункта 6 ПБУ 9/99 и Инструкции к плану счетов (счета 51, 76, 86 и 90). Аналогичный порядок отражения в бухучете организаций сумм поступающих субсидий на возмещение потерь в доходах подтвержден письмом Минфина России от 6 сентября 2007 г. № 03-07-11/389.Налог на прибыльУ организации, которая получила субсидию на возмещение потерь в доходах, возникает экономическая выгода.

Поэтому указанные средства включите в состав доходов от реализации на дату зачисления средств (ст. 249, подп. 2 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 10 февраля 2015 г.

№ 03-03-06/4/5600, ФНС России от 3 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/20368).НДСА нужно ли платить НДС с полученной субсидии?

Ответ на этот вопрос зависит от того, на какие цели выделены средства. Если субсидия получена в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, то НДС она не облагается (п. 2 ст. 154 НК РФ). А вот если средства получены в качестве оплаты реализуемых товаров, работ или услуг, то такие средства нужно облагать НДС (подп.

2 п. 1 ст. 162 НК РФ).Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 8 февраля 2013 г. № 03-07-11/3144, от 22 марта 2011 г.

№ 03-07-11/65, от 9 июня 2011 г.

№ 03-03-06/1/337. Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете поступления субсидии на возмещение недополученных доходов ООО «Альфа» оказывает услуги по перевозке пассажиров. В I квартале «Альфа» оказывала услуги по перевозке в том числе льготной категории граждан. Недополученный доход составил 100 000 руб.

В апреле «Альфа» направляла в органы власти требование возместить недополученную за I квартал плату за проезд в сумме 100 000 руб. Субсидия из бюджета в размере 100 000 руб.

поступила во II квартале. Бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки на момент поступления денежных средств: Дебет 51 Кредит 76 – 100 000 руб. – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование выпадающих (недополученных) доходов; Дебет 76 Кредит 90-1 – 100 000 руб. – отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.

В налоговом учете данные средства бухгалтер включил в состав доходов. Сделал он это на дату зачисления средств.

Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

  1. если актив подлежит амортизации то на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов;
  1. если актив не амортизируется (например, земельный участок) то в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов.

В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию.

Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:Дебет 86 Кредит 98-2 – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):Дебет 20 (23, 25, 26.) Кредит 02 – начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.При использовании государственной помощи на приобретение материалов:Дебет 10 Кредит 60 – оприходованы материалы;Дебет 86 Кредит 98-2 – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10 – списаны в производство материалы;Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:Дебет 86 Кредит 98-2 – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,.) – начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено.

Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000. Пример отражения в бухучете поступления и использования государственной помощи на финансирование работы по содержанию и ремонту имущества в многоквартирных домах Управляющая организация в январе получила средства из бюджета на финансирование работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 3 520 000 руб. Капитальный ремонт проведен в шестимесячный срок.

Затраты на капитальный ремонт за весь срок его проведения составили: – 1 720 000 руб. – стоимость материалов; – 1 800 000 руб. – зарплата работников (иные расходы аналогичного характера).

Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом. В январе: Дебет 51 Кредит 86 – 3 520 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи.

В течение всего срока капитального ремонта по мере приобретения и расходования материалов: Дебет 10 Кредит 60 – 1 720 000 руб.

– оприходованы материалы; Дебет 86 Кредит 98-2 – 1 720 000 руб.

– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов; Дебет 20 Кредит 10 – 1 720 000 руб.

– списаны в производство материалы; Дебет 98-2 Кредит 90-1 – 1 720 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь: Дебет 20 Кредит 70 (69) – 1 800 000 руб. – начислены выплаты в пользу работников (зарплатные взносы); Дебет 86 Кредит 98-2 – 1 800 000 руб.

– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу работников (источником уплаты зарплатных сборов); Дебет 98-2 Кредит 90-1 – 1 800 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат работникам (зарплатных взносов).Ситуация: как в бухучете отразить средства государственной помощи, истраченные на приобретение (создание) неамортизируемых внеоборотных активов?Средства госпомощи отразите в составе расходов будущих периодов с последующим списанием на прочие расходы.Так, если актив не амортизируется, целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объекта в эксплуатацию (принятии к учету). Впоследствии, в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.Такой вывод позволяет сделать пункт 9 ПБУ 13/2000.Например, если организации выделены средства на покупку земельного участка для строительства производственного цеха, то расходы на строительство признаются в течение всего периода строительства.

Следовательно, в течение такого же периода будут списываться со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов и средства государственной помощи. При этом порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не установлен.

Поэтому организация вправе самостоятельно разработать его и закрепить в .

Например, организация может установить, что средства государственной помощи признаются в составе прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства.

Пример отражения в бухучете поступления и использования государственной помощи на финансирование капитальных расходов, связанных с приобретением неамортизируемых основных средств ООО «Альфа» получило из бюджета субсидию на финансирование капитальных расходов (приобретение земельного участка). Субсидия предоставлена с условием строительства на данном участке производственного цеха. Сроки строительства установлены в период с 1 января по 31 декабря текущего года.

«Альфа» утвердила проектно-сметную документацию на строительство, а также получила уведомление о выделении средств из бюджета на финансирование строительства. Поэтому средства государственной помощи отражаются в учете по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам.

В учетной политике организации для целей бухучета прописано, что при покупке за счет бюджетных средств земельных участков (для целей строительства) средства государственной помощи списываются со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства начиная с месяца, следующего за месяцем принятия земельного участка к учету. Стоимость земельного участка на основании договора купли-продажи составила 4 720 000 руб.

Средства из бюджета были перечислены на счет «Альфы» 11 января.

Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом. В январе: Дебет 76 Кредит 86 – 4 720 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи (на основании договора).

Дебет 51 Кредит 76 – 4 720 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи; Дебет 08 Кредит 60 – 4 720 000 руб. – отражена стоимость земельного участка, приобретенного за счет средств государственной помощи; Дебет 01 Кредит 08 – 4 720 000 руб.

– принят к учету земельный участок; Дебет 86 Кредит 98-2 – 4 720 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов.

Ежемесячно с февраля по декабрь: Дебет 98-2 Кредит 91-1 – 429 091 руб. (4 720 000 руб. : 11 мес.) – учтены в составе прочих доходов средства государственной помощи, направленные на приобретение земельного участка. Отражение в бухучете операций по возврату средств государственной помощи зависит от:

  1. момента, когда возникли обстоятельства, при которых организация должна возвратить полученные ресурсы;
  1. .

На дату возникновения задолженности перед бюджетом по возврату государственной помощи в бухучете сделайте исправительные записи (сторно) при одновременном соблюдении двух условий:

  1. организация отражала поступление государственной помощи по мере возникновения целевого финансирования (задолженности по этим средствам);
  1. обстоятельства, повлекшие возврат средств, возникли в том же году, когда была получена государственная помощь.

В этом случае организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием бюджетных средств.

За исключением проводки по фактическому получению государственной помощи (Дебет 51 (08, 10.) Кредит 76). В данном случае счет 76 закроется, когда организация возвратит полученные средства в бюджет.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+