Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Принцип запрета на принудительный труд

Принцип запрета на принудительный труд

Принцип запрета на принудительный труд

Статья 4. Запрещение принудительного труда

от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 4 настоящего Кодекса внесены изменения, по истечении 90 дней после дня названного Федерального закона См. , и другие комментарии к статье 4 ТК РФ Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством или заменяющей ее ; работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

< статья 3.> Статья 5. >> Содержание

Запрещение принудительного труда как принцип трудового права

 В статье рассматриваются вопросы правового регулирования запрещения принудительного труда, который рассматривается как принцип трудового права. Автор предлагает ввести в действующее трудовое законодательство изменений, которые позволят сохранить место работы за лицом, проходящим военную службу по призыву.

Ключевые слова: принудительный труд, запрет, принцип трудового права, военная служба, призыв, сохранение места работы The article deals with the legal regulation of the prohibition of forced labor, which is regarded as the principle of labor law.

The author proposes to introduce changes in the current labor legislation that will allow to keep the place of work for the person passing military service on conscription. Keywords: forced labor, prohibition, the principle of labor law, military service, draft, preservation of the place of work Труд в наше время — это великое право и великая обязанность.

Виктор Гюго Конституция РФ 1993г. провозглашает право на свободный труд, то есть на труд, который каждый гражданин свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, а также запрещает принудительный труд и дискриминацию в сфере труда (ст. 37КРФ). Понятие принудительного труда, определяет ст.

4 ТК РФ. Ее положения основаны на положениях Конституции РФ и международных актов, ратифицированных РФ (бывшим СССР) [1]. ТК РФ (ч.2 ст.4) определяет, что принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). Формы принудительного труда названы в положениях Конвенции № 105.

Трудовым же кодексом международные нормы были расширены. Так, в ч. 3 ст. 4 ТК РФ к принудительному труду отнесены случаи выполнения трудовых обязанностей в условиях невыплаты заработка или выплаты его не в полном размере, а также когда работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты, либо, когда работа угрожает жизни или здоровью. Кроме этого, данной статьей к принудительному труду отнесены любые случаи, когда работник имеет право в соответствии с ТК РФ отказаться от выполняемой работы [8, с.89–95].

Принцип запрещения принудительного труда тесно связан с принципом свободы труда. По мнению Л. Ю. Бугрова, процесс индивидуальной свободы труда в юридическом аспекте немыслим без отказа от принудительного и обязательного труда, развития добровольности труда, как посредством роста социальной значимости внедоговорных добровольных его форм, так и через расширение сферы действия договоров о труде, усиления защищенности трудящихся в процессе труда [7, с.79].

В СССР устанавливалось принуждение к труду. Например, административное принуждение к труду устанавливалось Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 г.

[3]. В нем указывалось, что в городе и деревне есть еще отдельные лица, которые, являясь трудоспособными, упорно не желают честно трудиться, ведут антиобщественный паразитический образ жизни. Указ определял, что совершеннолетние трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность — честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда и ведущие антиобщественный паразитический образ жизни, привлекаются по решению исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся к общественно полезному труду на предприятиях (стройках), расположенных в районе их постоянного места жительства или других местностях в пределах данной области, края, автономной республики.

граждане, не желающие работать, могли быть подвергнуты не только административному, но и уголовному наказанию. В настоящее время проблема защиты прав человека вышла за пределы отдельного государства, стала насущной необходимость в создании универсальных международных правовых стандартов, определяющих основные права человека [5, с.7]. Международными усилиями создан свод международных социальных стандартов в сфере труда и социального обеспечения.

Содержание этих стандартов представляет собой концентрированное выражение опыта многих стран [6, с.43]. Классическим определением понятия «принудительный труд» можно считать текст п.

1 ст. 2 Конвенции 29 МОТ о принудительном или обязательном труде 1930 г.: термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

Поскольку целью данной Конвенции является отмена принудительного или обязательного труда во всех формах (п.

1 ст. 1), то эту формулировку можно считать универсальной. Но следует заметить, что согласно п.

2 ст. 2 этого документа из приведенного стандарта и ст.4 ТК РФ сделаны исключения, в которых может применяться принудительный или обязательный труд в течение переходного периода исключительно для общественных целей (п.

2 ст. 1 Конвенции). Их четыре, то есть, принудительный труд не включает в себя: – работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; – работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами; – работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; – работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Все эти виды деятельности носят принудительный или обязательный характер, но они не считаются принудительным или обязательным трудом «только для целей настоящей Конвенции». То есть такой принудительный труд не следует запрещать, потому что он считается «законно принудительным», в отличие от любого другого принудительного труда, который нельзя считать нормальным явлением в демократическом обществе и который запрещается использовать [8, с.89–95].

Таким образом, принцип запрещения принудительного труда является одним из основополагающих принципов трудового права, носящим межотраслевой характер, так как связан с правами человека и гражданина.

Свои особенности имеет работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе. Согласно ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. [2], а также ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
[2], а также ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

все виды военной службы и службы, назначенной вместо обязательной военной службы, не являются принудительным трудом.

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ, защита отечества является долгом каждого гражданина РФ. Ежегодно под призыв попадают тысячи военнообязанных граждан Российской Федерации, среди них тысячи работников. В настоящее время на территории России начинается весенний призыв на военную службу.

Он проходит в период с 1 апреля по 15 июля 2017г.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2017 № 135 [4].

на военную службу будет призвано около 142 000 человек сроком на один год.

На данный момент, призыв на поступление как на военную, так и на альтернативную гражданскую службу, бесспорно, является основанием для прекращения трудового договора. Норма статьи 83 Трудового кодекса Российской федерации включает в себя обстоятельство прекращения трудового договора — призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.

Юридическим актом, лежащим в основе прекращения трудового договора по п.

1 ст.83 ТК РФ, является решение военного комиссариата о призыве на военную или альтернативную гражданскую службу.

Данная идея на сегодняшний день является достаточно актуальной, так как работники в силу ст.83 ТК РФ, попадающие под призыв, исполняя свой долг перед отечеством, претерпевают некие сложности и проблемы, выражающиеся в том, что они теряют свою работу, свое рабочее место. На наш взгляд, следует внести изменения в действующее законодательство, в основе которого будет стоять идея обеспечения и защиты социальных прав работников, подлежащих призыву в Вооруженные силы Российской Федерации в части сохранения за работником — призывником места работы (должности) на период службы в армии по призыву. В данной связи, следует, на наш взгляд, внести изменения в ст.

83 ТК РФ, убрав п.1 данной статьи, согласно которой, основанием для расторжения трудового договора является «призыв работника» на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. Подтверждением актуальности этой идеи может служить социальный опрос, проведенный автором в г.
Подтверждением актуальности этой идеи может служить социальный опрос, проведенный автором в г.

Краснодаре среди студентов 2–4 курсов дневного отделения юридического факультета СКФ РГУП[1].

Установлено по результатам опроса, что у 45 % респондентов заключен трудовой договор с работодателем, при этом работают на 3–4 курсах 60 % студентов, из них — ¾ опрошенных работают по специальности. На вопрос, как бы они отнеслись к данному изменению в законодательстве, — 90 % студентов дали положительный ответ.

В случае сохранения рабочего места на период службы, как бы это сказалось на готовности служить в рядах вооруженных сил РФ, 87 % опрошенных дали положительный ответ, 10 % — отрицательный ответ и 3 % воздержались от ответа.

Таким образом, сохранение места работы за лицами, проходящими военную службу по призыву, будет способствовать улучшению их социального положения на период выполнения долга перед страной.

Литература:

  • Адриановская Т. Л. Некоторые проблемы применения международных стандартов в сфере труда. В сборнике: Развитие и применение международного права и международного частного права материалы Всероссийской научно-практической конференции. Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». Ответственный редактор: Новикова Т. В. 2016.
  • Жернаков В. В. Свобода труда и запрещение принудительного труда в современном трудовом праве / В. В. Жернаков // Вестник Пермского юридического университета, 2013 — № 3.
  • О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  • Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни: Указ Президиума ВС РСФСР от 04.05.1961 // Ведомости ВС РСФСР. 1961. № 18. Ст. 273 — утратил силу
  • Адриановская Т. Л., Карданова И. В. Право социального обеспечения: Институт пособий и компенсационных выплат: учеб.-практ. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т. Л. Адриановская, И. В. Карданова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 455 с.
  • О защите прав человека и основных свобод: Конвенция МОТ от 04.11.1950 г. // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст.163; Об упразднении принудительного труда: Конвенция МОТ № 105 от 25.06.1957 г. // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст.4649; Относительно принудительного или обязательного труда: Конвенция МОТ № 29 от 28.06.1930 г. // Ведомости ВС СССР. 1956 г. № 13. Ст. 279.
  • О призыве в апреле — июле 2017 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву: Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2017 № 135 // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. [Электронный ресурс] // URL.: http://publication.pravo.gov.ru/Document (дата обращения 17.04.2017 г.).
  • Бугров Л. Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1992. 236 с.

[1] Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия

Принцип запрещения принудительного труда

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 37) и международными конвенциями в ст. 4 Трудового кодекса устанавливается принцип запрещения принудительного труда.

Он определяется как выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины или в качестве меры воздействия за участие в забастовке и др. 1 Одновременно устанавливаются виды работ, которые не считаются принудительным трудом: несение воинской обязанности и воинской службы или заменяющей ее альтернативной гражданской службы; работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств; работа, выполняемая в порядке исполнения наказания в связи с вступлением в законную силу приговора суда.

Рекомендуем прочесть:  Достоевский речь адвоката на суде

Вместе с тем к принудительному труду, согласно ст.

4 Трудового кодекса РФ, относятся: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника. Данный принцип нашел воплощение в ст.

142, 220, 236 Трудового кодекса об ответственности работодателя за нарушения законодательства о труде, включая законодательство об охране труда, сроков выплаты заработной платы, задержку выплаты заработной платы. Конституция РФ в п. 2 ст. 37 закрепляет, что принудительный труд запрещен.Запрещение принудительного труда основано, прежде всего, на международно-правовых нормах.

В Трудовом кодексе указывается, что принудительный труд — это выполнение работы под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.1 Данное определение прежде всего основывается на положениях Конвенции МОТ N 105 «Об упразднении принудительного труда», принятой в 1957 г. Российская Федерация ратифицировала и ввела в действие данную Конвенцию лишь в 1999 г.

Трудовой кодекс не только прямо запрещает применение принудительного труда, но и дает его легальное определение.Для целей Трудового кодекса установлено, что принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнение, голод, землетрясение, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Следовательно, ст. 4 Трудового кодекса, запрещая принудительный труд, тем не менее, перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом.

Декларация МОТ 1998 г.

«Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»

ввела новый механизм международного контроля за соблюдением международных норм.

Данная Декларация предусматривает упразднение всех форм принудительного и обязательного труда. Таким образом, установленные в ст.

4 Трудового кодекса положения являются важной гарантией для работников в случае их принуждения к труду.

Запрещение принудительного труда как принцип трудового права тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.05, кандидат юридических наук Новикова, Ольга Игоревна

Актуальность темы исследования. Принудительный труд -недопустимая форма целенаправленной деятельности человека в любом правовом государстве.

Вместе с тем, приходится констатировать, что, несмотря на практически повсеместное признание прав и свобод человека высшей ценностью, принуждение к труду является реальностью XXI века.

В настоящее время такое явление, как принудительный труд, существует и активно эволюционирует как в развивающихся, так и промышленно развитых государствах. До сих пор ни одна страна в мире не может заявить об отсутствии на ее территории принуждения к труду. Как отмечают эксперты Международной организации труда, принудительный труд представляет собой поистине глобальную проблему, которая затрагивает значительное количество людей во всех уголках Земного шара.

При этом самое большое количество лиц, занятых принудительным трудом, отмечается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, за которым следует Латинская Америка и Карибский бассейн, а также страны Африки южнее Сахары.

Однако использование принуждения к труду является достаточно распространенной ситуацией и в промышленно развитых странах, странах с переходной экономикой, странах Ближнего Востока, чему способствует появление новых форм принудительного труда, связанных с процессами глобализации, миграции и торговли людьми1. Существование принудительного труда, без сомнения, является одной из сложнейших проблем современного мира. Хотя случаи принуждения к труду уже больше не замалчиваются и не являются запретной темой2, в XXI веке 1 Глобальный альянс — против принудительного труда.

Глобальный доклад, представленный в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Доклад I (В). Международная конференция труда. 93 сессия. Женева. 2005. С. 15.

// . Последнее посещение 17.01.2010. 2 Цена принуждения. Глобальный доклад, представленный в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

Доклад 1 (В). Международная конференция труда. 98 сессия. Женева. 2009. С. \.

П . Последнее посещение 19.02.2010. повсеместное запрещение и ликвидация всех форм и проявлений принудительного труда не перестают оставаться основными задачами, стоящими на повестке дня всех без исключения международных организаций, занимающихся выработкой эффективных способов противодействия против эксплуатации человека человеком.

Вместе с тем, несмотря на более чем столетнюю практику по искоренению принудительного труда эффективность правовых, социальных, экономических и политических механизмов защиты человека и гражданина от принуждения к труду остается недостаточной. До сих пор не теряет актуальности мнение А.Е.

Пашерстника, высказанное им еще в 1952 году о причинах, порождающих принудительный труд: «Будучи лишенным орудий и средств производства, чтобы не умереть с голода, рабочий вынужден соглашаться на самые кабальные условия работы, работать с неимоверным напряжением своих сил, подчиняться бесчеловечным порядкам, установленным на предприятии. Ведь капиталист в своей ненасытной жажде прибыли стремится все больше удлинить рабочий день, снизить заработную плату рабочих, безжалостно интенсифицировать труд, опрокидывая пределы, поставленные человеческой природой»1. К сожалению, приходится констатировать, что искоренение принудительного труда является весьма сложной задачей, и даже не только в силу того, что принудительный труд используется, главным образом, в теневой экономике.

Представляется, что пока общество и каждый конкретный человек не осознают недопустимость применения принудительного труда, практика которого не совместима с человеческой личностью, принуждение к труду будет существовать.

Российская Федерация не стала исключением из общего правила: переход к рыночным отношениям с последующим крушением административно-командной системы, новые процессы в политической Александров Н.Г., Пашерстник А.Е.

Советское трудовое право. Учебник.

М., Госюриздат, 1952. С.394. жизни нашей страны закономерно привели к увеличению случаев использования принудительного труда в различных отраслях экономики. Поскольку становление новых экономических отношений в России происходило с грубейшими нарушениями трудового законодательства и трудовых прав граждан на фоне появившейся в стране безработицы, трудовое право как одна из важнейших отраслей российского права нуждалась в пересмотре многих концептуальных отправных позиций, осмыслении их в современном понимании.

В этой сложной для страны ситуации перед законодателем стояла непростая задача — максимально согласовать интересы работников и работодателей, гарантировать трудовые права граждан, но при этом создать условия для развития бизнеса — основы рыночной экономики. С принятием Трудового кодекса Российской Федерации (далее -ТК РФ)1, существенно изменились положения, регулирующие трудовые .

С принятием Трудового кодекса Российской Федерации (далее -ТК РФ)1, существенно изменились положения, регулирующие трудовые . отношения, а также способы разрешения возникающих при этом противоречий и споров.

Впервые в нормах национального законодательства запрещение принудительного труда провозглашено в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (статья 2). Более подробное регулирование принцип запрещения принудительного труда получил в статье 4 ТК РФ, устанавливающей понятие принудительного труда, его основные формы и проявления.

Новый подход законодателя к осмыслению правовой категории «принудительный труд» стал закономерным этапом в развитии единообразного понимания основных принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, который вне всякого сомнения:, повышает ответственность работодателей, позволяет учитывать специфику отношений работодателя и работника, где первый всегда остается более сильной стороной, а последний поэтому нуждается в 1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 декабря 2001 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3. особой защите1.

Вместе с тем, несмотря на значительный шаг вперед в области нормативного установления запрещения принудительного труда, практика применения норм ТК РФ выявила несовершенство имеющихся правовых конструкций. Ситуация осложняется еще и тем, что существующие механизмы привлечения работодателя к ответственности за принуждение работника к труду зачастую малоэффективны, а то и вовсе отсутствуют.

Принимая во внимание, что нормативное регулирование всегда будет отставать от возникающих на практике отношений в сфере принуждения к труду, задачей законодателя, совершенно очевидно, должна стать разработка и принятие четких, выверенных правовых конструкций, направленных на действенное искоренение принудительного труда. Вышеизложенное предопределило выбор темы настоящего исследования и свидетельствует о ее актуальности. Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является комплексный анализ запрещения принудительного труда как важнейшего принципа правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе данных, накопленных юридической наукой по этой проблеме, изучение и обобщение действующего законодательства как Российской Федерации, так и ряда зарубежных стран, устанавливающего запрет принуждения к труду, и практики его применения.

Цель исследования также состоит в систематизации знаний о принуждении к труду, определении понятия принудительного труда в трудовом праве, освещении истории развития и закрепления норм о недопустимости принудительного труда в нормативных правовых актах различного уровня, выделении его основных форм и проявлений.

Цель исследования также состоит в систематизации знаний о принуждении к труду, определении понятия принудительного труда в трудовом праве, освещении истории развития и закрепления норм о недопустимости принудительного труда в нормативных правовых актах различного уровня, выделении его основных форм и проявлений. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: — выявление ключевых составляющих понятия «принудительный труд» в Нестерова Т.

Материальная ответственность по Трудовому кодексу // Законность.

2003. № 7. С. 48. трудовом праве; — изучение и анализ общеправового аспекта принудительного труда; — рассмотрение принципа запрещения принудительного труда в системе принципов трудового права; — выяснение соотношения принципа свободы труда и принципа запрещения принудительного труда как основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; — разработка понятий «принудительный труд» и «принцип трудового права»; — освещение основных форм и проявлений принуждения к труду; — исследование вопроса защиты трудовых прав и ответственности за нарушение норм о запрещении принудительного труда; — закрепление ответственности работодателя за принуждение работника к труду; — формулирование предложений по совершенствованию трудового законодательства в аспекте запрещения принудительного труда.

Теоретическая основа исследования.

Теоретической базой исследования служат работы признанных специалистов в области общей теории государства и права: С.С. Алексеева, Б.Т. Базылева, A.B. Малько, Н.И. Матузова, И.С. Самощенко, М.С, Строговича, М.Х.

Фарукшина и др. Основную группу использованных источников составляют труды известных ученых в области трудового права: Н.Г.

Александрова, Э.М. Аметистова, B.C. Андреева, Л.Ю. Бугрова, И.С. Войтинского, К.Н.

Гусова, И.К. Дмитриевой, Е.А. Ершовой, С.А. Иванова, И.Я. Киселева, A.M. Куренного, Р.З. Лившица, A.M.

Лушникова, М.В. Лушниковой, С.П.

Маврина, В.И. Миронова, А.Ф. Нуртдиновой, Ю.П. Орловского, А.Е. Пашерстника, А .Я. Петрова, Ю.Н. Полетаева, О.В.

Смирнова, И.О. Снигиревой, Л.А. Сыроватской, В.Н. Толкуновой, Е.Б, Хохлова и других.

Эмпирическую базу исследования составляют международные правовые акты о правах и свободах человека, закрепляющие недопустимость принуждения к труду в какой бы то ни было форме, конвенции, рекомендации, доклады, исследования Международной организации труда, конвенции Организации объединенных наций, Совета Европы и Содружества независимых государств, резолюции Экономического и социального совета Организации объединенных наций, российское законодательство, законодательство зарубежных стран и правоприменительная практика.
Эмпирическую базу исследования составляют международные правовые акты о правах и свободах человека, закрепляющие недопустимость принуждения к труду в какой бы то ни было форме, конвенции, рекомендации, доклады, исследования Международной организации труда, конвенции Организации объединенных наций, Совета Европы и Содружества независимых государств, резолюции Экономического и социального совета Организации объединенных наций, российское законодательство, законодательство зарубежных стран и правоприменительная практика. Методологической основой исследования является диалектика как общенаучный метод познания, а также логический, исторический, системный и сравнительно-правовой методы научного познания.

Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что она представляет первое комплексное монографическое исследование принципа : запрещения принудительного труда как одного из основополагающих принципов трудового права. , В рамках настоящей работы предпринята попытка определить содержание понятий «принудительный труд» и «принцип трудового права», проведена систематизация научных подходов к определению места принципа запрещения принудительного труда в системе принципов трудового права России, отражены исторические этапы становления и закрепления запрета принуждения к труду как в нормативных правовых актах нашей страны, так и ряда зарубежных стран, сформулирована норма, предусматривающая ответственность работодателя за принуждение работника к труду.

Содержащиеся в настоящей работе выводы и предложения могут быть использованы при совершенствовании законодательства Российской Федерации в области запрещения принудительного труда, ответственности за нарушение запрета принуждения к труду, в правоприменительной деятельности, научных исследованиях, а также при чтении лекций и проведении семинарских занятий.

Наиболее значимые положения, отражающие научную новизну исследования, содержатся в следующих выводах, выносимых на защиту: 1. В результате изучения общетеоретической дискуссии о понятии принципа права выработано определение понятия принципа трудового права как основополагающего руководящего положения, определяющего характер и общую направленность правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, объективно существующего в системе трудового права, которое либо непосредственно закреплено в нормах права, либо следует из смысла трудового законодательства.

2. Определение принудительного труда, изложенное в статье 4 ТК РФ, не вполне соответствует определениям, приведенным в международных правовых актах по вопросу запрещения принудительного труда.

В связи с этим предлагается авторское определение:

«Принудительный труд — выполнение работы при отсутствии добровольного волеизъявления работника, а также под угрозой применения к нему какого-либо наказания (в том числе насильственного воздействия)»

.

3. Принцип запрещения принудительного труда — это, во-первых, один из основополагающих принципов международного и национального трудового права, применяющийся вне зависимости от факта ратификации Конвенции Международной организации труда № 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 года и Конвенции Международной организации труда № 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957 года, а в силу обязательства, вытекающего из самого факта членства государств в Международной организации труда (далее — МОТ), о чем прямо подчеркивается в Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 года. Во-вторых, по сфере действия, — это межотраслевой правовой принцип.

В-третьих, — это принцип, выражающий политику государства в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

4. Из сравнения содержания принципов свободы труда и запрещения принудительного труда — фундаментальных принципов трудового права — следует вывод, что свобода труда — это элемент естественного права человека на саморазвитие и самореализацию, а принудительный труд — это противоестественное человеку состояние, выполнение работы в связи с насильственным или иным воздействием при нарушении прав работника, и его законодательный запрет усиливает принцип свободы труда. 5. Оценочные понятия, используемые в праве, в том числе, трудовом праве, в некоторых случаях могут нарушать права работника как субъекта трудового договора.

Так, термин «эпизодически», относящийся к работе с ненормированным рабочим днем (статья 101 ТК РФ), по существу представляет собой латентную форму принудительного труда, поскольку позволяет работодателям практически безнаказанно привлекать работников к работе за пределами нормальной продолжительностью рабочего времени неограниченное количество раз. В диссертации предлагается следующая редакция статьи 101 ТК РФ «Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут на основании письменного распоряжения работодателя не более трех раз в месяц привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников». Представляется, что в качестве компенсации за возможную переработку следует установить более продолжительный отпуск, чем предусмотренный в статье 119 ТКРФ.

6. Статья 142 ТК РФ, как представляется, противоречит статьям 37 Конституции Российской Федерации, положениям Конвенций МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 года и № 105 «Об и упразднении принудительного труда» 1957 года, статьям 2, 4 ТК РФ и фактически легализует принудительный труд в течение 15 дней, когда работник должен продолжать работу, не получив заработную плату за прошлый период. В связи с этим предлагается часть вторую статьи 142 ТК РФ изложить в следующей редакции:

«При невыплате заработной платы в установленный законом или договором день, работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, со следующего рабочего дня приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы»

. 7. С целью установления ответственности за принуждение к труду представляется необходимым включить в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях норму, предусматривающую административное наказание за «легкие» формы использования принудительного труда или его элементов, то есть не связанные с причинением физического вреда работнику (его жизни, здоровью), при нарушении только трудовых прав.

В случае использования принудительного труда в более тяжелых формах, связанных с применением физического насилия, ограничением свободы, изъятием документов, долговой кабалой, должна быть предусмотрена уголовная ответственность.

Полагаем, что норма, предусматривающая ответственность работодателя за принуждение работника к труду, должна быть включена в главу 38 ТК РФ

«Материальная ответственность работодателя перед работником»

и сформулирована следующим образом: Статья 2341 «Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате принуждения его к труду» Работодатель обязан возместить работнику ущерб, причиненный в результате принуждения его к труду в полном объеме, а также в случае, если трудовые отношения с работником не были оформлены, оформить трудовые отношения со дня фактического допущения работника к работе (привлечения к принудительному труду). Размер ущерба исчисляется из размера средней заработной платы, установленной в данной местности за аналогичную работу, на день возмещения ущерба». Апробация результатов исследования.

Работа подготовлена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии имени O.E.

Кутафина, где проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные положения исследования изложены в опубликованных научных статьях. Структура диссертации определяется целью и задачами исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, библиографического списка, включающего нормативные правовые акты, постановления органов судебной власти, литературу и список Интернет-ресурсов.

В каких случаях принудительный труд разрешен в РФ, а когда запрещен

Работодатели всегда были заинтересованы в максимальной отдаче сотрудников во время работы. Вместе с этим, во избежание злоупотреблений властью, а также с целью определения прав и обязанностей , законодатель четко определил, сколько и в каких случаях можно задействовать сотрудника для выполнения трудовых функций за пределами нормальной продолжительности времени труда.

Разбираемся, в каких случаях принудительный труд разрешен в РФ.СодержаниеПод понятием принудительного труда следует понимать ситуацию, когда под угрозой каких-либо негативных действий со стороны работодателя, работника, против его воли, заставляют выполнять .Следует отметить, что это понятие, кроме прямого принуждения, охватывает и некоторые сопутствующие действия, прямо или косвенно взаимодействующие с принуждением:

  1. относительно граждан, имеющих другие, чем у большинства политические, религиозные взгляды или убеждения;
  2. к гражданам, которые отличаются по социальному статусу, национальности, религии, половому признаку.
  3. необходимость поддерживать высокий уровень трудовой дисциплины;
  4. когда необходимо повышать уровень производительности либо экономической эффективности работы компании;
  5. урезания права сотрудников на участие в забастовке путем принуждения выполнять работу;

Нужно обозначить, что принуждение к выполнению отдельных действий может фиксироваться как за пределами нормального рабочего времени, так и непосредственно во время трудовой деятельности сотрудника.

Здесь важно отметить, что определить как принудительную можно только ту деятельность, выполнение которой не предусмотрено трудовым соглашением либо во время которой жизни, здоровью, репутации гражданина угрожает опасность.

Либо ему предлагают выполнить изначально уголовно, либо административно наказуемое деяние, за которое к нему лично может применяться юридическая ответственность.Запрет на принудительный труд прямо определен главным законом страны – Конституцией РФ.

Эта норма закреплена в ст. 37 Конституции. Дополнительно запрет на принудительную деятельность, но уже в более широком определении выписан в ст. 4 ТК РФ.Тем самым законодатель существенно ограничил желание администраций компаний наращивать прибыль за счет чрезмерной эксплуатации рабочей силы.

Даже если за такие действия в дальнейшем будет выплачиваться повышенное вознаграждение.Помните, законом запрещено принудительно привлекать граждан к работе как в основное, так и дополнительное время. За это нерадивого работодателя будет ждать юридическая ответственность.Достаточно часто, чтобы не подпадать под нормы ответственностью, работодатели используют различные приемы, с помощью которых вынуждают сотрудников выполнять необходимые для них действия. Поэтому чтобы разобраться должны ли граждане выполнять те или иные функции, рассмотрим наиболее распространенные виды принуждения к трудовой деятельности.

Условно их можно разделить на несколько простых категорий:КатегорияОписаниеПрямое принуждениеВ этом случае стиль принуждения четко прослеживается в причинно-следственной связи и последующих последствиях. Обычно проявляется в ультимативной форме, когда сотрудник ставится перед фактом – либо он выполняет конкретное задание. Либо будет за это наказан (лишение части вознаграждения, дисциплинарное взыскание, увольнение с работы).

Тут важно понимать, что не будет считаться принуждением требование работодателя выполнить предусмотренные трудовым соглашением функции во время рабочего дня.

К примеру, если секретаря заставят регистрировать корреспонденцию и отвечать на телефонные звонки – это его работа. А вот сервировка стола руководителю во время какого-либо праздника – это уже принуждение.Косвенное принуждениеВ таких случаях прямых призывов к действию не поступает.

Но вместе с этим со стороны руководителя поощряется определенная «инициатива», которая выходит за рамки предусмотренных трудовым соглашением действий. Работнику как бы намекают, что он не будет получать повышенной оплаты и расположения руководства, пока не изменит стиль своего поведения.

Это может проявляться в стимулировании сотрудника работать сверхурочно, в опасных и вредных условиях без надлежащей защиты и другие подобные моменты. Иногда при одинаковых должностях сотрудникам в рабочих инструкциях устанавливают различный уровень функциональной нагрузки без изменения оплаты труда.Скрытое принуждениеОбычно такие случаи проявляются по отношению к инакомыслящим, лицам противоположного пола, гражданам с иными политическими или религиозными взглядами. Определить, что перед вами факт принуждения можно только если рассматривать деятельность отдельного подразделения или коллектива целиком.

Часто администрация не нарушает каких-либо норм должностных или рабочих инструкций. Как пример, сотрудники занимают одинаковые должности и имеют идентичную оплату своего труда. Но «отщепенцу» приходится выполнять в полтора–два раза больше работе, чем всем остальным его коллегам.

Либо же женщину заставляют выполнять работу наравне со взрослыми и крепкими мужиками.Помните, если трудовая деятельность выполняется на грани ваших физиологических возможностей, когда другие сотрудники на аналогичных должностях особо не перетруждаются – налицо принуждение к труду.В последнее время, размещая объявления о наборе сотрудников, компании часто указывают некоторые ограничения по полу, возрасту, семейному положению, другим «нежелательным» показателям.

Конечно, если на это есть объективные причины (например, работа, связанная с ядовитыми веществами, где запрещено привлекать беременных женщин), предприятие поступает законно. Но обычно это предубеждения конкретных руководителей.

Итак, сегодня дискриминация делится на несколько типов:

  • Косвенная. Обычно такой тип дискриминации проявляется во время определения условий вознаграждения. Яркий пример – когда сотрудники одной квалификации, выполняющие одинаковый объем работы схожей сложности получают разное вознаграждение. Либо когда оплата труда надомника значительно ниже обычного сотрудника, выполняющего те же действия.
  • Гендерная. Ярко проявляется относительно женщин, у которых на воспитании находятся малолетние дети либо же относительно молодых девушек, собирающихся стать матерями. Часто компании стараются под любым предлогом отказать им в трудоустройстве из-за того, что они вскоре уйдет в декрет либо будут часто находиться на больничных с детьми (будут привязаны к дому и не смогут работать сверхурочно). То же самое касается в отказе трудоустраивать беременных женщин, не брать на работу граждан с судимостью, если это не запрещено законодательно.
  • Прямая. Проявляется непосредственно в процессе формирования списка базовых требований к конкретному кандидату (возраст, пол, национальность, семейное положение, язык общения, религиозные, политические убеждения, социальный статус). Требование о наличии конкретного образования не считается дискриминационным признаком, ибо это показатель умений и навыков конкретного кандидата.

На законодательном уровне (ст. 2 ТК РФ) сформулировано несколько положений, призванных предотвращать создание предпосылок для дискриминации в процессе трудовой деятельности.

К ним относят:

  1. ликвидация какой-либо дискриминации в компании;
  2. недопущение случаев использования принудительного труда;
  3. создание равных условий для специалистов в процессе их карьерного роста.

Помните, любое отклонение, ограничивающее гражданина в его праве на труд по сравнению с другими кандидатами, имеющими аналогичный опыт, образование, навыки из-за каких-либо особенностей конкретного человека считается дискриминацией.Вместе с этим из общих правил имеются некоторые исключения. Ведь в определенных обстоятельствах, когда требуется срочно устранить последствия чрезвычайного положения либо реализовать предусмотренные законом функции, отсутствует время на согласование этих вопросов с конкретным человеком. Но условия использования трудовых ресурсов в таких случаях регулируются исключительно на уровне законодательных актов.

В частности, не считаются принудительным трудом такие виды деятельности:

  • Трудовая деятельность в условиях военного времени либо если в стране вводится чрезвычайное положение. Порядок осуществления трудовых функций здесь устанавливается конституцией и соответствующими федеральными законами. Может распространяться на всю страну либо отдельные ее регионы. Оглашается публично.
  • Выполнение гражданином трудовых функций в условиях необходимости выполнять воинскую (альтернативную) повинность. Условия перехода на такой вид работы, категории граждан, которых это касается, продолжительность, компенсации, ограничения регулируются законом.
  • Если необходимо выполнять работу, которую навязали гражданину вступившим в силу судебным решением. Обязанность контролировать этот процесс возложена на специальную государственную службу.
  • Когда требуется устранять последствия катастроф, аварий, пожаров, стихийных бедствий, а также реальную угрозу их возникновения. В таких случаях привлекать сотрудников может их непосредственный работодатель. Это не будет считаться принудительным трудом. Но работникам нужно будет полностью компенсировать сверхурочную работу по окончании всех процессов предотвращения чрезвычайной ситуации.

Помните, если норма, обязывающая гражданина выполнять определенные виды деятельности против его воли не определена законом – это является принуждением и дискриминацией.

В то же время за отказ выполнять определенные законом функции в условиях чрезвычайного положения или военного времени гражданина может ожидать юридическая ответственность.Ответственность за принуждение или дискриминацию может наступать как в случаях фиксации подобных фактов непосредственно во время трудовой деятельности, а также из-за немотивированного отказа принимать человека в штат компании.Но чтобы наступила ответственность, необходимо составить и направить жалобу в одну из инстанций:

  1. суд.
  2. трудовую инспекцию;
  3. прокуратуру;

Первые две организации рассматривают жалобы, составленные в произвольной форме. Тут главное – четко и подробно изложить суть нарушения, указать и приложить подтверждающие это документы.На рассмотрение вопроса отводится месяц, после которого заявитель письменно информируется о результатах и принятых компетентными органами решениями.

Никто не запрещает заявлять сначала в одну, потом в другую организацию. Обращения бесплатные (платите только за почтовую пересылку).При обращении в суд потребуется действовать несколько иначе.

Прежде всего обращение должно четко соответствовать установленной законом форме. Может потребоваться уплатить судебный сбор.В дальнейшем придется доказывать свою позицию в присутствии представителей противоположной стороны.

Поэтому вариант «просто написать» здесь не пройдет.Среди наиболее распространенных доказательств дискриминации будут письменные документы, заявления, отказы в трудоустройстве, запись разговора с потенциальным (реальным) работодателем. Могут привлекаться свидетели, готовые подтвердить ваши слова. Наличие доказательной базы здесь обязательно.Без этого уполномоченный орган будет рассматривать исключительно имеющиеся пояснения и документы.

Как вы понимаете, отбить ваши доводы администрации компании, имеющей все ресурсы, будет очень просто.Важно отметить, если гражданину отказали в трудоустройстве по причине дискриминационного отношения, доказательство этого факта не обязывает работодателя его трудоустраивать.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+