Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Принцип равенства всех перед законом и судом распространяется на

Принцип равенства всех перед законом и судом распространяется на

Принцип равенства граждан перед законом и судом

закреплен во многих законодатель­ных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст.

19, где сказано:“1. Все равны перед законом и судом.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются лю­бые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, ра­совой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.Равенство перед законом — это одинаковое применение положе­ний, закрепленных в законодательстве, ко всем организациям, долж­ностным лицам и гражданам. При этом имеются в виду не только пре­доставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, воз­можность применения и реальное применение ответственности в со­ответствии с теми законодательными актами, которые регламентиру­ют осуществление правосудия.Равенство перед судом не отличается существенно от по­нятия равенства перед законом.

Оно означает наделение всех, кто пред­стает перед судом в том или ином качестве, равными процессуальны­ми правами и соответствующими обязанностями. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, неза­висимо от своего происхождения, социального, должностного и иму­щественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания. Правила судопроиз­водства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, дол­жны быть одинаковыми, независимо от каких-то личных свойств (ска­жем, имущественного достатка или бедности, профессии или занима­емой должности) того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.Закон, вместе с тем, предусматривает некоторые особенности су­допроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам.

Но эти осо­бенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на воен­ной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются такие дела не граж­данскими, а военными судами. Однако при этом должны полностью соблюдаться одинаковые для всех судов (и гражданских, и военных) правила судопроизводства и исключаться какие-то преимущества либо привилегии.До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, зак­репленного в ст.

19 Конституции РФ, были редкостью. Как это приня­то во многих демократических странах мира, российское законодатель­ство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответ­ственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т.

п.), только в отношении главы государства и депутатов законода­тельных (представительных) органов.Например, в ст. 98 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:“1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномо­чий.Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыс­ку, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвер­гнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предус­мотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представ­лению Генерального прокурора Российской Федерации соответству­ющей палатой Федерального Собрания”.Эти конституционные положения существенно уточняются и до­полняются в ч.

1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г.Приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления (см., например, ст.

13 и 15 Федерального закона “Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 6 октября 1999 г.Такую законодательную практику можно признать в целом понят­ной и в определенных пределах оправданной.
13 и 15 Федерального закона “Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 6 октября 1999 г.Такую законодательную практику можно признать в целом понят­ной и в определенных пределах оправданной. Она отражает стремле­ние иметь дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьма ост­рых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение по­стольку, поскольку они принимают активное участие в политической жизни.

Дополнительные гарантии — средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в принципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.Вместе с тем в последние годы введение различного рода изъятий из общего правила о равенстве всех перед законом и судом приобре­тает характер нарастающей тенденции.

Появились законы, ставящие в особые условия многих должностных и не должностных лиц.

В их числе оказались зарегистрированные кандидаты на должность Прези­дента РФ и в депутаты, члены комиссий по проведению выборов и референдумов с правом решающего голоса, судьи всех судов, проку­роры и следователи прокуратуры, адвокаты, сотрудники органов фе­деральных служб охраны, безопасности, внешней разведки, правитель­ственной связи и информации при исполнении ими своих служебных обязанностей, Председатель, заместители Председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам челове­ка в РФ и др.Представление о том, какие конкретно изъятия из конституцион­ного принципа равенства всех перед законом и судом предусматрива­ются для названных лиц, можно получить при ознакомлении, напри­мер, со следующими актами:Перечень актов.

о тех, кто НАД законом

  1. ч. 6 ст. 42 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” от 10 января 2003 г.;
  2. ст. 16 Закона о статусе судей;
  3. ст. 447-452 УПК;
  4. ч. 8 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г.;
  5. ч. 4 ст. 17 Федерального закона “О федеральной службе безо­пасности” от 3 апреля 1995 г.;
  6. ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона “Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февра­ля 1997 г.
  7. ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.
  8. ч. 1-3 ст. 29 Федерального закона “О Счетной палате Россий­ской Федерации» от 11 января 1995 г.;
  9. ст. 42 Закона о прокуратуре;
  10. ч. 18 ст. 29 и ч. 4 ст. 41 Федерального закона “Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации” от 12 июня 2002 г.;
  11. ч. 3 ст. 47 Федерального закона “О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 20 декабря 2002 г.;

http://base.garant.ru/10103670/#16 0 1.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating: ( 0 Rating ) Joomla SEF URLs by ArtioКатегории

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2021 года).

Copyright © 2012-2019 Все права защищены. Полное или частичное использование материалов возможно только с указанием прямой ссылки на сайт.

  1. Соглашение об использовании cookie-файлов
  2. Статьи
  3. Пользовательское соглашение
  4. Политика конфиденциальности

Следите за новостями в нашей группе

  1. Понятия
  2. Учеба
  3. Общие вопросы

Равенство перед законом

, равноправие — важнейший принцип и согласно которому все граждане равны перед независимо от их , , , , , , и убеждений. Нарушение этого принципа обычно называется .

Равноправие делает акцент на и их ограничениях. Предметом особого внимания является законодательная защита прав и равный доступ всех граждан к . включает одинаковую обязанность граждан соблюдать закон и равное отношение к различным нарушителям одних и тех же .

Последнее тесно связано с принципом , покольку требует, чтобы законы в равной степени относились к тем, кто их издаёт и кто обладает верховной властью.

не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или стоящих перед ним лиц.

судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан.

Законы должны формулировать условия своей применимости в общих чертах, не указывая на конкретные лица, или малые . Они не должны издаваться для решения конкретных задач, если при других обстоятельствах аналогичные действия властей были бы незаконными.

Однако в ряде случаев требование обобщённости сталкивается с трудностями.

Например, в некоторые нормы относятся к лицам чётко обозначенного социально-экономического статуса, и поскольку часть общества не считает эти законы оправданными, с точки зрения критиков, они представляют собой форму правовой дискриминации. В силу , некоторые люди имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих интересов и, следовательно, лучшие шансы на выигрыш судебного дела.

В силу , некоторые люди имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих интересов и, следовательно, лучшие шансы на выигрыш судебного дела.

Корректировка подобных тенденцией часто сопряжена с объективными трудностями, которые осложняются вышеуказанным требованием обобщённости правовых норм и процедур.

Статья 7 гласит: Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. В равенство перед законом декларируется в 19 статье :

  1. 1. Все равны перед законом и судом.
  1. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

  1. 3.

    Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

  • ↑ Krygier M.

    Rule of Law // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences / Ed. N. J. Smelser, P. B. Baltes. Oxford: Elsevier, 2001.

  • Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики.

    — М.: ИРИСЭН, 2006.

  • Дайси А.

    В. Основы государственного права Англии. Введение в изучение английской конституции.

    2-е изд. СПб.: Тип. тов-ва И.

    Д. Сытина, 1907.

  • Фуллер Л. Мораль права. — М.: Ирисэн, 2007.
  1. Равенство мужчин и женщин

Фундаментальные концепции и категории Фидуциарный договор • • Групповые права • Естественные и юридические права • Негативные и позитивные права • • Универсальность • Понятия, которые могут рассматриваться как права человека Право на смерть () • Право на личную неприкосновенность • • • • • • • • Право на лечение • Свобода от произвольного ареста и задержания • • Право на справедливое и беспристрастное правосудие • • • • • • • • () • • • Право на протест • • • • Права меньшинств () • • Право на труд • Право на вознаграждение • Право на справедливую оплату труда • · Право на • • Право на · Право на участие в общественной жизни • • • Право на развитие () • • Право на воду () • Право на еду () • • • • • и вооружённый конфликт • • · • Категории:

  1. Либерализм
  2. Право
  3. Политическая философия
  4. Права человека
  5. Политические теории

Wikimedia Foundation.

2010.

  1. — один из принципов уголовного законодательства (ст. 4 УК РФ). Означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и… … Большой юридический словарь
  2. — правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
  3. — Р. как политический принцип играло роль уже в древней Греции, особенно в Афинах, где оно (ίσουομία) было одним из постоянных и важнейших требований демократии, но понималось чрезвычайно узко, как равенство перед законом и равное право на участие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  4. — один из принципов уголовного законодательства (ст. 4 УК РФ). Означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и… … Юридический словарь
  5. — общеправовой принцип демократического государства, исключающий существование особых законов и судов для привилегированных сословий и социальных групп. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина перед… … Энциклопедия юриста
  6. — (англ. equality before the law and court) в РФ общеправовой принцип, установленный в ст. 19 Конституции РФ*, согласно которому все равны перед законом и судом. Право, закон выступает в качестве равной для всех меры человеческого поведения,… … Энциклопедия права
  7. — принцип гражданского процессуального права, согласно которому правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и… … Большой юридический словарь
  8. — играло роль уже в древней Греции, особенно в Афинах, где оно (ίσουομία ) было одним из постоянных и важнейших требований демократии, но понималось чрезвычайно узко, как равенство перед законом и равное право на участие в управлении… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  9. — (англ. equality before the law and court) в РФ общеправовой принцип, установленный в ст. 19 Конституции РФ*, согласно которому все равны перед законом и судом. Право, закон выступает в качестве равной для всех меры человеческого поведения,… … Большой юридический словарь
  10. — конституционный принцип гражданского процессуального права, в соответствии с которым правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка,… … Правоведение: глоссарий
  1. , Зорькин В.
    В книге рассматриваются процессы функционирования и развития права как необходимой нормативной формы социальной жизни человечества.
    Отмечая возрастающую роль права в соционормативной системе…
  2. , В.

    Д. Зорькин. Предмет книги — наиболее актуальные и горячие юридические проблемы в контексте их исторической и социокультурной обусловленности. Отмечая возрастающую роль правав соционормативной системе…

18+ © Академик, 2000-2021

  1. Обратная связь: ,

, сделанные на PHP, Joomla, Drupal, WordPress, MODx.

Принцип равенства всех перед законом и судом

закреплен в ч.

1 ст. 19 Конституции РФ, гласящей: «Все равны перед законом и судом». В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится:

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств»

. В сфере уголовного судопроизводства действие данного принципа наиболее ярко проявляется при решении таких вопросов, как возбуждение уголовного дела, задержание, заключение под стражу, производство обыска, выемки, применение других мер процессуального принуждения.

Необходимо отметить, что в УПК РСФСР, действовавшем до 1 июля 2002 г., названный принцип в несколько иной редакции содержался в ст.

14, которая называлась

«Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом»

. Данная статья предписывала осуществлять правосудие по уголовным делам на началах равенства граждан перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

О равенстве всех перед законом и судом как о принципе уголовного судопроизводства, о его сущности и роли говорится в работах известных ученых-процессуалистов: В. П. Божьева, В. М. Быкова, П. М. Давыдова, Т. Н. Добровольской, А.

М. Ларина, В. 3. Лукашевича, И.

Л. Петрухина, Н. Н. Полянского, В. М. Савицкого, М. С. Стро- говича, М. А. Чельцова и др. Следует отметить, что ст.

7 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» называется «Равенство всех перед законом и судом», ее содержание во многом аналогично положениям вышеприведенной ст. 19 Конституции РФ. Принцип равенства всех перед законом закреплен в ст.

4 УК. Требование обеспечить равенство всех перед законом и судом при осуществлении правосудия содержится во многих международных правовых актах. Так, в ст. 7 Всеобщей декларации прав человека записано:

«Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона»

.

Почти аналогичная формулировка, только более развернутая, содержится в ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах. Этой статьей определено равенство всех людей перед законом.

Она обязывает закон гарантировать каждому равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нередко в средствах массовой информации практические работники органов предварительного расследования и прокуратуры высказывают замечания в адрес лиц, стремящихся стать депутатами, чтобы избежать уголовной ответственности; депутатов и судей, которых порой невозможно привлечь к уголовной ответственности из-за трудностей с порядком их привлечения; высокопоставленных чиновников и иных лиц, чье должностное, имущественное или общественное положение способствует тому, чтобы они или их близкие родственники избежали заслуженного уголовного наказания. Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукиным было отмечено:

«В своем большинстве граждане России не верят в эффективность и объективность правосудия, особенно в тех случаях, когда их оппонентами выступают органы государственной власти, государственные учреждения или крупные хозяйствующие субъекты»

1.

Нарушения принципа равенства всех перед законом и судом послужили основанием для предложения заместителя Генерального прокурора РФ С. Г. Кехлерова ликвидировать институт особого порядка уголовного преследования в отношении отдельных категорий должностных лиц: депутатов, судей, прокуроров, членов избирательных комиссий и др.
Г. Кехлерова ликвидировать институт особого порядка уголовного преследования в отношении отдельных категорий должностных лиц: депутатов, судей, прокуроров, членов избирательных комиссий и др.

Это предложение было высказано в интервью РГ. С. Г. Кехлеров, в частности, сказал: «Почему эти люди не равны перед законом, как все, почему их особый статус в процессе исполнения служебных или выборных обязанностей распространяется и на повседневную жизнь, быт, личное поведение? Наши граждане все видят, оценивают жизнь по своей шкале ценностей, и должен сказать, что поведение неприкасаемых избранных не всегда способствует консолидации общества» .

Конечно, от того, что принцип равенства всех перед законом и судом не включен в гл. 2 УПК, он не перестал быть принципом уголовного процесса со всеми вытекающими из этого последствиями, так как закреплен в Конституции РФ.

Содержащиеся в Конституции РФ нормы-принципы в силу ее ч.

1 ст. 15 имеют прямое действие, хотя и нуждаются в установлении механизма их реализации.

В числе конституционных принципов уголовного процесса, безусловно, есть принцип всеобщего равенства перед законом и судом.

Включение в гл. 2 УПК принципа равенства всех перед законом судом и будет одним из механизмов его реализации.

Здесь нельзя не сказать о том, что в проектах УПК, опубликованных до принятия УПК в 2001 г., содержался принцип равенства всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом и судом закреплено в качестве принципа в ст.

6 ГПК. Включение рассматриваемого принципа в УПК, несомненно, будет способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по расследованию и раскрытию преступлений, правильному рассмотрению и разрешению уголовных дел.

  1. Цит. по: Ямшанов Б. С полной конфискацией // РГ. 2004. 1 июня.
  2. РГ. 2006. 29 июня.

Все равны перед законом и судом

3 октября 2018Статья 19 Конституции РФ определяет, что все равны перед судом и законом.

То есть, формируется правило равенства, именно по этой причине, суд осуществляет рассмотрение дел непредвзято. То есть, не осуществляет поддержку сторон, а лишь изучает доводы, доказательства и факты, с целью правильного определения единственно верного законного решения.Во избежании досадных ошибок пользуйтесь бесплатной юридической помощью:+7 (499) 938-54-27 (Москва)+7 (812) 467-31-93 (Санкт-Петербург)+7 (800) 350-20-41 (Регионы России) Это правило конституции, которое определяет, что в процессе судопроизводства осуществляется процесс равноправного представления интересов, а решения принимаются исключительно в соответствии с законодательными нормами. Невозможно осуществить осуждение человека только лишь по причине его негативной характеристики или же в том случае, если человек уже отбывал наказание.

Суд должен быть непредвзятым, и непременно должен осуществлять процесс судопроизводства, основываясь на нормы законодательства.

  1. Формируется правило равноправности. То есть, суд осуществляет изучение всех обстоятельств дела, и не поддерживает никакую сторону процесса;
  2. Все сомнения, которые возникают в процессе рассмотрения дела судом, трактуются исключительно в пользу обвиняемого;
  3. Формируется право непредвзятости. Устанавливается, что суд осуществляет исключительно рассмотрение доводов и доказательств, иные же аспекты не могут иметь решающего значения в процессе принятия окончательного решения;
  4. Устанавливается необходимость доказывания вины.

Именно такие правила и формируют структуру справедливого суда, который принимает законные и верные решения. В тоже время законодатель не исключает возможности проявления судебных ошибок, именно по этой причине формируется специализированная структура судебной системы, обеспечивающая возможность пересмотра уже принятых решений судов.В нашей стране работают апелляционные и кассационные инстанции, деятельность которых направлена на осуществление пересмотра уже принятых судебных решений.

Определяется, что апелляционная инстанция имеет право осуществить пересмотр тех решений, которые еще не приобрели законную силу. Основанием для открытия судопроизводства выступает специализированная жалоба, которая должна быть составлена юридически грамотно.

Суд второй инстанции имеет право осуществить отмену решения первого суда. Есть также кассационные инстанции, которые обеспечивают процесс пересмотра решений, которые уже приобрели законную силу. В данном случае, инициировать процесс судопроизводства также можно на основании специализированной жалобы.

Таким образом, законодатель осуществляет предоставление структуры судебной системы, которая обеспечивает возможность пересмотра принятых решений, что обеспечивает защиту от судебных ошибок и судейского произвола.Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал и тогда Вы станете Мудрее всех!

Статья 6 ГПК РФ. Равенство всех перед законом и судом

(официальная действующая редакция, полный текст статьи 6 ГПК РФ с комментариями)Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.Комментарий к статье 6 ГПК РФ в действующей редакции

Статьей 6 ГПК РФ в действующей редакции конкретизирован, применительно к гражданскому судопроизводству, конституционный принцип равенства всех перед законом и судом. Судьи не должны создавать преимуществ для определенных органов власти, организаций и граждан по признакам их расовой, социальной, половой, языковой, государственной, национальной или политической принадлежности, либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, образования, рода и характера занятий, отношения к религии, убеждений, принадлежности к каким-то объединениям.Содержание принципа равенства всех перед законом и судом заключается в том, что любое лицо получает одинаковую судебную защиту, одинаковый объем процессуальных прав и обязанностей.Конкретное наполнение принципа раскрывается в следующем:

  1. суд, рассматривая гражданское дело, применяет законы ко всем гражданам и организациям в равной мере, несмотря на то, кто является сторонами, заявителями и заинтересованными лицами — только граждане либо граждане и организации, а также не принимая во внимание признаки, перечисленные в статье 6 ГПК РФ.
  2. правосудие по гражданским делам осуществляется только судами, входящими в систему судов общей юрисдикции. В Российской Федерации отсутствуют специальные суды для рассмотрения споров в зависимости от признаков, перечисленных в этой статье;
  3. права лиц, участвующих в деле, определяются их процессуальным статусом и никак не зависят от того, кто является участником процесса — гражданин или организация, а также от других признаков, перечисленных в комментируемой статье;

Принцип равенства всех перед законом и судом взаимосвязан с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон (подробнее в статье 12 ГПК РФ). Однако принцип равенства касается не только истцов и ответчиков, а полностью всех участников гражданского судопроизводства.Можно заметить, что закон устанавливает для определенных категорий граждан или организаций некоторые ограничения, льготы или преимущества.

Например, для менее социально защищенных категорий граждан (дети, инвалиды и др.) или для иностранцев. Однако эти меры направлены на восстановление существующего дисбаланса прав и обязанностей участников гражданского судопроизводства и этим согласуются с принципом равенства перед законом и судом.Дополнительный комментарий к ст. 6 ГПК РФСтатья 6 ГПК РФ в действующей редакции определяет применительно к гражданскому судопроизводству положения ст.

19 Конституции Российской Федерации, согласно которой все равны перед законом и судом.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.Статья 6 ГПК РФ с небольшими особенностями редакционного характера воспроизводит содержание ст.

7 ФКЗ «О судебной системе», в которой записано, что все равны перед законом и судом.

Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе, по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.В комментируемой статье 6 ГПК РФ в новой редакции закреплен принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом.

В современных условиях действие данного принципа распространяется и на организации. С учетом этого в ст. 6 внесены необходимые дополнения.Содержание рассматриваемого принципа раскрывается в следующих положениях:

  1. правовое положение любого участника гражданского процесса определяется его процессуальным положением (истец, ответчик, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, свидетель, эксперт, переводчик, представитель и др.) и никак не зависит от того, кто является участником процесса — гражданин или организация, а также от тех признаков, которые перечислены в ст. 6. Гражданин и организация, занимающие одно и то же процессуальное положение, всегда наделяются одинаковыми правами;
  2. правосудие по делам, отнесенным законом к ведению суда общей юрисдикции, осуществляется только судами, входящими в единую систему судов общей юрисдикции. Эта система обеспечивает объективное рассмотрение и разрешение этих дел между гражданами и организациями. Каких-либо специальных судов для рассмотрения споров между гражданами и организациями либо для граждан в зависимости от признаков, перечисленных в ст. 6, нет.
  3. суд общей юрисдикции при разрешении дел применяет гражданские материальные законы ко всем гражданам и организациям в равной мере, безотносительно к тому, кто является сторонами, заявителями и заинтересованными лицами — только граждане либо граждане и организации, а также безотносительно к тем признакам, которые перечислены в ст. 6;

Система судов общей юрисдикции функционирует по единым правилам. Особых правил, предусматривающих предоставление льгот или преимуществ одним участникам процесса перед другими в зависимости от признаков, перечисленных в ст.

6 ГПК РФ, законом не предусмотрено.Таким образом, система судов общей юрисдикции в Российской Федерации служит в равной мере всем гражданам, а также всем организациям безотносительно к признакам, перечисленным в ст.

6 ГПК РФ.Судебная практика по ст. 6 ГПК РФОпределение Верховного Суда РФ N 69-КГ17-9 Требование: Об отмене решения о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.Обстоятельства: Работник ссылается на то, что его работа не требовала допуска к государственной тайне, в трудовом договоре отсутствовало условие о возможности его расторжения в случае нарушения обязательств, связанных с доступом к таким сведениям.Решение: Дело направлено на новое рассмотрение по подсудности, так как суды не дали оценки уведомлению из органа безопасности, имеющему гриф секретности и послужившему поводом для проведения служебного расследования и прекращения допуска работника к государственной тайне.В нарушение норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению суд без непосредственного исследования документа, имеющего гриф секретности «секретно» и послужившего основанием для принятия ответчиком решения о прекращении истцу допуска к государственной тайне и для его последующего увольнения по пункту 10 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с прекращением допуска к государственной тайне, так как выполняемая работа требует такого допуска), учитывал его при вынесении решения, а его содержание установил со слов ответчика — лица, заинтересованного в исходе дела, нарушив тем самым основополагающий принцип гражданского судопроизводства — состязательности и равноправия сторон (статья 6 ГПК РФ).Определение Верховного Суда РФ N 91-КГ17-2Требование: О назначении ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом.Обстоятельства: Истице было отказано в назначении компенсационной выплаты в связи с тем, что она как опекун права на установление ежемесячной выплаты по уходу за детьми-инвалидами, инвалидами I группы не имеет.Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, так как вывод суда о том, что вознаграждение приемным родителям относится к мерам социальной поддержки лиц, осуществляющих воспитание приемных детей, в связи с чем осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе в соответствии с заключенным договором о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г.

N 1

«О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»

), а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Рубрики Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) Навигация по записямСтатья 222 ГПК РФ.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+