Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Права и обязанности судебных приставов исполнителей

Права и обязанности судебных приставов исполнителей

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

Пункт 1 изменен с 1 января 2021 г. — от 1 октября 2021 г. N 328-ФЗ 1.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; См.

по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденные ФССП России от 19 июня 2012 г. N 01-16 предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; См.
N 01-16 предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; См.

по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденные ФССП России от 11 апреля 2014 г. N 15-9 обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности; и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации; См.

по порядку организации и производства на основании судебного акта розыска гражданина-ответчика по гражданскому делу и (или) ребенка, утвержденные ФССП России от 30 сентября 2014 г.

N 0014/23 осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в , предусмотренном международными договорами Российской Федерации; осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина — ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном Российской Федерации об административных правонарушениях; См.

по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России, утвержденные ФССП России 4 июня 2012 г. при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном . Пункт 2 изменен с 12 мая 2021 г.

— от 1 мая 2021 г. N 97-ФЗ 2.

Судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве; при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина — ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в , предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам; при исполнении служебных обязанностей за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации; совершать иные действия, предусмотренные «Об исполнительном производстве».

См. по порядку действий судебного пристава-исполнителя при исполнении исполнительных документов, взыскателем по которым является ФССП России, утвержденные ФССП России 10 мая 2012 г.

См.

«О действиях судебного пристава-исполнителя в случае предъявления к принудительному исполнению исполнительных листов судебных органов по денежным взысканиям с должников — получателей средств федерального бюджета и по искам к Российской Федерации»

См.

«О действиях судебного пристава-исполнителя в случае предъявления исполнительных документов, выданных судами общей юрисдикции на основании решений, принятых с нарушением правил специальной подведомственности»

См.

комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона < статья 11.> Статья 13. >> Содержание

Какие права и обязанности судебного пристава?

Судебный пристав – это должностное лицо судебного института, осуществляющее исполнение судебных решений, а также других юридических актов в принудительном порядке.

Его деятельность строго ограничена соответствующими законодательными актами и инструкциями. Рассмотрим более подробно данную должность и обязанности лица, занимаемого ее.Как и права, обязанности судебного пристава зафиксированы в ст.

12 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ, которая была редактирован в 2016 году. Среди основных обязанностей лица, занимающего данную должность, по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) выделяют:

  1. Предпринимать меры по обеспечению своевременного, полного и правильного выполнения постановлений, установленных в исполнительных документах.
  2. Рассматривать все заявления и ходатайства, которые подаются от участников судебного разбирательства, составлять соответствующие постановления, а также разъяснять лицам все условия (сроки, порядок и т. д.) их обжалования при несогласии.
  3. Брать самоотводы в тех случаях, когда сам пристав-исполнитель заинтересован в процедуре исполнительного производства либо при наличии каких-либо оснований для сомнений в его верности и беспристрастности.
  4. Обеспечивать ознакомления сторон судебного процесса, а также их представителей с материалами исполнительного дела, предоставлять выписки из документации, а также делать их копии.

Независимо от типа правонарушений, исполнительный пристав обязан соблюдать все права и интересы граждан.На основании вышеуказанных должностных обязанностей можно сделать вывод, что пристав-исполнитель является главным регулирующим должностным лицом, которое участвует в исполнительном производстве.

Соответственно, именно на него ложатся все обязательства, касающиеся контроля и проверки исполнения всех судебных решений.В случае с взысканием алиментов пристав обязан действовать в рамках установленного в настоящий момент законодательства. Соответственно, каких-либо посторонних действий совершать он не имеет права.

Он действует по стандартной схеме, проводя выездные мероприятия, опрашивая должника с целью выявить причины его отказа по уплате алиментов, а также осуществляет все необходимые процедуры для взыскания денежных средств.Кроме того, в обязанности пристава входит определение имущественного состояния должника. Он должен контролировать его доходы, покупки, а также другие доходные источники. Вся информация обязательно должна отмечаться в специальных документах, которые затем могут служить основанием для принудительного взыскания.После окончания судебного рассмотрения взыскателю передается на руки исполнительный лист, который необходимо направить к исполнительному приставу.

В отдельных случаях судебные учреждения самостоятельно передают документ исполнителю.В соответствии с постановлением суда на исполнительного пристава могут накладываться следующие обязательства:

  1. взыскать установленную судом алиментную плату;
  2. восстановить на работу лиц, которые были сокращены незаконно.
  3. с лица, которым был нанесен материальный ущерб потерпевшему;
  4. взыскать государственную пошлину;

То есть обязанности судебного пристава по исполнительному листу определяются решением самого судебного учреждения. После получения данного документа пристав обязан в течение 3-х рабочих дней сообщить о начале исполнительного производства либо своем отказе от него.

В свою очередь, он также обязан обеспечить 5-дневную отсрочку, в течение которой должник имеет право добровольно выплатить все задолженности без принудительного изъятия.Для реализации своих обязанностей судебному исполнительному приставу предоставляется ряд прав, которые он может использовать по мере участия в исполнительном производстве. К ним относятся:

  1. изымать, арестовывать, продавать и передавать на хранение имущество, которое облагается исполнительными документами;
  2. требовать получения необходимой информации у сторонних органов, граждан и т. д. в ходе исполнительных действий;
  3. свободно входить в помещения или хранилища, которые занимаются должниками, а при необходимости даже вскрывать их для изъятия какого-либо имущества;
  4. подавать заявление на розыск должника, а также его имущества в том случае, если он скрывается;
  5. осуществлять проверку работодателей на факт контроля исполнения исполнительных документов их сотрудниками;
  6. облагать арестом имущественные ценности, денежные средства должника, находящиеся на депозитах, вкладах в банковских учреждениях.
  7. отправлять заявления на явку гражданам и должностным лицам в рамках исполнительных документов;
  8. давать лицам поручения, связанные с совершением определенных исполнительных процедур;
  9. запрашивать в суде либо другом органе, выдающем исполнительные документы, дополнительную информацию и разъяснения об обязательствах лица, которое является объектом исполнительного производства;

Это не полный перечень прав, которые имеет исполнительный пристав.

По сути, ему разрешено все, что может поспособствовать исполнению исполнительных документов.

Все допущения и ограничения прописаны в законодательной базе по исполнительному производству.На практике не исключены случаи, когда судебные приставы превышают свои полномочия и начинают откровенно «терзать» должников.

Подобное случается не часто, но к этому нужно быть готовым.

Рассмотрим правила, которые чаще всего нарушаются приставами по отношению к должникам:

  1. Изъятие имущества. При изъятии имущества обязательно должны присутствовать понятые. Кроме того, в законодательстве имеется перечень, устанавливающий неприкасаемое имущество, которое не может быть изъято.
  2. Вход. Судебный пристав имеет право заходить на частную территорию должника только при наличии разрешения со стороны главного пристава. Соответственно, этот документ обязательно необходимо затребовать у него при следующей встрече.
  3. Изъятие жилья. Законодательство устанавливает, что недвижимость должника не может быть изъята либо арестована, если она является единственным пригодным для жизни местом самого должника, а также его семьи.
  4. Время явки. В соответствии с законодательством, пристав-исполнитель может являться к нарушителю в период с 6 утра до 10 вечера, поэтому явки в другое время можно считать незаконными.

Помните, что в случае превышения своих полномочий судебным приставом вы всегда можете обратиться в суд.В следующем ролике предлагается узнать, что должен делать судебный пристав после прибытия по адресу, указанному в судебном акте о приводе:Таким образом, можно сделать вывод, что исполнительный пристав играет весьма важную роль в самом судебном производстве. На его плечи ложиться обязанность приводить в исполнение все решения судебных органов по взысканию материальных задолженностей.

Соответственно, права и обязанности должностного лица, в первую очередь, регулируются именно данными задачами.

Новые полномочия судебных приставов — что грозит КАЖДОМУ гражданину?

5 февраляПолиции такое и не снилось! — мнение эксперта. С 1 января вступил в силу новый закон, регламентирующий положение сотрудников ФССП России.

Служба получила статус правоохранительного органа, а сотрудники — в ближайшее время получат погоны со специальными званиями, аналогичными сотрудникам полиции.Несмотря на то, что полномочия приставов преимущественно регламентированы законом «Об исполнительном производстве», который пока не претерпел изменений, изменение статуса службы влечет за собой следующие значительные изменения статуса:

  1. применение физической силы. Предыдущая норма закона прямо говорила о возможности применения физ. силы только судебными приставами, которые занимаются охраной судов и сопровождают/защищают исполнителей при проведении исполнительных действий. Трактовка нового закона позволяет проходить соответствующую подготовку и приставам-исполнителям, которые при ее прохождении получат право применять физическую силу, наручники и даже оружие в отношении нарушителей закона;
  2. правоохранительная функция. В новом законе четко написано, что сотрудник ФССП считается независимо от места нахождения и времени суток считается исполняющим служебные обязанности в случае, если он совершает действия по предупреждению и пресечению правонарушений, оказанию помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни или здоровья, иные действия в интересах общества и государства.
Рекомендуем прочесть:  Как сделать полис омс без прописки

Остальные положения закона касаются, преимущественно, социальных гарантий и порядка несения службы.Ситуация, в которой судебные приставы выполняют неприятные функции — неотъемлемая часть самой приставской работы. Раньше полномочия пристава ограничивались узким понятием «исполнительные действия» (а это проверка документов, и имущественного положения должника, и арест с изъятием этого имущества, приостановление деятельности и так далее), в остальное время применение сотрудником своих полномочий было на грани закона. Сами же исполнительные действия имели четкий круг ограничений по времени и условиям их проведения, и выход за их пределы был чреват для пристава тяжкой ответственностью.Теперь же по смыслу закона, каждый сотрудник ФССП везде и всюду (подобно полицейским) находится при исполнении.

Что это значит для граждан, в том числе — должников?1. Теперь пристав может потребовать у ЛЮБОГО гражданина предъявить документы, а в их отсутствие — пройти в отдел для выяснения личности, лишь заподозрив в нем должника, уклоняющегося от погашения задолженности, явки в отдел и так далее.

2. Пристав имеет право задержать каждого, не исполняющего его требования — ведь само по себе неисполнение законного требования пристава — состав правонарушения предусмотренный ст. 17.14. ч. 3 КоАП РФ.3. При сопротивлении гражданина любой пристав (даже хрупкая девочка) сможет заставить такое лицо силой, заковать его в наручники, и доставив в отдел — составить на него протокол.

17.14. ч. 3 КоАП РФ.3. При сопротивлении гражданина любой пристав (даже хрупкая девочка) сможет заставить такое лицо силой, заковать его в наручники, и доставив в отдел — составить на него протокол. При этом «дать сдачи» не получится — это уже покушение на здоровье сотрудника при исполнении, сулящее реальным сроком!По закону судебный пристав будет прав.

Важное уточнение — это касается не только должников, но и каждого — ведь в случае отказа предъявить документы, гражданин не только может стать «подозреваемым», но и «неисполнившим» законное требование сотрудника ФССП.-право арестовывать и изымать имущество, денежные средства, транспорт, оружие, акции и векселя;-право объявлять в розыск должника и его имущество;-право лишать водительского удостоверения;-право запрещать выезд за границу;-право выселять должника из его единственного жилья (по решению суда);-право останавливать и запрещать деятельность организаций (по решению суда);-право на отобрание ребенка и его розыск (по решению суда об отобрании ребенка).-привлекать злостных должников к уголовной ответственности.Действительно, даже полицейские не обладают всем перечнем таких полномочий и при поддержке суда, и в отношении уголовников.Как защитить свои права от перегибов и произвола мы , а что делать если приставы хотят Вас задержать — в Ставьте «нравится» и подписывайтесь на наш канал если статья оказалась полезной!

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Основные должностные права и обязанности судебного пристава-исполнителя определены законами о судебных приставах и об исполнительном производстве, именно они определяют его должностной статус и отличают от других государственных служащих.

Необходимо отметить, что как представитель государственной власти должностное лицо, непосредственно осуществляющее государственные функции, основным предназначением которого являются дела публичные, общее благо в установленной сфере деятельности в рамках предоставленной компетенции, судебный пристав-исполнитель наделен правами для исполнения своих обязанностей. В связи с этим, хотя законодатель все же дифференцирует права и обязанности судебного пристава-исполнителя, целесообразно рассматривать их в совокупности, т.е. вести речь о его полномочиях.

Их можно классифицировать по различным основаниям:

  1. по характеру воздействия;
  2. по степени обязательности применения;
  3. по направлениям деятельности;
  4. по степени самостоятельности принятия управленческих решений.

I. По степени обязательности применения полномочия судебного пристава-исполнителя подразделяются на: 1) обязательные — те, что установлены нормами о должном поведении судебного пристава-исполнителя, невыполнение которых влечет нарушение прав и законных интересов граждан и организаций и неблагоприятные последствия в виде установленной законом ответственности для судебного пристава-исполнителя: и 2) дискреционные — устанавливающие возможное поведение судебного пристава-исполнителя в конкретных условиях, предоставляющие ему право выбора того или иного варианта поведения (действия, бездействия). К обязательным полномочиям, закрепленным в Законе об исполнительном производстве, судебного пристава-исполнителя относятся такие, как: а) возбуждение исполнительного производства в установленный срок (ч.

1 и 8 ст. 30); б) направление копий постановления о возбуждении исполнительного производства в установленный срок сторонам исполнительного производства, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч.

17 ст. 30): в) предупреждение определенных законом лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению (ч. 18 ст. 30); г) извещение об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения лиц, участвующих в исполнительном производстве, или вызов их к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий (ч.

1 ст. 24); д) отмена назначенных мер принудительного исполнения в постановлении о прекращении исполнительного производства (ч.

1 ст. 44); е) приглашение не менее двух понятых при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, связанных со вскрытием жилых, нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста и т.д. (ч. 1 ст. 59); и др. Дискреционные полномочия предоставляют право выбора действий из числа установленных законодателем и позволяют применять или не применять, использовать либо не использовать те или иные из них для выполнения конкретной задачи.

К ним относятся, например, такие полномочия, как: а) поручение другому судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия на той территории, на которую не распространяются его собственные полномочия, и на время исполнения данного поручения приостановить основное исполнительное производство (ч.

6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве); б) обращение в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения (ч.

1 ст. 32 Закона об исполнительном производстве); в) приостановление исполнительного производства полностью или частично в случаях нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении, розыска должника-гражданина или розыска ребенка и т.д. (ч. 2 ст. 40 Закона об исполнительном производстве) и др. II. По характеру воздействия должностные полномочия в зависимости от необходимости применять меры административного принуждения (меры принудительного исполнения) можно подразделить на два вида: 1) те, которые применяются без использования мер принудительного исполнения, и 2) те, которые являются собственно полномочиями по применению мер принудительного исполнения — властными мерами административного принуждения.

Судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа, за исключением определенных Законом об исполнительном производстве случаев (ч. 14 ст. 30). Если должник использует это право, судебный пристав-исполнитель не применяет свои полномочия, предоставленные ему для принудительного исполнения, а лишь принимает исполнительный документ, заявление взыскателя или иные документы, удостоверяющие его полномочия, выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, направляет его копии в установленный срок в соответствующие адреса, вызывает стороны исполнительного производства, предупреждает об уголовной ответственности за неисполнение судебного акта, воспрепятствование исполнения в случаях, когда должником является представитель власти, государственный или муниципальный служащий и т.д., констатирует исполнение, выносит постановление об окончании исполнительного производства, копии которого в установленный срок направляет в те же адреса. В случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель применяет полномочия для принудительного исполнения (ст.

64 и 68). Действующий Закон об исполнительном производстве существенно расширил данные полномочия, что позволяет судебным приставам-исполнителям более эффективно исполнять поставленные перед ними задачи.

Так, для осуществления принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения у организаций и физических лиц, в том числе получает и обрабатывает персональные данные1Названное полномочие появилось у судебного пристава-исполнителя на основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 213-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах»

и статью 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» по вопросам предоставления судебным приставам персональных данных». Названный Закон снял существовавшую ранее неопределенность относительно получения судебным приставом-исполнителем информации, относящейся к персональным данным.

Следует отметить, что некоторые органы и организации ставили под сомнение возможность получения подобной информации судебным приставом в рамках исполнительного производства. Теперь же все несоответствия между законодательствами об исполнительном производстве и о персональных данных устранены. В настоящее время также внесены изменения в Федеральный закон «О персональных данных» (в части уточнения условий и правил обработки персональных данных), согласно которым обработка биометрических персональных данных (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность) может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (ранее проект федерального закона № 282499-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»» (в части уточнения условий и правил обработки персональных данных).; проводит проверку финансовых документов; дает поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе; входит в жилые и нежатые помещения и хранилища; накладывает арест на имущество должника, изымает его.
В настоящее время также внесены изменения в Федеральный закон «О персональных данных» (в части уточнения условий и правил обработки персональных данных), согласно которым обработка биометрических персональных данных (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность) может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (ранее проект федерального закона № 282499-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»» (в части уточнения условий и правил обработки персональных данных).; проводит проверку финансовых документов; дает поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе; входит в жилые и нежатые помещения и хранилища; накладывает арест на имущество должника, изымает его.

передает на хранение; самостоятельно или с привлечением оценщика производит оценку имущества; производит розыск должника, его имущества, розыск ребенка; обращается в орган, осуществляющий госрегистрацию прав на имущество и сделок с ним. для проведения госрегистрации права собственности должника, иного имущественного права в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество; временно ограничивает выезд должника из РФ; принудительно вселяет, выселяет должника; обращает взыскание на его имущество; взыскивает исполнительский сбор; осуществляет иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Появление отдельных новых полномочий судебных приставов-исполнителей на основании действующего Закона об исполнительном производстве уже доказало свою эффективность. К рассматриваемому виду полномочий относится и юрисдикционное полномочие судебного пристава-исполнителя но рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства об исполнительном производстве (ч.

1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ). За невыполнение должником законных требований судебного пристава-исполнителя, предоставление недостоверных сведений о правах на имущество, несообщение источников доходов, места жительства, а также в иных случаях судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях2 Федеральным законом

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

внесены изменения, согласно которым устанавливается общий порядок привлечения лиц, виновных в нарушении исполнительного законодательства, к административной ответственности, лишая судебных приставов-исполнителей права наложения штрафов в процессе исполнения исполнительных документов (ранее проект федерального закона № 432316-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»» (о введении общего порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях в исполнительном производстве). III. По направлениям деятельности должностные полномочия судебного пристава-исполнителя можно подразделить на две большие группы;

  • полномочия по имущественным взысканиям;
  • полномочия по неимущественным взысканиям.

К первой группе относятся следующие полномочия: а) по взысканию денежных средств в пользу граждан, организаций, в бюджетную систему РФ по принудительному взысканию задолженности по налогам, сборам и таможенным платежам, госпошлины, исполнительского сбора, штрафов по приговорам суда, штрафов за административные правонарушения, наложенные судами, другими специально уполномоченными органами (например, органами Госавтоинспекции, Роспотребнадзором и др.); б) по алиментным взысканиям; в) по исполнению документов о присуждении имущества в натуре; г) по исполнению документов о жилищных спорах; д) по аресту имущества в обеспечение иска и др.

Это огромный блок исполнительных производств, посредством которых судебный пристав-исполнитель, применяя меры принудительного исполнения, взыскивает необходимые денежные средства и иное имущество: обращает взыскание на денежные средства и ценные бумаги, на периодические платежи, на имущественные права должника, изымает имущество и т.д.

Применение судебным приставом-исполнителем возложенных на него полномочий для исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям связано с осуществлением деловых связей, взаимодействием с другими публичными органами и организациями, с обменом информацией с налоговыми, таможенными, пограничными органами, органами госрегистрации, органами внутренних дел.

Пенсионным фондом, Рострудом, Роспотребнадзором, Госавтоинспекцией, банками и другими кредитными организациями и т.д. В связи с этим на первый план выходят вопросы административно-правового регулирования, связанного с взаимодействием судебных приставов с иными публичными органами и организациями.

К полномочиям судебного пристава-исполнителя по неимущественным взысканиям относятся: а) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; б) принудительное выселение должника из жилого помещения; в) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества; г) составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по ст. 17.15 КоАП РФ: д) исполнение решения суда по административному приостановлению деятельности должника; е) другие, в зависимости от требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном документе. Порядок применения указанных полномочий регулируется гл.

13 Закона об исполнительном производстве, в развитие положений которой принимаются правовые акты ФССП России и его территориальными органами с учетом региональных особенностей, КоАП РФ.

IV. По степени самостоятельности принятия управленческих решений должностные полномочия судебного пристава-исполнителя можно подразделить на:

  1. исключительные;
  2. неисключительные.

Исключительные должностные полномочия — те, которые судебный пристав- исполнитель осуществляет самостоятельно, без согласования со старшим судебным приставом, без учета волеизъявления взыскателя и без содействия других публичных органов, специализированных подразделений территориального органа ФССП России, силовых структур органов внутренних дел.

К ним относятся: вынесение постановлений в ходе исполнительного производства в случае, если законом или иным правовым актом не предусмотрено наличие заявления взыскателя либо согласование с вышестоящим должностным лицом; обращение за разъяснениями способа и порядка исполнения исполнительного документа в случае неясности его положений; установление срока для добровольного исполнения, предупреждение о взыскании исполнительского сбора в случае принудительного исполнения; направление копий постановлений установленным законом адресатам и некоторые другие.

Неисключительные должностные полномочия судебного пристава-исполнителя — те, которые он не вправе осуществлять самостоятельно: делает это либо по заявлению взыскателя, либо с разрешения старшего судебного пристава; с обязательным уведомлением или по согласованию с главным судебным приставом субъекта РФ; при организационной, информационной, «силовой» и других видах поддержки иных публичных органов (например, сотрудников органов внутренних дел), а также специализированных подразделений территориального органа ФССП России.

Неисключительные должностные полномочия судебного пристава-исполнителя — те, которые он не вправе осуществлять самостоятельно: делает это либо по заявлению взыскателя, либо с разрешения старшего судебного пристава; с обязательным уведомлением или по согласованию с главным судебным приставом субъекта РФ; при организационной, информационной, «силовой» и других видах поддержки иных публичных органов (например, сотрудников органов внутренних дел), а также специализированных подразделений территориального органа ФССП России. Следует отметить, что применение судебным приставом-исполнителем возложенных на него полномочий требует от него ответственного подхода к принимаемым решениям, соблюдению принципов исполнительного производства (ст.

4 Закона об исполнительном производстве).

Действия судебных приставов-исполнителей в отношении должника

» Автор Роман Абдрахманов На чтение 12 мин. Просмотров 32 Опубликовано 02.08.2021 Обновлено 02.08.2021 Судебный пристав – суровый человек в черной форме, встречающий посетителей в здании суда и улыбчивая девушка в красивой форме, выбивающая долги?

Кто они, работники ФССП? Об этом пойдет речь в статье.

Узнайте о своем долге Бесплатная онлайн проверка судебной задолженности Чтобы понять правовое положение сотрудников ФССП необходимо углубиться в историю, поскольку в истории современной России, это силовое ведомство является одним из самых молодых.

Создана служба по обеспечению исполнения решений судебной власти 1 января 1998 года.

В СССР аналога этой службы не существовало.

Однако, в истории Российского государства институт судебных приставов существовал уже в первые века становления государственности. Первые приставы появились в Новгородской и Псковской Республиках не позднее начала XII века.

Первые документы, регламентирующие обязанности чинов этой службы, датируются 1498–1550 годами. Упоминание о них есть в Судебниках Московского, Тверского и некоторых других удельных княжеств. В более близкие к современным понятиям функции приставов были утверждены в 1864 году, во время Судебной реформы императора Александра II.

В более близкие к современным понятиям функции приставов были утверждены в 1864 году, во время Судебной реформы императора Александра II. До февраля 1917 года служба существовала почти в неизменном виде, обеспечивая исполнение решений мировых и гражданских судов Империи.

После Февральской революции 1917 года была упразднена постановлением Временного Правительства. В современной России ФССП – это орган исполнительной власти, обеспечивающий соблюдение порядка в помещениях судов, охрану судейского корпуса и работников судебных ведомств, а также исполнение решений судов в гражданском и арбитражном судопроизводстве.

Служба подконтрольна Министерству юстиции РФ.

Соответственно, служащий ФССП – это государственный служащий, по ряду признаков и правовому положению сходный с сотрудниками других силовых структур: полиции, Росгвардии, ФСО, только исполняющий узкий круг задач по обеспечению деятельности судебной ветви власти. ФССП относится к военизированным формированиям.

Её сотрудники носят форму, имеют специальные звания (внутренней службы), право на ношение и применение оружия и мер физического воздействия.

Структура ФССП неоднородна. Она состоит из двух неравнозначных по численности личного состава и задачам, стоящим перед сотрудниками, подразделений.

Первый блок – силовой. Призван обеспечивать охрану и силовое обеспечение исполнения судебных решений. Вторая, большая часть служащих ФССП – это клерки низшего и среднего звена. Их задачи – техническое обеспечение исполнительного производства.

Около 70% этих служащих – женщины. Это силовой блок ФССП. Комплектуется на контрактной основе из числа лиц, прошедших службу в рядах вооруженных сил или силовых ведомствах.

Основные требования, предъявляемые к сотрудникам, сходный с требованиями к сотрудникам полиции:

  1. состояние здоровья, отвечающее требованиям, предъявляемым к военнослужащим по призыву: категории годности. А, Б1– Б3;
  2. отсутствие судимостей;
  3. среднее или высшее образование;
  4. отсутствие гражданства иностранного государства.
  5. возраст при заключении первого контракта – не младше 21 года и не старше 40 лет;

Кроме перечисленных требований, в приеме на службу отказывают лицам:

  1. уклонившихся от предоставления декларации о доходах, или сообщивших недостоверные сведения о наличии долговых или имущественных обязательств;
  2. признанных судами недееспособными или ограниченно дееспособными;
  3. не предоставивших сведения о наличии аккаунтов в социальных сетях.
  4. имеющих психическое или иное заболевание, препятствующее поступлению на госслужбу;
  5. вышедших из гражданства рф;
  6. не прошедших процедуры допуска к гостайне, если работа с такими сведениями входит в круг должностных обязанностей;
  7. состоящих в близком родстве со служащими ФССП, являющимися непосредственными начальниками принимаемого на работу кандидата или могущими оказать влияние на продвижение по службе;
  8. предоставивших недостоверные сведения или подложные документы в кадровый отдел ФССП;
  9. уволенных с государственной службы вследствие утраты доверия или совершения дискредитирующего поступка;
  10. не прошедших военную службу по призыву, без законных оснований к освобождению или отсрочке;

Как следует из перечня ограничений при приеме в ФССП, кандидат в силовые структуры ФССП должен иметь безупречную репутацию, обладать крепким здоровьем и быть готовым соблюдать ограничения, накладываемые на него правилами несения службы и внутреннего распорядка внутри судебной системы.

С 2012 года для сотрудников силового блока введен отличительный элемент форменной одежды – зеленый берет.

Он вручается наиболее подготовленным сотрудникам, сдавшим квалификационный экзамен ФССП. Одновременно с беретом вручается личное наградное холодное оружие – боевой нож «Комбат».

Служащие этого блока должны отвечать перечисленным выше требованиям, за исключением положений, касающихся прохождения воинской службы и отказа в приеме на работу вследствие уклонения от неё. Однако, это касается только лиц женского пола, которые составляют большую часть корпуса судебных приставов в России. Работа пристава, исполняющего судебные акты, не относится к категории опасных или влекущих причинение вреда здоровью.

В большинстве случаев, основную часть рабочего времени приставы проводят в офисных помещениях, периодически выезжая для исполнения действий, связанных с наложением ареста, изъятием имущества или для его розыска. Их в обязательном порядке сопровождают коллеги из силового блока, вооруженные табельным оружием и специальными средствами. Для предотвращения нападения со стороны должников и их близких.

Служба судебным приставом традиционно относится к наиболее коррупционной в системе госслужбы в связи с возможностью субъективных суждений при оценке стоимости подлежащего аресту и изъятию у должника имущества.

Во многом сходны с требованиями, предъявляемыми к кандидатам на государственную гражданскую службу.

Касаются возраста, образования, состояния здоровья и конфликтов с законом. Для лиц, замещающих должности младшего и среднего состава – наличие среднего (общего) или средне-специального образования.

Для лиц, назначаемых на должности старшего судебного пристава и старше – профильного (юридического или экономического) высшего образования. Приставы наделены чрезвычайно обширными полномочиями. При этом круг обязанностей – тоже не мал.

Круг прав и обязанностей различается, в зависимости от того, в какой из структур ФССП осуществляется служба.

Полный перечень содержится в ст.

11 и 12 ФЗ-118, в редакции от 27.12.2019г. Обязанности судебного пристава исполнителя:

  1. Выдворение за пределы РФ иностранцев и лиц без гражданства на основании решения суда об их депортации.
  2. Доставление к судебному приставу-исполнителю лиц, уклоняющихся от явки.
  3. Обеспечение безопасности приставов во время исполнения обязанностей внеслужебных помещений.
  4. Обеспечение явки (принудительной) в судебное заседание участников процесса.
  5. Поддержание порядка в залах судебных заседаний и во время судебного процесса.
  6. Пресечение преступлений и правонарушений со стороны должников и лиц, препятствующих исполнению судебного решения.
  7. Охрана помещений суда в нерабочее время.
  8. Взаимодействие с сотрудниками МВД и ФСИН при конвоировании и охране подсудимых в помещениях судов и другие. Полный перечень содержится в ст. 11 ФЗ-118.
  9. Обеспечение безопасности судей, судебных заседателей, участников судебного процесса в помещениях судов и при производстве процессуальных действий за их пределами.

Права:

  1. Применять физическую силу, спецсредства и оружие при совершении преступлений насильственного характера или нападении на работников судов или посетителей.
  2. Входить в помещения лиц, уклоняющихся от явки в суд или уклоняющихся от взаимодействия с приставом-исполнителем, а также помещения, в которых находится имущество должника, подлежащее аресту или изъятию.
  3. Изымать у посетителей оружие, взрывчатые вещества и запрещены предметы при попытке пронести их в помещение суда.
  4. Осуществлять привод уклоняющихся от явки в суд лиц.
  5. Проводить проверку документов и досмотр личных вещей посетителей судебных учреждений.
  6. Осуществлять контрольно-пропускной режим в помещениях судов.
  7. Осуществлять административное производство при рассмотрении дел о нарушении порядка в судах.

Задачи приставов и ФССП, вытекают из целей, ради которых в России была возрождена эта структура.

В соответствии с ними, на приставов возлагается:

  1. обеспечение порядка деятельности вертикали судебной власти: конституционного, верховного, областных и районных общей юрисдикции и арбитражных судов;
  2. принудительное исполнение актов судей и должностных лиц, наделенных полномочиями по выдаче исполнительных документов;
  3. в сфере своей компетенции – осуществление правоприменительной практики, охране, контролю и надзору при осуществлении правосудия и во время исполнительного производства.

Закон ФЗ-118 не содержит подробного описания процедуры назначения на должность работников ФССП. Она регламентируется внутриведомственными приказами и инструкциями.

Однако, в законе есть ст. 3 задающая общую канву и закрепляющая основополагающие требования:

  1. минимальный возраст пристава – 20 лет;
  2. при вступлении в должность приставы приносят присягу, что уравнивает их в морально-нравственных аспектах с военнослужащими и работниками силовых структур.
  3. не могут быть приняты на службу лица, не соответствующие ФЗ «О противодействии коррупции»;
  4. судебным приставом не может быть ранее судимый;

На практике, назначению на должность предшествует длительная процедура проверок: По линии МВД – на наличие судимостей и дискредитирующих связей; По медицинской линии: проверка на наркотическую и алкогольную зависимости, тестирование с целью выявления психических заболеваний, тестирование с целью выявить тип ВНД и способность к адекватному поведению в экстремальных ситуациях, проверка физической подготовки при поступлении на службу в силовой блок. Наделенные обширными полномочиями, приставы имеет право не только словами, но и действиями воздействовать на должника или нарушителя порядка в помещении суда или при противодействии исполнительному производству.

Право применять физическую силу, специальные средства и оружие, предусматривает высокую степень ответственности, профессионализм, но и повышенную ответственность за превышение или злоупотребление предоставленным правом. Вопросам ответственности приставов посвящена ст.

19 ФЗ-118. В ней, как и в предыдущей комментируемой статье, даются только основные положения об ответственности. Более детальная проработка видов ответственности:

  1. административной;
  2. материальной;
  3. уголовной.
  4. дисциплинарной;

Содержаться в ведомственных документах и соответствующих кодексах: УК РФ и КоАП РФ.

Чаще всего ответственность по линии подчиненности начальник — подчиненный наступает за бездействие или нарушение сроков исполнительного производства. Для этого достаточно подать жалобу на имя старшего судебного пристава регионального управления ФССП, в котором служит не желающий работать пристав.

Если начальник нерадивого пристава не реагирует на обращение, или сочиняет отказы – никто не препятствует обратиться в суд. Даже минуя обращение по инстанции. Часть 3 ст. 19 ФЗ 118 посвящена возмещению ущерба, причиненного действиями пристава.

Расплывчатое:

«в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ»

означает, что судиться за возмещение ущерба истцы придется не с конкретным приставом, а с системой ФССП. Это – всегда сложно, поскольку в штате работают высококлассные юристы, специализирующиеся на отписках жалоб, нацеленные на то, чтобы свести к минимуму выплаты за прегрешения работников службы.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+