Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Порядок выборов и прекращения полномочий президента рф

Порядок выборов и прекращения полномочий президента рф

Порядок выборов Президента РФ. Срок полномочий. Основания и условия досрочного прекращения полномочий

Выборы Президента РФ регулируются Конституцией РФ, ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

.

Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право выбирать Президента РФ принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему на день голосования 18 лет, если это право не ограничено в силу закона. Кандидатомна выборах Президента РФ может бытьгражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ, участвовать в иных избирательных действиях лицо, признанное судом недееспособным или содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.

Кандидатом в Президенты РФ не может быть гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом. Выборы Президента в РФ проходят не менее чем 1 раз в 4 года, если не назначены внеочередные выборы.

Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания. Решение о назначении выборов принимается в пределах 100-90 дней до дня голосования. Это решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

С этого момента начинается регистрация кандидатов на должность Президента РФ. Днем голосованияна выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ.

Выборы Президента РФ могут быть проведены досрочно в случае отставки Президента РФ, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от его должности до истечения срока полномочий. Голосование на выборах Президента РФ осуществляется гражданами по месту постоянного жительства, где сведения об избирателях заносятся в специальные списки.

Если избиратель в день голосования не имеет возможности проголосовать в соответствующем избирательном участке, он должен получить открепительное удостоверение. О дне, времени и месте голосования на выборах Президента РФ территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за 5 дней до дня досрочного голосования.

Голосованиена выборах Президента РФ проводится с 8 до 20 ч по местному времени. Оно осуществляется гражданами лично в специальном закрытом помещении путем отметки в избирательном бюллетене. Подсчет голосовизбирателей начинается сразу после окончания голосования и осуществляется без перерыва до установления итогов голосования.

Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно.

Об итогах подсчета извещаются все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей. Президент РФ избирается путем всеобщего, равного и тайного голосования. Срок полномочий Президента РФ равен 6 годам.

Одно и то же лицо не может быть избрано более 2 сроков подряд. Полномочия Президента РФ прекращаютсяв случаях: 1) истечения срока полномочий; 2) отставки Президента РФ в силу невозможности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья; 3) смерти Президента РФ; 4) отрешения Президента от должности Федеральным Собранием РФ в установленном порядке. С истечением срока полномочий назначаются новые выборы Президента РФ.

Это наиболее естественный способ прекращения полномочий Президента РФ. Еще в период осуществления полномочий действующим Президентом РФ назначаются и проводятся выборы нового Президента РФ.

С его вступлением в должность связывается момент окончания полномочий прежнего Президента РФ. Моментом окончаниясрока полномочий Президента РФ признается момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Добровольная отставка Президента РФ возможна по причине тяжелого физического состояния Главы государства.

В этом случае Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке. Отрешение Президента РФот занимаемой должности проводится в строго установленном федеральным законодательством порядке. Решение об отрешении Президента РФ принимается Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от общего числа членов палаты Федерального Собрания.

Это решение Совет Федерации должен принять в 3-месячный срок со дня выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным. Вопрос об отрешении Президента РФ от должности выносится на обсуждение Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Вопрос об отрешении Президента РФ от должности выносится на обсуждение Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обвинение Государственной Думы в отношении Президента РФ выдвигается при наличии заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения на основании инициативы не менее чем 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.

В случае смерти Президента РФ его семье и близким гарантируется выплата соответствующего пособия и пенсий, а также сохранение всей собственности, за исключением предоставленной Президенту РФ для исполнения полномочий и на их срок.

Полномочия Президента РФ Основные полномочияПрезидента РФ: 1) назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, других членов Правительства РФ, направление его политики и принятие решения об отставке Правительства РФ; 2) представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, постановление перед ней вопроса об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; 3) представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации предложения о его освобождении от должности; 4) назначение судей федеральных судов; 5) формирование Совета Безопасности РФ и руководство им; 6) утверждение военной доктрины РФ; 7) формирование Администрации Президента РФ; 8) назначение на должность и освобождение от нее полномочных представителей Президента РФ; 9) назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил РФ; 10) назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; 11) назначение выборов в Государственную Думу; 12) роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; 13) назначение даты референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом; 14) внесение законопроектов в Государственную Думу; 15) подписание и обнародование федеральных законов; 16) обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; 17) решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища; 18) награждение государственными наградами РФ и присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий; 19) помилование; 20) руководство внешней политикой РФ, участие в международных отношениях с главами иностранных государств; 21) ведение переговоров и подписание международных договоров РФ; 22) подписание ратификационных грамот; 23) принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нем дипломатических представителей. В сфере политических отношенийПрезидент РФ: 1)определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ; 2) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

В сфере взаимодействия с органами исполнительной властиПрезидент РФ: 1) может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; 2) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия конституционным нормам и федеральным законам, а также международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; 3) представлять на одобрение Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ, самостоятельно назначать на должность иных должностных лиц Правительства РФ и др.

Конституционно-правовое закрепление статуса Парламента РФ. Правовая основа деятельности палат Федерального собрания РФ Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее.

Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст.

94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат:1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования). Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа.

Принципыих деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ:1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой. Принципы деятельностиФедерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов. Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России. Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФв случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ. Особенности формирования палат Федерального собрания РФ Согласно Конституции Российской Федерации (ст.

95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Конституции Российской Федерации указывается (ст.

96), что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом. В соответствии с Законом представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом на срок полномочий этого органа (а если региональный парламент двухпалатный, то представитель от законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий), а представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается главой региона (но при условии отсутствия возражения законодательного органа, которое может быть выражено 2/3 голосов от общего состава парламента региона). Соответствующие органы государственной власти субъекта РФ должны осуществить избрание (назначение) «своего» представителя в Совете Федерации в 3-месячный срок после формирования (наделения полномочиями).

После внесения изменений в Федеральные законы

«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»

и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» в декабре 2004 г. (Федеральный закон от 16.12.2004 № 160-ФЗ) существенно изменился порядок досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации – в настоящее время региональные органы государственной власти не вправе досрочно прекратить полномочия назначенного (избранного) ими члена Совета Федерации по своему усмотрению, соответствующие решения могут быть приняты только по представлению Председателя Совета Федерации (процедура досрочного прекращения полномочий членов верхней палаты парламента такая же как и процедура их назначения или избрания). Руководят деятельностью Совета Федерации и Государственной Думы председатели палат и их заместители, которые избираются на заседаниях палат.

Внутреннюю структуру (набор и компетенция комитетов, подкомитетов и комиссий) процедурные нормы палаты определяют самостоятельно, в частности в принимаемых каждой палатой регламентах.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 95, 96 и 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Выборы проводятся с использованием смешанной избирательной системы: половина депутатов (225) избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина – в едином федеральном избирательном округе по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам) с установлением 7 %-го заградительного барьера (ранее он определялся в 5 %) на основе принципа естественной квоты с применением правила наибольшего остатка (наибольшей дробной части). В настоящее время в стадии рассмотрения находится президентский законопроект, предусматривающий переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по пропорциональной избирательной системе. Требования к активному избирательному праву на парламентских выборах – те же, что и на выборах Президента РФ, а требования к пассивному избирательному праву (к кандидатам в депутаты) – более мягкие: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 21 года и не лишенный избирательных прав.

Ограничений по количеству переизбраний для депутатов Государственной Думы не устанавливается. Выборы, по общему правилу, назначаются Президентом РФ, а если он эту обязанность не выполняет, – то Центральной избирательной комиссией РФ (ЦИК), на первое воскресенье месяца, в котором истекает установленный срок полномочий Государственной Думы предыдущего состава. Право выдвижения кандидатов в одномандатных округах принадлежит политическим партиям (избирательным блокам) и самим гражданам в порядке самовыдвижения; списки кандидатов в федеральном избирательном округе могут выдвинуть исключительно политические партии (избирательные блоки).

Регистрация выдвинутых кандидатов осуществляется окружными избирательными комиссиями на основе представленных подписей избирателей в поддержку кандидата или внесения избирательного залога.

Подписей должно быть представлено не менее 1 % от количества избирателей округа (если в округе зарегистрировано менее 100 тыс. избирателей – то не менее 1 тыс. подписей). Избирательный залог составляет 15 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата (на выборах 2003 г.

подписей). Избирательный залог составляет 15 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата (на выборах 2003 г.

эта сумма была установлена в 6 млн руб., следовательно, размер избирательного залога составлял 900 тыс. руб. Регистрация федеральных списков кандидатов осуществляется ЦИК также на основе представленных подписей или внесения избирательного залога, однако требования здесь более жесткие: подписей в поддержку списка, выдвинутого политической партией (избирательным блоком), должно быть представлено не менее 200 тыс.

(при этом на один субъект РФ может приходиться не более 14 тыс.

подписей, т. е. партийный список должен получить предварительную поддержку избирателей как минимум в 15 регионах), а размер избирательного залога (также 15 %) исчисляется от предельной суммы всех расходов избирательного фонда партии (блока) (на выборах 2003 г. она была установлена в размере 250 млн руб., следовательно, сумма избирательного залога составляла 37,5 млн руб.).

Результаты выборов по единому федеральному избирательному округу устанавливает ЦИК, а по одномандатным округам – окружные избирательные комиссии. Общие итоги выборов устанавливает и публикует ЦИК. На первое заседание вновь избранная Дума собирается на 30-й день после избрания (если Президент РФ не соберет заседание ранее), и именно с начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Государственной Думы прежнего созыва.

Из 450 депутатов Государственной думы 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в субъектах Федерации. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.

При такой системе избиратель голосует за список кандидатов, представленный избирательным объединением. Депутатские мандаты распределяются пропорционально числу полученных избирательным объединением голосов.



Порядок назначения и прекращение полномочий Президента Российской Федерации

Нормативной основой данного вопроса является ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и положения гл.4 Конституции РФ.

В соответствии со ст.81 Конституции Российской Федерации Президент избирается на 6 лет Закон Российской Федерации «О поправке к Конституции РФ «Об изменении срока полномочия Президента РФ и Государственной Думы» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ (СЗ РФ 2009 № 1) гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
№ 6-ФКЗ (СЗ РФ 2009 № 1) гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом от 10.01.2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации». В нем определяются основные принципы выборов Президента и избирательные права граждан.

Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Назначение выборов Президента в соответствии со ст.102 Конституции Российской Федерации проводится Советом Федерации.

Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ. Выборы Президента проводятся по единому Федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты избирателями — инициативной группой не менее чем 500 человек, обладающих активным избирательным правом и политической партией (избирательным блоком, в состав которого входит политическая партия).

Гражданин, выдвинувший свою кандидатуру, обращается с ходатайством в письменной форме в Центральную избирательную комиссию РФ о регистрации группы избирателей. Порядок регистрации определен в ФЗ «О выборах Президента РФ».

Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на пост Президента гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной политической партии. Как партии, так и кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в поддержку выдвижения должно быть собрано не менее 2 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 50 тыс.

подписей избирателей данного субъекта.

Регистрация собравших подписи кандидатов осуществляется Центральной избирательной комиссией РФ. От сбора подписей освобождаются кандидаты, выдвинутые политической партией, допущенной к распределению мандатов на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы.

Выборы Президента осуществляются на альтернативной основе. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы Президента по решению Центральной избирательной комиссии откладываются на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Мероприятия, осуществляемые по подготовке и проведению выборов Центральной избирательной комиссией и другими избирательными комиссиями, финансируются из федерального бюджета.

Вместе с тем кандидаты должны создать свои избирательные фонды. Предельная сумма расходов из фонда не может превышать 400 млн. рублей, а при повторном голосовании 500 млн. рублей. Днем выборов считается первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент, срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 120 дней.
рублей. Днем выборов считается первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент, срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 120 дней.

Выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе, по общефедеральному избирательному округу в два тура. Для победы в первом туре необходимо набрать абсолютное большинство (50 % + 1) голосов избирателей, во второй тур (повторное голосование, назначаемое Центральной избирательной комиссией РФ через 3 недели) выходят два кандидата, набравших наибольшее количество голосов избирателей, для победы во втором туре необходимо набрать относительное большинство голосов избирателей.

Итоги голосования последовательно подводятся участковыми комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями субъектов РФ, результаты выборов Президента РФ определяются и публикуются Центральной избирательной комиссией РФ.

Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины зарегистрированных избирателей.

Выборы признаются не состоявшимися: если голосование проводилось по одной кандидатуре и за нее проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании; если в избирательный бюллетень были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования. Центральная избирательная комиссия признает выборы Президента недействительными:

  1. 2. Если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее, чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования.
  2. 1. Если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
  3. 3. По решению суда. Если выборы Президента признаны несостоявшимися или недействительными, Совет Федерации назначает повторные выборы, которые проводятся через четыре месяца.

Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом, вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией общих результатов выборов Президента РФ.

В соответствии со ст.92 Конституции Российской Федерации Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

Присяга произносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда Российской Федерации. Присяга приносится народу. Текст присяги и порядок ее принесения регламентированы ст.82 Конституции Российской Федерации. Вступление в должность нового Президента влечет определенные правовые последствия в отношении органов, назначаемых Президентом: слагает свои полномочия Правительство; подают заявления об освобождении от занимаемых должностей лица, входящие в Администрацию Президента, полномочные представители Президента в палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде, в федеральных округах.

До назначения нового состава этих органов последние продолжают исполнение своих полномочий.

Полномочия Президента РФ прекращаются в случаях:

  1. 4) отрешения Президента от должности Федеральным Собранием РФ в установленном порядке.
  2. 3) смерти Президента РФ;
  3. 2) отставки Президента РФ в силу невозможности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья;
  4. 1) истечения срока полномочий;

С истечением срока полномочий назначаются новые выборы Президента РФ. Это наиболее естественный способ прекращения полномочий Президента РФ.

Еще в период осуществления полномочий действующим Президентом РФ назначаются и проводятся выборы нового Президента РФ. С его вступлением в должность связывается момент окончания полномочий прежнего Президента РФ. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ рассмотрено в следующей главе.

Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ

4 ыборы Президента РФ осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (Статья 81 Конституции РФ). Альтернативность выборов признается обязательной в соответствии с законодательством о выборах.

17.03.1991 — Первый референдум (вопрос

«Считаете ли вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием»

). Требования к кандидату в Президенты: жизненный опыт (не моложе 35 лет); нет требований к гражданству по рождению, обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности; нет указаний на предельно допустимый верхний возрастной ценз.

Постоянное проживание на территории РФ не менее 10 лет.

ФЗ «О выборах Президента РФ» — порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, организации работы избирательных комиссий. Назначение выборов Президента — Совет Федерации (СФ).

День выборов — Первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент.

Если СФ не назначил выборы, они проводятся ЦИК РФ. Досрочные выборы — в случае прекращения полномочий до истечения срока (СФ — через 14 дней). Выдвижение кандидатов — избирательное объединение, избирательный блок, непосредственно избиратели (инициативная группа — не менее 100 человек — обязаны собрать не менее 1 млн.

подписей (в 1 субъекте не более 70 тыс.)) + политическая партия + самовыдвижение (инициативная группа не менее 500 человек, необходимо собрать не менее 2 млн.

подписей). Выборы проводятся при наличии не менее 2-х зарегистрированных кандидатов. Они проводятся по единому федеральному избирательному округу (вся территория РФ). Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Ели ни один не избран — повторное голосование (через 21 день) (избранным считается набравший большее число голосов). Повторное голосование может проводиться и по одной кандидатуре, если другие выбыли. Выборы признаются несостоявшимися: если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки; если есть нарушения; если большинство проголосовало против всех кандидатов.

Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными, СФ назначает повторные выборы, которые проводятся в том же порядке. Срок полномочий Президента РФ — 4 года.

Одно и то же лицо не может занимать должность более двух сроков подряд. Вступление в должность Президента РФ — через 4 года после предыдущего (сейчас это 7 мая).

А если будут досрочные выборы, все сместится, то — на 30-й день со дня официального объявления ЦИК о результатах выборов. Принесение присяги народу в присутствии членов СФ, депутатов ГД и судей КС РФ.

Местопребывания (резиденция) Президента РФ — Москва, Кремль (над зданием — Государственный флаг). Символы президентской власти: штандарт Президента РФ, Знак Президента РФ.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности. Вступление в должность нового Президента ведет к сложению полномочий Правительства, освобождению от занимаемых должностей лиц, входящих в Администрацию Президента, полномочных представителей Президента в палатах ФС, КС РФ, федеральных округах. Конституцией РФ предусмотрено досрочное прекращение полномочий Президента РФ в следующих случаях: 1.

Отставки Президента по собственному желанию 2. Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, которые подтверждаются специальной медицинской комиссией. Отрешения в порядке импичмента.

Во всех случаях, когда Президент досрочно прекращает свои полномочия, его обязанности возлагаются на председателя Правительства.

3. Полномочия Президента РФ. 1. В сфере органов исполнительной власти, органов при Президенте РФ: ¨ назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; ¨ принятие решения об отставке Правительства РФ; ¨ назначение на должность и освобождение от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров; ¨ формирование Совета Безопасности РФ и руководство им; ¨ формирование Администрации Президента РФ; ¨ назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ по федеральным округам; ¨ назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ; ¨ назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. 2. В сфере организации и деятельности законодательной власти: ¨ назначение выборов Государственной Думы; ¨ роспуск Государственной Думы; ¨ внесение законопроектов в Государственную Думу; ¨ подписание и обнародование федеральных законов; ¨ обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики РФ; ¨ назначение референдумов.

3. В сфере безопасности и обороны: ¨ Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ; ¨ утверждение военной доктрины РФ; ¨ введение на территории РФ или ее частей военного положения в случае угрозы агрессии или агрессии, введение чрезвычайного положения с немедленным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания. 4. В сфере судебной власти и прокуратуры: ¨ предоставление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов; ¨ внесение в Совет Федерации предложений о назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора РФ. 4. В сфере внешней политики: ¨ ведет переговоры с другими государствами и подписывает международные договоры; ¨ принимает верительные грамоты дипломатических представителей; ¨ руководит внешней политикой РФ.

5. Решение иных некоторых вопросов: ¨ решение вопросов гражданства; ¨ предоставление политического убежища; ¨ награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских званий.

Выполняя указанные полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения.

Эти акты не могут противоречить Конституции и российским законам, они обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Акты Президента носят подзаконный характер.

Указы подлежат обязательному опубликованию, кроме содержащих государственную тайну.4 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+