Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Уголовное право - Порядок возбуждения уголовного дела по 327 ст ч 3

Порядок возбуждения уголовного дела по 327 ст ч 3

Какова тактика защиты по ст. 327.3 УК РФ?

Моя дочь при замене паспорта (изменение фамилии) в МФЦ к документам предоставила справку о временной регистрации , УФМС сказал, что она поддельная и хотят обвинить по ст.

327.3 УК РФ. На тот момент дочь была на 5 месяце беременности, а спустя 10 мес её опять вызывают в отдел.

Дочь кормит малыша, волноваться ей нельзя. Что делать? Адвокат Лебедев З.С. Добрый день! Согласно ч.3 ст.327 Уголовного кодекса, использование заведомо подложного документа — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев Согласно ст.146 Уголовно-процессуального кодекса, при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются: 1) дата, время и место его вынесения; 2) кем оно вынесено; 3) повод и основание для возбуждения уголовного дела; 4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании.

В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Уголовные дела в отношении лиц, указанных в статье 447 настоящего Кодекса, возбуждаются в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса. Согласно ст.140 Уголовно-процессуального кодекса, поводами для возбуждения уголовного дела служат: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьей 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ

«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

, а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Согласно ст.144 Уголовно-процессуального кодекса, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса.

При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса.

Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса.

В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов: 1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения; 2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу; 3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Таким образом, уголовное дело может быть возбуждено лишь при наличии достаточных оснований.

У Вашей дочери, как у лица, участвующего в деле, возникает обязанность явиться по вызову следователя. С уважением, адвокат Захар Лебедев, партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». Август 2021 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 35789 2223 2930 31 15/03/19 10/09/18 18/06/20 В УГОЛОВНОМ ДЕЛЕ ВРЕМЯ — ВАЖНЫЙ ФАКТОР Позвоните мне прямо сейчас по телефону +7 (846) 212-99-71 или задайте свой вопрос на сайте

Как происходит возбуждение уголовного дела по УПК РФ: основания, сроки и стадии

» Содержание Уголовное производство возбуждается лишь при наличии серьезных и обоснованных причин, ведь речь идет о возможности применения достаточно сурового наказания.

Возбуждение уголовного дела (по УПК РФ) допустимо на основании ряда поводов, четко определенных законодателем.

Своевременное возбуждение уголовного дела способствует оперативному проведению следственных мероприятий и обеспечивает защиту пострадавшей стороны от противозаконных действий. В данной статье будет разобран процессуальный порядок возбуждения уголовного дела, поводы и основания к выполнению подобных действий, а также причины отказа в возбуждении. Кроме того, будут изучены стадии возбуждения уголовного дела.

Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой начало течения уголовного судопроизводства в качестве деятельности, это его первая стадия.

Как и любая иная стадия уголовного суда, возбуждение уголовного дела – это период времени, в течение которого подлежит осуществлению определенного рода деятельность уголовно-процессуального характера, которая называется проверкой сообщения или заявления о преступлении. В этом и заключается сущность данной стадии. Возбуждение уголовного дела — это не только решение процессуального характера, не только институт права, хотя, безусловно, и таковые могут именоваться возбуждением уголовного дела, это, в первую очередь, этап, который всегда существует, если имеет место уголовное судопроизводство.

Расследование осуществляется только за возбуждением уголовного дела. Это означает, что возбуждение уголовного дела обязано предшествовать проведению дознания и предварительного следствия и не может образовывать его этапа.

Независимый характер стадии возбуждения уголовного дела устанавливается тем, что она представляет из себя целый этап деятельности уголовно-процессуального характера и соответствующих правоотношений, притом ни одно уголовное дело не может миновать данный этап, образоваться вне этого этапа. Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в исследовании и разрешении сообщений и заявлений о преступлении и производстве, в определенных случаях, действий процессуального характера (получение объяснений, производство ревизий и проверок документов, истребование определенных материалов), которые направлены на установление характерных признаков преступления для того, чтобы принять законное и обоснованное решение, связанное с возбуждением либо отказом в возбуждении уголовного дела. Чаще всего возникают вопросы о наличии права возбуждать уголовные дела у следующих уполномоченных лиц:

  1. прокурора;
  2. судьи;
  3. участкового.

Прокурор наделен полномочиями осуществления надзора за соблюдением законности.

Именно прокурору передаются на рассмотрение уголовные дела для определения подследственности.

Он имеет право признать законным и обоснованным постановление органов дознания о возбуждении уголовного дела, либо опротестовать данное постановление. То есть, прокурор самостоятельно не возбуждает уголовное дело, но дает согласие на право дознавательного органа возбудить это дело при наличии оснований.
То есть, прокурор самостоятельно не возбуждает уголовное дело, но дает согласие на право дознавательного органа возбудить это дело при наличии оснований.

Судья (суд) имеет право возбудить уголовные дела в определенных случаях.

Эти случаи строго регламентируются законом:

  • Дела частного обвинения (, , ч. 1 ). Судья при рассмотрении дел частного обвинения изучает жалобу, поданную пострадавшим лицом в отношении правонарушителя. По закону судья должен до возбуждения дела принять меры, направленные на примирение пострадавшего и виновного лица.
  • Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении факта совершения подсудимым другого преступления, по которому обвинение ему не было предъявлено ().
  • Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении обстоятельств, указывающих на совершение правонарушения лицом, не привлеченным к уголовной ответственности ().

Участковый относится к органу дознания с точки зрения его принадлежности к территориальному отделу министерства внутренних дел.

Но сам участковый не является непосредственным дознавателем, следователем. Соответственно, он имеет право на возбуждение уголовного дела как уполномоченное лицо от внутренних органов, но не обладает правом проведения предварительных следственных мероприятий по делу. После возбуждения дела участковый должен передать его для дальнейшего изучения в соответствующий орган расследования.

Есть группы лиц, которые в разбирательстве уголовного дела участия принимают, но исполнять действия, направленные на его возбуждение, не вправе.

Здесь можно указать такие лица, как:

  1. судьи, не имеющие таких полномочий.
  2. дежурные сотрудники, принимающие жалобы от потерпевших;
  3. оперуполномоченные, выполняющие непосредственные розыскные мероприятия;
  4. частные обвинители и адвокаты пострадавшего лица;

Таким образом, можно отметить, что закон устанавливает строго регламентированный спектр лиц, имеющий право на инициацию судебного разбирательства при наличии конкретных оснований. В юриспруденции часто используют два термина: «повод» и «основание».

Разница между этими двумя суждениями существенная, но одно не способно существовать без второго. Есть три важнейших предлога для возбуждения уголовного дела ():

  • Рапорт лица при исполнении, получившего оповещение об обстоятельствах, которые привели к правонарушению или подготовке к нему.
  • Приход с признанием преступника или гражданина, что лишь готовился стать таким.
  • Заявление о том, что злодеяние готовится к исполнению или уже было содеяно.

Также предлогом к открытию производства способно стать распоряжение прокурора о том, что на имеющейся информации следует заострить внимание.

Заявлению, как одному из главных предлогов в возбуждении дела, посвящена . Там написано, что: Заявление бывает двух конфигураций: словесная и рукописная. Со второй все понятно: пришел гражданин в полицию, прокуратуру или суд проинформировать о запланированном или содеянном преступлении, да и написал без промедлений об этом в присутствии представителя власти.

Со второй все понятно: пришел гражданин в полицию, прокуратуру или суд проинформировать о запланированном или содеянном преступлении, да и написал без промедлений об этом в присутствии представителя власти.

Устной формой считается занесение показаний сразу в протокол, который потом должен подписать заявитель.

Помимо показаний в протокол также заносится информация о заявителе, чтобы его, при необходимости, можно было найти и идентифицировать без проблем.

Анонимное заявление – не повод к открытию дела. Если в прокуратуру / полицию / суд пришло письмо, поступил звонок или информация была доставлена другим способом, но информатор отказывается назвать себя, то должностное лицо имеет все основания отказать в возбуждении дела, но при этом проверить информацию, указанную в анонимке, полагается, если она стоит внимания.

Заявление не гарантирует торжество справедливости, а лишь дает стимул работать следствию. Заявитель не обязан рассказать в деталях, как именно было содеяно преступление и давать досье на преступников. Его задача – проинформировать органы о преступных намерениях или содеянных правонарушениях.

А доказательной базой и прочим должен заниматься следователь. Реже предлогом для возбуждения дела становится приход с признанием злоумышленника, который уже совершил криминал или лишь намеревался сделать что-то незаконное.

Гражданин, который сам пришел сдаваться с признанием, может дать информацию следствию в словесном или рукописном виде. Если речь не идет о наговоре на самого себя (часто люди жаждущие славы или психически нездоровые проявляют интерес к громким делам), то это явная причина для задержания злоумышленника и инициирования следствия.

Явка с повинной – это основание для:

  1. освобождения его от наказания (в отдельных эпизодах, предусмотренных );
  2. смягчения приговора для преступника ();
  3. избрания преступнику легкой меры пресечения (например, подписки о невыезде вместо ареста).

И естественно, согласно , явка с повинной – одно из основных доказательств вины злоумышленника: Если у следствия нет ни свидетельств от заявителя, ни явки с покаянием, то поводом для старта следствия могут стать извещения разного типа, принятые из различных источников, в том числе – и безымянных.

Записка, телефонный разговор, другой анонимный способ донесения информации не в состоянии инициировать официального расследования. Но, если должностное лицо считает, что полученная им информация, заслуживает внимания, никто не мешает ему, среагировать на нее и при получении подтверждения о запланированном или содеянном криминале, подать рапорт, который и станет предлогом для продолжения работы.

Рапорт нечасто становится основанием для производства, потому что сотрудники полиции не считают нужным усложнять себе жизнь и проверять информацию, поступающую к ним из анонимных источников. Вот почему имея информацию о злоумышленнике или преступлении, важно не бояться подать официальное заявление и сообщить лицу при исполнении все, что известно.

Вот почему имея информацию о злоумышленнике или преступлении, важно не бояться подать официальное заявление и сообщить лицу при исполнении все, что известно.

Иначе в противном случае правонарушитель может избежать заслуженного наказания. Постановление прокурора выступает поводом, которое способно возбудить уголовное дело, в случае выявления им преступных деяний в ходе прокурорско-надзорной деятельности.

Сюда же относятся объяснения, акты, рапорты, которые были оформлены в результате личного наблюдения прокурора. С момента приобретения статуса самостоятельного повода, которое предназначено для возбуждения дела, постановление прокурора стало юридическим фактом. С ним закон связывает возникновение у следователя, дознавателя юридической обязанности принять решение о возбуждении уголовного дела или отказе в этом.

Данное постановление вызывает уголовно-процессуальные отношения. С его появлением начинается процессуальная деятельность по принятию решения о возбуждении дела и начинают исчисляться сроки.

Рассмотрим алгоритм действий касательно сообщения о преступном акте и принятии решения:

  1. Гражданин получает уведомление о принятом вердикте. Если уголовное делопроизводство начато, заявитель оперативно об этом извещается.
  2. Сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю его права и ответственность, юридические последствия и риски уголовного наказания при даче заведомо ложных сведений.
  3. По факту принятого заявления выполняется проверка. На протяжении 3 суток следователь или ответственное лицо должен вынести вердикт, при этом данный период может продлеваться до 10 дней или до 30 дней при принятии решения ответственным органом. В основном срок продлевается по преступлениям экономической и налоговой квалификации. Причиной этому является то, что требуется получение документов от налоговой инспекции и иных органов доя нахождения подтверждений опасного деяния.
  4. Гражданин должен написать заявление об осуществленном опасном действии в отношении самого гражданина или иных лиц, имущества или интересов. Параллельно слова фиксируются в протоколе, затем гражданин должен поставить на нем свою подпись и подтвердить его правдивость.
  5. Начало досудебного следствия.
  6. Гражданину выдается талон о факте принятия заявления с указанием даты и времени. Также фиксируется должность и ФИО ответственного сотрудника, который будет вести данное делопроизводство.
  7. Через данный период выносится вердикт: возбуждение делопроизводства, отказ от начала делопроизводства, направление делопроизводства по соответствующей последовательности. Дело может перенаправляться в иную инстанцию, если, например, преступный акт был осуществлен на границе с иным районом, или если дело причисляется к категории частного обвинения (намеренное нанесение легкого вреда и прочее).

Отметим, что непосредственно со дня открытия уголовного дела появляется подозреваемый гражданин.

Моментом для открытия дела и проведения расследования становится распоряжение о возбуждении уголовного делопроизводства.

По категории дел частного и частно-публичного обвинения необходимо письменное заявление пострадавшего или его легального представителя.

Стандартный срок выполнения мер предварительного следствия равен 2 месяцам с дня начала ведения дела, об этом гласит . Эта статья также прописывает, что срок может быть пролонгирован:

  1. до 3 месяцев в случае вынесенного руководителем следственного ведомства решения;
  2. на больший срок при наличии существенных оснований председателем следственного органа РФ, начальниками следственных ведомств и их заместителями.
  3. до 12 месяцев при возникновении особых трудностей в процессе расследования;

Все меры в ходе предварительного следствия в обязательном порядке фиксируются в протоколе. В момент, когда выносится постановление о привлечении гражданина к ответственности в роли обвиняемого, он переквалифицируется в иной статус – из подозреваемого в обвиняемого.

До данного момента он пребывал в следственном изоляторе или на свободе, на данном этапе он вызывается и ему выставляется обвинения по определенной статье.

Происходят данные этапы в течение 2 месяцев со дня возбуждения делопроизводства. Алгоритм действий следующий:

  1. обвиняемому и его адвокату передается копия документа, также она пересылается прокурору, затем выполняется допрос обвиняемого по , в ходе которого оформляется протокол, при отказе от допроса фиксируется пометка;
  2. после сбора доказательств оформляется заключение обвинения, а расследовательные меры прекращаются и начинается следующий этап делопроизводства.
  3. затем проводится сбор доказательной базы, служащей подтверждением обвинения (дознания, сбор показаний свидетелей, экспертизы и обследование места осуществления преступного акта);
  4. после возбуждения дела проводится предварительно следствие и сбор доказательной базы;
  5. вынесение постановления о присвоении статуса обвиняемого гражданину, в постановлении обязательно проставляется дата и место формирования документа, данные ответственного лица и обвиняемого, прописывается описание преступного деяния со всеми существенными обстоятельствами, указывается статья УК РФ, по которой прописана соответствующая мера наказания, также должен быть прописан пункт о рассмотрении субъекта в качестве обвиняемого;
  6. на протяжении 3 дней обвиняемый должен быть уведомлен о вынесении распоряжения администрацией изолятора или вызовом для проведения допроса;
  7. в присутствии адвоката обвиняемому выдвигаются обвинения и зачитываются его права, после чего и адвокат, и обвиняемый ставят свои подписи на постановлении, если гражданин отказывается ставить подпись, об этом ставится соответствующая отметка;

Согласно УПК РФ рассматривается значимая для уголовного дела документация:

  1. Постановление о переводе подозреваемого в статус обвиняемого.

    На данной стадии разъясняются права и ответственность, проводится допрос, поскольку сотрудники следственного органа должны доказать факт совершения преступления конкретным гражданином.

  2. Постановление о начале уголовного делопроизводства.

    Данная стадия предполагает наличие подозреваемого, однако обвинения еще нет и требуется сбор доказательной базы.

  3. Обвинительное заключение выступает ключевым документом, после чего обвиняемого должны ознакомить с материалами дела и зафиксировать данные действия в протоколе. Данный документ включает описательную и резолютивную части, также к нему прикладывается перечень граждан, требуемых для вызова на заседание по рассмотрению дела в суде.

    Прикладываются справки о вещдоках, наличии гражданского искового заявления, предпринятых мерах обеспечения данного иска, конфискации собственности, судебных затратах и прочем.

В связи с этим период ознакомления с материалами дела фактически не лимитирован.

На видео о сроках уголовного делопроизводства Из данного материала вы узнали, каковы сроки возбуждения делопроизводства по уголовным делам. В большинстве случаев данный срок составляет 3 дня, однако при усложнении расследования он может пролонгироваться до 10 или 30 дней для выяснения всех обстоятельств. Сроки возбуждения уголовного делопроизводство четко регламентированы.

Основанием для начала ведения дела становится заявление и решение о возбуждении дела. Выделяют три формы уголовного преследования:

  • Публичный порядок. Данная форма уголовного преследования подразумевает возбуждение дела уполномоченными органами без получения согласия со стороны потерпевшего. Примирение сторон при данной форме уголовного преследования не является поводом для прекращения производства по делу о правонарушении.
  • Частный порядок. Дела подобного рода принимаются к рассмотрению уполномоченными органами на основании заявления (жалобы) потерпевшей стороны. Примирение сторон является основанием для прекращения дела.
  • Частно-публичный порядок. Дело возбуждается исключительно на основании жалобы самого пострадавшего. Если по объективным причинам пострадавшее лицо не может самостоятельно подать жалобу, это за него может сделать законный представитель. Примирение сторон, также, не является основанием для прекращения дела.

Частное, частно-публичное уголовное преследование начинается с подачи пострадавшей стороной заявления в отношении конкретного лица, либо лица, указанного в .

Для определения подследственности дело направляется прокурору для ознакомления. Об этом делается соответствующая отметка. При наличии оснований должностные лица, обладающие необходимой компетенцией, возбуждают дело.

Данный факт подтверждается постановлением.

В документе указываются сведения о месте и времени вынесения решения, о выявленных основаниях. Также, указывается наименование организации и данные должностного лица, вынесшего решение. Копия постановления направляется прокурору для ознакомления. Прокурор после изучения представленных материалов дела может прийти к заключению о необоснованности предъявляемых виновному лицу обвинений, либо о незаконности действий уполномоченных лиц.

Прокурор после изучения представленных материалов дела может прийти к заключению о необоснованности предъявляемых виновному лицу обвинений, либо о незаконности действий уполномоченных лиц.

В этом случае по закону он имеет возможность в течение суток после получения материалов дела вынести решение об отмене полученного постановления. Отмена документа происходит на основании мотивированного постановления самого прокурора.

Копия данного документа передается лицу, возбудившему дело. Уполномоченное лицо после получения отказа прокурора в возбуждении уголовного дела уведомляет об этом заявителя (пострадавшую сторону), обвиняемого. Если гражданин подает исковое заявление в мировой суд, не обладая необходимыми сведениями о виновнике происшествия, судья не принимает документ.

В этом случае дело передается судьей на рассмотрение следственных органов, органов дознания.

Стадия возбуждения уголовного дела является первой в процессе.

Согласно , уполномоченные лица обязаны принимать и проверять любые заявления о возможном совершении преступных действий. Решение о возбуждении уголовного дела на их основании принимается в течение 3 дней. Этот срок может быть увеличен до 10 рабочих дней при наличии мотивированного ходатайства следователя или дознавателя.

Этот срок может быть увеличен до 10 рабочих дней при наличии мотивированного ходатайства следователя или дознавателя. Кроме того, если имеется необходимость проведения проверки документов, экспертиз и прочих мероприятий, то срок и вовсе может быть увеличен до 30 календарных дней. Возбуждение уголовного дела в УПК рассматривается как первая стадия уголовного процесса.

При этом порядок возбуждения напрямую зависит от ряда факторов, а именно:

  1. отличий полномочий должностных лиц, имеющих право возбуждать дела.
  2. должностного положения лица, подозреваемого в совершении уголовно наказуемого преступления;
  3. вида противоправного действия;

Нужно отметить, что согласно российскому законодательству, нарушение порядка возбуждения уголовного дела влечет за собой признание недействительными всех выполненных позже процессуальных действий. Простыми словами, если дело было возбуждено с допущением нарушений настоящих правил, то все последующие процессуальные мероприятия и их результаты, будут признаны недействительными.

Уголовное дело возбуждается по факту совершения преступления и в отношении конкретного человека. В последнем случае требуется указать преступление конкретного человека. В сказано, что уголовное преследование напрямую зависит от тяжести, степени и характера противоправного действия.

Преследование может осуществляться в частном, публичном или частно-публичном порядках. В связи с этим процедура возбуждения дела также имеет отличия.

Если речь идет о частном или частно-публичном обвинении, то требуется написание заявления о возбуждении дела. В сказано, что дела публичного обвинения могут быть возбуждены следующими должностными лицами:

  1. дознавателем или органом дознания;
  2. следователем;
  3. капитанами судов дальнего плавания, руководителями зимовок и геологических разведок;
  4. главами дипломатических представительств РФ в других странах.

Вышеперечисленные должностные лица обязаны принимать все сообщения о совершении противоправных действий.

При этом порядком возбуждения уголовных дел предусмотрено, что вышеперечисленные лица могут действовать исключительно в пределах своих полномочий. В свою очередь это означает, что возбуждение дела возможно лишь с согласия прокурора. Нужно сказать, что подобный порядок является новшеством для УПК РФ.

Оно введено 1 сентября 2016 года с целью предотвратить беспричинное и противоправное возбуждение уголовных дел.

Выяснив, кто возбуждает уголовные дела публичного обвинения, нужно поговорить о соответствующем постановлении выносимым должностным лицом.

В нем должна быть указана следующая информация:

  1. статьи уголовного кодекса, на основании которых было заведено дело.
  2. повод и основание;
  3. кем составлено и вынесено постановление;
  4. время и место вынесения постановления;

Копия постановления без промедлений отправляется прокурору. Он в свою очередь решает возбуждать дело или нет.

Решение прокурора может быть обжаловано в установленные законом сроки.

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса — это неотъемлемая, имеющая первоочередное значение часть комплекса мероприятий, направленных на восстановление справедливости, в частности наказание виновных в совершении противоправных, опасных для общества действий. Уяснив, что первая стадия – это возбуждение уголовного дела, нужно детально рассмотреть поводы к выполнению данного действия ответственными лицами.

В качестве таких поводов выступают источники сведений о совершении противоправных действий.

Они воспринимаются законом как юридический факт.

Согласно 140 статье УПК РФ существует всего 4 повода:

  1. постановление сотрудника прокуратуры о направлении материалов в компетентные органы для решения вопроса о возможном преследовании.
  2. явка с повинной лица совершившего преступное действие;
  3. сообщение о совершении противоправных действиях полученное из любых других источников;
  4. заявление о совершении преступления или его подготовке;

Возбуждению уголовного дела в УПК РФ отведено достаточно большое значение. В связи с этим нужно рассмотреть все возможные поводы более детально.

Заявление о противоправных действиях – это наиболее частый повод.

Под данным действием подразумевается оповещение компетентных органов о совершении противоправных действий независимо от того, пострадал заявитель или нет. Заявление может быть сделано как устно, так и письменно. Письменное заявление в обязательном порядке должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о совершении противоправных действий или подготовке к их выполнению, заносится в протокол, который должен быть подписан заявителем и принявшим сообщение лицом. Помимо этого, в протоколе должны содержаться сведения о заявителе, подтвержденные документом, удостоверяющим личность.

Человек, решивший заявить о совершении преступления или подготовке к нему, заранее предупреждается о том, что согласно 306 статье УК РФ, ложный донос также является противоправным действием. Данная информация фиксируется в документе и подтверждается подписью заявителя. Нужно отметить, что о преступных действиях можно сообщить и анонимно.

Подобное заявление не является поводом для возбуждения. В такой ситуации допускается лишь проверка полученных анонимно сведений.

Подобный повод представляет собой признание человека ответственному сотруднику правоохранительных органов о совершении им противозаконных действий. Явка с повинной характеризуется наличием двух обязательных признаков:

  1. добровольность;
  2. указание о своих преступных деяниях.

Явка с повинной может быть оформлена в устной или письменной форме.

Устное заявление фиксируется в протоколе в соответствии с нормами, установленными 3 частью . Данный повод – это различные сведения о противозаконных деяниях, которые получены должностными лицами в процессе выполнения своих служебных функций. К этому виду поводов можно отнести сообщения, находящиеся в СМИ и прочих источниках, о преступлении, которое уже произошло или только готовится.

Такие сообщения не адресуются компетентным сотрудникам органов дознания или следствия. Тем не менее, они должны быть проверены на предмет наличия достоверности содержащихся в них сведений.

Должностное лицо, обнаружившее признаки состава преступления, должно составить рапорт.

Этот документ служит поводом для возбуждения производства.

Данный вопрос регламентирован .

Заведение уголовного дела — это начальная самостоятельная стадия процесса расследования правонарушения. Она должна проходить соответственно законодательству, чтобы являться гарантией обоснованности принятого решения. Если дело заведено или не возбуждено необоснованно, это означает нарушение закона и нанесение вреда интересам граждан, обществу и страны.

В качестве поводов не могут выступать:

  • Заявление, высказанное в утной форме, не зафиксированные в протоколе.
  • Заявления, подписанные несуществующим именем.
  • Анонимные заявления. Однако, когда в письме содержится конкретная информация о месте и времени происшествия, то такие его отправляют в специализированные службы для разбирательств.

Возбуждение уголовного дела как процедура начинается с получения информации. Это такая же стадия уголовного процесса, подчиняющаяся процессуальным нормам. Занимается данной работой, как правило, дежурный районного отделения.

В его обязанности входит:

  1. первичная проверка и принятие соответствующего решения.
  2. регистрация заявления;
  3. прием информации тем способом, который удобен заявителю;

Принять и зарегистрировать дежурный должен любые сведения.

Недопустим отказ, основанный на несоответствии вида деяния, места совершения или полноты предоставленных сведений. Заявление проходит процедуру регистрации, а гражданину выдается талон, содержащий номер, дату и время приема.

Заявление передается в орган дознания.

На таковой возложена обязанность по проведению проверочных мероприятий.

То есть задачи дознания, в разрезе второй стадии возбуждения уголовного дела, сводятся к сбору подтверждающих или опровергающих суть заявления сведений.

Методы и содержание работы зависят от полноты первоначальной информации. Орган дознания при первичной проверке применяет непринудительные способы сбора сведений. К ним относятся:

  1. заказ справок или образцов (по ситуации);
  2. направление требования об организации ревизии (при необходимости);
  3. работа с документами;
  4. иные мероприятия, не связанные с принуждением.
  5. получение разъяснений у заявителя и свидетелей;

Проблемы возбуждения уголовного дела по информации, распространенной через СМИ, разбираются в .

Так, дознаватель обязан связаться с редакцией соответствующего СМИ и запросить сведения о личности информатора. Однако руководителю издания дано право отказаться раскрывать персональную информацию, если таковое требование было условием сделки.

При первоначальной проверке составляется общая характеристика правонарушения.

На данной стадии возбуждения уголовного дела необходимо решить вопрос о наличии признаков преступления в событии, указанном в заявлении. Точная квалификация проступка не требуется. Конкретную статью по ходу расследования могут поменять (переквалифицировать).

После окончания проверочных мероприятий выносится постановление:

  1. о передаче материалов по подследственности или подсудности.
  2. о мотивированном отказе;
  3. о возбуждении дела в отношении лица или по факту;

Подсказка: заявитель информируется о принятом решении в письменной форме.

Возбуждение уголовного дела в обязательном порядке проходит третий этап, понятие и значение связано с необходимостью отслеживания законности деятельности правоохранительной системы. Такую работу выполняет прокуратура, в рамках реализации надзорной функции.

Методика взаимоотношений такова:

  • Соответствующее постановление передается в адрес трех процессуальных лиц: прокурора, автора заявления и подозреваемого незамедлительно.
  • Прокуратура проводит проверку данных, содержащихся в документе на предмет выявления процессуальных и законодательных нарушений. В частности, проверяется наличие таких данных: даты, времени и места вынесения, повода и основания, правовой квалификации.

На изучение текста и мотивирующей части отказа в начале уголовного производства работникам прокуратуры отводится 24 часа. При выявлении нарушений данный орган защиты правопорядка имеет право отменить постановление о начале уголовного преследования ().

Кроме того, прокурор может затребовать материалы первичной проверки, если таковое требуется для принятия соответствующего решения. Некоторые уголовные дела разбираются в частном порядке. Таковой предусматривает прямое обращение к мировому судье.

Частное обвинение предъявляется по проступкам, не имеющим квалифицирующих признаков. Пример таковых – это легкие побои, оскорбления и прочее (). Причем уголовное преследование, основанием для которого стало частное обвинение, подлежит прекращению в случае примирения сторон.

Проверка обстоятельств, описанных в заявлении, может привести к отказу от уголовной процедуры.

Таковое решение принимается по следующим основаниям ():

  1. подозреваемый умер (есть исключения);
  2. пострадавший отказался подать заявление (если таковое требуется законом);
  3. компетентный орган отказал в даче согласия на преследование лица, обладающего служебным иммунитетом.
  4. истек срок давности по указанному виду нарушения законодательства;
  5. деяние не подпадает под описание преступления;
  6. данные, указанные в заявлении, не имели места в действительности;

Процессуально отказ в возбуждении уголовного преследования имеет следующие последствия:

  1. направление копии документа в прокуратуру в течение 24 часов.
  2. констатируется постановлением, содержащим мотивирующую часть (объяснение);
  3. требует опубликования информации в том СМИ, в отношении которого подавалось заявление;
  4. приводит к рассмотрению вопроса о возбуждении преследования по факту ложного доноса;

Законодательство требует от работников дознания и следствия проводить с подозреваемыми и иными участниками процесса разъяснительную работу. Им сообщается о законных правах и обязанностях под подпись.

Получив сообщение о совершении преступления или подготовке к нему, должностные лица должны провести проверку на предмет наличия или отсутствия оснований для возбуждения. Если оснований нет, то должно быть вынесено постановление об отказе в возбуждении.

Основания для отказа перечислены в 24 статье УПК. Они таковы:

  1. истек срок исковой давности;
  2. отсутствует заявление потерпевшего.
  3. обвиняемый или подозреваемый умер. Исключением являются случаи, когда требуется реабилитация усопшего;
  4. нет состава преступления;
  5. отсутствует факт совершения преступления;

Вместе с делом завершается и преследование.

Копия об отказе в возбуждении должна быть направлена прокурору и заявителю не позднее 24 часов. В соответствии с российским законодательством, заявитель имеет право обжаловать отказ в разных инстанциях. Жалоба может быть подана руководству следственного органа, прокурору или судье.

Подобная возможность регламентирована 125 и 124 статьями УПК РФ.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+