Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Порядок предоставления земельных участков находящихся в государственной

Порядок предоставления земельных участков находящихся в государственной

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. N 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2014 г.

N 1244″Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» 14 декабря 2018 г., 26 апреля 2020 г., 30 июля 2020 г. В соответствии с Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1.
В соответствии с Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1.

Утвердить прилагаемые выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности. 2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2015 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.

Медведев Москва 27 ноября 2014 г.

N 1244 Правилавыдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности(утв. Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. N 1244) 14 декабря 2018 г., 26 апреля 2020 г., 30 июля 2020 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — разрешение), в целях, предусмотренных Земельного кодекса Российской Федерации. 2. Заявление о выдаче разрешения (далее — заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее — заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — уполномоченный орган).

3. В заявлении должны быть указаны: а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, — в случае, если заявление подается физическим лицом; б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц — в случае, если заявление подается юридическим лицом; в) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, — в случае, если заявление подается представителем заявителя; г) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; д) предполагаемые цели использования земель или земельного участка в соответствии с Земельного кодекса Российской Федерации; е) кадастровый номер земельного участка — в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части; ж) срок использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных Земельного кодекса Российской Федерации); Подпункт «з» изменен с 12 августа 2020 г. — Правительства России от 30 июля 2020 г.

N 1143 з) информация о необходимости осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель населенных пунктов, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (за исключением земель, указанных в Лесного кодекса Российской Федерации), в отношении которых подано заявление, — в случае такой необходимости. 4. К заявлению прилагаются: а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя; Подпункт «б» изменен с 27 декабря 2018 г. — Правительства России от 14 декабря 2018 г.

N 1560 б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории — в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости).

5. К заявлению могут быть приложены: Подпункт «а» изменен с 27 декабря 2018 г.

— Правительства России от 14 декабря 2018 г.

N 1560 а) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости; б) утратил силу с 27 декабря 2018 г.

— Правительства России от 14 декабря 2018 г. N 1560 в) копия лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр; г) иные документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях, предусмотренных Земельного кодекса Российской Федерации. 6. В случае если указанные в настоящих Правил документы не представлены заявителем, такие документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

7. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.

8. Решение о выдаче разрешения должно содержать: а) указание об обязанности лиц, получивших разрешение, выполнить предусмотренные Земельного кодекса Российской Федерации требования в случае, если использование земель или земельных участков привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков; б) указание о предусмотренной Земельного кодекса Российской Федерации возможности досрочного прекращения действия разрешения со дня предоставления земельного участка физическому или юридическому лицу и сроки направления уполномоченным органом заявителю уведомления о предоставлении земельного участка таким лицам; Подпункт «в» изменен с 12 августа 2020 г. — Правительства России от 30 июля 2020 г.

N 1143 в) согласование осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель населенных пунктов, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (за исключением земель, указанных в Лесного кодекса Российской Федерации), в отношении которых выдается разрешение, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (при условии представления заявителем информации, указанной в настоящих Правил).

9. Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных и настоящих Правил; б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные Земельного кодекса Российской Федерации; в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу. 10. В решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное настоящих Правил.

В случае если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных и настоящих Правил, в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано, в чем состоит такое нарушение. 11. В течение 10 рабочих дней со дня выдачи разрешения уполномоченный орган направляет копию этого разрешения с приложением схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора.

Согласно законодательству земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут использоваться без предоставления участков и установления сервитута в следующих случаях. Во-первых, для инженерных изысканий. Во-вторых, для ремонта линейного объекта. В-третьих, для возведения временных или вспомогательных сооружений, складирования строительных и других материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В-третьих, для возведения временных или вспомогательных сооружений, складирования строительных и других материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В-четвертых, для геологического изучения недр. И, наконец, для деятельности по сохранению и развитию традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (кроме земель лесного фонда). Установлен порядок выдачи разрешений на использование земель для указанных целей.

Заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо его представителем в исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков. Закреплены требования к содержанию такого заявления.

Приведен перечень прилагаемых документов. Решение о выдаче разрешения (об отказе в этом) принимается в течение 25 дней с даты обращения и направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.

Приведены основания для отказа.

Например, если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

Копия разрешения с приложением схемы границ предполагаемых к использованию земель или части участка на кадастровом плане территории направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2015 г.

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2014 г.

N 1244

«Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности»

Настоящее постановление с 1 марта 2015 г. Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 1 декабря 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 декабря 2014 г.

N 49 (часть VI) ст. 6951 В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Правительства РФ от 30 июля 2020 г. N 1143 Изменения вступают в силу с 12 августа 2020 г. Правительства РФ от 26 апреля 2020 г. N 516 Изменения вступают в силу с 8 мая 2020 г. Правительства РФ от 14 декабря 2018 г.

Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. N 1560 Изменения вступают в силу с 27 декабря 2018 г.

Случаи предоставления земельных участков из государственных или муниципальных земель бесплатно

» » » ЗК РФ предусмотрено предоставление участков гражданам бесплатно. Содержание Современное земельное законодательство РФ подразумевает получение наделов не только в процессе осуществления сделки купли-продажи или в порядке наследования, но и совершенно бесплатно.

В частности, наиболее подробные сведения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам РФ изложены в ст. 39.5 ЗК РФ, а также федеральных законах и законах субъектов РФ. Получение в безвозмездное (бесплатное) пользование земельного участка может быть доступно для граждан один раз за всю его жизнь.

При этом выдел надела происходит из земли, территории которого находятся в ведении государственной власти или же муниципалитета. Однако подобное право предоставления земельного участка в собственность доступно лишь определенным категориям граждан (в частности, многодетным семьям). Согласно действующему законодательству бесплатно происходит предоставление земельных участков следующим льготным категориям:

  1. нетрудоспособным представителям семьи инвалида или же ветерана ВОВ, которые числились на его иждивении и получают пенсионное обеспечение, связанное с потерей кормильца.
  2. ветеранам ВОВ, а также инвалидам ВОВ, участникам боевых действий, а также лицам, которые награждены знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  3. гражданам РФ, которые во время ВОВ находились на прифронтовой территории, в том числе в тылу;
  4. Героям РФ, СССР или Соцтруда, а также полным кавалерам, награжденным орденами Славы и Трудовой Славы;

Однако в данном случае следует отметить, что предоставление земельных участков в частную собственность происходит из государственного жилищного фонда.

В частности, выдел земельного надела, который имеет статус федерального, позволяет лицам использовать участки с целью садоводства, огородничества, осуществления строительства жилых помещений, ведения личного подсобного хозяйства. Основания для предоставления участка, который числится как федеральный, – решение уполномоченных на то органов.

Из муниципального фонда происходит выделение земельных участков бесплатно следующим льготным категориям граждан:

  1. многодетным семьям, а также детям-инвалидам;
  2. лицам, которые прошли реабилитацию после политических репрессий.
  3. пенсионерам, которые проживают на территории сельского поселения в течение 5 лет (минимум) и достигшим определенного возраста;
  4. молодым специалистам, которые закончили обучение в ВУЗе и были распределены в сельскую местность для осуществления профессиональной деятельности;

Основания для бесплатного предоставления земельного участка (неважно будет он федеральный или же муниципальный), в том числе и многодетным семьям, инвалидам и иным льготным категориям, зафиксированы в ст. 39.1 ЗК РФ:

  1. постановление органов государственной власти или органов местного самоуправления в случаях, если предоставление в собственность земли гражданам происходит на безвозмездной основе (бесплатно) или же в бессрочное использование.
  2. иные основания, которые предусматривает закон.
  3. договор о безвозмездном (бесплатном) предоставлении надела (даже носящего статус федерального).

Закон предусматривает определенный порядок действий, которые осуществляются сторонами правоотношений при выделе земельного участка, с учетом основания бесплатного предоставления территорий. Порядок состоит из последовательных этапов:

  1. Далее порядок и условия предоставления земельного участка (в том числе многодетным семьям, детям-инвалидам и пр.) подразумевает подачу заявления в уполномоченный орган (федеральный или же местный), в котором фиксируется предварительное согласование или же отказ о выделе в собственность того или иного участка.
  2. После того как вышеперечисленные условия будут соблюдены, лицам необходимо осуществить подачу заявления в управомоченный орган.
  3. Условия бесплатного выдела земельного участка подразумевают постановку надела на кадастровый учет и проведение процедуры государственной регистрации права на собственность (неважно был это федеральный участок или же муниципальный).
  4. На заключительной стадии порядок и регламент предоставления земельных участков в собственность физическим лицам (в том числе и многодетным семьям) бесплатно подразумевает принятие окончательного решения (положительного или отрицательного) по конкретному делу. После чего публикуется положение органа, который удовлетворяет или, наоборот, отказывает в оформлении права собственности после рассмотрения заявления. Если все основания соблюдены, то подписывается контракт между двумя сторонами правоотношений.
  5. Далее заинтересованное лицо должно соблюсти законодательный порядок и в течение 2-х лет (периода пока действует положение о предварительном согласовании) произвести весь спектр кадастровых работ. Регламент подразумевает точное выделение территории и площади интересуемого граждан участка.
  6. Законодательный регламент на третьей стадии предварительного согласования о предоставлении земельного участка в собственность гражданам той или иной территории с учетом бесплатного основания подразумевает официальное оглашение решения госорганов, образец которого можно найти в Интернете.
  7. На начальной стадии происходит подготовка схем и дополнительных документов, которые утверждают определенное территориальное расположение участка.

Как мы видим, лицам, чтобы получить земельный участок совершенно бесплатно, следует учитывать многочисленные условия, которые содержит закон и регламент предоставления территориальных наделов.

Одним из таковых признается подача заявления в компетентный орган о передаче территории в собственность. Типовой образец заявления можно скачать в открытом доступе в Интернете. Если такой возможности нет, то образец заявления лицам, претендующим на надел, могут выдать в госорганах, положение которых предусматривает проведение подобных сделок с гражданами РФ.

Итак, что должно содержать в себе заявление:

  1. Обязательно фиксируются условия предоставления земли юридическим или же физическим лицам в собственность и основания ее бесплатного использования.
  2. Образец заявления также включает в себя обязательные пункты, в которых прописывается решение о межевании территории, кадастровый номер.
  3. Если заявление подается юридическим лицом, то в него включаются сведения о регистрации в ЕГЮРЛ, ИНН, официальное наименование организации и юридический адрес.
  4. Заявление содержит информацию и о конкретной цели использования надела, который выделяется физическим или юридическим лицам.
  5. Федеральный регламент документооборота также подразумевает включение в заявление дополнительных реквизитов об изъятии или предоставлении земель.
  6. Закон требует указания в заявлении кадастрового номера земельного участка, если его границы необходимо более точно обозначить.
  7. Положение о типовых документах подразумевает, что заявление должно включать полную информацию о субъекте правоотношений, претендующего на бесплатный земельный участок (ФИО, адрес и место проживания, реквизиты паспорта и др.).

Льготные категории граждан наделяются прерогативой первоочередного предоставления земельных участков в собственность. В частности, положение закона о бесплатной выдаче земель предусматривает условия, при соблюдении которых инвалидам предоставляется территория на безвозмездной основе. Подобная программа, которая имеет федеральный или же региональный статус, позволяет инвалидам улучшить свое имущественное положение.

Регламент выдела земельного участка подразумевает несколько конкретных целей, с которыми могут использоваться территории, предоставляемые инвалидам:

  1. постройка гаража;
  2. ведение на территории земли личного подсобного хозяйства;
  3. возведение жилого помещения или строительство дачного дома;
  4. разведение сада или огорода.

Подобная программа подразумевает сначала выдел земли в аренду, после чего инвалидам предоставляется трехлетний срок для начала строительства того или иного объекта. Если действия не будут начаты, то закон подразумевает возможность со стороны госорганов выдвинуть отказ в предоставлении инвалидам бесплатного участка.

Такие случаи распространены в юридической практике.

Чтобы получить земельный надел, инвалидам необходимо учесть определенные требования (условия), которые закрепляет правовой регламент:

  1. субъект получил статус нуждающегося, так как его условия проживания не соответствуют нормативам.
  2. гражданин должен быть признан госорганом малоимущим;
  3. земля может быть выдана инвалидам любой группы, при этом условия не включают в себя перечень конкретных заболеваний;

Социальная программа поддержки людей с ограниченными возможностями подразумевает первоочередное предоставление данной категории граждан земельного участка.

Если порядок со стороны субъекта правоотношений был соблюден, а госорган отказывает в получении земельного надела, то гражданин имеет законное право обратиться за помощью в судебную инстанцию или Прокуратуру РФ. Подобные случаи являются предметом длительных разбирательств, после чего публикуется постановление компетентного органа: был ли отказ детерминирован объективными причинами или же нет.

Закон подразумевает возможность предоставления земельного участка совершенно бесплатно не только физическим лицам, но и юридическим. Положение об этом можно найти в ст.

39.5 ЗК РФ. Главное основание для выдела юридическим лицам земли – решение органов государственной или муниципальной власти. Если речь идет об участке, который носит статус «федеральный», то государственный регламент подразумевает постановление компетентного органа о наделе организации территорией в конкретном субъекте РФ.

Однако в подобном случае должны быть соблюдены ключевые условия и законодательный порядок. Юридическим лицом, учитывая положение и регламент, должно быть подано заявление (образец можно взять в уполномоченных органах), которое будет содержать всю исчерпывающую информацию, в том числе и цель дальнейшего использования участка. Если сведения будут ложными или не будет соблюден порядок подачи заявления, то может последовать отказ в предоставлении земли юридическим лицам на бесплатном основании.

В случае отказа оформляется постановление.

Но при этом закон подразумевает мотивирующее разъяснение подобного решения в невозможности предоставления земли юридическим лицам. Образец можно посмотреть в Интернете. Помимо перечисленных выше льготных граждан, закон подразумевает бесплатную выдачу земельных участков религиозной или некоммерческой организации.

Данное положение зафиксировано в ст. 39.6 ЗК РФ. Что касается религиозной организации, то подобные случаи бесплатного выдела земельного участка все чаще фиксируются на практике.

Закон предусматривает конкретные цели, согласно которым может быть предоставлена земля организации подобного типа, в частности, для строительства сооружений религиозного, благотворительного характера. При этом срок безвозмездного пользования составляет от 5 до 10 лет. Постановление уполномоченного органа является основанием для легитимного использования религиозной организацией подобного участка.

Может быть предоставлен земельного участка в безвозмездное пользование и некоммерческой организации.

Порядок предоставления земли, в том числе некоммерческой организации, существенно изменился, начиная с 1 марта 2015 года. Если ранее заявление некоммерческой организации (образец имеет типовую форму) могло содержать информацию о конкретном территориальном размещении участка, то современный регламент данную возможность отменяет.
Если ранее заявление некоммерческой организации (образец имеет типовую форму) могло содержать информацию о конкретном территориальном размещении участка, то современный регламент данную возможность отменяет. Подобные случаи все чаще становятся предметом для возникновения юридических споров между некоммерческой организацией и госорганами.

Это связано с тем, что положение некоммерческой организации в подобных ситуациях четко не регламентируется. А это становится детерминантой того, что подача заявления в компетентные органы происходит с нарушением порядка, что лишает права некоммерческой организации претендовать на единоразовое предоставление земельного участка бесплатно. В подобном случае постановление будет содержать отказ.

Дальневосточный федеральный округ – один из регионов РФ, который позволяет гражданам, проживающим на данной территории, стать обладателями земельного участка на безвозмездной основе. Подобные случаи и конкретные законодательные нюансы регламентируются Федеральный закон РФ N 119-ФЗ, который был принят 22 апреля 2016 года. В частности, данный нотариально-правовой акт устанавливает конкретные сроки безвозмездного пользования участками, которые предоставляются многодетным семьям, некоммерческой организации и иным категориям.

По истечению пятилетнего срока земля выдается многодетным семьям и иным лицам правоотношений бесплатно, если отказ не будет мотивирован госорганами.

Для удобства и своевременного получения необходимой информации разработана специальная федеральная информационная программа, которая позволит гражданам, в том числе и многодетным семьям, некоммерческой организации, юридическим лицам быть в курсе всех происходящих изменений, порядке и условиях безвозмездного пользования территориями. Федеральный закон РФ N 119 также содержит информацию о том, в каких случаях может быть опубликовано постановление, содержащее отказ многодетным семьям и иным льготным категориям граждан в предоставлении земельного участка. Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что на территории РФ многодетным семьям, инвалидам, религиозным и некоммерческим организациям и прочим категориям граждан может быть выделен определенный земельный участок для безвозмездного пользования, который в дальнейшем может перейти в частную собственность совершенно бесплатно.

Предоставление участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам

» » » Предоставление участков гражданам для ИЖС описано в ст. 39.18 ЗК РФ. Содержание Обретение права на имущество разных видов регламентировано преимущественно Гражданским кодексом РФ.

Распространенные основания появления права собственности на землю у частных лиц:

  1. разного рода сделки;
  2. универсальное правопреемство (для физических лиц – наследование, для юридических – реорганизация);
  3. обращение взыскания на имущество за долги.

В числе оснований возникновения вещных прав на землю законодатель указывает «предоставление». Его особенности сводятся к следующему.

  1. Частное лицо может инициировать предоставление земли в одностороннем порядке.
  2. Предоставляться могут только земли, находящиеся в публичной (федеральной, региональной, муниципальной) собственности. Переход права на участок от одного частного владельца к другому предоставлением не является.

Субъект властных полномочий, действующий от имени территориальной общины или государства, при отсутствии оговоренных Земельным кодексом России оснований для отказа обязан предоставить землю просителю.

Отказ или уклонение подлежит обжалованию в суд. Этим предоставление принципиально отличается от гражданско-правовых сделок, для заключения которых требуется взаимное волеизъявление сторон.

  1. Земельный кодекс РФ допускает предоставление уже образованных (поставленных на учет в ГКН и ЕГРП) участков и целинных земель.
  2. Предоставление – универсальный термин. Публичные земли предоставляются частным лицам в собственность, аренду, пользование. Причем, в ряде случаев – безвозмездно.

В последнем случае в ходе согласовательных процедур земельный участок, конечно, образуется.

Территориальные границы, на которые распространяются правомочности землевладельца, землепользователя или арендатора должны быть четко обозначены. Однако первичные решения о предоставлении зачастую принимаются на этапе, когда участка как такого еще нет. Недвижимостью согласно ст. 130 ГК РФ признаются только образованные и поставленные на учет в ГКН земельные участки.

Целинные земли изъяты из гражданского оборота.

  1. По общему правилу публичные земли предоставляются по результатам аукциона. Исключение сделано для случаев, когда у заинтересованного лица уже есть определенная связь с предоставляемым участком (например, здесь расположена принадлежащая ему недвижимость) и когда земля предоставляется для использования в целях, которые считаются в России приоритетными – ведение фермерского, личного подсобного/дачного хозяйства, огородничества и т.п.

Нужно различать две самостоятельные стадии предоставления участка вне аукциона:

  1. основную (начинается подачей прошения о предоставлении участка).
  2. предварительную или факультативную, необходимую в отношении целинных земель (начинается подачей прошения о предварительном согласовании);

Процедура предоставления регламентирована ст.

39.14 ЗК РФ. Она включает следующие этапы: 1. Силами и средствами заинтересованного лица готовится схема расположения участка. Это необходимо, если он не состоит на кадастровом учете в ГКН, а проект межевания территории не утвержден. 2. В компетентный орган (какой именно, зависит от формы собственности на землю) подается прошение о предварительном согласовании.

2. В компетентный орган (какой именно, зависит от формы собственности на землю) подается прошение о предварительном согласовании. Заявитель вправе, но не обязан прилагать к нему документы, которые могут быть получены компетентным органом от других госструктур и органов самоуправления.

3. Индивидуально-правовой акт о предварительном, неокончательном согласовании принимается, если (одно из двух):

  1. на момент подачи прошения участок не образован и проект межевания территории, в границах которой образуется участок, не утвержден;
  2. необходимо уточнение границ объекта со смежными землями п. 3 ст. 25 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

4.

Если решение компетентного органа было положительным, то для образования либо уточнения границ участка силами и средствами заявителя проводятся кадастровые работы. 5. Вновь образованный объект ставиться на учет в ГКН. В отношении уже существующего участка в госкадастр вносятся сведения касательно уточненных границ.

6. Проводится регистрация права собственности на предоставляемый участок за территориальной общиной, региональным образованием или государством в ЕГРП. В отношении участков, право публичной собственности на которые между территориальной общиной и государством не разграничено, госрегистрация не нужна.

7. Обращение в компетентный орган с заявлением о предоставлении участка. По выбору заинтересованного лица заявление может иметь традиционную письменную или электронную форму.

Обращаться в компетентный орган можно посредством почтовой связи или портала госуслуг.

Способы подачи оцифрованных заявлений регламентированы Приказом Минэкономразвития № 7 от 14.01.15 г. 8. Установление права собственности или пользования путем заключения договора о продаже, аренде, постоянном пользовании.

В случаях, когда законодатель допускает предоставление участка на разных правовых основаниях, вид прав выбирает заявитель. Процедура предварительного согласования имеет юридического значение.

Принятие соответствующего решения или даже сам факт подачи заявления (кроме случаев, когда оно рассмотрено и последовал отказ) делает невозможным предоставление участка стороннему лицу, его выставление на аукцион и т.п. Письменное обращение физического лица включает:

  1. кадастровый номер запрашиваемого участка;
  2. кадастровый номер участка, из которого формируется испрашиваемый объект (если актуально);
  3. если участок предоставляется взамен изъятого, ссылка на этот факт, реквизиты решения об изъятии;
  4. данные о заявителе;
  5. дату, порядковый номер решения об утверждении проекта межевания территории (если был);
  6. при наличии у заявителя выбора ссылка на вид запрашиваемого права;
  7. планируемая цель землевладения/землепользования;
  8. ссылка на наличие хотя бы одного из оговоренных ст. 39.3, 39.5, 19.6, 39.10 ЗК РФ оснований предоставления участка во внеконкурсном порядке;
  9. если участок запрашивается для размещения объектов, строительство которых оговорено документами территориального планирования, ссылка на решение об утверждении проекта планировки.

К заявлению прилагаются:

  1. если предоставляемый участок не образован – схема расположения;
  2. документальные подтверждения обоснованности запроса участка из публичных земель во внеконкурсном порядке (перечень правоустанавливающих документов для каждого случая оговорен Приказом Минэкономразвития № 1 от 12.01.15 г.);
  3. применительно к лесным угодьям – схема предоставления.

Компетентная муниципальная или госструктура рассматривает обращения в два этапа. На протяжении первых 10 суток с даты регистрации во входящей корреспонденции разрешается вопрос о возможности рассмотрения заявления по сути.

Основания для возвращения документов заинтересованному лицу:

  1. обращение в неуполномоченный орган;
  2. отсутствие персональных данных заявителя (ФИО, постоянного места жительства, данные общегражданского паспорта или иного удостоверяющего документа);
  3. отсутствие документов, которые положено прилагать к заявлению, в числе ключевых – бумаги, подтверждающие права на внеконкурсное получение участка, схема расположения, доверенность представителя.

Текст сопроводительного письма компетентного органа должен содержать исключительный перечень оснований для отказа в предварительном согласовании.

Отказ не препятствует повторному обращению с аналогичным заявлением после исправления недочетов. Однако промедление может иметь негативные последствия.

Прошения о предварительном согласовании рассматриваются в порядке регистрации во входной корреспонденции. Если в органе местного самоуправления или госструктуре на рассмотрении уже находится заявление в отношении участка, границы которого совпадают с запрашиваемым хотя бы частично, чиновники приостанавливают рассмотрение заявления, поступившего позже. Заинтересованное лицо, заявление которого поступило позже, может рассчитывать на положительное решение только в случае, если предыдущему заявителю будет отказано.

Период, на который рассмотрение обращения приостанавливалось, в общий срок обработки заявления (30 дней) не включается.

Если участок, получение которого запросил заявитель, не образован и схема межевания территории отсутствует, к обращению прилагается схема расположения объекта. Для внесения сведений о местоположении объекта в ГКН нужно, чтобы схема была электронным документом. Граждане вправе подавать бумажный вариант.

Бремя преобразования обычной схемы в электронную ложиться на плечи чиновников. Взимание дополнительной платы или продление процедуры обработки заявления для оцифрования бумажной схемы недопустимо. В индивидуально-правовом акте о предварительном согласовании указываются условный номер участка в ГКН, его площадь, адрес.

По согласованию с заявителем компетентный орган вправе утвердить схему расположения, отличающуюся от начальной. Решение также содержит сведения о:

  1. составе необходимых для образования объекта кадастровых работ;
  2. иных значимых обстоятельствах, оговоренных ст. 39.15 ЗК РФ.
  3. видах разрешенного использования участка или отнесении его к определенной территориальной зоне (если объект будет подпадать под действие градостроительного регламента);
  4. заявителе;
  5. категории вновь образуемого участка или необходимости смены его категориальной принадлежности;

Состав сведений, содержащихся в решении о предоставлении участка, границы которого подлежат уточнению в порядке, оговоренном Федеральным законом РФ № 221 «О государственном кадастре недвижимости»:

  1. ссылка на необходимость уточнения границ как условие его получения;
  2. площадь объекта;
  3. данные о заявителе;
  4. указание на право гражданина обратится за корректировкой границ в ГКН от имени субъекта властных полномочий без доверенности.
  5. кадастровый номер (поскольку речь идет об участках, состоящих на учете в ГКН, этот номер доподлинно известен);

Решение о предварительном согласовании действительно на протяжении двух лет (п.

14 ст.39.15 ЗК РФ). За это время нужно провести кадастровые работы, образовать участок или уточнить его границы.

Сведения, внесенные в ГКН по результатам процедуры предварительного согласования, имеют временный характер: если по прошествии 2 лет они не заменены постоянными, участок считается свободным и может быть передан другому лицу, выставлен на аукцион, разделен, объединен с другими и т.д. Правовые основания решения об отказе в предварительном предоставлении земли оговорены п.

8 ст. 39.15 ЗК РФ:

  1. невозможность предоставления запрашиваемого участка вследствие его передачи в аренду или пользование, изъятия или резервирования для публичных нужд, а также по ряду иных причин, оговоренных ст. 39.16 ЗК РФ.
  2. невозможность утверждения представленной схемы расположения запрашиваемого участка из-за несоответствия проекту планировки, совпадения границ с уже существующим участком (полный перечень оснований в п.16 ст.11.10 ЗК РФ);

Отказ должен быть обоснованным. Решение содержит полный перечень оснований для отказа. Если перечисленные в нем основания отпали или устранены, заинтересованное лицо может обратиться с аналогичным прошением повторно.

Компетентный орган не вправе мотивировать новый отказ обстоятельствами, которые существовали на момент принятия первичного отрицательного решения и не были в нем обозначены. Это малозначимое, на первый взгляд, положение на практике оберегает граждан от произвола чиновников.

Выискивать новые причины для отказа в предварительном согласовании при каждом повторном обращении они не могут. Физическому лицу, заинтересованному в получении публичных земель, нужно определиться, какого вида заявление подавать. Если участок уже поставлен на учет в ГКН либо утвержден проект межевания территории, можно сразу писать заявление о предоставлении в порядке ст.

39.17 ЗК РФ. Если границы объекта необходимо уточнить, такому обращению предшествует процедура предварительного согласования (ст. 39.15 ЗК РФ). Заявление о предоставлении включает в себя:

  1. если участок предоставляется для размещения объекта, предусмотренного документами территориального планирования, – ссылка на решение, которым она утверждена.
  2. кадастровый номер участка;
  3. сведения о гражданине (ФИО, постоянное место жительство, реквизиты удостоверяющего личность документа, налоговый код, средства обратной связи);
  4. если предоставление участка обосновывается заменой ранее изъятого для публичных нужд, то реквизиты решения об изъятии;
  5. цель землепользования;
  6. вид права (собственность, пользование, аренда), об установлении которого просит заявитель;
  7. ссылка на обстоятельства, позволяющие получить объект вне аукциона (оговорены ст. 39.3, 39.5, 39.6, 39.10 ЗК РФ);

Если обращению о предоставлении участка предшествовала процедура предварительного согласования, никаких дополнительных бумаг прилагать не нужно, поскольку у компетентного органа они уже есть.

В противном случае к заявлению о предоставлении прилагаются бумаги, перечисленные в пп.1, 4 — 6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ. В их числе документы, подтверждающие право заявителя на получение участка вне аукциона. Компетентный орган рассматривает заявление о предоставлении в 30-дневный срок.

В пределах первых 10 суток оно может быть возвращено заявителю без рассмотрения, как не соответствующее требованиям.

Это не препятствует повторному обращению. В течение последующих 20 суток заявление рассматривается по сути.

По результатам рассмотрения прошения компетентный орган предпринимает одно из таких действий:

  1. принимает решение о безвозмездной передаче гражданину участка в собственность или бессрочное пользование;
  2. мотивированно отказывает.
  3. готовит и направляет заявителю договор (вид зависит от запрашиваемого права);

Проект договора, уже подписанный компетентным органом, выдается гражданину на руки или направляется по указанному им в заявлении адресу. В течение 30 суток с момента получения заявитель обязан подписать проект и вернуть контрагенту. Пропуск срока критичен и препятствует заключению договора в будущем.

Как и каждая сделка с недвижимостью, договор подлежит госрегистрации в ЕГРП. Особенности процедуры предоставления участков для рассматриваемых целей описаны ст. 39.18 ЗК РФ. Прежде чем обращаться к компетентным органам в общем порядке, заинтересованным лицам следует убедиться в отсутствии у них оснований для использования льготной процедуры (актуально для отдельных категорий заявителей, обладающих правом на первоочередное/внеочередное получение участков).

Компетентный орган на протяжении 30 суток рассматривает заявления о предоставлении участков для:

  1. индивидуальной жилищной застройки;
  2. деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
  3. ведения личного подсобного хозяйства;
  4. садоводства, дачного хозяйства;

По результатам рассмотрения обращения властный субъект либо:

  1. публикует извещения о предоставлении объекта;
  2. отказывает в предоставлении земли на одном из оснований, оговоренных ст. 39.15, 39.16 ЗК РФ.

Состав сведений, содержащихся в извещении, определен законодателем предельно ясно. Такой подход обусловлен юридическим значением уведомления и влиянием результатов его обнародования на дальнейший ход процедуры:

  1. если других желающих не выявилось, участок передается заинтересованному лицу во внеконкурсном порядке.
  2. если после оглашения о предоставлении участка о своем намерении выкупить его в компетентный орган заявили другие претенденты, организуется аукцион;

Публичное уведомление должно содержать сведения о:

  1. в случае если участок предстоит образовать, сведения о решении, которым утвержден проект межевания территории и адресе интернет-сайта, на котором с ним можно ознакомиться;
  2. местоположении предоставляемого участка, его кадастровом номере и площади;
  3. способе подачи заявлений о выкупе и месте их приема;
  4. периоде, на протяжении которого можно подать заявление о намерении;
  5. приемные часы и место ознакомления со схемой расположения участка, если она представлена на бумажном носителе.
  6. правах физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств заявить в компетентный орган о намерении выкупить участок в течение 30 суток с момента публикации извещения;
  7. целях предстоящего землепользования;

Физические лица и фермерские хозяйства, заинтересованные в приобретении прав на искомый участок, вправе заявить о намерениях его покупки или получения в пользование в течение 30 суток.

Если по истечении этого срока обращений не зафиксировано, компетентный орган продолжает реализацию согласовательных мероприятий.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+