Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Перерасход топлива какие есть варианты списания

Перерасход топлива какие есть варианты списания

Практические советы по учету и списанию ГСМ

15 марта 2021 15 марта 2021 Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем Бухгалтеры, которые отвечают за учет горюче-смазочных материалов (ГСМ), сталкиваются со множеством проблем. Участники нашего форума регулярно обсуждают, как рассчитать нормативы, для чего их применять, как отразить бензин, который находился в баке купленного автомобиля.

Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье. Организации, использующие собственные или арендованные автомобили, ведут учет поступления и расхода ГСМ.

Существуют нормы, которых следует придерживаться при списании топлива. Как показывает практика, бухгалтеры не всегда четко представляют себе, как правильно применить эти нормы. В частности, путаются, как надо списывать бензин: по количеству фактически израсходованных литров или по нормативу.

Ответ на этот вопрос мы начнем с замечания: следует обращать внимание, что назначения нормативов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают.

В бухгалтерском учете ГСМ нужно списывать по факту.

Но сложность в том, что в автомобиле нет устройства, которое фиксировало бы количество бензина в баке.

Соответственно, очень сложно «на глаз» определить, сколько топлива ушло на ту или иную поездку.

Поэтому чаще всего фактический расход топлива рассчитывают как количество километров по спидометру, умноженное на некий норматив. Применение норматива в налоговом учете — вопрос неоднозначный. Еще несколько лет назад чиновники утверждали, что при списании ГСМ в расходы организации должны придерживаться лимитов, утвержденных Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России Об этом неоднократно напоминали специалисты Минфина России (см., например, письмо Минфина России и ).

Также представители этого ведомства настаивали: если организация использует машину, для которой норматив не утвержден, необходимо разработать свой лимит и использовать его для списания ГСМ в затраты (письмо ).

Однако в Налоговом кодексе подобное правло отсутствует. Поэтому многие компании не придерживались никаких норм, и уменьшали налогооблагаемую базу на полную стоимость израсходованного бензина.

Такой подход поддерживали судьи (определение ВАС РФ , постановление ФАС Западно-Сибирского округа ). Позже чиновники согласились, что применять установленные нормы хоть и желательно, но не обязательно (см., например, письмо Минфина России; «»).

Таким образом, на сегодняшний день компании могут беспрепятственно учитывать топливо не по нормативам, а исходя из фактического расхода. Единственное, чего делать не следует, так это игнорировать лимиты, разработанные самой же организацией.

Судьи считают, что раз компания утвердила норматив, она обязана им руководствоваться, в противном случае ее ждет штраф (постановление АС Северо-Кавказского округа ).

Добавим, что налогоплательщикам, которые все же решили применять норматив (утвержденный Минтрансом или самостоятельно разработанный) для целей налогового учета, допустимо применять этот же норматив и в бухгалтерском учете.

Другими словами, использовать одно и то же значение лимита при подсчетах израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.

Если для машины нет утвержденного Минтрансом лимита, либо организация решила использовать другое значение, она вправе рассчитать собственный лимит. Как правило, в такой ситуации компании действуют одним из двух способов.

Первый способ — позаимствовать информацию о расходовании топлива из технической документации на автомобиль. Такой подход соответствует позиции Минтранса России (см.

«»). Второй способ — создать комиссию и произвести замеры. Для этого в пустой бак машины нужно залить определенное количество бензина, например, 100 литров. Затем авто должно ездить до тех пор, пока бак не станет абсолютно пустым.

Исходя из показаний спидометра, надо определить, сколько километров понадобилось для полного опустошения бака. Наконец, количество литров нужно разделить на количество километров. В итоге получится цифра, показывающая, сколько бензина расходует машина при проезде одного километра.

Этот показатель следует зафиксировать в акте и поставить подписи всех участников комиссии. Поскольку расход топлива зависит от условий поездки, лучше произвести контрольные замеры «на все случаи жизни»: отдельно — для груженого и порожнего авто, отдельно — для летних и зимних поездок, отдельно — для простоя со включенным двигателем и т д. Все полученные результаты следует отразить в акте, составленном и подписанном комиссией.

Есть и более простой вариант: утвердить один базовый норматив (например, для летнего периода) и повышающие коэффициенты: для зимних поездок, для поездок по перегруженным трассам и пр.

Так как списание по нормативу подразумевает погрешности, организация должна периодически сверять данные, отраженные в бухучете, и фактические остатки.

Проводить такую сверку можно раз в неделю, в месяц или в квартал.

Некоторые компании делают ее ежедневно.

Для определения фактического остатка используют разные методы. Самый простой — это вылить из бака бензин в мерную емкость и узнать объем. Однако организации редко прибегают к такому способу.

Более распространен другой метод.

Суть его в заключается в следующем.

Сначала надо полностью наполнить бак. Затем нужно посмотреть в технической документации, чему равен объем бака. А также посмотреть по чеку автозаправочной станции, сколько топлива было залито в бак.

Если от объема бака отнять объем залитого бензина, получим остаток, который находился в баке до начала заправки.

Эту цифру необходимо сверить с той, что значилась по данным бухучета на то же число.

Существуют и другие способы — например, при помощи специального щупа с нанесенной шкалой. Однако ни один из методов, кроме опустошения бака, не исключает погрешностей.

Сейчас все большей популярностью пользуются так называемые спутниковые системы слежения (другое название — системы спутниковой навигации). Они позволяют точно установить, когда и сколько километров проехала машина и сколько бензина потратила. В связи с этим компания, которая приобрела такую систему, может списать фактически израсходованные ГСМ без использования нормативов.

Необходимость в инвентаризации тоже пропадает. Чтобы отразить в учете переход на использование спутниковой системы для учета ГСМ, нужно издать приказ, который отменяет ранее используемые нормативы расхода топлива.

В этом же документе закрепить новый способ учета топлива — на основании данных системы. Важно, чтобы дата приказа совпадала с датой, когда система введена в эксплуатацию.

Далее понадобится распечатка из системы, где показан расход бензина по каждому рейсу. Бухгалтер подколет эти распечатки к путевым листам, и на основании этих документов спишет ГСМ.

Кстати, против такого метода не возражает и Минфин России (). Как правило, при покупке авто новый владелец получает не только саму машину, но и некоторое количество бензина в баке. Если это прописано в договоре купли-продажи, бухгалтер сможет без проблем оприходовать ГСМ. Но чаще топливо в договоре не упоминается.

Но чаще топливо в договоре не упоминается. Как поступить в этом случае? На практике применяют различные подходы.

Если бензина не очень много, то его попросту не учитывают, а отсчет поступления и списания ГСМ начинают с первой заправки. Если бак практически полон, топливо учитывают. Сначала определяют объем, используя те же методы, что и при инвентаризации.

Затем оформляют либо безвозмездное получение, либо выявление излишков. В случае безвозмездного получения стоимость топлива проводят по дебету счета 10 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Впоследствии, при списании, делают проводки по дебету «затратного» счета (20, 26 или 44) и кредиту счета 10 «Материалы», а также по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В налоговом учете безвозмездно полученные ГСМ — это налогооблагаемые доходы (подп.

8 ст. НК РФ). Если организация показывает излишки, выявленные при инвентаризации, то в бухгалтерском учете их следует включить в доходы и провести по дебету счета 10 и кредиту счета 91. В налоговом учете также необходимо сформировать доходы на основании подпункта 20 статьи НК РФ. Возможна и обратная ситуация, когда организация продает авто, а вместе с ним и топливо в баке.

Здесь лучше всего внести в договор купли-продажи отдельный пункт, где указать объем и цену бензина. Это даст возможность показать реализацию ГСМ отдельно от реализации машины. С юридической точки зрения все будет корректно, ведь никакой лицензии для продажи топлива не требуется.

При отсутствии специального пункта в договоре выбытие бензина надо провести по дебету счета 91 и кредиту счета 10. В налоговом учете подобные расходы отражать нельзя, поскольку стоимость безвозмездно переданного имущества не уменьшает облагаемый доход (под. 16 ст. НК РФ). При передаче автомобиля в аренду топливный бак также бывает полностью или частично наполнен.

Тут, как и в ситуации с куплей-продажей, предстоит разобраться, как учесть такой бензин. Иногда организации просто договариваются, что арендодатель передает определенное количество топлива, а арендатор по окончании срока аренды обязуется вернуть такое же количество вместе с машиной.

При этом право собственности на ГСМ остается за арендодателем, и передача топлива в учете не отражается.

Но такой вариант не совсем корректен для арендатора, ведь фактически он использует полученный бензин и, как следствие, должен сделать определенные записи в учетных регистрах. По этой причине большинство компаний все же показывают передачу ГСМ от арендодателя арендатору. Как отразить такую передачу? Самый распространенный вариант — это реализация.
Как отразить такую передачу? Самый распространенный вариант — это реализация. Сначала арендодатель продает топливо арендатору, а после окончания срока договора арендатор продает такое же количество арендодателю.

Другой вариант — это товарный заем. Здесь арендодатель выступает в роли заимодавца, а арендатор — в роли заемщика. Оба варианта вполне законны, и бухгалтеру остается выбрать тот, что наиболее удобен в конкретной ситуации.

299 653 299 653 299 653 299 653Популярное за неделю13 15144 15313 2966 21894 207

Причины, перерасхода топлива. И решение …

11 апреляИсправный двигатель потребляет топливо экономно, но при появлении закоксовки, и загрязнения фильтров начинает сжигать бензин усиленными темпами. Что чувствительно бьет по карману автомобилистов.Причин повышенного расхода топлива может быть несколько:

  1. Топливный фильтр

Засорение топливного фильтра – самая популярная причина увеличения расхода бензина.

При попадании в него взвеси давление жидкости падает.

Блок управления распознает неполадку и «понимает», что нужно немедленно нормализовать подачу горючего. Он посылает сигнал о необходимости продолжительного открытия форсунок. Из-за того, что давление постоянно «скачет», команды ЭБУ становятся хаотичными.

В результате топливо начинает подаваться в камеры сгорания слишком большими порциями.

  1. Волюметр (ДМРВ)

Датчик массового расхода воздуха устанавливается после воздушного фильтра – перед дроссельной заслонкой. Он предназначен для балансировки количества атмосферных газов, поступающих в цилиндры. Негерметичность канала, в котором расположен узел, приводит к искажению его показаний.

В результате меняется состав рабочей смеси, и расход топлива возрастает.

Фактически мотор начинает функционировать в полу-аварийном режиме.

  1. Блок управления

ЭБУ руководит работой двигателя внутреннего сгорания. Многочисленные датчики сообщают блоку о состоянии каждой из систем. На основании этих данных устройство выбирает ту или иную программу.

При поломке ЭБУ, либо поломке какого либо датчика, этот процесс нарушается. В результате может произойти сбой в дозировке топлива. Расход горючего повышается, а на панели приборов загорается соответствующий индикатор Check Engine.

Так же наблюдается неровная работа двигателя.

  1. Некачественное горючее

Бензин, который соответствует нормативам, сгорает с максимальной отдачей энергии. Если же топливо низкого качества, в системе возникают перебои.

Блок управления дает команду увеличить подачу топлива, чтобы обогатить рабочую смесь.

Расход горючего при этом увеличивается. Распознать точно какого качества бензин, можно только в лаборатории, либо “на глаз”, своими силами, по тому как автомобиль разгоняется и как быстро сжигает топливо.

  1. Свечи

При выходе свечей из строя горючее начинает сгорать не полностью. Если хотя бы одна из них неисправна, часть топлива попадает в выхлопную систему в неизменном виде.

Ресурс свечи зажигания редко превышает 50 тысяч километров пробега. В процессе эксплуатации происходит износ электродов, обеспечивающих образование искры.

В результате зазор между ними увеличивается. Двигатель начинает «троить» и усиленно потреблять горючее.

  1. Недостаточно накачанные покрышки

Если давление в шинах падает ниже нормы, автомобилю становится труднее преодолевать сопротивление поверхности. Значительную часть горючего двигатель тратит на то, чтобы просто вращать колеса.

Чтобы этого не допустить, важно регулярно измерять давление в покрышках.

Если такой возможности нет, нужно хотя бы не забывать осматривать их.

При малейших подозрительных признаках необходимо присоединить насос и проверить его показания.

  1. тормозной цилиндр

Самая частая причина явления – поломка тормозной системы.

Если «заклинивает» тормозной цилиндр, трение в колесе повышается. Водитель ощущает, что автомобиль после выключения передачи с трудом едет с горки.Чтобы проверить догадку, нужно выбрать ровный отрезок дороги, перейти на «нейтралку» и посмотреть, как поведет себя машина. Если она неестественно быстро остановится – нужно ехать на СТО.

Есть еще один верный способ диагностики.

Проехав несколько километров, нужно остановиться и прикоснуться к каждому из колесных дисков ладонью. Если один из них нагрелся, значит, не избежать ремонта.

  1. Позднее зажигание

Если двигатель бензиновый, важно правильно выставить угол опережения зажигания.

Если не откорректировать его, будет происходить перерасход топлива. При этом теряется мощность мотора.
При регулировке обращают внимание на отсутствие детонации в результате изменения угла.

  1. Старение поршневой группы

Со временем компрессия в цилиндрах ухудшается. Чем больше километраж, пройденный машиной, тем сильнее этот дефект выражен.

Представьте сломанный велосипедный насос: вы пытаетесь накачать шину, но ничего не получается. Примерно то же самое происходит в изношенной поршневой группе. Если нет должной компрессии, то не будет и движения. Для того чтобы вращать колеса, «уставшему» двигателю приходится потреблять намного больше бензина.
Для того чтобы вращать колеса, «уставшему» двигателю приходится потреблять намного больше бензина. Это явление характерно для большинства возрастных автомобилей.Износ поршневой группы говорит о том, что мотор выработал свой ресурс.

Одновременно с топливом он начинает усиленно потреблять масло. Выявление данной проблемы решается одним способом – капитальным ремонтом двигателя.

  1. грязные форсунки

при небольших загрязнениях, у форсунок просто напросто ухудшается распыление топливной смеси.

Из-за этого смесь хуже сгорает, падает мощность двигателя. В ЭБУ приходит сигнал о том, что с двигателем что-то не так, падение мощности. По признакам — нехватка топлива.ЭБУ это понимает и корректирует состав топливной смеси — добавляет в него ещё больше бензина.

Со временем такое изменение пропорции в сторону бензина может достигнуть таких значений, что расход топлива, как было у меня, увеличится на 4 литра/100 км пути.

  1. забитый\разрушенный катализатор

Забитый или разрушенный катализатор не поддерживает оптимальную температуру дожига отработанных газов, таким образом, система впрыска с помощью контроля датчика кислорода ( лямбда зонд ), автоматически увеличивает подачу топлива для повышения температуры, но бензин летит в трубу и температура не повышается и не достигает нужной температуры, также из за этого часто появляется ошибка по катализатору.-очистит систему после использования некачественного топлива- удаляет нагар со свеч- выравнивает компрессию, если причина в неисправности был нагар- прочистит головки форсунок если они в камере сгорания забились (а не в топливной системе)- сломанный катализатор не починит, но если он забит то с помощью перегретого водяного пара, который образуется в результате обратной реакции газа под температурным режимом, размягчит сажевые отложения и происходит очистка катализатора.

Привлекаем к матответственности за пережог топлива: краткий алгоритм

220073, г.Минск, пер. 1-ый Загородный, д.20 Автор: Ольга Готовцева Производственная организация в перевозках для собственных нужд использует грузовое транспортное средство (далее — ТС, автомобиль), находящееся в ее собственности.

Выяснилось, что водитель — работник организации, перевозя готовую продукцию на склады по Беларуси, израсходовал топливо сверх нормы.

Рассмотрим, как компенсировать причиненный им ущерб, размер которого меньше трех среднемесячных заработков водителя. Несколько слов о расходе топлива Чтобы отследить, экономично ли расходуется топливо, сравнивают его фактический расход с рассчитанной нормой. А устанавливая последнюю, используют линейные обязательные нормы, утвержденные Минтрансом <*>.

Они зависят от марки и модели ТС. Обратите внимание! Если обязательных норм нет, например при эксплуатации автомобиля новой модели, прибегают к временным нормам <*>.

Обязательные нормы корректируют. Чаще всего их повышают. На практике это делают, если ТС эксплуатируется, например: — при температуре ниже 0 °C; — в условиях снежных заносов, сильных снегопадов, гололедицы; — в городах с определенной численностью населения. При эксплуатации ТС на асфальтированных и цементобетонных дорогах вне населенных пунктов (далее — трасса) нормы понижают <*>.

Соответствующие понижения и (или) повышения устанавливает приказом руководитель организации <*>. Предельные значения повышений (понижений) определены законодательством <*>.

Норму расхода с учетом повышения (понижения) обычно называют расчетной. Пример определения расчетной нормы расхода топлива Для перевозки своей продукции организация использует Ford Transit 350 2,4D (55 kW). Линейная норма расхода дизельного топлива для данного ТС — 9,5 л/100 км.

Учет транспортной работы в тонно-километрах не ведется.

Приказом установлено понижение для перевозок по трассе в размере 12% и повышение за перевозку грузов на 5%. Расчетная норма составит <*>: — для перевозки груза по трассе — 8,8 л/100 км (9,5 л/100 км + 9,5 л/100 км x 5% — 9,5 л/100 км x 12%); — при возвращении порожнего автомобиля — 8,4 л/100 км (9,5 л/100 км — 9,5 л/100 км x 12%).

В некоторых случаях к расчетной норме прибавляется дополнительный расход топлива (например, если эксплуатируется ТС с прицепом). Его предельные размеры установлены законодательством <*>. Алгоритм привлечения к матответственности Шаг 1.

Фиксируем пережог топлива и определяем размер ущерба Как правило, фактический расход топлива вычисляют следующим образом: Количество топлива в баке можно определить: — зная его объем. Вместимость топливного бака автомобиля указывается в техдокументации к нему. От этой величины отнимают количество топлива, поместившегося при заправке автомобиля до полного бака; — используя специальные приборы (например, топливомеры, метроштоки и т.д.).

Как правило, результат расходования топлива определяют в конце каждого месяца.

Это может быть экономия топлива или его перерасход — пережог. Документальным основанием для выявления пережога выступает акт снятия остатков <*>, а также документы, подтверждающие использование топлива. Это путевые листы, накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов (ГСМ) или карточки учета расхода топлива, иные документы, которые содержат сведения о работе водителя и автомобиля или используются для оперативного и бухгалтерского учета топлива.

В нашей ситуации пережог топлива — это ущерб, причиненный производителю.

То есть по вине водителя имеет место утрата, из-за которой производитель вынужден нести дополнительные расходы на приобретение топлива. Определить размер ущерба можно так. Сначала выявить его величину в натуральных показателях (как правило, в литрах).

Для этого от фактического расхода топлива отнять расход по норме.

Затем полученное значение умножить на стоимость, по которой недостающее топливо числится в бухучете <*>. Шаг 2. Выясняем причины перерасхода топлива Чтобы установить причины перерасхода топлива, производитель может создать специальную комиссию.

Для этого издается распорядительный документ, как правило приказ <*>. Комиссия действует постоянно или созывается в каждом случае перерасхода ГСМ. Обычно в нее включают начальника транспортного отдела, кадровика, механика.

Их задача — выявить причины перерасхода и его виновника. В рассматриваемом случае ущерб от перерасхода причинен по вине водителя (ТС использовалось в личных целях и т.п.). И чаще всего виновные действия водитель совершает умышленно.

То есть осознает, что нарушает трудовые обязанности, предвидит, что его действия повлекут перерасход топлива, а значит, причинят производственной организации ущерб, и допускает наступление таких последствий (относится к ним безразлично).

Виновность может признать сам водитель (например, в объяснительной записке), а может установить комиссия.

Во втором случае изучают данные путевых листов, информацию о пробеге по спидометру, движении ГСМ. Сделать это проще, если автомобиль оснащен: — системой мониторинга пройденного расстояния, показания которой водитель не может фальсифицировать; — устройством контроля топлива в баке.

Кроме того, проводят контрольные заезды.

В случае когда водитель постоянно следует одним маршрутом, можно разработать паспорт маршрута.

В таком документе среди прочего указывают дорожные условия движения ТС, протяженность маршрута. Все это позволяет отследить, вносил ли водитель в путевой лист данные, отличные от фактических. На заметку Расход топлива сверх нормы также может быть вызван: — техсостоянием автомобиля.

Так, к пережогу приводит подтекание топлива в системе питания ТС; — занижением расчетной нормы расхода.

Например, если, устанавливая повышения, не учесть дорожные условия (скажем, пробки), в которых будет эксплуатироваться автомобиль. В таком случае взыскать ущерб с водителя нельзя. Шаг 3. Проверяем наличие всех условий привлечения к матответственности За причиненный пережогом топлива ущерб производитель вправе привлечь водителя к матответственности <*>.

Это можно сделать, если при наличии ущерба и вины <*>: 1) поведение водителя было противоправным. То есть он допустил пережог по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей; Пример Согласно рабочей инструкции водитель должен соблюдать рекомендации по маршруту движения. В их нарушение водитель уклонился от кратчайшего маршрута, чтобы заехать домой.

Во время стоянки двигатель не глушил. Это повлекло перерасход топлива. 2) между ущербом и неисполнением (ненадлежащим исполнением) трудовых обязанностей есть причинно-следственная связь.

При этом должны отсутствовать обстоятельства, исключающие ответственность водителя.

Пример таких обстоятельств — форс-мажор, состояние крайней необходимости. Шаг 4. Взыскиваем ущерб Водитель, умышленно допустивший перерасход топлива, как правило, несет полную матответственность <*>.

То есть возмещает ущерб в полном объеме. Наниматель может компенсировать свой ущерб несколькими способами: 1) для начала стоит предложить водителю возместить ущерб добровольно.

Лучше, если согласие будет оформлено письменно. Например, водитель напишет заявление о добровольном возмещении ущерба или с ним заключат соответствующее соглашение. Целесообразно, чтобы такие документы устанавливали сроки перечисления денег; Пример формулировки заявления В связи с излишним расходом мною топлива за период с 01.03.2018 по 30.03.2018 обязуюсь возместить причиненный ущерб в размере 53,54 руб.

Целесообразно, чтобы такие документы устанавливали сроки перечисления денег; Пример формулировки заявления В связи с излишним расходом мною топлива за период с 01.03.2018 по 30.03.2018 обязуюсь возместить причиненный ущерб в размере 53,54 руб. добровольно путем перечисления указанной суммы на расчетный счет ООО «Хлебовичок» не позднее 17.04.2018. 2) если водитель откажется возместить ущерб в добровольном порядке — распорядиться удержать сумму ущерба из зарплаты.

Это можно сделать, если одновременно выполняются следующие условия: — ущерб не превышает трех среднемесячных зарплат водителя <*>; На заметку Как определить среднюю зарплату за месяц — установлено законодательством <*>.

— у водителя затребовано письменное объяснение <*>; — решение об удержании принято не позже двух недель со дня обнаружения ущерба.

То есть со дня, когда стало известно о наличии ущерба. Чтобы удержать сумму ущерба, руководитель издает распоряжение или приказ. С таким документом водителя ознакомляют под подпись.

А если он отказывается — составляют соответствующий акт.

Удержать деньги можно не раньше 10 дней со дня сообщения об удержании водителю <*>. При этом бухгалтерия производителя должна соблюдать: — ограничения.

Так, общий размер всех удержаний не должен превышать 50% причитающейся водителю зарплаты <*>; — запреты.

Например, нельзя производить удержание из выходных пособий и компенсационных выплат <*>; 3) подать иск о возмещении водителем суммы ущерба. В рассматриваемой ситуации сумма ущерба от пережога топлива не превышает трех средних зарплат водителя за месяц. Значит, ее можно удержать по распоряжению руководителя из зарплаты виновника <*>.

Однако нанимателю придется обратиться в суд, если <*>: — пропущен срок издания распорядительного документа; — водитель не согласен с размером ущерба. В этом случае составляют исковое заявление.

В нем, в частности, описывают, при каких обстоятельствах водитель причинил ущерб, указывают его сумму. К иску прилагают документы, подтверждающие: — уплату госпошлины. Ее размер составляет 5% от цены иска <*>; — перерасход топлива (к примеру, путевые листы) и размер ущерба (карточки учета топлива, чеки на приобретение топлива); — наличие условий привлечения к матответственности (объяснительная записка водителя, акт комиссии).

У нанимателя есть год, чтобы подать иск <*>. Документы необходимо направить в районный (городской) суд по месту жительства водителя <*>. Адреса судов общей юрисдикции и реквизиты для уплаты госпошлины размещаются на Верховного Суда.

Исковое заявление рассматривают в течение месяца со дня принятия <*>. Если его удовлетворят, производителю выдадут исполнительный лист.

В случае когда водитель игнорирует решение суда, взыскивать ущерб можно принудительно через органы принудительного исполнения (ОПИ). ОПИ возбудит производство и передаст исполнительный документ производственной организации.

На основании его бухгалтерия удержит сумму ущерба из зарплаты водителя. Понравилась статья? Поблагодарите автора. Сказать спасибо Статья по теме Статья по теме Путеводитель Другие статьи автора 17.08.2021 870 02.07.2021 945 03.06.2021 182 27.03.2021 393 Другие статьи по категории 11.09.2021 164 01.09.2021 554 24.08.2021 2712 20.08.2021 277 Онлайн-сервис готовых правовых решений Как с вами можно связаться?

Онлайн-сервис готовых правовых решений Еще нет аккаунта? Попробовать бесплатно Клиентам ilex Войти в сервис Онлайн-сервис готовых правовых решений Отмена Перейти © ООО «ЮрСпектр» 2016-2021 Все права защищены. Информационные и технологические составляющие эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь предоставлены Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.

Спасибо, ваше письмо отправлено.

Закрыть Извините, письмо не было отправлено.

Попробуйте снова. Закрыть Уважаемые клиенты! В период времени с 11:30 до 13:00 в связи с проведением аварийно-восстановительных работ на сети beCloud возможны прерывания и замедления в функционировании сервиса ilex. Приносим извинения за доставленные неудобства.

Три ситуации, которые прояснят особенности учета ГСМ.

Списание топлива при отсутствии постоянных норм Организация приобрела новый автомобиль. На него применялись временные нормы расхода ГСМ. Каков порядок отражения в налоговом учете затрат на использованное топливо, если по истечении 6-месячного срока нормы, утвержденные Минтрансом, организация не получила?

При налогообложении прибыли не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК). До установления отсутствующей нормы расхода учет расхода топлива |*| при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более 6 месяцев.

В случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, временную норму расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливает руководитель организации или индивидуальный предприниматель (п. 7 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141; далее – Инструкция № 141).

* Информация о применении зимнего повышения норм расхода топлива доступна для подписчиков электронного «ГБ» Таким образом, исходя из предусмотренного Инструкцией № 141 порядка норма считается установленной в соответствии с законодательством: – если она установлена Минтрансом Республики Беларусь; – если она установлена организацией самостоятельно (временная норма). Однако такая норма считается установленной в течение первых 6 месяцев эксплуатации транспортного средства. Если по истечении 6 месяцев применения временной нормы Минтранс Республики Беларусь норму не установил, то начиная со дня, следующего за истечением 6-месячного периода, норма считается неустановленной.

В этот период стоимость израсходованного топлива в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль, не включается.

При установлении в последующем Минтрансом Республики Беларусь нормы расхода топлива она подлежит применению с момента ее установления.

Стоимость израсходованного топлива в период отсутствия установленной нормы, не включенная в состав учитываемых при налогообложении прибыли затрат, пересчету не подлежит и в затраты не восстанавливается. Как учитывать экономию и перерасход топлива В отдельных случаях по результатам работы за день у водителя автомобиля складывается экономия в использовании топлива, в других – его перерасход. Обязана ли организация в каждом случае перерасхода удерживать у водителя стоимость излишне израсходованного топлива?

Рекомендуем прочесть:  Продукты на месяц на 2 человек

Возможно ли такое удержание производить по результатам работы за месяц с учетом случаев экономии? Для ответа на эти вопросы обратимся к Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133). Так, основанием для списания ГСМ на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе ГСМ или карточки учета расхода топлива за отчетный период.

Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работник организации, ведущий оперативный учет ГСМ, делает соответствующую отметку (п. 83 Инструкции № 133). Инструкция № 133 не устанавливает порядок и срок, за который подлежит выявлению недостача (перерасход, пережог) либо экономия топлива в баке транспортного средства (ежедневно по каждому путевому листу, или за какой-либо период времени).

В данном случае необходимо руководствоваться положениями п. 5 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»: если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь. Порядок учета расхода топлива в части периода, за который определяется экономия или перерасход, организация устанавливает в учетной политике.

При этом необходимо учитывать следующие детали.

Фактическая экономия или перерасход топлива могут быть выявлены только путем замера остатков топлива в баке транспортного средства.

Расчетные данные о движении топлива в этом случае объективными не являются.

Данные о наличии остатка ГСМ в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца, учтенные на субсчете «Топливо в баках транспортных средств», ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков (п.

83 Инструкции № 133). Форма акта снятия остатков законодательством не установлена. Организация утверждает ее самостоятельно.

Напомним норму п. 76 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180.

Так, пересортица возникает в случаях выявления у одного и того же проверяемого лица за один и тот же проверяемый период в отношении активов одного и того же наименования в тождественных количествах излишков или недостач. Таким образом, в учетной политике организация имеет право определить, что в разрезе материально ответственных лиц, которыми являются в данном случае водители, результат фактического движения топлива в сравнении с нормативным определяется за месяц и подтверждается актом снятия остатков. Есть ли нормы на списание смазочных материалов Организации для обслуживания парка автомобилей используют моторные, трансмиссионные и специальные масла.

Ранее в Сборниках норм расхода топлива и смазочных материалов содержались нормы расхода смазочных материалов.

Ими должны были руководствоваться все организации. В настоящее время таких норм нет. Подлежит ли нормированию списание смазочных материалов для обслуживания автомобилей |*| в настоящее время?

* Информация об особенностях учета операций по использованию личного автомобиля в служебных целях доступна для подписчиков электронного «ГБ» Такое нормирование может установить сама организация.

В настоящее время законодательство, регулирующее вопросы бухгалтерского учета и отчетности, не содержит требований о том, что стоимость материалов включается в затраты в пределах установленных норм. Касается это и стоимости смазочных материалов.

В частности, в п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), предусмотрено, что затраты – стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах. В состав прямых материальных затрат включается стоимость израсходованного сырья и материалов, составляющих основу производимой продукции, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и других материалов, стоимость которых может быть прямо включена в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг (п.

9 Инструкции № 102). Как видно из вышеизложенного, в Инструкции № 102 не упоминается об учете норм расхода материалов при формировании себестоимости продукции (работ, услуг) в целях бухгалтерского учета. В отличие от законодательства по бухгалтерскому учету НК определяет, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

Нормы о необходимости нормирования материальных ресурсов (за исключением топливно-энергетических ресурсов) НК не содержит. Однако подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК устанавливает, что в затраты, учитываемые при налогообложении, не включаются расходы на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством.

Смазочные материалы в перечень топливно-энергетических ресурсов не включены (постановление Минэкономики Республики Беларусь от 25.02.2000 № 30). Таким образом, для целей налогообложения нормирование смазочных материалов не предусмотрено. Как видим, затраты на смазочные материалы могут учитываться в бухгалтерском и налоговом учете по факту их использования в производственных целях на основании оформленных в организации первичных учетных документов.

Однако при осуществлении транспортной деятельности смазочные материалы составляют значимую статью расходов. Это связано с технологией использования транспортных средств. Организациям рекомендуется устанавливать локальные нормы расхода смазочных материалов.

При этом можно использовать методику и нормы, которые ранее были разработаны Минтрансом Республики Беларусь (в частности, в письме Минтранса Республики Беларусь от 01.01.1999

«Сборник норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобили, автотракторную технику, суда, машины, механизмы и оборудование Республики Беларусь»

).

Нормы расхода смазочных материалов |*| могут устанавливаться на основании технической документации на автотранспортные средства, а также исходя из технических требований к их обслуживанию и ремонту. Списываться смазочные материалы могут и по факту их использования, но при этом должна быть проконтролирована обоснованность использования таких смазочных материалов (например, необходимость проведения ремонта, замена смазочных материалов согласно технической документации на автомобиль и т.д.). * Информация о том, следует ли устанавливать нормы расхода смазочных материалов на автотранспортные средства, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Основные причины, по которым происходит перерасход топлива

→ Организации, эксплуатирующие дорожно-строительную технику, часто сталкиваются с проблемами при нормировании расхода топлива.

Эти проблемы решаются двумя основными способами — аппаратным и организационным. В первом случае используется бортовой компьютер либо специальный регистратор — «чёрный ящик», различные модификации которого в достаточном количестве реализуются на рынке.

А во втором, когда у компании нет, как считают ее руководители, свободных средств для приобретения компьютеризированных образцов строительной и другой техники или отдельно регистраторов (с установкой, которая тоже «стоит денег»), — производится ряд административно-технических мероприятий. В их основе лежат соответствующие методические подходы, о которых и пойдёт речь в данной публикации.

При приобретении техники иностранных марок, техники нового для предприятия вида инженеры, ответственные за разработку норм, как правило, не имеют ни исходных данных, ни текущих наработок по расходу топлива.

В этом случае обычно назначают представителя из состава ИТР, который едет на объект и проводит замеры. По их результатам устанавли вается норма, по сути весьма далёкая от истинного положения дел. Дело в том, что при «замерах» самоходный механизм работает, т.е.

простои (холостой ход) сведены к минимуму. Часто бывает так: с приездом на объект проверяющего работа «оживает», в остальное же время, главным образом, при попустительстве бригадиров простои на холостом ходу могут составлять до 50 % от общего времени, идущего в зачет машинисту.

К примеру, в минуты технологических или обеденных перерывов некоторые машинисты не выключают двигатель, величина моточасов возрастает, а количество израсходованного топлива уменьшается.

В результате появляется возможность хищения остатков топлива. Поэтому, проведя замеры, обычно уменьшают норму расхода топлива примерно на треть, полагая это «золотой серединой». А в конце месяца вновь выявлен перерасход.

В чем причина? Плохие погодные условия или хищение, а, может быть, просто резко уменьшилось число простоев на холостом ходу? Итак, выделим основные причины, по которым происходит перерасход топлива:

  1. ухудшение погодных условий;
  2. хищение;
  3. скрытая техническая неисправность.
  4. увеличение интенсивности работы (сокращение простоев);

Рассмотрим эти причины подробнее.

Ни для кого не секрет, что хищения топлива — это бич поголовного большинства предприятий, имеющих на балансе машины и механизмы. Каким образом оно происходит в случае использования самоходных механизмов, наработка которых ведется в моточасах и наглядно отражается на мотосчётчике? Первый вариант. «Подкручивание» счетчика.

В этом случае поймать расхитителя трудно, разве что только застав его на месте преступления.

Поэтому предприятия должны обеспечить защиту мотосчётчиков от постороннего вторжения чисто техническими средствами и контролем со стороны должностных лиц. В противном случае размеры убытков достигнут огромных размеров. Второй вариант. В результате простоев на холостом ходу возрастает неучтённый остаток топлива, который машинисты, обладающие базовыми знаниями математики, умело высчитывают и сливают.

«Математиков» легко вычислить: из месяца в месяц у них всегда перерасход — 0, экономия — 0. Это обстоятельство хоть и радует глаз главного инженера, но служит тревожным сигналом. С этим вариантом хищения бороться можно только одним способом — жестким контролем должностных лиц и бригадиров, их действиями по пресечению простоев на холостом ходу.

Вот это как раз яркий пример правильной работы начальника участка, прораба.

Если грамотно рассчитана норма расхода топлива и пресекаются простои, ежемесячный фактический расход не должен сильно отличаться от нормированного. А все-таки, может ли он отличаться?

Может! И это не должно пугать начальников. Итак, изменение интенсивности рассмотрим на примере работающего экскаватора, загружающего карьерные самосвалы. Плечо «погрузки-разгрузки» этих самосвалов может составлять 50 м, а может иметь и несколько километров.

Количество самосвалов, курсирующих по этому плечу, тоже может быть различным. Все это приводит к тому, что в одном случае экскаватор после погрузки одной машины незамедлительно приступает к погрузке другой, а в другом — ожидает подхода транспортного средства.

При этом появляется время ожидания, которое и должно четко контролироваться ответственным инженером. Если по каким-то причинам работа приостановлена, должна последовать команда «заглушить двигатели». Кроме того, если в этом месяце на данном объекте ожидается работа с вынужденными простоями (большое «плечо», мало автотранспортной техники и т.д.), есть смысл ввести для некоторых видов погрузочной техники уменьшающую поправку.

Эта задача лежит на начальнике участка.

Ведь это он при первоначальной оценке объекта рассчитывает количество выделяемой на объект техники, и от его компетентности зависит, будут ли машины простаивать под погрузкойразгрузкой или нет. Это естественная, но предсказуемая причина увеличения расхода топлива.

С началом дождей самодвижущейся технике все труднее преодолевать расстояния (на работе экскаваторов это сказывается в меньшей степени), начинается «пережог» топлива. Решить эту проблему просто: расход топлива для каждого вида техники должен быть замерен дважды — как в ясный день, так и в период дождей.

И путем несложных вычислений можно зафиксировать величину поправок к нормам, которые, соответственно, добавляются или отнимаются в различные сезонные периоды. Внезапно образовавшаяся скрытая техническая неисправность также может быть причиной увеличившегося расхода топлива. В нашей практике был такой случай: внезапно увеличился расход топлива на одной из импортных машин.

В ходе детального разбирательства выяснилось, что причина — в технической неисправности и для устранения перерасхода необходимо заменить насос-форсунки. Была рассчитана экономическая целесообразность и сделан вывод: менять дорогостоящую импортную деталь невыгодно,поскольку по остальным параметрам техника работала без замечаний.

Разумеется, в каждом случае разбираться необходимо тщательно, с привлечением специалистов. Допустим, на предприятии установлен-таки жесткий контроль, пресекающий хищение топлива. Какие еще убытки подстерегают предприятие?

Возьмем предприятие, на котором оплата труда машинистов исчисляется по наработанным моточасам. Яркий пример убытков в этом случае — это увеличение общего количества оплачиваемых моточасов за счет простоев на холостом ходу.

Обеденный перерыв — двигатель работает, вынужденный простой в работе — двигатель не заглушают. Если бригадир не пресекает простои на холостом ходу, то вычислить в конце месяца, сколько же моточасов было фактически отработано, а сколько машина проработала в холостую, довольно сложно.

Периодическими выездами на объекты руководящих работников эту проблему не решить.

Когда перед техническим отделом нашего предприятия встал такой вопрос, на помощь пришла математика. Рассмотрим, как можно вычислить количество моточасов, отработанных конкретным механизмом (в нашем случае экскаватором импортного производства) с полной нагрузкой и количество моточасов холостой работы.

Главное условие для расчетов: мотосчетчик недоступен для «подкручивания» и топливо не сливается. Исходные данные: отработано за месяц — 445 моточасов, израсходовано топлива — 15440 л.

Расход топлива за 1 моточас при полной нагрузке — 51,5 л. Замеры при полной нагрузке должны проводиться практически без простоев с принудительной работой ковшом в перерывах между погрузкой.

Расход топлива за 1 моточас на холостом ходу — 15,5 л.

Допустим: X — количество моточасов, отработанных механизмом за месяц на холостом ходу; Y — количество моточасов, отработанных механизмом за месяц при полной нагрузке.

Итак, 53 % рабочего времени отработано при полной нагрузке и 47 % — на холостом ходу. Исходя из опыта, можно говорить о следующих приемлемых соотношениях моточасов холостой работы к работе с полной нагрузкой — 1/5 — при интенсивной работе и 1/3 — при работе с обычной или нормальной интенсивностью.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+