Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Особенности системы образования лиц с овз в швейцарии кратко

Особенности системы образования лиц с овз в швейцарии кратко

Особенности системы образования лиц с овз в швейцарии кратко

Портал образования

Автор: Тушева Наталья НиколаевнаДолжность: преподаватель истории и обществознания Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов» Населённый пункт: г. Волгоград Наименование материала: статья Тема:

«Профессиональное образование лиц с ОВЗ в России и за рубежом»

. Дата публикации: 15.08.2019 Раздел: среднее профессиональное Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение

«Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов»

преподаватель истории и обществознания Тушева Наталья Николаевна.

Профессиональное образование лиц с ОВЗ в России и за рубежом.

Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическими условиями страны, ценностными ориентациями государства и общества, государственной политикой в области образования.

В системе социокультурных координат можно выделить несколько периодов в эволюции национальных систем специального образования. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы об инвалидах.

К этому периоду можно отнести отрезок европейской истории с VIII века до н.э. по XII век н.э. Если в Западной Европе первый факт заботы монарха об инвалидах приходится на XII век (Бавария, Франция), то в России аналогичные факты возникают в начале XVIII веке (При Петре I были созданы светская система призрения и первые законодательные акты).

Второй период эволюции: от осознания необходимости заботы об инвалидах к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. Для Западной Европы это период с XII по XVIII в.,.

Второй период, протекавший в Европе 6 веков, в России начался на 5 веков позже и составил одно столетие. Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование, становлению системы специального образования.

Этот период эволюции отношения государства и общества к лицам с психофизическими недостатками охватывает на Западе временной отрезок с конца XVIII века до начала XX века и характеризуется открытием первых специальных учебных заведений и появлением с начала XIX века первых законодательных актов о введении специального образования. Четвертый период эволюции – от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. – это период развития и дифференциации системы специального образования.

Несмотря на существенные национальные различия, к началу XX века большинство западноевропейских стран создало систему специального образования, это было время принятия необходимых законодательных актов как для системы образования в целом, так и для закона о специальном образовании.

Общими тенденциями развития системы специального образования для Западной Европы и СССР были структурное совершенствование этой системы, дифференциация, расширение охвата нуждающихся в специальной помощи детей. Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; К этому периоду европейские государства оказались более подготовленными экономически, культурно, законодательно. Уже во второй половине ХХ века определились несколько основных тенденций образовательно-развивающей политики государств в отношении инвалидов и лиц с ОВЗ: расширение доступа к образованию достигается за счет внедрения технических средств, организацию дистанционного образования для лиц с ОВЗ и инвалидов.

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов Мэйнстриминг (mainstreaming) предполагает, что ученики с  ограниченными возможностями общаются со сверстниками на праздниках, культурно-массовых мероприятиях и в других формах организации досуговой деятельности. Интеграция (integration) означает приведение потребностей людей  с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения лиц с особыми потребностями в общих образовательных организациях.

Это подразумевает преобразование школьных программ и перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей, в том числе и детей с ОВЗ.

Началом процесса инклюзии принято считать

«Саламанкскую декларацию лиц с особыми потребностями»

(Саламанка, Испания, июнь 1994 г.) в которой обозначено, что «Инклюзивное образование» – это образование, доступное всем детям, включая детей с серьёзными физическими и умственными недостатками. Такое образование предполагает необходимость адаптации обучения к потребностям детей.

Эти условия наилучшим образом реализуются в рамках инклюзивных школ: инклюзия создаёт равные возможности для всех детей при получении ими образования. При развитии инклюзивного образования следующим пунктом плана государственной политики встает профессиональное обучение и образование выпускников инклюзивных школ.

При развитии инклюзивного образования следующим пунктом плана государственной политики встает профессиональное обучение и образование выпускников инклюзивных школ. В Германии, Голландии, Швеции и других странах Европейского союза накоплен достаточно интересный опыт профессионального обучения и интеграции лиц с ОВЗ в трудовую жизнь: в этих странах профессиональной реабилитации уделяется особое значение. Во Франции — Специальными законами утверждены права инвалидов на профессиональную подготовку и переобучение.

Инвалиды могут принимать участие как в общих программах для людей, долгое время находящихся без работы, так и в обучающих курсах специализированных институтах.

Действуют две программы профессионального обучения на рабочем месте: ЦПР (Центр подготовки работников) или ЦПС (Центр подготовки специалистов). Деятельность этих организаций, направленная на инвалидов.

Работодатели получают единовременно денежную сумму в размере 1527 евро в год за контракт на обучение на рабочем месте.

В Германии основной задачей профессионального обучения инвалида является его обучение по одной из общепризнанных специальностей. По возможности, данный процесс должен проходить в организации непосредственно рядом с обычными сотрудниками.

Некоторые инвалиды с умственными расстройствами могут быть приняты в один из 52 институтов начального обучения и н в а л и д о в (Berufsbildungswerke), в которых доступно порядка 12 тыс.

мест для обучения. Для получения дальнейшего образования или обучения новой специальности они могут быть зачислены в один из 28 Институтов продолжительного обучения инвалидов, где насчитывается около 15 тыс.

мест. если переподготовка требуется именно из-за инвалидности, она будет входить в комплекс мероприятий по профессиональной реабилитации и предоставляться на более выгодных условиях в значительно большем объеме.

По закону молодые люди-инвалиды в Германии должны получить профессиональное образование, которое должно помочь им полноценно участвовать в жизни общества. Специальные учреждения профессиональной интеграции — мастерские для инвалидов — финансируются государством и часто предоставляют инвалидам не только рабочие места, но также стол и кров.

В И т а л и и существуют федеральное и региональное законодательства, поддерживающие интеграцию инвалидов в рынок труда. Существует ряд программ по обучению поддержке на рабочем месте, которые могут помочь интеграции инвалидов в рынок труда. В Израиле — В настоящее время правительство страны рассматривает программы, по которым предусматривается получение инвалидами доступных им профессий.

Таким образом, они смогут влиться на рынок труда, снизив нагрузку на социальные службы и предоставив людям с ограничениями самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

В Бельгии — профессиональное обучение проводится как по общим, так и по специальным программам.

Законодательством предусмотрен принцип обязательного найма на работу инвалидов. Предприятиям, трудоустраивающим инвалидов, предоставляются льготы.

В США — Акт о профессиональной подготовке, который обязывает правительства штатов резервировать не менее 10 процентов федеральных грантов, получаемых на нужды профессионального образования для обучения студентов-инвалидов. В стране существует разветвленная сеть по профессиональной подготовке, консультирования и трудоустройства инвалидов. В Англии — Эффективность профессиональной реабилитации и процент возврата инвалидов к профессиональной деятельности достаточно велики.

В Австрии — организованы центры по профориентации инвалидов, особо поощряется создание специальных цехов и предприятий, на которых могут работать инвалиды. В Канаде — Система образования предусматривает возможность обучения инвалидов на всех уровнях от школы до университета. Преобладает форма интеграционного образования, применяются специальные технические средства и индивидуальные программы.

Среди студентов канадских университетов не менее 1 процента составляют инвалиды В Аргентине данная группа обучающихся может получить практически те же профессии, что и здоровые люди, однако возможности их последующего трудоустройства весьма ограничены, В Японии год от года постепенно увеличивается число лиц с ОВЗ, которых готовят быть рабочими и служащими непосредственно на тех предприятиях, где им предстоит работать.

Государственной Думой РФ Конвенция о правах инвалидов (статья 27), была ратифицирована 25.04.2012., Таким образом, профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья стала важнейшим направлением государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Профессиональное образование стало не только доступным, но и инклюзивным, то есть человек с ограниченными возможностями здоровья имеет возможность обращаться в любые учебные заведения для получения знаний в той или иной профессии или специальности.

Среднее профессиональное образование стало общедоступным. Профессиональное образование инвалидов осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов, без введения специальных образовательных стандартов. Только при таком подходе к обучению инвалидов они, как профессионалы, будут конкурентоспособны на открытом рынке труда.

В настоящее время для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, созданы специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Образовательные учреждения осуществляют свою деятельность во взаимодействии с государственными службами занятости населения, органами управления образованием и социальной защиты на договорных началах. Благодаря реализации государственной программы «Доступная среда» и региональных комплексных программ развития образования в профессиональных образовательных организациях создается доступная среда для инвалидов.
Благодаря реализации государственной программы «Доступная среда» и региональных комплексных программ развития образования в профессиональных образовательных организациях создается доступная среда для инвалидов.

Согласно результатам мониторинга, проведенного минобрнауки России в 2015 и 2016 годах, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья обучаются по основным профессиональным образовательным программам в 56% образовательных организаций (от общего их количества). Среди этих лиц: * -с соматическими заболеваниями – 40,3%; *-с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 20%; * – с нарушениями слуха – около 15%; *– с нервно-психическими нарушениями – 12,4%; * – с нарушениями зрения – 11,5%; *– передвигающиеся в кресле-коляске – 1%.

По сравнению с 2015 годом число обучающихся данной категории по программам СПО выросло на 10%.

В 80% образовательных организаций инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общих группах.

Обучение в отдельных группах проходит в 11% образовательных организаций, смешанную форму обучения – частично в общих группах, частично в отдельных – практикуют 9% организаций, обучение по индивидуальному плану осуществляют лишь 1,4% образовательных организаций. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья обучаются по всем укрупненным группам профессий и специальностей.

Наибольшее их количество обучается специальностям и профессиям укрупненной группы «Информатика и вычислительная техника» – 17% от всех обучающихся данной категории по программам СПО.

По укрупненной группе «экономика и управление» занимаются 12% обучающихся, по укрупненной группе «техника и технологии строительства» – 8%, по укрупненной группе «Сестринское дело» – 7%, по укрупненным группам «Промышленная экология и биотехнологии» и «технологии легкой промышленности» – по 6%. С использованием дистанционных технологий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализуется 34% от всех образовательных программ СПО, по которым обучаются данные студенты. Наибольшее количество обучается по таким программам, как «экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), «Программирование в компьютерных системах», «Прикладная информатика» (по отраслям), «Право и организация социального обеспечения».

• Таким образом — В Российской Федерации законодательно закреплены разнообразные формы получения образования инвалидов и лиц с ОВЗ.

Основная цель инклюзивного среднего профессионального образования в Российской Федерации – реальное обеспечение его доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, способствующей их социализации и интеграции в общество. Список литературы 1. Авцинова Г.И., Жуков С.А., Фурсов С.А.

Государственная политика в области социальной интеграции инвалидов: российский и зарубежный опыт.

М.: Изд. Российского гос. социального университета, 2012.

– 275 Международные правовые акты: 1. Всеобщая декларация прав человека. Утверждена 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций//Российская газета.- 1995.- 9 апреля.

2. Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года; 3. Декларация прав ребенка (утв. резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959) 4.

Декларация о правах умственно отсталых лиц (утв. резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ОО Н от 20.12.1971 г.) 5. Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года.

6. Конвенция ООН о правах инвалидов (принята Генассамблей ООН 13 декабря 2006 года, вступила в силу 3 мая 2008 года), подписанная Россией 24 сентября 2008 года, ратифицированная 3 мая 2012 года.

7. Декларация социального прогресса и развития (утв.

резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Асса Сборники 1. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», №205. Москва, Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2008.
Москва, Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2008.

— 224с. 2. Государственная политика в России по отношению к неправительственным организациям на современном этапе // Гражданское общество в современной России: проблемы формирования и функционирования: сборник научных статей.

Вып. 2/под ред. Авциновой Г.И.

М., 2010. — 175 с. 3. Образование для всех: политика и практика инклюзии.

Сборник научных статей и научно-методических материалов. Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, Е.П. Антонова, И.Б. Кузнецова-Моренко — Саратов: Научная книга, 2008.

— 341 с.

Успех интеграции особых детей в обычные классы в Швейцарии

В Швейцарии множество детей с ограниченными возможностями посещают обычные государственные школы. В пользу именно такой модели образования высказываются и эксперты, по словам которых, она работает хорошо. Впрочем, в этом отношении существуют серьезные региональные различия.

Этот контент был опубликован 06 ноября 2018 года — 08:00 06 ноября 2018 года — 08:00 SRF/swissinfo.ch/ilj Доступно на 3 других языках

  1. 中文 (zh)
  2. English (en)
  3. 日本語 (ja)

У пятилетней Кармен – синдром Дауна.

Сейчас она ходит в обычный детский сад в Ленцбурге, городе в кантоне Ааргау, в немецкоязычной части Швейцарии (детский сад здесь считается первой ступенью образовательной школы, дети ходят в него с 4 лет – прим. ред.). Но чтобы девочка смогла начать занятия там, ее родителям пришлось обратиться к юристу – кантональные власти вначале распределили ее в учреждение для детей с особыми потребностями.«Это потребовало много энергии, решимости и обмена корреспонденцией, — рассказал отец Кармен Эрик Казанова (Eric Casanova) в швейцарского общественного телевидения SRF.

— Очень плохо, если в Швейцарии вам требуется задействовать адвоката всего лишь для того, чтобы ребенок пять дней в неделю мог ходить в обычный детский сад».

В кантоне Ааргау более высокий процент школьников, чем у других кантонов – 4,6% – посещает специализированные детские образовательные заведения или классы для детей с особыми потребностями. По данным SRF, средний показатель по стране составляет 3,4%, при этом разброс их достигает от 1,2% до 5,7% по всей Швейцарии.

Например, в кантоне Люцерн это – только 1,8%.В телепрограмме SRF привели в пример начальную школу Люцерна, в которой 11-летняя девочка с синдромом дауна была интегрирована в обычный школьный класс – при помощи педагога для детей с особыми потребностями.Есть и критики такой «инклюзивной», то есть включающей в себя всех детей, системы образования. Они утверждают: у других учеников есть рискуют отстать, когда в обычный класс интегрированы дети-инвалиды. Но специализированный педагог заверяет, что в его люцернской школе это – определенно не так.Таким образом, вероятность того, что ребенок-инвалид получит возможность посещать обычную школу сильно зависит от того, где именно в Швейцарии живет его семья.

Образование здесь «отдано на откуп» кантонам, в том числе – и обучение детей с особыми потребностями. В каждом из 26 кантонов это регулируется собственным законом.«Такого не должно быть так», – заявляет Паскаль Брудерер (Pascale Bruderer), депутат Совета кантонов (малой палаты парламента) и президент зонтичной ассоциации объединений инвалидов в Швейцарии Inclusion Handicap.

По ее словам, у инвалидов должна быть свобода выбора.

«Конституция Швейцарии, Закон о борьбе с дискриминацией в отношении людей с инвалидностью и, в частности, Конвенция ООН о правах инвалидов, которая относится и в Швейцарии, четко указывают на это»

, – говорит политик.По ее словам, дети-инвалиды должны иметь возможность делать выбор и возможность посещать обычную школу. Паскаль Брудерер призывает кантоны, а в особенности – Швейцарскую конференцию кантональных министров образования, принять более широкие меры по этому вопросу.

«Сегодняшние данные по разным причинам не позволяют делать сравнения между кантонами»

, – заявила президент Конференции Сильвия Штайнер (Silvia Steiner) для ведущего телеканала страны SRF. С этой целью Федеральное статистическое управление ведет работу по сбору и обработке новых данных, добавила она.Со своей стороны, Алекс Хюрцелер (Alex Hürzeler), руководитель (министр) департамента образования в кантоне Ааргау, защищает систему, при которой все решает кантон.

«Если мы достигнем стандарта обучения, когда более 95% детей поступают в обычные общеобразовательные классы, уже будет уже очень хорошая цифра»

, – сказал он для SRF.Барбара Фа (Barbara Fäh), ректор , видит цель в максимально возможной интеграции, но, когда это необходимо, и в разделении. По ее словам, в швейцарских школах учатся самые разные дети: в том числе – с ограниченными возможностями, высокоодаренные и те, кому с трудом дается математика или чтение, а также и те, у кого язык преподавания – не родной.

Во главе же угла всегда стоит благополучие и развитие ребенка, сказала она SRF, и вот почему в разных случаях требуются индивидуальные решения.Она признала: тем, кто непосредственно вовлечен в решение проблемы, сложно удовлетворить все эти различные потребности. Но учителя пользуются поддержкой со стороны властей, в особенности – педагоги для детей с особыми потребностями.

К сожалению, в настоящее время их слишком мало, сказала она, но школы являются отражением общества и будут продолжать усовершенствоваться и в том, что касается интеграции для всех. Показать больше

Сравнительный анализ развития специального образования в Российской Федерации и Зарубежных странах

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» «. » Автор-составитель: Иванова Анна Вячеславовна, учитель коррекционной работы Смоленск 2020 Принятие Всеобщей декларации прав человека 1948 года ознаменовало переоценку идеологии нацистского режима и послужило началом отказа от политики дискриминации и признакам вероисповедания, пола, национальности и особенностей развития.

Позже, в 1959 году с целью обеспечения условий развития всех детей в атмосфере уважения и защиты достоинства была принята Декларация прав ребенка.

Идея равенства всех людей и обеспечения достойных условий жизни для каждого члена социума явилась отправной точкой для обновления направленности социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Действующая ранее система помощи была нацелена на удовлетворение базовых потребностей первого уровня, согласно теории А.

Действующая ранее система помощи была нацелена на удовлетворение базовых потребностей первого уровня, согласно теории А. Маслоу — обеспечение едой и уходом — и проведение коррекционных мероприятий, направленных на оздоровление организма. Введение обязательного образования, носящего всеобщий характер, стало отправной точкой для активного развития процесса нормотворчества, предметом которого выступило право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Данный процесс позволил выявить детей, которые нуждались в специальных условиях организации обучения и создании специальных образовательных программ.

В 1958 году был принят «Закон о социальной защите населения», в основе которого лежала принципиальная идея датского юриста Н.Е. Бенк-Микксельсена. Его принцип получил название принцип нормализации, суть которого состояла в увеличении пространства жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья и приближение образа жизни таких лиц к жизни лиц с нормой развития.

28 Утвержденный принцип нормализации в качестве системообразующего трактовался как нивелирование различных барьеров, осложняющих процесс интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в социум (физических, коммуникационных, социально-психологических).

Впоследствии была начата работа, целью которой стало создание доступной и комфортной для проживания каждого такого человека среды. Именно эта идея является основой для реализуемого на территории Российской Федерации проекта «Доступная среда». Вследствие формирования принципиально иного курса социальной политики начала активно развиваться переоценка действующей с конца XIX века практики обучения детей с психофизическими нарушениями в специализированных учебных заведениях, отдельно от детей такого же возраста, но развивающихся в соответствии с нормами.

Вследствие формирования принципиально иного курса социальной политики начала активно развиваться переоценка действующей с конца XIX века практики обучения детей с психофизическими нарушениями в специализированных учебных заведениях, отдельно от детей такого же возраста, но развивающихся в соответствии с нормами. В 70-х годах XX века ученые начали развивать идеи обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В 90х гг. был начат поиск педагогических механизмов успешной образовательной интеграции таких детей.

В связи с изменением контингента учащихся массовой школы в направлении его большей неоднородности произошел отказ от единообразной системы требований, педагогических подходов, средств и методов обучения. Перед системой общего образования была поставлена цель адаптировать образовательную среду к особенностям учебной деятельности каждого ребенка, что являлось воплощением идеи инклюзии.

Особенности становления специального образования за рубежом будет рассмотрено нами на примере Великобритании.

В конце XIX века законодательство Великобритании содержало в себе четко определенный понятийный аппарат и детально разработанными нормами, регулирующими вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также четко описывало систему финансовых отношений в этой области. С целью совершенствования системы ухода за умственно отсталыми лицами и внесения изменений в действующую законодательную базу, регулирующую отношения в области душевнобольных, британским парламентом был принят закон «Об умственно отсталых», который вступил в силу с 1 апреля 1914 года.

Разработка и принятие данного закона были детерминированы результатами работы королевской комиссии по заботе и контролю над слабоумными, которые были опубликованы в форме отчета в 1908 году. Данный нормативно-правовой акт впоследствии оценивался как наиболее полный и детально разработанный юридический документ первой четверти XX века .

Анализируя вышесказанное, важно отметить, что к началу XX века законодательная база Великобритании в отношении обучения детей с ограниченными возможностями была сформирована на достаточно высоком уровне.

Основной целью ее выступало регулирование социальных отношений во благо лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечение безопасности социума, нежели обеспечение одинаковых возможностей.

Закон, определяющий типы образовательных учреждений для умственно отсталых детей, был принят в 1914 году.

Согласно положениям закона, органы местного самоуправления обязаны открывать учреждения такого типа. Причем система таких учреждений состояла из учреждений дошкольного образования (детские сады), специальные школы, специальные классы при обычных школах, а также приюты для умственно отсталых детей.

Вторая мировая война не послужила поводом для остановки процесса совершенствования законодательной базы, так, в 1944 году был принят закон об образовании.

Позже, в 1993 году приняли новый закон об образовании, раздел III которого содержит положения о лицах с особенностями здоровья. Согласно закону, дети с особыми образовательными потребностями — те, кто в связи с испытываемыми трудностями в процессе обучения нуждается в специальном подходе .

В законе закреплено понятие специальное образование, под которым понимается образование, реализуемое в отношении ребенка старше 2 лет, носящее дополнительный характер, или имеющее отличительные от обычного образования характеристики.

Субъект данного закона — лицо, не достигшее возраста 19 лет и зарегистрированное в статусе учащегося школы. Согласно статье 160 закона, ребенок может быть переведен в специальную школу без согласия родителей в случае, если его обучение в обычной школе соответствует необходимым требованиям, в частности, он получает специальное образование, и другие дети получают соответствующие образовательные услуги. К обязанностям органов управления образованием относятся обеспечение предоставления ребенку специальных образовательных, соответствующих его потребностям, осведомленности учителей, с которыми он будет взаимодействовать, о его специальных образовательных потребностях.

В сферу ответственности органов управления образованием входит удовлетворение образовательных нужд детей, которые проживают в пределах их территории.

Также в законе определен алгоритм проведения процедуры оценки образовательных потребностей ребенка, который инициируется местными органами управления образованием в соответствии с заявлением родителей или школы. Результат проведения процедуры оценки комиссия обязана оформить в форме заключения с отметками о специальных потребностях ребенка, требуемых способах их удовлетворения, необходимых типах учебного или иного подходящего конкретному ребенку учреждения.

Органы управления здравоохранением в соответствии с запросом школы либо родителей и (или) законных представителей ребенка могут давать консультации в отношении специальных образовательных потребностей ребенка. Изменения в вышеописанный закон об образовании внес принятый в 2001 году Британским парламентом закон о лицах со специальными образовательными потребностями и ограничениями. Новый закон 2001 года внес положения о недопущении дискриминации по отношению к лицам с особыми образовательными потребностями.

Данный акт фиксирует право любого ребенка с особыми образовательными потребностями обучаться в общеобразовательной школе. В случае, когда ребенок официально признан лицом с особыми образовательными потребностями, его обучение должно продолжаться в обычной школе при одновременном соблюдении следующих условий: согласие родителей или официальных представителей такого ребенка, и соблюдение необходимых условий для успешного обучения других детей.

За местными органами управления образованием закреплялась обязанность оказывать консультативную помощь родителям по вопросам специфики образовательных потребностей ребенка. Закон закрепляет нормы, определяющие порядок обжалования действий органов власти и администрации школы, фиксирует обязанность школы информировать родителей о наличии у ребенка особых образовательных потребностей, в случае выявления их в процессе обучения, и если родитель не был предупрежден об этом ранее.

Согласно положениям закона, дискриминация по признаку ограничения способностей в области образования — неоправданное предоставление доступа к образовательным услугам в меньшем объеме для детей, имеющих отклонения в развитии, по сравнению с учащимися, развивающимися в соответствии с нормой.

Действиями, признанными незаконными и носящими дискриминационный характер, являются отказ от зачисления ребенка в школу, создание дополнительных условий для зачисления в школу.

В обязанности руководства школы вменяется создание равных условий для всех детей, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями, были созданы равные условия как обучения, так и принятия в школу. Помимо этого, директор школы обязан учитывать желание ребенка или его родителей сохранить конфиденциальность факта наличия ограниченных возможностей здоровья, а также причины таких ограничений . При этом в законе не зафиксирована необходимость изменения конструктивных особенностей здания школы, в которую зачисляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья, а также введение должности тьютора, что позволило бы оказывать дополнительную помощь.

Создание условий доступного образования, техническая подготовка и оснащение школы, транспортировка детей — зона ответственности органов управления образованием. Достижению данной цели будет способствовать составление плана материально-технического обеспечения доступности школ в долгосрочной перспективе.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что законодательная база Великобритании в сфере обеспечения прав на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья достаточно подробно регламентирует возникающие правоотношения. Распространяя позитивный опыт развития специального образования Великобритании на другие страны зарубежья, можно сделать вывод об особом правовом статусе лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые получали право получения образования в обычной школе наравне с другими детьми, гарантии обучения в специально созданных условиях, способствующих адаптации, получения требуемой психологической и педагогической помощи. В связи с отстраненностью отечественного научного сообщества в сфере образования от мировых тенденций и прогрессивных идей, невостребованностью теории совместного обучения, разработанной Л.С.

Выготским, российская педагогика занялась изучением особенностей включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему лишь в 90-х годах XX века. Вместе с тем, в России переход к указанному этапу развития специального образования имеет свою специфику. Различие западноевропейских и российских условий, в которых происходит переход к инклюзивному образованию, представлено в таблице 1.

Таблица 1 Западная Европа Россия Освоение интегративных подходов к образованию началось в условиях установившихся, юридически закрепленных норм демократии и экономического подъема. Переход к интеграции осуществляется в ситуации становления демократических норм, их первого законодательного оформления и глубокого экономического кризиса, выход из которого наметился спустя десятилетие.

Идеи образовательной интеграции возникают в контексте противостояния дискриминации по расовому, половому, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам Интеграция декларируется как необходимость гуманного отношения к инвалидам и признания всей полноты их прав в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и социальных групп населения, в обстановке перманентных национальных конфликтов.

Обсуждение проблем специального обучения и интеграции ведется в рамках жестких законодательных положений, регулирующих процесс интеграции. Обсуждение проблем специального обучения и интеграции не имеет под собой детально разработанной законодательной базы.

Существуют многовековые традиции деятельной благотворительности, широкая сеть негосударственных специальных учреждений, установлены финансовые льготы для филантропов. Традиция благотворительности была прервана в 1917 г., и в настоящее время это весьма слабое общественное движение не стимулируется финансовым законодательством. Благодаря политике государства, проводимой через средства массовой информации, в общественном сознании укоренилась идея равенства прав людей с особыми социальными и образовательными потребностями и ответственности граждан за предоставление таким людям равных возможностей во всех сферах жизни.

Для СМИ существовало негласное табу на проблемы инвалидов в течение десятилетий, и только сейчас намечается некоторый перелом в общественном сознании. Подходящим моментом для отказа от политики принудительного отделения детей с особыми образовательными потребностями в сфере обучения выступило принятие принципа гуманизма в рамках системы общего образования, что детерминировало адаптивность к потребностям и особенностям познавательной сферы учащихся. В этот же период времени произошла трансформация направленности социальной политики.

Разработка и принятие программы «Доступная сред» в 1992 году послужило толчком к определению видов помощи, требующихся лицам с ограниченными возможностями здоровья, в число которых вошли: развитие безбарьерной среды, что позволит расширить пространство жизнедеятельности такого человека.

В переходный период, между XX–XXI вв. был принят ряд норм, гарантирующих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общеобразовательной школы, модернизированной в соответствии с специальными, адаптированными условиями, например, проект

«Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья»

, 1992 г., письма Министерства образования РФ, и другие. Оценивая специфику ситуации обучения детей с особыми образовательными потребностями последнего времени, можно сделать вывод, что существование теоретически обоснованной необходимости перехода к совместному обучению, сформулированной Н.Д.

Шматко, Н.Н. Малофеевым и другими, разработка и принятие необходимой нормативно-правовой базы, не явились движущей силой для распространения идей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в отечественную общеобразовательную школу. Тем не менее, существующие успешные случаи включения детей с ограниченными возможностями здоровья в систему массовых учебных заведений и не прекращающиеся исследования механизмов реализации на практике принятой политики позволяют провести сравнительный анализ отдельных педагогических моментов организации инклюзивного образования в нашей стране и за ее пределами . В последнее время особый интерес представляет вопрос о вариативности и масштабах предстоящей трансформации системы общего образования, что детерминировано принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года, разработка и принятие новых федеральных образовательных стандартов, закрепляющих гарантии права на обучение в общеобразовательных школах детей с ограниченными возможностями здоровья, и предоставление специальных условий обучения, принятие федерального образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогическая наука большинства стран, воплощающих политику инклюзии, в частности и России, разграничивает степень включения детей с ограниченными возможностями здоровья в систему образования с учетом и в зависимости от типа патологий и степени ее тяжести.

Педагогическое сообщество в большинстве своем считает, что включение в образовательный процесс общеобразовательной школы ребенка с нарушением интеллектуального развития не является эффективным, в связи с тем, что данный процесс, во-первых, не соответствует образовательным потребностям таких детей, во-вторых, может способствовать снижению качества обучения других детей.

Традиционная педагогика считает, что необходимые условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности: сокращенная численность обучающихся, помощь тьютора, как индивидуального учителя, постоянно контролирующего качество и правильность выполненных заданий, могут быть обеспечены только в условиях коррекционных классов. Вместе с тем, в соответствии с политикой интеграции в сфере образования, разработаны внеучебные возможности вовлечения таких детей в социум их сверстников. Создание и функционирование специальных классов в рамках общеобразовательной школы, в отличие от обучения в коррекционной школе, способствует совместной деятельности детей с разным уровнем развития и с разными образовательными потребностями, выраженной в разных формах: взаимодействие на переменах, игровая деятельность, совместной участие во внеучебных мероприятиях.

Создание условий раздельного обучения с обеспечением возможности взаимодействия во внеучебной деятельности в полной мере соотносится с современной направленностью развития политики в сфере образования, а именно политики обеспечения комфортных и продуктивных условий обучения для всех детей, благодаря чему нивелируется изоляция детей с ограниченными возможностями здоровья от других детей, развивающихся в соответствии с нормой.

Практика реализации частично раздельного обучения имеет несомненные достоинства, вместе с тем, в рамках мирового масштаба безостановочно ведутся поиски средств и способов, которые позволят обеспечить непрерывную включенность детей с ограниченными возможностями здоровья различной этиологии, кроме крайне тяжелых форм нарушений развития (умственная отсталость глубокой степени, тотальная слепота) в систему общеобразовательной школы. С целью равномерного распределения внимания педагога между учащимися и повышения общего уровня обучения, в учебных организациях как на территории наше страны, так и за рубежом, действует система похожих правил, среди которых преобладание индивидуальной работы с детьми, нуждающимися в дополнительной поддержке.

Данные правила относятся к соотношению количества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, развивающихся в соответствии с нормой и предельно допустимого количества учащихся в классе. Согласно положениям педагогической теории и практики, количество детей с особыми образовательными потребностями не может превышать четверти от общего количества учащихся в классе, причем общая численность учащихся должна быть сокращено до 15-20 детей. В случаях, когда в общеобразовательную школу интегрируются дети, имеющие нарушения в развитии, не связанные с интеллектом, например, дети с нарушениями опорно-двигательной системы, общее количество учащихся в классе может быть увеличено до 25.

В практике реализации инклюзивного образования на территории США и Канады широко распространены индивидуальные планы, что позволяет максимально индивидуализировать содержание образования. Индивидуальные планы разрабатываются в соответствии с особенностями и возможностями конкретного ребенка.

На данном этапе социального развития и в соответствии с политикой государства в области образования, на территории Российской Федерации индивидуальные планы являются распространенным инструментом, позволяющим эффективно интегрировать детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общеобразовательной школы, условия обучения в которой будут адаптивными для каждого учащегося. Индивидуальный план — документ, в разработке которого принимают участие разные специалисты: педагоги, психологи, дефектологи.

В документе фиксируются и определяются общие цели обучения конкретного учащегося, цели относительно каждой изучаемой дисциплины, которые соответствуют общим целям учебной группы, способы, методы и формы обучения, адаптированные под конкретного учащегося. Для каждого предмета учебной программы определяется свой уровень сложности, который зависит от индивидуальных способностей учащегося. По завершении учебного года проводится мониторинг, по результатам которого определяется соответствие учебных достижений ребенка поставленным целям и разрабатывается дальнейшая индивидуальная траектория его обучения и развития.

Анализ особенностей порядка разработки индивидуальных планов в разных странах позволяет сделать вывод, что практика совместного обучения в США и Канаде детей с разными образовательными потребностями показывает, что одной из основных задач школы выступает создание условий для приобретения успешного опыта социального взаимодействия детьми с ограниченными возможностями здоровья. Причем приобретенный положительный опыт социального взаимодействия по своей значимости не уступает формирующимся учебным 38 компетенциям.

Создание условий для совместного обучения в России основано на тезисе успешного сопровождения каждого обучающегося в процессе обучения и развития, целью которых выступает достижение учебных результатов высокого уровня. Отличительной особенностью использования индивидуальных образовательных планов по сравнению с стандартной образовательной программой выступает адаптивность ее содержания в зависимости от состояния и потребностей конкретного ребенка.

Проведенный анализ механизмов включения детей с ОВЗ в массовую школу показал, что на сегодняшний день в отечественной науке и практике имеется значительный ресурс, необходимый для широкой реализации данного курса.

При этом оригинальный опыт, накопленный в практике зарубежья, не является чуждым к традициям российского образования и может быть заимствован, адаптирован и в последующем использован в условиях отечественной системы образования. Это позволит не только повысить результативность обучения детей с разным уровнем психофизического развития, но и обеспечит условия для презентации имеющихся у ребенка способностей и явится предпосылкой дальнейшего расширения сферы его жизнедеятельности.

В последнее десятилетие предлагается все больше инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема развития инклюзивного образования в России является острой и особо актуальной, что послужило основанием для развития законодательства в области образования детей с особыми образовательными потребностями, принятия ряда программ, позволяющих качественно преобразовать условия получения образования детьми-инвалидами.

Вместе с тем, на данный момент открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения «особых» детей в массовой школе. Данная проблема связана со спецификой методов и способов преподавания и неподготовленностью или нехваткой педагогических кадров. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования показал, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь право выбора места получения образования, и это право необходимо закрепить в системе федерального законодательства и регламентировать на уровне практики.

Список изученной литературы: Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 03.08.2018г. № 329-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 27 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред.

от 04.06.2018 № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2017 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант Плюс».

2018. Ивлева Т.В. Реализация права на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья в России и Англии // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 1. Правовая действительность инклюзивного образования. [Текст] /Ушанков И. В. // (Из опыта законодательства города Москвы).

Гуманитарные науки в XXI веке: Материалы XIX Международной научно-практической конференции.

– М., 2014. Ливенцева, Н. А. Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования / Н.А.

Ливенцева // Психологическая наука и образование.

– 2011. – № 3. Матюшева Т. Н. Конституционно-правовая основа регулирования инклюзивного образования в Российской Федерации / Т.

Н. Матюшева // г. Краснодар: Перспективы образования, 2013. Нигматов, З.Г. Инклюзивное образование: история, теория, технология.

Казань: Познание, 2014. Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в российской федерации и за рубежом: монография.

Архангельск, 2009 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант Плюс».

2018. там же Ивлева Т.В. Реализация права на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья в России и Англии // Вестник Башкирского университета, 2014. Т. 19. № 1. С. 331-335. 2 Там же.

С. 341. 30 Ивлева Т.В. Реализация права на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья в России и Англии // Вестник Башкирского университета, 2014. Т. 19. № 1. С. 331-335. Правовая действительность инклюзивного образования.

[Текст] /Ушанков И. В. // (Из опыта законодательства города Москвы).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+