Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Основные правила формирования судейского корпуса

Основные правила формирования судейского корпуса

Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса

В соответствии со ст.10 Конституции РФ1, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства2.

Статья 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»3 прямо прописывает данную норму. Она гласит: «Судьи — носители судебной власти. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа».

Судьи всех степеней, осуществляющие судебную власть именем Российской Федерации и наделенные для этой цели соответствующими полномочиями, образуют в своей совокупности судейский корпус. С целью подтверждения факта действий от имени Российской Федерации, Законом «О статусе судей» утверждены символы судебной власти.

4 Они представлены следующим образом:

  1. 1. На здании суда устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.
  2. 3. Каждому судье выдается соответствующее удостоверение.
  3. 2. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Лица, желающие работать в качестве судьи должны соответствовать перечню довольно жестких требований. Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть»

.

5 Присяга дисциплинирует судью в его работе, а так же является юридическим основанием его ответственности за нарушение изложенных в ней принципов. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.

Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных, уставных и других судов, могут определяться федеральными законами, или законами субъектов Российской Федерации.

Всем без исключения судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы, т.

к. они находятся на государственной службе и обладают достаточно высоким статусом. Большие разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится им как носителям судебной власти, действующим от имени государства, наделенным полномочиями по осуществлению правосудия и призванным при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость.

Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст.46, рассматривает как универсальное, ничем не ограниченное.

Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии. В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования.

Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в ранее упомянутом Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. N 3132-1. 6 При этом Закон о статусе судей, указывает, что к кандидатам на должности судей судов Российской Федерации федеральным законом могут быть установлены и дополнительные требования.

N 3132-1. 6 При этом Закон о статусе судей, указывает, что к кандидатам на должности судей судов Российской Федерации федеральным законом могут быть установлены и дополнительные требования. Первое общее требование для всех судей — наличие у них гражданства Российской Федерации.

Совершенно ясно, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть судьей России.

Это конституционное требование, и оно не допускает исключения.

От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России.

Следующее условие — возрастной ценз для судей установлен не менее 25 лет, но лицо этого возраста может занимать должность судьи только первого звена судебной системы. В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — 35 лет, а судьей Конституционного Суда, — 40 лет.

Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, при разрешении ими сложных ситуация.

В соответствии с комментируемой нормой судьей может быть лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование. Понятно, что наличие множества законодательных и иных нормативных актов, рассредоточенных в различных отраслях права, необходимость их глубокого знания и правильного применения в свете требований Конституции, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Федерации, международно-правовых актов требует разносторонней подготовки в области права, которую можно получить только в высшем учебном заведении.

7 Следующим требованием для судьи низшего звена является стаж работы по юридической профессии8 не менее 5 лет.

В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом и т.д.

В понятие «юридическая профессия» входит также научная и преподавательская деятельность в области права. В вышестоящих судах требуется стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для занятия должности судьи Конституционного Суда нужно иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Для судей Конституционного Суда существует и требование — обладать признанной высокой квалификацией в области права.

Это требование учитывалось при назначении указанных судей на эту должность.

Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями науки, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.

Для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование — сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Кроме упомянутых требований, ко всем судьям предъявляются высокие морально-этические требования, недопустимость совершения порочащих судью поступков. В отношении кандидатов на должность судьи Конституционного Суда сказано, что они должны иметь безупречную репутацию. Личные качества судьи чрезвычайно важны для принятия законного, обоснованного и справедливого решения.

Личные качества судьи чрезвычайно важны для принятия законного, обоснованного и справедливого решения. Такие качества, как честность, объективность, непредвзятость, неподкупность, умение терпеливо выслушать каждого участника процесса, рассудительность, способствуют не только осуществлению правосудия, как того требует Конституция и закон, но и играют роль воспитательного, профилактического характера, демонстрируют справедливость суда и правосудия. Законом установлено, что судья

«обязан неуклонно соблюдать Конституцию и законы, при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности»

.

9 Существуют и некоторые запреты для лиц, имеющих судейский статус.

Так судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Он не вправе быть даже третейским судьей. Судья же Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.

10 Как указывалось выше, федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации. Так Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 16911 Закон о статусе судей был дополнен новой статьей 4.1, которая в обязательном порядке предписывает прохождение медицинского освидетельствования кандидатом на должность судьи для подтверждения отсутствия у него заболеваний, препятствующих назначению на должность Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.
N 16911 Закон о статусе судей был дополнен новой статьей 4.1, которая в обязательном порядке предписывает прохождение медицинского освидетельствования кандидатом на должность судьи для подтверждения отсутствия у него заболеваний, препятствующих назначению на должность Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. В соответствии со ст.5 Закона «О статусе судей», председатель суда, в котором открылась вакантная должность, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. Любой гражданин, соответствующий установленным к кандидатам требованиям, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются: подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Квалификационный экзамен принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей12. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются те же документы, что и в квалификационную комиссию, а так же, сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена.

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и поданных о кандидате сведений, а за тем, по результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена, квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи для издания Указа Президента РФ. В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей.

Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

13 Обязательным условием здесь является то, что назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Таким образом законодатель исключил возможность Президента подстраивать под себя судебную власть, назначая на должности «нужных» ему людей. Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет.д.ля судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов. Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Мировой судья в первый раз назначается на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет.

При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи. Полномочия судьи прекращаются: в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий, если этот срок установлен законом; в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста; на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Судья, полномочия которого прекращены, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.

Введение

. Прежде чем начать рассмотрение основ статуса судей следует охарактеризовать деятельность судей в целом.

Кто же такие судьи? Судьи— носители судебной власти. На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей. Это прежде всего принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству.

От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству. Судьям, действующим нередко с представителями народа(присяжными, народными и арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти. В силу этого они призваны выступать не только в качестве гаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятельствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующего другие ветви государственной власти— законодательную и исполнительную Судейским корпусом принято называть совокупность государственных служащих занимающих должность судей.

Круг таких должностных лиц широко разнообразен.

Он охватывает всех судей начиная от Представителя и членов Конституционного Суда Российской Федерации, представителей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции, включая мировых судей. Всего их насчитывается более 20 тыс. С 1992 года в судейский корпус входят также судьи прибывающие в отставки.

Под влиянием особенностей возлагаемых на судейский корпус задач в течение многих десятилетий созревало понимание того, что положение судов, судейского корпуса должно отличаться от положения других государственных учреждений и их должностных лиц.

Сообразно такому пониманию принимались соответствующие меры, но этот процесс не шел гладко. Представление о том, что судьи— обычный чиновник, который должен безропотно выполнять волю начальства, принимать угодные ему решения, не уступали своих позиций без боя.

И в наши дни такая позиция ещё не сдана в архив, хотя сила интеграции шаг за шагом преодолевается и в данной области. Статус судей. С течением времени у судей постепенно стали появляться свои, присущие только им права и обязанности.

Совокупность этих прав и обязанностей образует то, что принято называть статусом судей, их правовым положением. Речь идет не вообще о правах и обязанностях конкретных судей, а о тех, носителями которых они становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т.д. Судьи, как и другие граждане, имеют право скажем, что-то продать или купить, пользоваться отпуском, вступать в брак и др.

но сверх этого у них есть такие права и обязанности, которых нет у обычных граждан. Всю совокупность прав и обязанностей, определяющих статус судей, можно было бы сгруппировать в несколько блоков: —права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении. —права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам, правила отбора кандидатов, и наделение их судейскими полномочиями); —права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий особые правила приостановления и прекращения доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т.д.

Судьи, как и другие граждане, имеют право скажем, что-то продать или купить, пользоваться отпуском, вступать в брак и др. но сверх этого у них есть такие права и обязанности, которых нет у обычных граждан. Всю совокупность прав и обязанностей, определяющих статус судей, можно было бы сгруппировать в несколько блоков: —права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам, правила отбора кандидатов, и наделение их судейскими полномочиями); —права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий особые правила приостановления и прекращения полномочий, уход в отставку с предоставлением ряда льгот); —права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

Порядок формирования судейского корпуса.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции Р.

Ф., Законе о судебной системе, Законе о статусе судей и др. Универсальными для кандидатов в судьи всех судов, в том числе на должности мировых судей, являются требования: 1. Были гражданами Российской Федерации.

2. Имели высшее юридическое образование. 3. (для кандидатов в судьи Конституционного суда) обладали “признанной высокой квалификацией в области права“.

Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы.

Для назначение в гражданские, арбитражные, военные суды, а также для избрания на должность мирового судьи требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет. В Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации— 35 лет, в Конституционный Суд Р.

Ф.— 40 лет. Предельный возраст для кандидаты в судьи формально не ограничен.

Законодательство предусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.

Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов. К их числу относятся прежде всего те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности.

Судья, скажем, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинства судьи, или вызвать сомнение в его объективности и справедливости (кодекс чести судьи). С учетом этого к кандидатам в судьи могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения.

(пристрастие к азартным играм, употребление наркотиков и др.). В соответствии с Законом о статусе судьи, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям. Законы, регламентирующие организацию и деятельность специализированных судов, могут предусматривать требования, специфические для таких судов Отбор кандидата в судьи.

Отбор кандидата в судьи федеральных судов начинается с проявления инициативы, она может исходить от любого гражданина Российской Федерации, достигшего 25 лет, имеющего высшее образование, и необходимый стаж работы по юридической специальности.

Лица такого рода обращаются с заявление о допуске их к сдаче квалификационного экзамена, результаты экзамена действительны в течении 3-х лет (сдаётся комиссии, состав которой одобряется квалификационной коллегией судей по представлению управления судебного департамента при Верховном суде Р.Ф.)после успешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи.

При положительном заключении данные о результатах экзамена и другие материалы передаются председателю вышестоящего суда.

Если ставится вопрос о наделении полномочиями, скажем судьи районного суда, то заключение передается председателю верховного суда республики ( суда края, области, районного суда). Если он не согласен с заключением то может возвратить его для повторного рассмотрения вопроса.

В случае дачи положительного заключения председателем суда районного звена Председателю Верховного Суда Российской Федерации.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+