Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Семейное право - Основные докумкеты о провах ребенка ссылки статьи

Основные докумкеты о провах ребенка ссылки статьи

Основные докумкеты о провах ребенка ссылки  статьи

Основные документы о правах ребенка и их реализация в системе российского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

ПРАВО А.Д. Абашина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры андрагогики и акмеологической педагогики социального факультета Орловского государственного факультета. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ РЕБЕНКА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В статье перечисляются основные документы о правах ребенка как в международном праве, так и в национальном законодательстве. Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется в предусмотренном законом порядке, посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Автор выделяет две основные формы защиты прав ребенка: юрисдикционную и неюрисдикционную. Ключевые слова: права ребенка, международное право, национальное законодательство, юрисдикционный, неюрисдикционный.

Существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база по вопросам защиты прав детей в конце 90-х гг претерпела значительные изменения прогрессивного характера.

Реализация в Семейном кодексе (гл.11) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в Кодексе о браке и семье РСФСР довольно неопределенного термина «интересы детей» на конкретную и более содержательную норму о правах детей отвечает нормам международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних.

С 15 сентября 1990 года Российская Федерация является участником Конвенции ООН о правах ребенка, которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в СК подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. В международном праве предусмотрена необходимость защиты прав ребенка от следующих форм угрозы и посягательств: а) произвольное или незаконное вмешательство в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство; б) все формы физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономическая эксплуатация и выполнение любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ; д) все формы сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; © А.Д.

Абашина, 2008 ж) все другие формы эксплуатации, наносящие ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 16, 19, 32-34, 37 Конвенции о правах ребенка).

Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также осуществление других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, законодательные, административные, просветительные и иные меры (ст.4, 19, 33 Конвенции о правах ребенка). В РФ государственные мероприятия (организационные, социальные, правовые) по защите прав ребенка в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка осуществляются, как правило, на основе специальных нормативных правовых актов.

С принятием Федерального закона от 24 июля 1998 года

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие законодательное обеспечение прав ребенка, государственную поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав детей, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется в предусмотренном законом порядке, посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Принято выделять две основные формы защиты прав ребенка: юрисдикционную и неюрисдикционную. Одним из механизмов реализации юрисдикционной формы защиты по разрешению правовых вопросов в отношении безнадзорных несовершеннолетних является Федеральный закон от 24 июня 1999 г

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

.

Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлены в ст.2 Закона.

Данным законом определены четыре направления: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Федеральное законодательство предусматривает принятие соответствующих нормативных актов субъектами Федерации. Защита семейных прав согласно ст.8 СК, осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, — государственными органами или органами опеки и попечительства.

Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует и требованиям ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации. Норма о судебной защите прав ребенка закреплена и в других федеральных законах.

Так, ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года

«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

установлено, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Защита прав ребенка в предусмотренных законом случаях осуществляется государственными органами. К ним относятся не только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и прокуратура, органы внутренних дел, органы загса, воспитательные учреждения.

Так, СК обязывает органы исполнительной власти принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 122-123, 126, 169, п.2). В этих целях органы исполнительной власти должны организовывать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи.
122-123, 126, 169, п.2). В этих целях органы исполнительной власти должны организовывать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи.

Органы внутренних дел могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79), а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов.

Органы загса правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим (ст.26), устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка (п.3 ст. 48) и т. д. Действия прокурора по защите прав ребенка могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о лишении родительских прав (ст.70); об ограничении родительских прав (ст.73); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст.102); об отмене усыновления ребенка (ст.

142). Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах: о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст.70, 72-73), об отмене усыновления ребенка (ст. 140) и в других случаях (например, по делам об установлении усыновления ребенка (ст.263.4 ГПК) он обязан осуществлять надзор за законностью (ст.77 СК).

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, возлагается законом на администрацию этих учреждений (п.1 ст.

147 СК). Воспитательные учреждения выполняют обязанности опекунов (попечителей) воспитанников, направляют сообщения в органы опеки и попечительства о возможности их передачи на воспитание в семью. Защита семейных прав осуществляется и органами опеки и попечительства — органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящими в систему органов государственной власти, но только в случаях, непосредственно предусмотренных СК. Организация и деятельность этих органов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ.

В соответствии со ст.121 СК на органы опеки и попечительства возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что требует от них выявления, учета, устройства таких детей и последующего контроля за условиями содержания и воспитания детей (ст. 122 и 123). Согласно ст.78 СК органы опеки и попечительства должны быть привлечены к участию в деле при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка. Весьма значимой и ответственной является функция попечения над ребенком, который передается органам опеки и попечительства по решению суда в случаях, установленных законом (лишение родителей родительских прав, ограничение родительских прав, отмена усыновления ребенка и т.

д. — ст.68; 71; 74; 143 СК). Обязательным является участие органа опеки и попечительства в исполнении решений суда по отобранию ребенка и передаче его другому лицу (ст.79). В безотлагательных случаях, то есть при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, орган опеки и попечительства вправе самостоятельно отобрать ребенка у родителей (ст.77). В целом можно (условно) выделить три основные формы защиты семейных прав органами опеки и попечительства: а) самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции (включая дачу согласия либо разрешения на какие-либо действия); б) направление соответствующих требований в суд в порядке искового производства; в) участие в судебном разбирательстве.

К полномочиям первого вида представляется возможным отнести право органа опеки и попечительства давать согласие: на установление отцов- ства по заявлению только отца ребенка (ст.48); родителям — на изменение имени, фамилии ребенку, не достигшему возраста четырнадцати лет (ст.59); на контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом (ст.75); на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей — при отсутствии их родителей или опекунов (попечителей) (ст. 129). Сюда же можно включить полномочия по разрешению разногласий между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями ребенка (ст.62); по разрешению разногласий между родителями о воспитании и образовании детей (ст.65); по назначению представителя для защиты прав и интересов детей (ст.64); по решению вопроса об общении ребенка с родственниками (ст.67); по заключению с приемными родителями договора о передаче ребенка на воспитание в семью (ст.151-152). К полномочиям второго вида относятся право органа опеки и попечительства требовать признания недействительным соглашения об уплате алиментов по основаниям, предусмотренным законом (ст.

102), право требовать отмены усыновления ребенка (ст. 142), а также право предъявлять требование о лишении родительских прав (ст.70), об ограничении родительских прав (ст.73) и о взыскании алиментов на детей (ст.81). Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.

К полномочиям третьего вида относится право органа опеки и попечительства участвовать в рассмотрении судами дел: об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст. 66); о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах (ст.70, 72); об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав (ст.73, 76); об установлении усыновления ребенка (ст.

125, 129); об отмене усыновления ребенка (ст.

140). Определенные меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления. В частности, они наделены правом предъявлять в суд требование о лишении родительских прав (ст.70).

Положительно, что Законом

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

(ст.9) предусмотрены специальные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его воспитания и образования в образовательных учреждениях: а) создание в образовательных учреждениях по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся; б) проведение по ходатайству обучающихся с участием их выборных представителей дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка; в) обращение обучающихся за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы при несогласии с решением администрации образовательного учреждения; г) проведение обучающимися собраний и митингов по поводу нарушения их законных прав и интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Право безнадзорного ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка.

В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства (ст.77 СК), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст.

69, 73). В целях профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних и реального осуществления права ребенка на защиту должны способствовать введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов — процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей, как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

На наш взгляд, заслуживают внимания и поддержки предложения о необходимости реализации в России рекомендаций Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по вопросам правового воспитания детей в ХХ!

веке, направленные на то, чтобы: — права детей широко поощрялись и соблюдались; — законы, политика и меры в отношении детей всегда принимались с учетом наилучшего обеспечения их интересов; — дети полностью реализовывали свой потенциал в развитии и вели здоровый и активный образ жизни при наличии широких возможностей для обучения и участия в принятии решений, от которых зависит их благополучие; — политика и программы для детей разрабатывались с учетом моральных критериев беспристрастности, чтобы преобладала солидарность с теми, кто находится в наименее благоприятном положении и является наиболее нуждающимся при условии сокращения экономического и социального неравенства и поддержания принципа не-дискриминации; — семьям оказывалась помощь в выполнении их обязанностей по воспитанию детей для обеспечения того, чтобы они жили в атмосфере заботы, понимания, опеки и поддержки при постоянном развитии способностей и расширении возможностей, чтобы дети могли стать основными действующими лицами в осуществлении своих прав. Не утратили своей актуальности и сформулированные еще в 1993 г. следующие предложения для России Комитета по правам ребенка Генеральной Ассамблеи ООН: а) организовать регулярный контроль за воздействием экономических перемен на положение детей; б) активно развивать альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях; в) осуществлять профессиональную подготовку лиц, занимающихся охраной прав детей; г) разработать процедурные правила и механизм рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое с ними обращение; д) предпринять более решительные шаги по борьбе с детской проституцией.

Abashina A.D. MAIN DOCUMENTS ON THE RIGHTS OF A CHILD AND THEIR FULFILLMENT IN THE SYSTEM OF RUSSIAN SOSIETY In the article are enumerated main documents on the rights of children in international law as well as in national law.

Defense of rights and child’s interests guarded by law is brought about in order stipulated by law, via applying proper forms and means of defense. The author highlights two main forms of child’s rights defense: jurisdictive and non-jurisdictive. Key words: rights of children, international law, national law, jurisdictive, non-jurisdictive.

Key words: rights of children, international law, national law, jurisdictive, non-jurisdictive.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23» города Ярославля

Основные международные документы, касающиеся прав детей: Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов: Семейный кодекс РФ (1996).

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Закон «Об образовании». В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка.

Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Для настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются: — признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами; — приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, отечества, семьи, религии. Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на принятии общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам.

Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о сиротах, инвалидах, правонарушителях, беженцах.

Ребенок обладает личными правами: — Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие. — На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу. — На сохранение своей индивидуальности.

— На поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними. — На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать).

— На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на его честь.

— На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения.

— На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет. Ребенку гарантируются социальные права: — На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении.
Ребенку гарантируются социальные права: — На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении.

— На пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья. — На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении.

— На пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование. — На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Законодательные акты признают за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения — юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту. Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

КУЗНЕЦОВА Анна Юрьевна Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Юридическая консультация и горячая линия +7 (499) 251 – 77 – 40 Консультации по телефону предоставляются: с понедельника по четверг с 9:00-12:-00 и с 13:00-18:00 в пятницу с 9:00-12:-00 и с 13:00-16:4 Официальный сайт:

Права ребенка. Основные документы

галина новикова Основные документы: -Декларация прав ребенка (1959).

-Конвенция ООН о правах ребенка (1989). -Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

-Семейный Кодекс РФ (1996). -Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». -Закон «Об образовании». В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы.

Особое место уделяется защите прав ребенка.

Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту. Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правамии свободами в области семейных отношений: — жить и воспитываться в семье;\ — знать, кто является его родителями; — на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны; — на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением; — на всестороннее развитие; — на уважение человеческого достоинства; — на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. ; — на защиту; — на выражение собственного мнения; — на получение фамилии, имени, отчества; — на получение средств, к существованию и на собственные доходы.

Советы родителям. Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет.

Ни в том, что создал вам дополнительные трудности.

Ни в том, что не оправдал ваши ожидания.

И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права.

Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым.

Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами.

Потому что вовремя не поняли его.

Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера.

Короче – не желали принимать его таким, каков он есть. Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке.

В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Электронный научный журнал Международный студенческий научный вестник ISSN 2409-529X

  1. Журнал Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 1
  2. Дата публикации 10.01.2019
  3. Раздел Педагогические науки
  4. УДК 373.24

Хасанова М.С.

1 1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Данная статья посвящена актуальному вопросу нашего времени – соблюдению прав человека. Актуальность этой темы в том, что каждый ребёнок, появившись на свет, уже имеет свои права. В настоящее время этот вопрос о защите и обеспечении прав детей рассматривается не только на региональном и федеральном уровнях, но и на международном.
В настоящее время этот вопрос о защите и обеспечении прав детей рассматривается не только на региональном и федеральном уровнях, но и на международном. Существует множество документов, посвященных данной проблеме, а также разрабатываются новые нормативно-правовые акты.

Особое внимание в статье уделено таким понятиям, как право, права ребёнка, правовое регулирование, представлены их сущностные характеристики.

В статье рассмотрены основные международные документы по правам ребёнка: Декларация прав ребёнка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).

А также нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня, касающиеся прав детей: Семейный кодекс Российский Федерации (1995 г.), Закон

«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

(1998 г.), Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). В статье представлена сущность и краткая характеристика каждого из документов. 125 KB правоправа ребенкаправовое регулированиеребёнок.

1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.) // Дипломатический вестник — 1992г. 2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета, 10.12.1998.

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) . Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г.

№ 1559-1 // СПС Консультант Плюс. 4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.

№ 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 01.01.1196, № 1, ст. 16. 5. Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций — М.: ИНФРА-М, 2004.

— 184 с. 6. Кулаков В.В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в Российской Федерации (вопросы теории): Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Саратов, 2005. — 215 с. 7. Санникова Л.Н., Левшина Н.И., Юревич С.Н.

Оценка качества дошкольного образования: мнение родителей//Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. С. 118. Соблюдение прав ребёнка является достаточно актуальным вопросом нашего времени.

На наш взгляд, от того как государство будет проявлять заботу о своих маленьких гражданах, будет зависеть будущее и страны, и мира в целом. В детях всегда видели будущих членов общества. На современном этапе дети–это не только объект воспитания, но и равноправные партнёры общественных отношений.

В основе данного понимания лежит признание ребёнка личностью, которая обладает таким же достоинством и правами, как и любой взрослый человек. В отличие от взрослого ребёнок ещёне может защищать и отстаивать собственные интересы самостоятельно, ему необходимо обращаться за помощью к взрослому: к родителям, педагогу, несущим за него ответственность и обеспечивающий его права. [7] Рассмотрим сущностные характеристики понятий – право, права ребёнка, правовое регулирование.

Право — это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. Права ребёнка– это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Статья 54 Семейного Кодекса Российской Федерации гласит о том, что ребёнком считается каждый человек, не достигший совершеннолетия, то есть 18 лет.

[4] А.В. Дёмин утверждал, что

«правовое регулирование – осуществляемое государством при помощи специальных юридических средств целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью их организации, упорядочивания, стабилизации»

. [5] Права ребенка обозначаются и защищаются не только на региональном и федеральном уровнях, но и на международном.

Например, Организация Объединенных Наций (ООН) является координирующим центром по разработке и принятию норм международного права, затрагивающий интересы детей. В состав ООН также входят специализированные структуры такие, как Комитет по правам ребёнка и Детский фонд ЮНИСЕФ. К основным международным документам по правам ребенка относятся:

  1. Декларация прав ребёнка (1959 г.)
  2. Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Несмотря на то, что документы были разработаны и приняты еще в прошлом столетии – они являются значимыми и актуальными и на сегодняшний день.

Декларация прав ребёнка была принята в 1959 году. Это первый документ международного уровня, посвященный правам детей. Декларация гласит о том, что

«Ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»

.

Она нацелена на то, чтобы обеспечить детям счастливое детство.

Взрослые призываются к признанию и соблюдению прав детей. Декларация прав ребёнка включает в себя 10 принципов, в которых провозглашены права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Согласно положениям этого документа каждый ребёнок должен своевременно получать помощь, быть ограждённым от всех форм жестокости, насилия, небрежности и эксплуатации.[2] Конвенция о правах ребёнка была принята в 1989 году.

Она является одним из основных документов по правам ребёнка международного уровня.

Этот документ охватывает широкий спектр прав ребёнка, включает в себя 54 статьи, которые детализируют права каждого человека до его совершеннолетия на полное развитие своих возможностей в условиях, в которых отсутствует голод, нужда, жестокость, эксплуатация и другие формы злоупотребления. Основная цель Конвенции состоит в обеспечениимаксимальной защитой прав, свобод и интересов детей. Эта цель возникла неслучайно, так как гарантирование жизнеспособности общества и прогнозирование его будущего развития является определяющей ролью подрастающего поколения.

Однако следует признать тот факт, который гласит о том, что, ни одно государство из мировых государств не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как известно, считались актуальной проблемой того времени, например, торговля детьми, детский труд, проституция несовершеннолетних. Именно поэтому возникла потребность в законодательном обеспечении защиты прав детей и охраны их здоровья.

Именно поэтому в 1924 году Лигой Наций была принята Женевская декларация прав ребёнка. На протяжении 10 лет, в период с 1979 по 1989 годы, специалисты различных стран, принимавшие участие в Комиссии ООН по правам человека, работали над текстом нового положения о правах ребенка, в котором бы на максимальном уровне учитывались все стороны общественной жизни ребенка.

Так, 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН был принят документ, получивший название Конвенция о правах ребёнка.

Конвенция о правах ребёнка была принята в 1989 году. Она является одним из основных документов по правам ребёнка международного уровня. Этот документ охватывает широкий спектр прав ребёнка, включает в себя 54 статьи, которые детализируют права каждого человека до его совершеннолетия на полное развитие своих возможностей в условиях, в которых отсутствует голод, нужда, жестокость, эксплуатация и другие формы злоупотребления.

Основная цель Конвенции состоит в обеспечениимаксимальной защитой прав, свобод и интересов детей.

Эта цель возникла неслучайно, так как гарантирование жизнеспособности общества и прогнозирование его будущего развития является определяющей ролью подрастающего поколения. Однако следует признать тот факт, который гласит о том, что, ни одно государство из мировых государств не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка.

В Конвенции ребёнок впервые рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, наделённый полным спектром прав человека. Для того чтобы сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, их объединили в отдельные группы:

  • Группа прав, способствующая образованию детей;
  • Права на защиту ребёнка от разных видов эксплуатации.[3]
  • Права на свободное развитие личности;
  • Группа прав, обеспечивающая здоровье детей;
  • Права на жизнь, на имя;
  • Права на семейное благополучие;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей была принята в 1990 году в Нью-Йорке детей.

Она включает в себя:

  1. обязательства в рамках международного сотрудничества стран с принятием программы из 10 пунктов;
  2. задачи для мирового сообщества;
  3. последующие шаги с принятием конкретных мер и совместных международных действий «План действий». [1]
  4. проблемы множества детей во всем мире;
  5. возможности международного сотрудничества и солидарности в обеспечении благополучия детей;

Наряду с международными документами по правам ребенка существуют нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня. Основным правовым актом нашей страны является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, Согласно её положениям, материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

В Российской Федерации были приняты следующие законодательные акты: Семейный кодекс Российский Федерации (1995 г.), Закон

«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

(1998 г.), Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). Их принятие объясняется тем, что необходимо создавать и модернизировать механизм реализации прав детей на защиту, которые декларированы в Конвенции и гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Важным механизмом защиты прав детей является деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, особое внимание которого сосредоточено на проблемах детей и который имеется в каждом регионе нашей страны.

Механизм судебной защиты прав детей также является немаловажным и достаточно действенным. Одной из самых универсальных форм защиты детей являются Органы правосудия.

В настоящее время механизм защиты прав ребенка в нашей стране наряду с государственными властными структурами включает в себя ещё неправительственные правозащитные организации и общественные объединения и организации, а также международные инструменты. Институт неправительственных правозащитных организаций призван:

  1. способствовать комплексному решению данной проблемы.
  2. осуществлять контроль над деятельностью государства, несущего главную ответственность за соблюдение прав человека;
  3. дополнить существующий государственный механизм защиты прав граждан;

К элементам гражданского общества относятся общественные объединения и организации, которые играют важную роль в решении проблем, относящихся к этапу детства. Они принимают участие в разработке и реализации государственных федеральных, региональных и местных программ по вопросам развития, воспитания, образования детей, охраны здоровья, организации их отдыха и досуга, а также выступают с самостоятельными программами и реализуют их, при этом уделяя особое внимание детям, которые нуждаются в попечении общества.

Конституция Российской Федерации предусматривает право каждого гражданина на обращение в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все средства правовой защиты, доступные ему внутри государства, были исчерпаны. Европейский суд по правам человека является наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека, и детей в том числе, его решения государство, в отношении которого они вынесены, обязательно должны быть исполнены [6].

Таким образом, каждый ребёнок с рождения имеет свои права. Международные, федеральныеи региональные документы по правам ребёнка преследуют общую цель — укрепление правового статуса ребёнка как гражданина своей страны и члена семьи, улучшение его положения в обществе и семейном коллективе.

Хасанова М.С. ПРАВА РЕБЁНКА: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 1.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19444 (дата обращения: 16.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 ИФ РИНЦ = 0.570 ИФ РИНЦ = 0.431 ИФ РИНЦ = 0.303 ИФ РИНЦ = 0.380 ИФ РИНЦ = 0.600 ИФ РИНЦ = 0.308 ИФ РИНЦ = 1.369 ISBN РИНЦ DOI В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера.

Журнал представлен в Научной электронной библиотеке. Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. Номерам журналов и публикациям присваивается DOI (Digital object identifier).

Служба технической поддержки – Ответственный секретарь журнала Нефедова Н.И.

  1. Москва, 101000, а/я 47
  2. +7 (499) 705-72-30

Материалы журнала доступны по . Сайт работает на универсальной издательской платформе © 2014–2020

Перечислите международные документы по правам ребенка?

+2Viktoriya Sayganova22 января 2020 · 4,6 KИнтересно11,0 KАналитик, бухгалтер, увлекаюсь кулинарией, вязанием, цветами, домоводством.ПодписатьсяОсновными международными документами по правам ребенка являются:

  1. конвенция о правах ребёнка (вступила в силу 2 сентября 1990 г.) ;
  2. декларация о правах ребёнка ( вступила в силу в 1959 г.) ;

-всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (действует с 1990 г.).

4 · Хороший ответ2 · 2,1 KКомментировать ответ.Вы знаете ответ на этот вопрос?Поделитесь своим опытом и знаниямиЧитайте также883Dum spiro, spero.

Любопытство — не порок, а очень даже полезная вещь.Правовые нормы выполняют следующие функции в обществе:

  1. гуманистическая (смягчает конфликты и противоречия);
  2. воспитательная (закладывают модели поведения в сознание подрастающего поколения);
  3. регулятивная (воздействие на поведение людей);
  4. идеологическая (формируют в общественном сознании представлений о нужных правилах поведения).
  5. охранительная (сохраняют полезные отношения и вытесняют вредные);

Принципы права отражают самую суть этого явления и разделяются на три большие группы:

  • Общие. Лежат в основе всех отраслей права.
  1. Демократизм.
  2. Единство прав и обязанностей.
  3. Справедливость.
  4. Равноправие.
  5. Гуманизм.
  6. Законность.
  • Межотраслевые. Выражают общее начало в разных отраслях права.

    Их точная формулировка будет зависеть от того, какие отрасли сравниваются.

  • Отраслевые. Характеризуют конкретную отрасль права.

1 · Хороший ответ · 4,2 K320Сашка Букашка знает все о прелестях документооборота и правовых аспектах в жизни обычного. · Эти права установлены тремя основными документами: Конституцией РФ, Семейным кодексом и международной Конвенцией о правах ребенка.Посмотрите, пожалуйста, подробную статью об этом: 1 · Хороший ответ1 · 2162,8 KВеселый и отличный парень.

Получил большой урок от жизни.Задачи и полномочия омбудсмена Законом определены задачи, которые ставятся перед уполномоченным по правам ребенка. В общий перечень входят следующие: Осуществлять контрольную функцию за соблюдением положений Конституции РФ, а также ряда международных и российских правовых актов, которые касаются прав и интересов малолетних граждан.

Составлять документы рекомендательного характера для местных органов власти по поводу устранения имеющихся нарушений прав ребенка. Изучение и обобщение имеющейся юридической практики с привлечением специалистов и консультантов на основе специального договора.4 · Хороший ответ2 · 717172Конвенция о правах ребенка была принята генеральной ассамблей ООН в 1989 году.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+