Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Охранник рабочий или служащий

Охранник рабочий или служащий

Охранник рабочий или служащий

Охранник это рабочий или служащий

Персонал – это лица, которые включены в трудовые отношения в рамках конкретного юридического субъекта. Это личный состав предприятия, в который входят наемные сотрудники, собственники и совладельцы. Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками:

  1. Характеристики, на базе которых осуществляется деятельность. К примеру, это может быть квалификация, специальность, образование, наличие опыта.
  2. Вовлеченность в трудовые отношения. Последние должны быть закреплены документально. В частности, должно быть оформлено трудовое соглашение.
  3. Наличие цели деятельности. Цели работы специалиста должны соотноситься с целями деятельности предприятия.

Управление персоналом отличается такими особенностями, как:

  1. Учет профессиональных качеств и оценка деятельности сотрудников.
  2. Централизация управленческих процессов.
  3. Соответствие имеющейся корпоративной культуре.
  4. Интеграция в общую управленческую структуру.
  5. Наличие планирования должностных мест, подготовки сотрудников.

Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.

Категории персонала регулируются «Инструкцией численности рабочих на предприятиях» №17-10-0370, утвержденной Госкомстатом 17 сентября 1987 года. Ключевым документом также является Классификатор профессий №367, утвержденный Постановлением Госстандарта от 26 января 1994 года. Минздравсоцразвитием было издано несколько приказов, которые утверждают квалификационные категории:

  1. Приказ №248н от 29 мая 2008 года. Устанавливает квалификационные уровни работников.
  2. Приказ №247н от 29 мая 2008 года. Также устанавливает квалификационные уровни, но уже относительно руководителей и специалистов.
  3. Приказ №525 от 6 августа 2007 года. Устанавливает критерии отнесения представителей персонала к той или иной квалификационной группе.

В нормативных актах выделены эти группы персонала:

  1. Специальности, для которых нужно высшее образование (квалификация «бакалавр»).
  2. Должности, для устройства на которые нужно иметь высшее образование по квалификации «дипломированный специалист» или «магистр».
  3. Должности, для устройства на которые нужно начальное или среднее образование.
  4. Руководящие должности, для которых нужно начальное профессиональное образование.
  5. Должности рабочих и служащих, для работы на которых не нужно профессионального образования.

Необходимость в образовании определяется в зависимости от специфики деятельности.

Сложная интеллектуальная работа предполагает наличие соответствующих знаний и навыков. Для исполнения простой работы достаточно начального образования.

Персонал – это совокупность сотрудников различных специализаций, входящих в штатный состав. Подразделяется он на две основных категории: производственный и непроизводственный. Производственный персонал занимается трудом, результат которого выражен в материальной форме.

К примеру, это могут быть лица, работающие над созданием автомобилей, строительством зданий. Рассмотрим составляющие первой категории:

  1. Служащие. Деятельность их носит в основном умственный характер. Итог их работы – это выявление управленческих проблем, формирование новых информационных потоков, принятие различных решений в сфере управления. Примером этой категории могут являться бухгалтеры, юристы, менеджеры. Служащие подразделяются еще на три категории. Это руководители самого предприятия или его подразделений. В эту группу входят также заместители руководителей. Это специалисты: инженеры, экономисты, бухгалтеры. Третья группа – это сами служащие (младший технический персонал, учетчики и делопроизводители).
  2. Рабочие. Деятельность их носит в основном физический характер. Эти сотрудники специализируются на выпуске товара или на обслуживании производства. К примеру, это могут быть строители, повара. Рабочие подразделяются еще на две категории. Это основной персонал, занятый на главных производственных цехах. Это также вспомогательный персонал. Его представители работают в заготовительных или обслуживающих цехах.

Вторая категория – это непроизводственный персонал.

Под ним понимаются сотрудники, занятые на непромышленных хозяйствах.

То есть итогом их труда не является создание чего-то материального. Примером непроизводственного персонала являются работники ЖКХ, столовых, поликлиник. Руководители производства подразделяются на эти категории:

  1. Линейные. Эти руководители принимают решения, касающиеся всех функциональных направлений деятельности. Примеры: генеральный директор, руководитель технического обслуживания, начальник цеха.
  2. Нелинейные. Это функциональные руководители, исполняющие конкретные управленческие функции. Примеры: финансовый директор, управленец, отвечающий за персонал.

Руководители подразделяются по уровням управления:

  1. Высшее звено.

    Директор или его заместитель.

  2. Среднее звено.

    Начальники отдела и цеха.

  3. Низовое звено. К примеру, мастер.

Руководители низового звена управляют небольшими отделами, среднего — укрупненными подразделениями, высшего – предприятием в целом.

Персонал подразделяется на категории в зависимости от конкретных признаков. Рассмотрим их подробнее:

  1. Имущественные отношения. Есть собственники (учредители) юридического субъекта. Они владеют долей предприятия, извлекают прибыль от его деятельности. Есть также наемные сотрудники.
  2. Место основной службы. Работники могут как состоять в штате предприятия, так и не состоять в нем.
  3. Степень вовлечения в производственную деятельность. Производственный персонал вовлечен в деятельность напрямую, непроизводственный – опосредованно.

Одни сотрудники отличаются от других по специфике своей деятельности, особенностям трудовых взаимоотношений с предприятиями. Рассмотрим дополнительные категории для разделения персонала на группы:

  1. Тарифные разряды (от одного до восьми).
  2. Модели оплаты работы (к примеру, классическая, сдельная, премиальная).
  3. Формы производственной деятельности (к примеру, строительство здания или создание скважин).
  4. Производственные направления (старший, помощник старшего).
  5. Классы квалификации (от одного до трех).
  6. Уровень механизации деятельности (ручная или автоматизированная работа).

Классификации также поддаются должности:

  1. Должность: старший и младший.
  2. Должности: управленец или специалист.
  3. Уровень квалификации (1-3-класс).

К СВЕДЕНИЮ!

В России существует главный Классификатор профессий. Существуют следующие характеристики, влияющие на отношение должности к той или иной категории:

  1. Место работы.
  2. Наличие профессионального опыта.
  3. Наличие подчиненных.
  4. Уровень квалификации.
  5. Уровень образования.
  6. Специфика деятельности (физическая или интеллектуальная).
  7. Трудовое оформление (к примеру, лицо может работать по совместительству).

Как правило, персонал поддается четкой квалификации. Структурный состав сотрудников определяется в зависимости от особенностей конкретного мероприятия.

Работающий персонал подразделяется согласно выполняемым функциям. Каковы факторы, влияющие на определение категорийности персонала, какие должности относятся к рабочим, а какие к служащим, расскажет эта статья.

Классификация персонала по категориям Всего существует две категории работников: рабочие и служащие. Ко второй категории относятся:

  1. административный персонал;
  2. кадровики.
  3. управленцы;
  4. инженеры;

В классификаторе подразделения персонала всего существуют две категории профессий, к таковым относятся:

  • Рабочие.

    Эти работники заняты на непосредственном производстве. Они занимаются выпуском продукции, на которой и специализируется данное предприятие. Причем производственные площади они должны содержать в надлежащем состоянии.

  • Служащие.

    К ним относятся работники, не занятые непосредственным изготовлением продукции, однако их деятельность косвенно либо напрямую связана с производством.

    Они могут выполнять задачи по решению важных вопросов технологии, а также выполнять вспомогательную работу.

С учетом категорийности персонала, стоит различить главные факторы, которые оказывают влияние при подразделении на классы. Кадровые ресурсы — это самый основной элемент производственных сил, именно они являются основой при развитии экономических источников.

В производственном процессе фигурирует несколько основных моментов, а именно:

  1. специалистами установлено, что есть непосредственная зависимость материального состояния сотрудников и способности экономики быть конкурентоспособной от категорийности работающего персонала.
  2. влияние образовательного уровня;
  3. какая мотивация приводит к выполнению задач качественно;
  4. выполнение производственных задач согласно уровню мастерства;
  5. степень профподготовки;
  6. повышение квалификации по выполняемым работам;

Внутренние критерии производства:

  1. продукция должна соответствовать требования стандартов;
  2. как организован на предприятии технологический процесс.

Внешние критерии производства:

  • Юридические принципы.
  • Общественные моральные нормы.
  • Критерии, характеризующие рынок рабочих вакансий.
  • Влияние уровня демографии.

Распределение персонала по категориям К внешним факторам, влияющим на развитие производства, в том числе на выпуск востребованной обществом продукции относятся:

  • В какой сфере занятости производятся работы.
  • Уровень грамотности рабочего и служащего персонала.
  • Показатель численности трудоспособного населения.
  • Правильное распределение производственных сил.

Не менее важны при оценке характеризующих параметров количество и качество выпускаемой товарной продукции. Персонал подразделяется на следующие категории:

  • Иные работники. Это сотрудники с опытом работы и уровнем профподготовки, деятельность которых осуществляется по временному трудовому соглашению.
  • Трудовые ресурсы. Сюда относят население, которое способно выполнять производственные задачи, при этом обладает определенным возрастом и образованием. Это непосредственно выполняющие трудовые функции граждане, а также потенциальные работники.

Субъекты хозяйствования способны решать задачи, которые не соответствуют главному их назначению.

Поэтому возникают трудности при определении значимости работающих на вспомогательном производстве.

Всего отличают две подгруппы, а именно:

  1. вспомогательные работники, выполняющие функцию по обслуживанию первой подгруппы работников.
  2. занятых на выполнении важных задач производственного процесса или непосредственным обслуживанием технологического оборудования;

При начислении заработка обязательно учитываются эти моменты. Классификация персонала производится исходя из следующих критериев:

  • Рабочий персонал.
  • Обслуживающий персонал.
  • Специалисты в структуре организации.
  • Руководящий состав.

В состав руководящего состава входят следующие работники:

  1. директора и начальники;
  2. мастера участков;
  3. управляющие работники;
  4. заместители по всем направлениям.
  5. начальники участков;

К специалистам относят следующих работников: бухгалтеры, экономисты, инженеры, юристы, социологи, нормировщики и иные.

К служащим относят: секретарей, чертежников, агентов, учетчиков, делопроизводителей и иных.

Персонал подразделяется на: производственный и вспомогательный. Служащие: кто к ним относится Работающие на предприятии или в организации сотрудники, занимающиеся умственным трудом, являются служащими.

Эти категории людей заняты практически во всех производственных сферах: в машиностроении, строительстве, образовательных учреждениях и иных организационных структурах. Если гражданин трудится в области обеспечения социальной защиты, то требуется соответствующее образование и непременно творческий подход к выполнению задач. К служащим также относят государственных служащих, менеджеров и иных чиновников, а на промышленных предприятиях необходимо создание штата инженеров и специалистов.

Деятельность сотрудников, относящихся к служащим, направлена на обеспечение нормального функционирования госаппарата, а также оказание услуг для населения и поддержание государственной экономической структуры.

Безусловно, для такой работы необходима соответствующая квалификация, которая подтверждается образованием. Но далеко не всегда диплома достаточно, бывает и такое, что нужно образование: специалист, бакалавриат или магистратура. Для того чтобы грамотно решать производственные задачи, необходимо знать законы и нормативные акты, методики по линии педагогии, а также способности организовывать мероприятия.
Для того чтобы грамотно решать производственные задачи, необходимо знать законы и нормативные акты, методики по линии педагогии, а также способности организовывать мероприятия.

Должность служащего является ответственной, и поэтому требования к кандидатам повышенные. Документ, определяющий списочный состав служащих — это единый классификатор. В перечне всего 35 частей, в него входят работники следующих профессий:

  1. работники сферы контроля.
  2. медицинские сотрудники;
  3. работники детективных агентств;
  4. логисты;
  5. полицейские;
  6. воспитатели всех учреждений;
  7. таксисты;
  8. дежурные по предприятиям или организациям;
  9. работники кассовых аппаратов или кассиры;
  10. секретариат;

Все перечисленные профессии, а также производные от этих должностей, должны иметь соответствующее образование.

Госслужащий — кто это? Рабочий и служащий — эти две профессии отличаются друг от друга, так как одни производит продукцию собственноручно, а второй решает умственные задачи.

Служащие часто встречаются в муниципальных образованиях и в иных государственных структурах, они исполняют роль контроля за общим процессом, а не реализовывают свои услуги и не выполняют работу.

В своей деятельности они руководствуются государственными нормативами. В трудовом дне государственного служащего содержится несколько последовательных этапов:

  • Ведение переписки с организационными структурами.
  • Обеспечение контроля за работой подчиненных.
  • Участие в общественных и иного характера мероприятиях.
  • Способность принимать важные решения.
  • Изучение достоверной информации.

Для трудовой деятельности в муниципальных образованиях принимаются граждане со специальным образованием, но если позволяет штатное расписание, то можно задействовать лиц с более узкой специализацией.

Это могут быть бухгалтеры, юристы, специалисты по ОТ, медики, архитекторы и иные сотрудники.

Довольно часто были и остаются востребованными секретари и делопроизводители. Оказывается, между служащим и специалистом имеется небольшая разница, поэтому эти категории сотрудников не нужно путать: В самом определении «специалист» заложено довольно емкое понятие.

Этот сотрудник должен уметь разбираться в своей сфере деятельности очень хорошо и знать все тонкости, так как за его плечами существует большой опыт работы или его образование позволяет обладать такими знаниями.

После прохождения обучения в вузе, как правило, присваивается категория «специалист».

На должностях специалистов работают многие, а деятельность их по профессиям может быть разной.

В структурах организаций существуют разные оценки этим категориям работников: от простого специалиста до ведущего. Служащий — это сотрудник, трудовая деятельность которого связана с решением умственных задач.

Главное его отличие — чтобы он работал на кого-либо, например, был торговым представителем или оказывал услуги по разработке проектно-сметной документации.

Однако в большинстве случаев разницу между специалистом и служащим обнаружить не представляется возможным. К примеру, финансист будет считаться не только специалистом, но и служащим одновременно. У специалиста имеется социальный статус, и он также выполняет работу в профессиональной сфере. Специалист означает, что сотрудник трудиться по своей профессиональной сфере, а служащим считается работник социальной сферы.
Специалист означает, что сотрудник трудиться по своей профессиональной сфере, а служащим считается работник социальной сферы.

О категории должностей госслужбы смотрите в этом видео: Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

«Рабочие и служащие» – словосочетание, часто встречающееся в официальных документах, новостных сообщениях, но мы редко задумываемся о том, чем же отличаются эти категории трудящихся. В Общероссийском классификаторе профессий и должностей все наемные сотрудники организаций и предприятий разных форм собственности дифференцируются на рабочих и служащих.

Между этими категориями есть принципиальная разница.

Рабочие – это люди, принимающие непосредственное участие в производстве материальных ценностей.

Также они занимаются перевозкой пассажиров и грузов, ремонтными работами, обслуживанием поддержанием оборудования, оказанием сервисных услуг и т.

д. Их профессиональная обязанность – это физический труд, за который они получают оплату в основном на сдельно-премиальной основе в соответствии с утвержденными тарифными разрядами (от 2 до 8). Результат труда рабочего можно «пощупать руками», точно измерить и посчитать. Служащие – это сотрудники, выполняющие работу нефизического характера, для занятия которой необходима профессиональная подготовка разных уровней (ее получают в ссузах и вузах, на курсах).

Служащие – это сотрудники, выполняющие работу нефизического характера, для занятия которой необходима профессиональная подготовка разных уровней (ее получают в ссузах и вузах, на курсах). Заняты такие работники в самых разных сферах экономики:

  1. образование (репетиторы, учителя, преподаватели, воспитатели);
  2. медицина (врачи);
  3. промышленность (проектировщики, инженеры, руководители цехов и отделов);
  4. государственная служба (чиновники, военные, полицейские) и др.
  5. сфера услуг (менеджеры, ИТ-специалисты);
  6. торговля (консультанты, кассиры, продавцы);

За свою работу они получают вознаграждение в виде должностного оклада, предусмотренного законодательством, а также дополнительных надбавок и премий.

Результат труда служащих, как правило, нельзя точно измерить, его можно только оценить теоретически и довольно субъективно, принимая в расчет успехи подразделения (организации) или качество выполнения какой-то задачи.

Рабочие в основном трудятся в цехах предприятий, на строительных площадках, в поле, на кухне, в шахтах, животноводческих фермах и т. д. Служащие выполняют свои задачи в офисах, аудиториях, классах, больничных палатах.

На производстве они в основном исполняют руководящие и контролирующие функции. Уточним: формулировка «профессии служащих» не совсем корректна, правильнее говорить о должностях – именно такая дифференциация принята в официальном классификаторе.

В любом случае Перечень профессий служащих очень широк.

При этом все должности делятся на три основные категории:

  1. Руководители. Это те, кого сейчас принято называть топ-менеджерами: директора, начальники, заведующие, управляющие и их заместители. Кроме того, в эту группу входят главные специалисты по отдельным направлениям: главный экономист, главный агроном, главный инженер, а также государственные инспектора.
  2. Линейные сотрудники. Это представители разных профессий, которые занимаются хозяйственным обслуживанием, контролем и учетом, подготовкой документов и отчетов. К этой категории относятся кассиры, архивариусы, деловоды, табельщики, секретари, дежурные, коменданты и др.
  3. Специалисты. Это сотрудники, занимающиеся экономической, инженерно-технической и другой деятельностью. Например, механики, администраторы, редакторы, юристы, преподаватели, психологи, бухгалтеры. Также в эту подгруппу причисляют их ассистентов и помощников.

Служащими считаются и работники государственных или муниципальных органов (чиновники в общепринятом понимании). Основная задача госслужащего – это обеспечение соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, ее субъектов, а также защита интересов и прав граждан.

Следует отдельно отметить и специальные структуры, выполняющие стратегически важные для страны задачи.

В первую очередь, речь идет о Вооруженных силах и военизированных организациях (полиция, МЧС).

Основную массу сотрудников там составляют служащие. Рабочие профессии получают в средних специальных учебных заведениях (ссузах) – техникумах и колледжах – или в учебных центрах. Служащим (руководителям и специалистам) нужна более высокая квалификация и, соответственно, высшее образование. В принципе после учебы по любому направлению в вузе выпускник приходит на предприятия, в организации и компании на одну из должностей служащих.
В принципе после учебы по любому направлению в вузе выпускник приходит на предприятия, в организации и компании на одну из должностей служащих.

Работать можно по специальности, указанной в дипломе, либо устроиться на госслужбу, где на многих должностях достаточно иметь любое высшее образование. Поступать можно в университет любого профиля: гуманитарный, технический или классический. Для этого необходимо сдавать обязательные ЕГЭ по русскому языку и математике, а также по предметам, имеющим отношение к будущей специальности (история, биология, химия, обществознание, физика и др.).

В колледжи берут по конкурсу школьных аттестатов за 9 или 11 класс. Рабочие профессии больше подходят людям, которые имеют склонность к выполнению тех или иных работ руками.

В служащие идут те, кому больше нравится умственный или творческий труд без физических нагрузок. В целом, от сотрудников на службе требуются такие личные качества:

  1. умение принимать правильные и своевременные решения.
  2. общая эрудированность;
  3. аналитический склад ума;
  4. ответственность;
  5. знание законодательства и отраслевых

    подзаконных актов;

  6. высокая квалификация в своей сфере деятельности;
  7. склонность к новаторству и рационализаторству;

Поскольку многие служащие выполняют руководящие функции, им не помешают организаторские способности, знание трудового законодательства, норм охраны труда и противопожарной безопасности. Заработная плата зависит от региона, организации, должности, квалификации и трудового стажа.

Например, в одном и том же банке оплата труда служащих может отличаться в несколько раз (самый низкооплачиваемый – охранник, на противоположном полюсе – руководитель направления, директор). На государственной службе чиновникам высшего ранга платят больше, чем во многих отраслях экономики.

Еще десяток лет назад служащие получали в целом больше рабочих, сейчас же ситуация начинает меняться. Высококвалифицированные рабочие в дефиците, поэтому работодатели готовы платить сварщику, экскаваторщику, токарю или промышленному альпинисту, гораздо больше, чем рядовому офисному сотруднику. Кроме того, рабочие часто трудятся вахтовым методом в отдаленных регионах, где при расчете зарплат применяются специальные «северные» надбавки.

С точки зрения продвижения по карьерной лестнице у служащих больше вариантов. Имея высшее образование и показав себя ценным сотрудником, можно претендовать на руководящие должности в компании или на производственном предприятии. Рост рабочего чаще всего ограничивается повышением квалификационного разряда, а чтобы сделать карьеру, нужно поступать в вуз.

В быстро меняющемся современном мире профессии постоянно появляются и исчезают.

Человеку, который думает о своем будущем, необходимо искать специальность, которая будет актуальна на рынке труда в течение длительного времени (учитель, строитель или фармацевт, например). Один из современных трендов – это профессии на стыке, казалось бы, несовместимого – своего рода гуманитарные технологи или технологичные гуманитарии. К таким новым специальностям относятся:

  1. системный биотехнолог – специалист по замене морально и технически устаревших решений в разных отраслях новыми биотехнологичными продуктами. К примеру, он поможет транспортным компаниям перестроиться на работу на биотопливе вместо дизельного горючего, а строительным – заменить бетон и цемент инновационными биоматериалами;
  2. оператор кросс-логистики – профессионал, в обязанности которого входит разработка оптимального способа перевозки людей и доставки грузов разными видами транспорта. Также одна из его задач – перераспределений нагрузки на транспортные сети;
  3. IT-проповедник – специалист, к религии никакого отношения не имеющий. Его задача состоит в общении с потенциальными конечными пользователями IT-продуктов и продвижению новых цифровых решений среди тех, кто консервативно настроен и скептически относится к передовым технологиям.
  4. архитектор медоборудования – специалист одновременно в области инженерной и компьютерной графики, электроники, материаловедения, обладающий развитым пространственным мышлением, разбирающийся в анатомии и физиологии человека, биосовместимости материалов и приборов, к тому же эксперт по медицинской и технической безопасности;

Поэтому при наличии соответствующих способностей стоит получить высшее образование по нескольким профилям – новые профессии пока еще только формируются, но уже в ближайшие годы остро потребуются кросс-функциональные специалисты, способные работать на должностях служащих «нового поколения», а офисный планктон, перекладывающий бумажки с места на место, отправится в утиль (или на переквалификацию).

Образование в сфере частной охранной и сыскной деятельности: проблемы нормативно-правового регулирования. С 1 сентября 2013 года вступил в действие новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Принятие данного закона повлекло внесение изменений в целый ряд нормативно-правовых актов, в том числе и в нормативно-правовые акты, регулирующее частную охранную и сыскную деятельность. Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ «О

внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”. Рассмотрим какие изменения произошли в «нашем профильном» законе.

Одним из нововведений стало замена понятия «профессиональная подготовка» на понятие «профессиональное обучение», которое является более широким и включает в себя, как профессиональную подготовку, так и повышение квалификации.

Данная редакция Закона РФ “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” ставит точку на давнем споре о статусе программ повышения квалификации охранников. Теперь у Минобрнауки России нет оснований относить данные программы к программам дополнительного профессионального образования и требовать, чтобы их объем был от 72 и более часов.

Появляется возможность сократить время повышения квалификации частных охранников и детективов. Следующим важным нововведением стала норма, устанавливающая, что с 1 сентября 2013 года типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и типовые дополнительные профессиональные программы для руководителей частных охранных организаций разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Следующим важным нововведением стала норма, устанавливающая, что с 1 сентября 2013 года типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и типовые дополнительные профессиональные программы для руководителей частных охранных организаций разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации. Существующие приказы Минобрнауки России, определяющие требования к минимуму содержания образовательных программ (№ 420, 430, 909 – 2010 года и № 680 – 2012 года) должны быть заменены соответствующими приказами МВД России. В сентябре 2013 года типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и типовые дополнительные профессиональные программы для руководителей частных охранных организаций в оперативном порядке были разработаны МВД России и переданы на согласование в Минобрнауки России.

Но их принятие откладывается на неопределенный срок в связи с возникшей правовой коллизией: Минобрнауки России не признает существование профессии «частный охранник». Поясним ситуацию. Приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 года № 513 утвержден Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (далее – Перечень). В этом нормативно-правовом акте допущена прямая ошибка: не указаны профессия рабочего “охранник (4-5-6 разрядов)”, внесенная в ЕТКС приказом Минздравсоцразвития № 199 от 17.04.2009г., программы обучения по которой само Министерство образования России утвердило в приказе № 430 от 26 апреля 2010г.

“О требованиях к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных охранников”, а также должность служащего «частный детектив» (код по ОКПДТР-27529, внесена на основании письма Госстандарта России по изменению № 2/99 от 10.06.99 г.; КЧ-7; Код ЕТКС-2; Код по ОКЗ – 3450). Охранник, по тексту данного приказа, снова служащий, как это было до 2010 года (должность служащего – «охранник» под кодом 25416 осталась до сих пор в ОКПДТР), а не рабочий 4-5-6 разрядов.

Отсюда делается вывод: в связи с отсутствием в Перечне данных рабочих профессий и должностей профессиональное обучение по ним проводиться не может. После запросов МВД России и обращений общественных организаций (ЦС УПК РОСС – Центральный совет учреждений по подготовке кадров российских охранно-сыскных структур) в Минобрнауки России о необходимости внесения изменений в Перечень, из Департамента Государственной политики в сфере Подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России были получены ответы, что соответствующие изменения вносятся в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.

Сообщено, что профессия рабочего «охранник» с диапазоном квалификационных разрядов 4-6 и должность служащего 27529 «частный детектив» с квалификационным разрядом 2 будут включены в Перечень. Создается впечатление, что вопрос решен, но решен он только в отношении «частных детективов». Минобрнауки России готов прописать в Перечне профессию рабочего «охранник», а не «частный охранник» как регламентировано Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Для выхода из создавшейся ситуации, то есть для включения профессий рабочих или должности служащего «частный охранник» в Перечень, представители Минобрнауки России предлагают следующее решение: необходимо заключение Минтруда России о тождественности профессии рабочего/должности служащего «охранник» и профессии рабочего/должности служащего «частный охранник», либо о включении в ЕТКС профессии рабочего/ должности служащего «частный охранник» с установлением категории/квалификационного разряда.

В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направлены запросы от МВД России и обращения от общественных организаций (ЦС УПК РОСС, Общероссийский профсоюз НСБ) с просьбой разрешении данной коллизии – о внесении в ЕТКС (в части названия профессии) изменения, отвечающего фактическому содержанию профессии, то есть об изменения названия профессии «охранник» (4-6 разряда) на «частный охранник». Ждем ответа и надеемся на поддержку общественности в решении данного вопроса.

А пока, обосновывая продолжение реализации профессионального обучения «частных охранников», ссылаемся на слова Директора Департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Золотарёвой Наталии Михайловны, высказанные в Государственной Думе 05 ноября 2013 года на “Круглом столе” по теме “Профессиональная подготовка охранников, проблемы и перспективы негосударственной сферы безопасности”: “приказ не отменен (прим. Приказ Минобрнауки России № 430 от 26 апреля 2010г.

“О требованиях к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных охранников.”) в настоящее время такие требования действуют”. Ноздрачев А.Е., председатель ЦС УПК РОСС, директор НОЧУ ДПО “Школа охраны “БАЯРД” К категории обслуживающего персонала относятся работники организации, выполняющие функции по обслуживанию хозяйственной деятельности.

В обязанности таких работников входит обеспечение нужд клиентов, забота о чистоте зданий, исправности техники, а также сопровождение различных торговых или производственных процессов.

Прямого распределения работников организации по категориям персонала законодательством не предусмотрено. Наименование должностей работников определяется по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (утв.

Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367) (далее — ОКПДТР), Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, а также согласно профессиональным стандартам (ст. 57 Трудового кодекса РФ). Распределение работников по категориям персонала может осуществляться на основании указанных документов. В общем понимании к категории обслуживающего персонала относятся работники, осуществляющие функции обслуживания.

Данный термин используется в различных нормативных актах, но общий перечень профессий работников обслуживающего персонала законодательно не установлен. К примеру, в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3-102 (применяется на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12.05.1992 № 15а), приведен Общий алфавитный указатель профессий рабочих и младшего обслуживающего персонала, оплачиваемых по окладам, но без указания, где профессии рабочих, а где — младшего обслуживающего персонала.

Профессии, которые относятся к обслуживающему персоналу, могут различаться в зависимости от общей сферы той или иной организации. Как правило, в промышленных организациях к обслуживающему персоналу относят работников, не имеющих прямого отношения к производственному процессу и осуществляющих функции по обслуживанию служебных помещений и персонала организации. Например, к таким работникам могут относиться:

  1. дворники;
  2. курьеры;
  3. водители руководства и водители автобусов, перевозящих работников организации, и т.п.
  4. уборщики непроизводственных помещений;

К обслуживающему персоналу в организациях общественного питания относятся основные категории работников, занятых непосредственным обслуживанием потребителей:

  1. официант (бригадир официантов, старший официант, помощник официанта);
  2. метрдотель (администратор зала, менеджер зала, менеджер бара);
  3. продавец магазина (отдела) кулинарии (п.

    4.3 ГОСТ 30524-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Требования к персоналу», введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1674-ст).

  4. хостес;
  5. буфетчик (старший буфетчик);
  6. работник предприятия быстрого обслуживания;
  7. бармен (бригадир барменов, старший бармен, помощник бармена);
  8. сомелье (заведующий винным погребом);
  9. бариста;
  10. кассир (старший кассир);

В организациях торговли к обслуживающему персоналу относят работников, непосредственно участвующих в торговом обслуживании покупателей:

  1. продавец-консультант;
  2. кассир торгового зала;
  3. администратор торгового зала;
  4. продавец мелкорозничной (торговой) сети;
  5. заведующий отделом (секцией);
  6. контролер-кассир и др.

    (п. 4.1.1 ГОСТ Р 51305-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации.

  7. продавец непродовольственных товаров;
  8. продавец продовольственных товаров;

Услуги торговли. Требования к персоналу», утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 770-ст). В организациях по оказанию гостиничных, специализированных (лечебно-оздоровительных, санаторных, спортивных, туристских и других) услуг перечень должностей обслуживающего персонала зависит от принадлежности к службам, функционирующим в средствах размещения.

Служба приема и размещения (фронт-офис, фронт-деск) включает в себя персонал следующих должностей:

  1. старший администратор;
  2. менеджер/ассистент менеджера по обслуживанию;
  3. специалист по размещению и т.д.
  4. администратор;
  5. менеджер службы приема и размещения;

Также приводится список должностей обслуживающего персонала в службе бронирования, службе номерного фонда/обслуживания номерного фонда/эксплуатации/хозяйственного обеспечения и обслуживания (хаускипинг), сервисной службе и т.д.

(п. 4 ГОСТ Р 54603-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги средств размещения. Общие требования к обслуживающему персоналу», утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 № 737-ст).

К обслуживающему персоналу исполнителя услуг косметического татуажа относят работников, занятых непосредственным обслуживанием потребителей и осуществляющих технологический процесс исполнения услуг косметического татуажа:

  1. мастер камуфляжного татуажа (разд. 6 ГОСТ Р 55700-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Косметический татуаж. Общие требования», утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2013 № 1349-ст).
  2. мастер художественной татуировки;
  3. мастер перманентного макияжа;
  4. мастер косметического татуажа;

Таким образом, обслуживающий персонал — это категория работников организации, выполняющих функции по обслуживанию хозяйственной деятельности.

В обязанности таких работников входит обеспечение нужд клиентов, забота о чистоте зданий, исправности техники, а также сопровождение различных торговых или производственных процессов. Следует отметить, что в законодательном регулировании нет общих указаний, в соответствии с которыми работников организации можно отнести к той или иной категории персонала. К примеру, в ОКПДТР указано, что классификатор предназначен для решения задач, в частности, связанных с распределением кадров по категориям персонала, но нет указаний, касающихся распределения рабочих на основной и вспомогательный персонал.

Однако отдельные нормативные акты, касающиеся различных видов государственной службы и иных ведомственных и бюджетных учреждений, регламентируют в своих положениях распределение работников по категориям.

Например, порядок распределения персонала учреждения культуры по категориям отражен в п.

20 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения (Приложение N 5 к Приказу Росстата от 27.12.2018 № 781). В.И. Неклюдов Государственная инспекция труда в Нижегородской обл.

Оценка статьи:

Загрузка. Сохранить себе в: Похожие публикации Популярные статьи

Характеристика на ученика 9 класса со средними способностями Характеристики учащихся. 29.02.2021

Пример рапорта о применении огнестрельного оружия ПРИМЕНЕНИЕ НАРУЧНИКОВ Начальнику ОМВД.

12.03.2021

Образец приказа на выплаты родственнику заработной платы умершего сотрудника Нужен.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+