Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Облагаются ли налогом пожертвования некоммерческой организации

Облагаются ли налогом пожертвования некоммерческой организации

Облагаются ли налогом пожертвования некоммерческой организации

Налогообложение некоммерческой организации на УСН

Важное 26 июня 2015 г. 12:35 ИА Вновь созданный благотворительный фонд применяет УСН с объектом налогообложения «доходы».

В штате имеются два человека. На расчетный счёт поступают средства по договорам пожертвования, в которых не указано, на какие именно цели перечисляются средства. В уставе указано, что фонд имеет право расходовать на своё содержание до 20% от средств, расходуемых на благотворительную деятельность за год.

Как вести раздельный учёт? С каких сумм нужно платить УСН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Суммы, полученные благотворительным фондом в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации.

Обоснование вывода: В соответствии с п. 1 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) фондом для целей этих нормативных правовых актов признается не имеющая членства (далее — НКО), учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

На фонд как одну из правовых форм, в которой создаются НКО, распространяется и положение ГК РФ, согласно которому коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Так как фонд, будучи юридическим лицом, является участником гражданских правоотношений, порядок осуществления им права собственности определяется согласно нормам ГК РФ и иных принятых в соответствии с ним федеральных законов (п.п.

1, 2 ст. 1, п. 1 ст. 2, ГК РФ).

Напомним, что согласно ГК РФ, определяющей виды объектов гражданских прав, под имуществом в гражданском законодательстве понимаются в том числе и деньги. В силу п.п. 1, 2 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе распоряжаться им любым образом.

Пунктом 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ установлено, что источниками формирования имущества НКО в денежной и иных формах являются:

  1. выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  2. доходы, получаемые от собственности НКО;
  3. дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  4. регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  5. добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  6. другие не запрещенные законом поступления.

В соответствии с НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.ст.

249 и 250 НК РФ. Согласно НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в НК РФ. НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений. К целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о НКО взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также доходы в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров ( НК РФ).

Таким образом, у общественных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, суммы членских взносов, а также суммы, полученные в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание НКО и (или) ведение ею уставной деятельности (письмо Минфина России от 28.03.2014 № 03-11-06/2/13904). Подобный вывод содержат также письма Минфина России от 02.03.2012 № 03-03-04/16, от 07.12.2010 № 03-03-06/4/119, от 01.11.2010 № 03-03-06/4/105, от 14.11.2008 № 03-03-06/4/79, от 30.06.2008 № 03-03-06/4/44, УФНС России по г. Москве от 16.02.2010 № 16-12/016014@, от 15.01.2009 № 19-12/001802.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.

По мнению специалистов Минфина России, изложенному в письме от 11.04.2008 № 03-03-06/4/26, предусмотренные НК РФ целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом — источником таких целевых поступлений.

Если лицо, являющееся источником целевого финансирования или целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности. По нашему мнению, к расходам фонда на ведение уставной деятельности следует относить расходы, направленные на осуществление деятельности, обозначенной в уставе фонда в качестве цели и предмета ее деятельности.

По нашему мнению, к расходам фонда на ведение уставной деятельности следует относить расходы, направленные на осуществление деятельности, обозначенной в уставе фонда в качестве цели и предмета ее деятельности. Заметим, согласно п. 3 ст. 7 Закона № 7-ФЗ попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. В рассматриваемом случае фонд на основании устава имеет право расходовать на своё содержание до 20% от средств, расходуемых на благотворительную деятельность за год.

То есть именно это ограничение следует учитывать при направлении средств на содержание фонда (в том числе выплату зарплаты штатным сотрудникам). Обращаем внимание, что НКО должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету (п.

1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ). Несмотря на свободу выбора: либо баланс, либо смета, для выполнения целевых программ, на наш взгляд, фонду целесообразно составлять смету доходов и расходов, рассчитанную на определенный период времени (финансовый план). Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательством не установлены. В связи с этим НКО (фонд) может самостоятельно определить статьи доходов и расходов, планировать их размер исходя из имеющихся источников средств, учитывая цели и направления своей деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ утверждение финансового плана (сметы) НКО и внесение в него изменений относится к компетенции высшего органа управления НКО. А порядок управления фондом определяется его уставом.

Таким образом, высший орган управления фонда может оценить экономическую обоснованность и целесообразность расходов на содержание НКО и утвердить их в смете (финансовом плане).

Смету следует согласовать с членами, участниками, учредителями фонда либо с попечительским советом.

На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

благотворительная организация ведет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок ведения раздельного учета НКО нормативными документами по бухгалтерскому учету и НК РФ не определен. Поэтому фонду необходимо самостоятельно разработать регистры учета расходования средств и порядок, в соответствии с которым ведение учета доходов и расходов целевых поступлений, а также сумм доходов и расходов от иной деятельности в организации будет производиться раздельно.

Указанный порядок должен быть утвержден руководящим органом фонда. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — Инструкция), счет «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации в том числе о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, и т.п.

Пожертвования, полученные в качестве источника финансирования уставной деятельности фонда, отражаются проводками: Дебет Кредит — поступили денежные средства на НКО в качестве пожертвования; Дебет Кредит — полученные денежные средства учтены у НКО в качестве целевого финансирования. Инструкция предусматривает, что использование целевого финансирования отражается по дебету счета . Так, в корреспонденции со счетами «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» отражаются расходы на содержание некоммерческой организации, осуществленные за счет средств целевого финансирования.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей 3 июня 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Пожертвования не учитываются при налогообложении прибыли

Анонсы 5 октября 2020 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 21 сентября 2020 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. 9 июня 2017

O’SHI / Shutterstock.comМинфин России разъяснил, что пожертвования относятся к целевым поступлениям и не учитываются при налогообложении прибыли организаций ).Напомним, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления. К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций или физлиц, и использованные указанными получателями по назначению ().

Может ли финансирование организации за счет пожертвований смягчить ответственность при неуплате страховых взносов?

Узнайте из материала

«Обстоятельства, смягчающие ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах»

в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно! К таким целевым поступлениям, в частности, относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ.Так, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, другим НКО в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в (). Теги: , , , , , , Источник: Документы по теме: Читайте также: Его можно только зачесть в счет уплаты аналогичного налога в РФ. Речь идет об организациях, работающих по заказу Фонда перспективных исследований.

Если их финансирование осуществляется только за счет грантов. © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д.

1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб.
3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

8 июня 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 172-ФЗ о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

В законе установлены преференции по налогу на прибыль для юридических лиц — жертвователей в социально ориентированные некоммерческие организации, а также в те, которые пострадали от распространения COVID-19.

Кроме этого, перечисленные НКО освобождены от обязанности по уплате налогов за 2-й квартал 2020 года. Минэкономразвития России сформирован реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки. В него вошли 24 тысячи организаций. Юрист Благотворительного фонда «КАФ» Константин Воробьёв не мог пропустить это историческое событие и ответил на главные вопросы о том, какими будут налоговые льготы для бизнеса на благотворительность, какие НКО могут получить эту помощь и какие ещё льготы ждут некоммерческий сектор.
Юрист Благотворительного фонда «КАФ» Константин Воробьёв не мог пропустить это историческое событие и ответил на главные вопросы о том, какими будут налоговые льготы для бизнеса на благотворительность, какие НКО могут получить эту помощь и какие ещё льготы ждут некоммерческий сектор.

Пойдём по порядку. Что изменилось в Налоговом кодексе? Безвозмездная передача имущества социально ориентированным некоммерческим организациям теперь признаётся внереализационным расходом (ст. 265 НК РФ), то есть плательщики налога на прибыль смогут уменьшить налоговую базу (доход) также на величину переданных пожертвований, но в размере не более 1% от выручки, полученной в результате реализации товаров (услуг, работ).

Главные меры поддержки НКО и предпринимателей во время пандемии Чем вызвано решение принять эту поправку?

Причина исключительно политическая — срочная помощь некоммерческим организациям в привлечении финансовых ресурсов. Это не закономерная эволюция правил определения расходов по налогу на прибыль, так как положения главы 25 НК РФ, посвящённые регулированию налога, ещё со времени принятия в 2001 году содержат требование об экономической оправданности (п.
Это не закономерная эволюция правил определения расходов по налогу на прибыль, так как положения главы 25 НК РФ, посвящённые регулированию налога, ещё со времени принятия в 2001 году содержат требование об экономической оправданности (п.

1 ст. 252 НК РФ) любых затрат для уменьшения налоговой базы, из чего до настоящего дня логично следовало, что расходы в виде безвозмездной передачи имущества (целевые поступления) и целевого финансирования не учитываются для целей налогообложения в силу прямого указания п.п. 16–17 ст. 270 НК РФ, так как не являются обязательными для предпринимательской деятельности и не связаны с получением прибыли в дальнейшем. Позиция налогового органа последовательно основывалась на том, что указанные расходы не имеют экономического обоснования и поэтому не могут быть приняты к вычету.

Так что можно с уверенностью сделать вывод, что поручение президента о необходимости поддержки социально ориентированных НКО и его реализация в форме изменения статей 265 и 270 НК РФ меняет и сложившийся подход к пониманию расходов при определении объекта налогообложения. Какие компании смогут воспользоваться такой льготой? Все юридические лица, которые уплачивают налоги в рамках общей системы налогообложения.

К ним относятся главным образом организации, не применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН).

То есть речь в первую очередь идёт о крупных и очень крупных компаниях, которым закрыт доступ к упрощённой системе налогообложения — к примеру, для перехода на УСН доходы компании по итогам девяти месяцев не должны превысить 112,5 млн рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Вычет распространяется только на передачу вещей? Нет, гораздо шире! Категория имущества в соответствии со ст.

128 ГК РФ включает в себя как вещи, так и имущественные права, в том числе безналичные денежные средства, ценные бумаги. Другими словами, всё, что может выступать предметом договора пожертвования, может быть отнесено к вычету.

Кто может получить эту помощь? Список получателей ограничен, это не все НКО, но получить помощь несложно, для этого будут сформированы два реестра организаций.

Учитываются расходы по передаче имущества социально ориентированным организациям, которые отвечают следующим критериям:

  • наличие статуса исполнителя общественно полезных услуг, поставщика социальных услуг.
  • получатели грантов Фонда президентских грантов с 2017 года;
  • получатели субсидий и грантов по программам федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти с 2017 года;

Из соответствующих критериям организаций будет составлен реестр социально ориентированных НКО, пожертвования которым и будут приняты к вычету в качестве внереализационных расходов. Кроме этого, аналогичные льготы предусмотрены для НКО, в наибольшей степени пострадавших в связи с распространением коронавирусной инфекции. Реестр указанных организаций и критерии включения в него будут впоследствии разработаны под контролем правительства Российской Федерации.

Уже к 1 июля 2020 года уполномоченному на ведение реестров органу поручено предоставить сведения об организациях, включённых в соответствующие реестры.

Поэтому долго ждать реализации нововведений не придётся. Зачем так ограничивать круг благополучателей?

Идея создания реестра социально ориентированных НКО заключается в следующем:

  1. с одной стороны — в условиях ограничения по времени и необходимости принятия срочных мер поддержки стимулировать крупный бизнес к участию в благотворительной деятельности;
  2. с другой стороны — не допустить злоупотреблений, использования некоммерческого сектора в качестве способа ухода от налогов.

Следуя такой логике, в реестр (по всей видимости, автоматически) будут включены уже проверенные организации: на федеральном уровне — Фондом президентских грантов, правительством РФ и министерствами, а на региональном и местном — органами власти субъектов и местного самоуправления.

Таким образом, удастся в короткий срок сформировать максимально широкий круг надёжных и проверенных благополучателей.

Нужно будет подавать заявку на включение в реестр? Пока неизвестно, но логично предположить, что в целях экономии времени данные о грантополучателях Фонда президентских грантов, федеральных, региональных и местных конкурсов и субсидий будут объединены с данными реестров поставщиков социальных услуг и исполнителей общественно полезных услуг в один большой реестр социально ориентированных организаций.

Поэтому есть вероятность, что заявку подавать не придётся, процесс будет устроен автоматически. Получится ли избежать мошенничества, вызванного похожей нормой в 1990-е?

Определённо! Действовавший до этого Закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» содержал условие о возможности уменьшения налогооблагаемой прибыли за счёт взносов на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды и так далее. Причём перечень возможных получателей ежегодно расширялся и к 2001 году включал в себя даже общероссийские общественные объединения, специализирующиеся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений — отсутствие как системного регулирования, так и предварительных проверок благонадёжности получателей пожертвований стало причиной массовых мошеннических действий в целях ухода от уплаты налога в полном объёме.

Предложенные законодателем чёткие критерии отбора социально ориентированных некоммерческих организаций, а также участие органов государственной власти разных уровней в проверке их статуса помогут избежать совершённых ошибок и сделать процедуру включения в реестр прозрачной. Что делать НКО, если она не подпадает под критерии включения в реестр, но очень хочет оказаться в нём? Многое зависит от ресурсов и эффективности деятельности некоммерческой организации.

Но, пожалуй, самый быстрый путь — статус исполнителя общественно полезных услуг. Решение принимает Минюст России и его территориальные подразделения, а сам порядок регулируется Постановлением правительства РФ от 26.01.2017 № 89 (ред. от 10.03.2020)

«О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг»

.

Главным образом, организации необходимо получить заключение о соответствии качества оказываемых услуг установленным критериям. В зависимости от вида общественно полезной услуги определяется орган, который и осуществляет оценку. Так, к примеру, психологическая поддержка безработных граждан — Минтруд России; содействие в предоставлении бесплатной юридической помощи детям, инвалидам и другим категориям граждан — Минюст России; оказание медицинской, социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, — Минздрав России и так далее.

Среди критериев оценки качества — квалификация и опыт работы сотрудников, отсутствие жалоб на действия некоммерческой организации, объём, сроки и качество предоставления услуг, открытость и доступность информации о некоммерческой организации. К заявлению необходимо приложить все обосновывающие соответствие критериям документы (справки, характеристики, экспертные заключения), а также подтверждение отсутствия задолженности по налогам и сборам. В случае выдачи положительного заключения Минюст России или его территориальные органы дополнительно проверят достоверность представленных сведений и надлежащее оформление документов, после чего примут решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг — что будет также основанием для включения его в реестр социально ориентированных организаций.

В любом случае для крупных фондов не будет проблем с получением субсидии/гранта или с тем, чтобы стать таким исполнителем — это работает в заявительном порядке.

Открыт ли доступ в реестр для иностранных агентов? Прямых ограничений нет. Необходимо учитывать, что иностранные агенты, к примеру, не могут быть исполнителями общественно полезных услуг, но имеют право участвовать в грантах ФПГ, а также конкурсах и субсидиях исполнительных органов власти — таким образом, иностранные агенты могут рассчитывать на включение в реестр, однако им придётся проявить больше активности. Когда должно быть совершено пожертвование, чтобы его можно было учесть в качестве расхода?

Норма применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года. Таким образом, все пожертвования, сделанные в 2020 году социально ориентированным НКО, включённым в новый реестр, могут быть приняты к вычету. Хорошо! Перейдём к уплате налогов — какие здесь нововведения?

Всё просто! Две перечисленные группы некоммерческих организаций (социально ориентированные и пострадавшие от коронавируса) освобождены от обязанности по уплате следующих налогов на период пандемии:

  • налог на имущество организаций — в части налога и авансовых платежей за период владения объектом с 1 апреля по 30 июня 2020 года;
  • налог на прибыль — в части ежемесячных авансовых платежей во втором квартале 2020 года;
  • налог на доходы физических лиц, исчисляемый и уплачиваемый в соответствии с п. 1 ст. 227 НК РФ — в части авансового платежа, исчисленного за полугодие 2020 года (уменьшенного на сумму за первый квартал).
  • налог в рамках применения УСН — в части авансового платежа за полугодие (уменьшенного на сумму за первый квартал) 2020 года;

А также земельного, транспортного, единого сельскохозяйственного налогов, торгового сбора и других.

Помимо налогов, организации также освободили от уплаты страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май и июнь 2020 года. О других мерах поддержки НКО и предпринимателей во время пандемии Константин Воробьёв писал в предыдущей статье. Эти меры будут актуальны, пока продолжается пандемия коронавируса.

Рубрики АнализПомощь в кризисШкола для НКО Тэги COVID-19благотворительный фонд КАФгрантзаконзаконодательствоКАФпандемияпомощь в кризисюрист

Нюансы налогообложения пожертвований

Пожертвования, полученные образовательной организацией, не учитываются при налогообложении прибыли.

Однако при этом должны выполняться определенные условия. О них напомнили финансисты в недавнем письме от 7 октября 2011 г. № 03-03-06/4/113. Подробно об учете таких сумм – в статье.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

К таковым относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов госвласти, органов местного самоуправления и органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц.

Причем определено, что данные суммы должны быть использованы получателями строго по назначению. К целевым поступлениям, в частности, относятся пожертвования (подп.

1 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Но только если поступившие суммы соответствуют понятию, которое дано в пункте 1 статьи 582 Гражданского кодекса РФ. Согласно указанной норме, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования, в частности, можно делать лечебным, воспитательным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам и другим некоммерческим организациям в соответствии с законом (п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ). Отметим, что к пожертвованиям могут быть отнесены суммы полученного гранта.

Это возможно в случае, если он не удовлетворяет условиям подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, но отвечает требованиям целевого финансирования или целевого поступления, установленным пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июля 2011 г. № 2902/11). Таким образом, для целей обложения налогом на прибыль не учитываются пожертвования при условии, что такие целевые поступления: – получены на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности; – поступили по решению органов госвласти, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, а также от других организаций и (или) физических лиц безвозмездно; – использованы по назначению; – направлены на достижение общеполезной цели.

В иных случаях поступления в пользу некоммерческой организации учитываются при определении базы по налогу на прибыль как безвозмездно полученное имущество в составе внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ).

Данного мнения придерживаются финансисты (см., например, письмо от 5 августа 2011 г. № 03-03-06/4/91). Если пожертвования получены в иностранной валюте, то возникающие при этом курсовые разницы также являются доходом (расходом), полученным (понесенным) в рамках целевых поступлений (письма Минфина России от 19 июля 2011 г. № 03-03-06/1/425, от 7 декабря 2010 г.

№ 03-03-06/4/119). В таком случае доход в виде стоимости поступившего имущества включается в базу по налогу на прибыль (п. 14 ст. 250 Налогового кодекса РФ).

На это обращено внимание в письме Минфина России от 5 августа 2011 г.

№ 03-03-06/4/89.Пример.Интернат приобрел за счет целевых средств в виде пожертвований здание с целью размещения в нем образовательного учреждения. Однако несколько помещений данного здания были отданы в аренду.

В связи с этим интернат может не учитывать в составе налоговых доходов не все поступившие суммы. Необходимо исчислить соответствующую пропорцию и суммы, которые относятся к сдаваемым площадям, включить во внереализационные доходы учреждения.

В противном случае интернату не избежать налоговых споров).

>|Часть средств от целевых поступлений, направленных некоммерческой организацией на приобретение сданных впоследствии в аренду площадей здания, включается в базу по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 24 октября 2006 г. № 03-03-04/4/168).| Также доходом, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль, признается безвозмездная помощь, полученная в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ

«О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации.»

.

Это установлено подпунктом 6 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. При этом следует иметь в виду, что к безвозмездной помощи относится гуманитарная или техническая помощь, полученная на безвозмездной основе от иностранных государств, от их федеративных или муниципальных образований, международных и иностранных учреждений или некоммерческих организаций, а также физических лиц. Но при условии, что на указанные средства имеются документы, подтверждающие их принадлежность к гуманитарной или технической помощи.

В ином случае они включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.

Также отметим такой момент. Если в учетной политике образовательного учреждения прописано, что доходы и расходы определяются методом начисления, датой признания рассматриваемого дохода является дата, когда одаряемый фактически использовал указанное имущество не по целевому назначению (осуществил расход) или нарушил условия, на которых они предоставлялись. Основание – подпункт 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

>|Все, кто подпишется на журнал на 2012 год, получат бесплатный доступ к автоматизированному сервису «Учетная политика 2012» (www.otraslychet.ru).

Обратите внимание: подготовлено две программы-составителя: для госучреждений (казенных, бюджетных, автономных) и негосударственных образовательных учреждений.| На это обратили внимание и финансисты в письме от 25 октября 2007 г.

№ 030306/4/140. При кассовом методе учета доходы при определении базы по налогу на прибыль признаются по мере поступления средств (конечно, если суммы налогооблагаемые).

Это установлено статьей 273 Налогового кодекса РФ. Если образовательное учреждение получило средства, которые признаны пожертвованием, и использовало их по целевому назначению, эти суммы не признаются в налоговом учете.

Но только если организован раздельный учет. А вот если образовательное учреждение не организовало ведение раздельного учета доходов, полученных в рамках целевых поступлений и расходов, произведенных за их счет, то всю сумму пожертвований ей придется включить в состав внереализационных доходов, участвующих в формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

В этом случае указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению на дату их поступления (при методе начисления). Основание – подпункты 1, 2 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ. Здесь ситуация аналогичная. Если образовательное учреждение использует средства исключительно по целевому назначению, то полученные суммы пожертвований не включаются в налоговую базу по единому «упрощенному» налогу.

С такой трактовкой действующих норм согласны и чиновники. Подтверждают это разъяснения специалистов главного финансового ведомства, которые приведены в письме от 14 февраля 2008 г.

№ 031104/2/36. >|Чиновники не против того, чтобы автономные учреждения работали на «упрощенке» (письмо Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140).|< л.п. чистякова, налоговый консультантстатья напечатана в журнале "учет в сфере образования" №11, ноябрь 2011 г. источник: журнал :>

  1. , налоговый консультант

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Госдума приняла закон о налоговом вычете для бизнеса за помощь НКО

Скачать в PDF Распечатать Согласие на обработку персональных данных Регистрируясь на интернет-сайте благотворительного фонда «Нужна помощь», включающего в себя разделы «Журнал» (takiedela.ru), «Фонд» (nuzhnapomosh.ru), «События» (sluchaem.ru), «Если быть точным» (tochno.st), («Сайт») и/или принимая условия публичной оферты, размещенной на Сайте, Вы даете согласие Благотворительному фонду помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» («Фонд») на обработку Ваших персональных данных: имени, фамилии, отчества, номера телефона, адреса электронной почты, даты или места рождения, фотографий, ссылок на персональный сайт, аккаунты в социальных сетях и др. («Персональные данные») на следующих условиях.

Персональные данные обрабатываются Фондом для целей исполнения договора пожертвования, заключенного между Вами и Фондом, для целей направления Вам информационных сообщений в виде рассылки по электронной почте, СМС-сообщений.

В том числе (но не ограничиваясь) Фонд может направлять Вам уведомления о пожертвованиях, новости и отчеты о работе Фонда.

Также Персональные данные могут обрабатываться для целей корректной работы Личного кабинета пользователя Сайта по адресу my.nuzhnapomosh.ru.

Персональные данные будут обрабатываться Фондом путем сбора Персональных данных, их записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения, использования, удаления и уничтожения (как с использованием средств автоматизации, так и без их использования).

Передача Персональных данных третьим лицам может быть осуществлена исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Персональные данные будут обрабатываться Фондом до достижения цели обработки, указанной выше, а после будут обезличены или уничтожены, как того требует применимое законодательство Российской Федерации. Обработка Персональных данных может быть прекращена в любой момент путем направления Вами письменного заявления в Фонд или представителю Фонда по электронному адресу

Некоммерческиеорганизации и налоги

По названию налога на доходы физических лиц (НДФЛ) понятно, что берется он с доходов, получаемых физическими лицами. Самый понятный и распространенный доход – заработная плата.

С нее НДФЛ рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем, который выступает в роли налогового агента. Основная ставка НДФЛ – 13% (если не брать экзотические виды доходов и налоговых нерезидентов, то есть людей, живущих преимущественно за границей). Если с зарплатой всё ясно, то по другим видам доходов, получаемых людьми от НКО как в денежной, так и натуральной форме, возникают вопросы.

Например, нужно ли удерживать НДФЛ со стипендии, которую НКО, не являющаяся образовательной организацией, решила платить талантливым ребятам? Нужно ли подавать в налоговый орган список волонтеров, которым НКО оплатила проезд и проживание, чтобы налоговый орган им выставил НФДЛ с таких доходов?

Чтобы разобраться в большинстве подобных вопросов, важно знать, что в статье 217 Налогового кодекса содержится исчерпывающий перечень доходов физических лиц, которые освобождены от обложения НДФЛ.

Соответственно, если человек получает какое-либо благо от НКО (деньги, вещи, безвозмездные работы или услуги), нужно обратиться к этому перечню и проверить, будут ли такие доходы подлежать налогообложению или нет. Итак, назовем наиболее применимые к работе НКО доходы людей, которые не облагаются НДФЛ. Стипендии, учрежденные благотворительными фондами.

Для того чтобы налог не удерживался, нужно, чтобы благотворительная организация была создана именно в форме фонда. Поэтому если НКО не является благотворительным фондом (и речь не идет о выплате вузом стипендий своим студентам и аспирантам), но хочет поощрять деньгами успешных в учебе или творчестве ребят, надо либо не называть такие выплаты стипендиями, либо платить с них НДФЛ. Гранты для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации от организаций, указанных в перечнях, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 г.

№ 485 и от 15 июля 2009 г. № 602. Международные и российские премии за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, туризма, средств массовой информации, указанные в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2001 г. № 89. Благотворительная помощь в денежной или натуральной форме, оказываемая благотворительными организациями.

Плата за обучение по основным и дополнительным образовательным программам.

Оплата стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Благотворительная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям в семьях, у которых доходы на одного члена семьи не превышают прожиточного минимума.

Выплаты в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством. Подарки от НКО стоимостью до 4 000 рублей.

Призы стоимостью до 4 000 рублей на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления. Гранты, премии и призы (в денежной и (или) натуральной формах) по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях в рамках проектов, поддержанных Фондом президентских грантов.

Такие гранты, премии, призы должна предоставлять сама некоммерческая организация, являющаяся победителем конкурса Фонда президентских грантов, и строго за счет полученного ею гранта Президента Российской Федерации (то есть, если приз приобретен не на средства гранта, то льгота действовать не будет). Оплата питания (не более 700 рублей в день по России и 2 500 рублей за рубежом), проживания и проезда к месту проведения соревнований, конкурсов, иных мероприятий в рамках проектов, поддержанных Фондом президентских грантов, при условии, что оплата производится за счет грантов Президента Российской Федерации, выделенных на реализацию таких проектов. Освобождаются от обложения НДФЛ следующие доходы, получаемые добровольцами от некоммерческих организаций: приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты; оплата проживания (предоставление помещения во временное пользование); оплата проезда к месту проведения осуществления благотворительной, добровольческой деятельности и обратно; оплата питания (не более 700 рублей в день по России и 2 500 рублей за рубежом); добровольное медицинское страхование, страхование жизни и здоровья.

Для применения этой льготы обязательно заключение с каждым добровольцем договора, предусмотренного . Такой договор несложно составить.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+