Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Нужно ли проходить аттестацию рабочих мест при переезде фирмы

Нужно ли проходить аттестацию рабочих мест при переезде фирмы

Нужно ли проходить аттестацию рабочих мест при переезде фирмы

Какие компании должны проходить специальную оценку условий труда?

С 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 . Основные вопрос по СОУТ мы разобрали с партнером выпуска — компанией В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 426-ФЗ специальной оценке подлежат все рабочие места вне зависимости от организационно-правовой формы организации. Исключение составляют , а также работники, вступившие в трудовые отношения с , не являющимися ИП.

В отношении условий труда и проведение специальной оценки регулируется законами и иными НПА о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Таким образом, в отношении условий труда всех остальных рабочих мест, в том числе , должна проводиться специальная оценка.

В соответствии с не проведение работодателем специальной оценки влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей. Если сравнить стоимость проведения специальной оценки с размером возможного штрафа, то, например, для юридического лица, в котором имеется 10 рабочих мест, общая стоимость проведения специальной оценки в большинстве случаев составит не более 20 000 рублей, что в три раза меньше предусмотренного законодательством административного штрафа.

Согласно части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, если аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена в 2013 году, то в этом случае специальная оценка на таких рабочих местах может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, т.е.

до 2018 года. Моментом завершения аттестации рабочих мест согласно п. 44 считается дата издания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации.

При этом работодатель вправе провести специальную оценку до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Действительно, в соответствии с частью 6 статьи 27 Закона N 426-ФЗ специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. Исключением являются рабочие места так называемых «списочных» профессий, рабочие места, на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за вредные (опасные) условия труда, а также рабочие места, на которых по ранее проведенной аттестации или специальной оценке были установлены вредные (опасные) условия труда (часть 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ).

Однако статьей 57 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в трудовом договоре помимо прочего указываются условия труда на рабочем месте. Условия труда на рабочих местах определяются по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест. В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ ненадлежащее оформление трудового договора влечет наложение административного штрафа.

Если по результатам проведения специальной оценки на рабочих местах условия труда признаны оптимальными или допустимыми (класс 1 или 2), то в этом случае работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Исключение составляют рабочие места, указанные в части 6 статьи 10 .

Срок подачи – не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки.

Форма декларации – согласно приложению N 1 к Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (в ред.

Приказа Минтруда России от 14 ноября 2016 г.

). Декларация подается работодателем в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Допускается отправление декларации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной работодателя, путем заполнения соответствующей формы на (доступно не для всех субъектов РФ).

Срок действия декларации составляет 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки.

По истечении срока и при отсутствии обстоятельств из части 5 статьи 11 Закона N 426-ФЗ срок действия декларации продлевается на следующие 5 лет. Таким образом, проводить повторную специальную оценку на задекларированных рабочих местах не требуется.

Также стоит отметить, что декларация может быть подана только в отношении рабочих мест, на которых была проведена именно специальная оценка, а не аттестация рабочих мест по условиям труда, срок действия результатов которой не истек. Это классификация, которая объединяет рабочие места по группам и одним из важных критериев такого разделения является уровень механизации рабочего процесса. У каждой группы есть свои рекомендации по организации труда, которых работодателю стоит придерживаться.

Такие групп сейчас существует пять: рабочие места для ручной работы, места для машинно-ручной работы, механизированные рабочие места, автоматизированные рабочие места, аппаратурные рабочие места.

Подробнее про их отличия . В отношении условий труда надомников специальная оценка .

Если введение в штатное расписание новой должности, а также переезд организации в другое помещение можно приравнять к вводу в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, тогда внеплановая специальная оценка условий труда проводится на таких рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления указанных случаев (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 426-ФЗ). Целесообразно увеличить оклад сотрудника минимум на 4 процента тарифной ставки (оклада) и установить доплату не только за время, проведенное непосредственно во вредных условиях труда, а за все время работы. В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. При этом ТК РФ не предусмотрена оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в повышенном размере только за время, фактически отработанное во вредных условиях труда.

Такая возможность установлена Трудовым кодексом РФ (статья 121) только в отношении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда. Начислять доп. тариф необходимо со дня вступления в силу результатов специальной оценки, т.е. со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Законом установлено, что оценку могут провести специализированные организации, обладающие для этого всем необходимым и в обязательном порядке сертифицированным оборудованием. Ведь возможно, придется замерять такие показатели как влажность, освещенность, вибрации и тп.

и тут без специализированной аппаратуры никак не обойтись. Чтобы удостовериться в том, что компания уполномочена делать такую оценку, стоит проверить ее наличие в реестре на сайте Минтруда. Компания , партнер данного выпуска Картотеки, зарегистрирована в этом списке под «» :

Организация переехала в другое здание, в какие сроки необходимо провести специальную оценку условий труда?

ИА Организация изменила свое местонахождение — переехала в другое здание, в котором для работников организованы новые рабочие места.

Таким образом, работники выполняют ту же работу, но по другому адресу. По прежнему месту нахождения организации проводилась . В какие сроки необходимо провести специальную оценку условий труда в связи с перемещением работников на новые рабочие места?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Перемещение работников на новые рабочие места влечет необходимость проведения внеплановой специальной оценки условий труда на этих рабочих местах в течение шести месяцев со дня ввода их в эксплуатацию. Обоснование вывода: В соответствии с частью первой ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В рамках выполнения этих обязанностей работодатель должен обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ (часть вторая ТК РФ). Частью 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ (1 января 2014 года) в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 ст.

Частью 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ (1 января 2014 года) в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 ст.

17 Закона N 426-ФЗ. Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда. При этом рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя, а условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (часть вторая, часть шестая ТК РФ).

Очевидно, что в случае переезда в новое здание для работников работодателем вновь организуются рабочие места, а условия труда на этих местах подлежат оценке.

Таким образом, перемещение работников на новые рабочие места влечет необходимость проведения внеплановой специальной оценки условий труда. В силу ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда на вновь организованных рабочих местах должна быть проведена в течение шести месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга Наумчик Иван Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга Кудряшов Максим 11 сентября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Спецоценка 2021: новые правила

С 01.01.2021 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ).

Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения.

А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях.

Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью. Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах.

Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы. Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников. Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме.

Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2021 года.

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали.

Но в нем с 2021 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  1. на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  2. сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение!

Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну. Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т.
Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т.

д. О них расскажем далее. Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме: И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял.

Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч.

1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).

С 2021 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке.

На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  1. в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
  2. в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  1. В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).
  2. 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ.

    Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников.

Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н. Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно.

Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда. В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ.

Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п.

1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ). Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом: О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968. Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия: У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ: Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них.

Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры.

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  1. Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ: № пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена 1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») 2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст.

17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т.

д. 3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ 4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п.

5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) 5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н 6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) 7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч.

2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) 8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) 9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст.

5 Закона № 426-ФЗ) 10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика.

Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) Для работодатея проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами. Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см.

Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

  1. Нарушения компании-оценщика.

Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика. Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены: Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком.

В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика. За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2021 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  1. должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  2. компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2021 от действующих в 2021 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

  1. У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
  2. Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
  3. Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  4. С 2021 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  5. С 2021 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.

Для кого не проводят СОУТ оценку условий труда работников

► ►

Приведены категории работников, для которых не проводят специальную оценку условий труда. Когда не делают СОУТ. Обязаные проводить оценку труда. Alex Trud 24 июля 2021 5 254167 СОДЕРЖАНИЕ закрытьС 2014 года все работодатели (компании и ИП) обязаны проводить .

В статье показаны виды работников, когда специальная оценка условий труда не требуется. Стоит отметить, что результаты проведенной аттестации рабочих мест за предыдущие годы будут считаться действительными в течение пяти лет с момента проведения. Иными словами, если в вашей фирме проводилась аттестация, к примеру, в 2012 году, то специальная оценка по труду понадобится лишь в 2017 году.

Крайний срок проведения специальной оценки условий труда — 31.12.2018 г.Пока не исключили из ЕГРЮЛ — могут придраться. Да, нужно. Специальная оценка условий труда проводится в отношении условий труда всех работников, работающих в организации или у индивидуального предпринимателя.

Исключение составляют надомники и дистанционные работники (ст. 3 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).Прошел слух, что будет отказано в приеме годовой бухгалтерской отчетности тем налогоплательщикам, которые не заботились проведением СОУТ. Телефонные звонки с такими угрозами начали получать бухгалтеры.Под эгидой СОУТ коммерческие фирмы пытаются продать свои услуги.Что касается отчета 4-ФСС, то в нем данные по СОУТ отражаются на начало года, а значит данные о проведенной в этом году спецоценке появятся в отчете за 1 квартал 2021 года.По общему правилу, СОУТ включает в себя измерение опасных производственных факторов в ходе осуществления, например, штатных производственных процессов.СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах, даже на тех, где отсутствует фактор «вредности» (например, рабочее место бухгалтера, менеджера, директора), за некоторым исключением (см.

ниже). В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ только в отношении 20% таких мест (но не менее двух рабочих мест). Поэтому по остальным рабочим местам результаты оценки будут распространяться автоматически (ст.9 Закона №426-ФЗ).Важно!

Например, если в компании работают шесть аудиторов, которые находятся в одной комнате, пользуются одинаковым оборудованием (компьютером, принтером и т.п.), то их рабочие места можно считать аналогичными и вместо шести оценить только два рабочих места.Рабочие места менеджера и бухгалтера (разный функционал, должности) нельзя считать аналогичными и правило 20% (но не менее двух рабочих мест) в этом случае не действует.Существуют и обстоятельства, согласно которым возникает необходимость в досрочной оценке.

Они перечислены в п.1 ст.17 .

К таким обстоятельствам относятся :

  1. иную офисную оргтехнику (телефоны и др.);
  2. единичные стационарные копировально-множительные аппараты — периодически, для нужд самой организации;
  3. По результатам специальной оценки труда работодатели подают декларацию. Образец и форма такой отчетности и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.
  4. аппараты копировально-множительной техники настольного типа;
  5. Выявленные профзаболевания, вызванные по причине влияния на работника вредных факторов производства.
  6. Несчастные случаи на рабочем месте.СправкаПереход от аттестации к спецоценке регламентируется статьей 27 Закона № 426-ФЗ. Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, которые подлежат специальной оценке. Различия в подходах к аттестации и к специальной оценке охарактеризованы в Таблице ниже.к меню ↑ВАЖНО про СОУТ !!!Штрафовать будут, начиная с 2021 года. Минимальный штраф — 60 тр. Данные об оценке приведены в таблице 5 .Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426‑ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.Генеральный директор удаленным работником быть не может. Если есть аренда офиса, значит, есть и рабочее место. Примечание: А вот если фирма зарегистрирована на жилой адрес прописки директора — то он уже надомник!Роструд считает: есть аренда офиса — есть рабочее место, пусть не всех работников, но генерального директора — точно. И пусть аренда офиса, это вынужденные траты из-за юрадреса, а генеральный работает дома. Нужно платить — или за спецоценку, или штраф. Удаленным или надомником может быть любой работник, кроме генерального директора.Есть старый, 2015 года комментарий Информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г. на Гаранте . ссылкаС 2021 года в автоматическом режиме начнут штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ.Данные о СОУТ заносят в ФГИС СОУТ уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ. Поэтому точные данные, которые можно использовать. Чтобы наказать работодателей, которые не провели СОУТ, есть только с 2015 года. И автоматически штрафовать работодателей начнут с 2021 года.До этого времени штраф грозит только предприятиям. Которые инспекция труда в 2021 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА. Которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.1. Компании, которые в прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест либо проводили, но срок действия результатов уже закончился. 2. Компании, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников и надомников) или изменился технологический процесс. Рекомендуется провести , если в компании есть работники, имеющие право на досрочную пенсию. Если по результатам специальной оценки условий выяснится, что условия труда таких работников допустимые или оптимальные, то за них не надо платить дополнительные страховые взносы. Если в организации не будет документов, подтверждающих проведение аттестации или спецоценки, от 30 000 до 50 000 руб. (). В 2015 году он вырастет до 60 000–80 000 руб. У офисных сотрудников, возможно хватит декларирования. Но все это Вам скажет аттестующая организация. Со списком организаций, имеющих право проводить СОУТ и АРМ можно ознакомиться на сайте Вам необходимо будет выбрать тип организации — «аттестующая организация» и выбрать с субъекте РФ свой регион нахождения. Специальная оценка условий труда для офисных сотрудников является обязательной. Срок проведения — в течение 6 месяцев с даты организации рабочего места.к меню ↑Согласно пункта 3 статьи 3 «Специальная оценка условий труда» «Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. В связи с этим, в отношении условий труда и специальная оценка условий труда не проводится.Статья 3 «Специальная оценка условий труда»3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.Примечание: Значит, чтобы сэкономить деньги, переводим людей в «надомники»?На вакантных рабочих местах спецоценку также не проводят. Раз сотрудник отсутствует, штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не происходят. Внеплановую спецоценку можно будет провести после того, как на вакантную должность примут работника, или когда появятся временные рабочие места. Примечание: Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 № 33н, и подтверждено письмами Минтруда России от 14 марта 2016 , от 7 июня 2017 .к меню ↑Особые категории работниковАттестацияСпециальная оценка условий трудаПроводилась на общих основаниях Не предусмотренаПроводилась, только если была предусмотрена трудовым договором () Религиозные организации не обязаны проводить специальную оценку условий труда c 8 января 2021 года Закон от 27.12.2018 № 553-ФЗРаботники, состоящие в трудовых отношениях с работодателями — физическими лицами, которые не являются ИП Не предусматриваласьРаботники:- исключительно занятые на персональных компьютерах — эксплуатирующие
    • аппараты копировально-множительной техники настольного типа;
    • единичные стационарные копировально-множительные аппараты — периодически, для нужд самой организации;
    • иную офисную оргтехнику (телефоны и др.);
    • бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производстваНе предусматривалась.Примечание: Исключение составляли рабочие места с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых в обязательном порядке необходимо проводить предварительные медицинские обследования или осмотры Проводится на общих основаниях В настоящее время условия труда дистанционных работников не подлежат оценке. Стоит также отметить, что пределы использования жилых помещений для осуществления профессиональной деятельности курируются .к меню ↑Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию . Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.Закон распространяется на отношения с 1 января 2014 года. То есть компании вправе уточнить ранее сданную декларацию. Для этого заполните новый бланк с учетом изменений, а в шапке напишите, что это уточненная отчетность.Задекларированные места можно повторно не оценивать. Компания подаст новый отчет, который будет действовать еще пять лет. Льгота действует при условии, что не будет несчастных случаев и профзаболеваний. Иначе нужна новая оценка.к меню ↑ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме
      1. По результатам специальной оценки труда работодатели подают декларацию. Образец и форма такой отчетности и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г.

        № 80н.

      2. Что выгоднее – провести специальную оценку труда или платить допвзносы? Как применять дополнительный тариф, если сотрудник совмещает два вида вредных работ? Проведение оценки условий труда.

        Юлия 22 янв. 2021 21:05 Здравствуйте. ООО занимается рыболовством. Юридический адрес, это домашний адрес директора. В организации, директор, бухгалтер, сторож и несколько рыбаков.

        Нужно ли проводить СОУТ?МодераторДобрый вечер! Оценку условий труда проводят ВСЕ !!!! . ссылка Елена 16 июля 2021 17:47 Добрый день!

        Мы новая организация, СОУТ еще не проводили. Но приняты сотрудники имеющие вредный характер работы.

        А так же работники работающие за компьютером более 50% времени.

        Вопрос: надо ли отправлять сотрудников на медосмотр?

        если да то первичный или плановый (прошло 3 месяца)? Или проводить спецоценку и затем проходить медосмотр.

        МодераторДобрый ! СОУТ для новых организаций . ссылкаПро медосмотр . ссылкаНа основании СОУТ и принимается решение о медосмотре.

        наталья 22 июля 2021 19:28 работодатель ИП не проводит соут, куда обратиться чтобы инициировать проверку? Можно ли это сделать анонимно?МодераторДобрый день! Вот статья про жалобу на работодателя .

        ссылкаАнонимки они, скорее всего, рассматривать не будут.Как себя юридически грамотно вести в данной ситуации — спросите нашего юриста.

        в статье. Телефоны вверху и внизу статьи. Всплывающая форма (телефон) справа внизу экрана. Guest 24 июля 2021 15:37 В любом ли случае при переезде в новый офис необходимо проводить внеочередной СОУТ.

        И еще один вопрос, несовпадение юридического адреса с фактическим адресом местонахождения офиса, имеет значение для СОУТ? МодераторДобрый день! 1. Переезд фирмы . ссылка2. Юридический адрес — это адрес нахождения управляющего органа — нахождение директора.

        Везде в отчетах, декларациях, указывается юридический адрес. А проводят оценку условий рабочих мест. Оно может находится за тысячи километров от офиса.

        © 1998-2021 ООО «ЦЭАиЭ»Cookie Disclaimer — Сайт НЕ использует cookies пользователя

    • бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производстваНе предусматривалась.Примечание: Исключение составляли рабочие места с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых в обязательном порядке необходимо проводить предварительные медицинские обследования или осмотры Проводится на общих основаниях В настоящее время условия труда дистанционных работников не подлежат оценке.

      Стоит также отметить, что пределы использования жилых помещений для осуществления профессиональной деятельности курируются .к меню ↑Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия.

      Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию . Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.Закон распространяется на отношения с 1 января 2014 года.

      То есть компании вправе уточнить ранее сданную декларацию.

      Для этого заполните новый бланк с учетом изменений, а в шапке напишите, что это уточненная отчетность.Задекларированные места можно повторно не оценивать.

      Компания подаст новый отчет, который будет действовать еще пять лет.

      Льгота действует при условии, что не будет несчастных случаев и профзаболеваний.

      Иначе нужна новая оценка.к меню ↑ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

      1. Что выгоднее – провести специальную оценку труда или платить допвзносы? Как применять дополнительный тариф, если сотрудник совмещает два вида вредных работ? Проведение оценки условий труда.

        Юлия 22 янв. 2021 21:05 Здравствуйте. ООО занимается рыболовством. Юридический адрес, это домашний адрес директора.

        В организации, директор, бухгалтер, сторож и несколько рыбаков. Нужно ли проводить СОУТ?МодераторДобрый вечер! Оценку условий труда проводят ВСЕ !!!!

        . ссылка Елена 16 июля 2021 17:47 Добрый день!

        Мы новая организация, СОУТ еще не проводили. Но приняты сотрудники имеющие вредный характер работы.

        А так же работники работающие за компьютером более 50% времени. Вопрос: надо ли отправлять сотрудников на медосмотр?

        если да то первичный или плановый (прошло 3 месяца)? Или проводить спецоценку и затем проходить медосмотр. МодераторДобрый ! СОУТ для новых организаций .

        ссылкаПро медосмотр . ссылкаНа основании СОУТ и принимается решение о медосмотре.

        наталья 22 июля 2021 19:28 работодатель ИП не проводит соут, куда обратиться чтобы инициировать проверку? Можно ли это сделать анонимно?МодераторДобрый день! Вот статья про жалобу на работодателя .

        ссылкаАнонимки они, скорее всего, рассматривать не будут.Как себя юридически грамотно вести в данной ситуации — спросите нашего юриста. в статье. Телефоны вверху и внизу статьи. Всплывающая форма (телефон) справа внизу экрана.

        Guest 24 июля 2021 15:37 В любом ли случае при переезде в новый офис необходимо проводить внеочередной СОУТ.

        И еще один вопрос, несовпадение юридического адреса с фактическим адресом местонахождения офиса, имеет значение для СОУТ?

        МодераторДобрый день! 1. Переезд фирмы . ссылка2. Юридический адрес — это адрес нахождения управляющего органа — нахождение директора.

        Везде в отчетах, декларациях, указывается юридический адрес.

        А проводят оценку условий рабочих мест. Оно может находится за тысячи километров от офиса.

        © 1998-2021 ООО «ЦЭАиЭ»Cookie Disclaimer — Сайт НЕ использует cookies пользователя

      Роструд ответил на вопросы, связанные с проведением спецоценки условий труда

      9 января 2021 9 января 2021 Эксперты сервиса Роструда «Онлайн-инспекция.рф» продолжают на своем сайте на вопросы работников и работодателей. Сегодня предлагаем вашему вниманию наиболее популярные разъяснения, касающиеся специальной оценки условий труда (СОУТ). Организация сдает в аренду офисное здание вместе с оборудованными рабочими местами (мебелью, оргтехникой и т.п.).

      Вправе ли арендаторы не проводить спецоценку рабочих мест своих сотрудников, если собственник уже провел за свой счет СОУТ в отношении всех рабочих мест в здании?

      Нет, не вправе. Согласно статье Трудового кодекса, проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.

      В статье Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» также установлено, что работодатель должен обеспечить проведение СОУТ. Поэтому каждому работодателю, который арендует помещения в офисном здании, придется самостоятельно провести специальную оценку условий труда на рабочих местах своих сотрудников. Нужно ли проводить спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, созданных после проведения очередной СОУТ, «срок действия» которой не истек?

      Вообще-то, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой спецоценки.

      Она проводится в течение 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 — 7 ч. 1 Закона № 426-ФЗ.

      Но это необходимо сделать только в том случае, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже была проведена СОУТ. Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, отопления и освещения.

      На таких местах работники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст.

      Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ).

      Соответственно, внеплановую спецоценку проводить не надо, если одновременно соблюдаются два условия:

      1. новые рабочие места являются аналогичными тем, в отношении которых СОУТ уже проведена;
      2. количество оцененных рабочих мест не менее 20 процентов от общего числа старых и новых рабочих мест.

      В 2013 году на предприятии проводилась аттестация рабочих мест.

      По ее итогам условия труда на рабочем месте работника были признаны вредными третьего класса первой степени (3.1). В связи с этим сотруднику полагались ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени и повышенная оплата труда.

      В 2015 году работодатель провел спецоценку, которая подтвердила результаты аттестации рабочих мест: условия труда на рабочем месте признаны вредными третьего класса первой степени (3.1). Но по итогам СОУТ работнику были отменены сокращенная продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

      Правомерны ли действия работодателя?

      Да, правомерны. С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда была заменена специальной оценкой условий труда. По результатам проведения СОУТ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) или опасные (4 класс).

      В свою очередь вредные условия труда делятся еще на четыре подкласса: 3.1 (вредные условия труда первой степени); 3.2 (вредные условия труда второй степени); 3.3 (вредные условия труда третьей степени) или 3.4 (вредные условия труда четвертой степени). Сокращенная продолжительность рабочего времени полагается только тем сотрудникам, условия труда которых по результатам СОУТ были признаны вредными условиями труда 3 или 4 степени (то есть 3 класс, подклассы 3.3 или 3.4) или опасными условиями труда (4 класс).

      Последние новости по теме статьи

      Важно знать!
      • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
      • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
      • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

      Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

      Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

      • Анонимно
      • Профессионально

      Задайте вопрос нашему юристу!

      Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

      +