Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Нпа в области охраны труда

Нпа в области охраны труда

В Поездку

  1. Соглашения по охране труда. Роль профсоюзов.
  2. Цели, задачи и принципы правового регулирования охраны труда.
  3. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда
  4. Государственные нормативные требования охраны труда и здоровья.
  5. Нормативно-правовые акты по охране труда: гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, стандарты безопасности труда
  6. Обязанности работодателя по созданию безопасных условий труда.
  7. Права и обязанности работников в области охраны труда.
  8. Порядок обеспечения охраны труда и осуществление государственного контроля и надзора.
  9. Основные направления государственной политики в области охраны труда.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. (статья 209 ТК РФ). Правовые мероприятия заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств обеспечения их соблюдения, т.е. охраняемых государством под страхом санкций. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает в себя федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также локальные нормативные акты, принимаемые на конкретных предприятиях и в организациях.

Социально-экономические мероприятия включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда; установление компенсаций и льгот при выполнении тяжелых работ, а также за работу во вредных и опасных условиях труда; защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников; обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травмах и т.д. Организационно-технические мероприятия заключаются в организации служб и комиссий по охране труда на предприятиях и организациях в целях планирования и осуществления работы по охране труда, а также обеспечения контроля за соблюдением правил охраны труда; организация обучения руководителей и персонала; информирования работников о наличии (отсутствии) вредных и опасных факторов; аттестации рабочих мест, а также в целях устранения или уменьшения степени воздействия негативных факторов при проведении мероприятий по внедрению новых безопасных технологий, использованию безопасных машин, механизмов и материалов; повышении дисциплины труда и технологической дисциплины и т.д.

Санитарно-гигиенические мероприятия заключаются в проведении работ, направленных на снижение производственных вредностей с целью предотвращения профессиональных заболеваний.

Лечебно-профилактические мероприятия включают организацию первичных и периодических медицинских осмотров, лечебно-профилактического питания и т.д. Реабилитационные мероприятия подразумевают обязанность администрации (работодателей) перевести работника на более легкую работу в соответствии с медицинскими показаниями и т.д.

К иным мероприятиям следует отнести мероприятия, направленные на выполнение требований пожарной безопасности, промышленной безопасности, электробезопасности и прочего в процессе трудовой деятельности работников.

  1. государственное управление охраной труда;
  2. защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  3. принятие и реализация федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в области охраны труда;
  4. установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  5. расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  6. участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  7. государственная экспертиза условий труда;
  8. обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  9. содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  10. государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
  11. установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  12. установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей; и т.д.
  13. профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(статья 211 ТК РФ) Конституция Российской Федерации Статья 15.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Статья 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статья 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами. Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  2. правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  3. проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом.
  4. немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания;
  5. соблюдать требования охраны труда;

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ). Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  1. трудоустройству у данного работодателя;
  2. профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  3. надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство по охране труда);
  4. разрешению трудовых споров.
  5. социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  6. участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  7. материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  8. организации труда и управление трудом;

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений (Ст.

2 ТК РФ):

  1. Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  2. Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
  3. Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленным Трудовым Кодексом и иными федеральными законами;
  4. Социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  5. Равенство прав и возможностей работников;
  6. Обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  7. Обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  8. Обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  9. Сочетание государственного договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  10. Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  11. Обеспечение равенства возможностей работников без дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  12. Обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  13. Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  14. Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  15. Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  16. Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  17. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  18. Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  19. Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

В соответствии с главой 35 «Организация охраны труда» Трудового Кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.

Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.

В соответствии со статьей 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующим требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Правовое поле в области охраны труда состоит из четырех взаимосвязанных уровней правовых нормативов: единых, межотраслевых, отраслевых и нормативов предприятий. Единые правовые нормативы включают в себя основные государственные документы, которые устанавливают фундаментальные принципы политики государства в области охраны труда. Это Конституция, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ФЗ – 181).

Межотраслевые правовые нормативы представляют собой государственные документы, которые действую без исключения во всех отраслях экономики, т.к. не имеют отраслевого признака.

К ним относятся: стандарты Системы стандартов безопасности труда (ГОСТы и ССБТ), межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы), руководства (Р) Госсанэпидемнадзора Минздрава России, правила безопасности (ПБ) Ростехнадзора, документы Госэнергонадзора России («Правила устройства электроустановок» – ПУЭ, «Правила эксплуатации электроустановок потребителей» – ПТЭ, «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей» — ПОТ РМ-016-2001), строительные нормы и правила (СНиП). Отраслевые правовые нормативы определяют требования безопасности, являющиеся специфическими для той или иной отрасли экономики.

Рекомендуем прочесть:  Р14001 при увольнение директора

Это – отраслевые стандарты – ОСТы, отраслевые правила по охране труда – ПОТ О, типовые отраслевые инструкции – ТОИ. Эти правовые нормативы рассчитаны только на конкретную отрасль экономики и не имеют юридической силы в других отраслях. Нормативные правовые акты предприятия представляют собой локальные акты, действующие только на конкретном предприятии: приказы, распоряжения, должностные инструкции, инструкции по охране труда и др.
Нормативные правовые акты предприятия представляют собой локальные акты, действующие только на конкретном предприятии: приказы, распоряжения, должностные инструкции, инструкции по охране труда и др. Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия Системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ.

Каждый из документов имеет равную правовую силу.

Например, требования безопасности труда, заложенные в инструкции по охране труда на рабочем месте, являются столь же обязательными для работника и работодателя, как и выполнение требований статей Конституции Российской Федерации. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности. В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют: 1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

  1. органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);
  2. федеральные надзоры — органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности;
  3. федеральная инспекция труда;

2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

  1. органы местного самоуправления.
  2. органы исполнительной власти на федеральном уровне;
  3. органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;

3) Органы, осуществляющие общественный контроль:

  1. профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.

Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте являются:

  1. Оперативный контроль
  2. Государственный контроль и надзор;
  3. Ведомственный контроль:
    • Комплексные проверки;
    • Целевые проверки;
    • Оперативный контроль
  4. Комплексные проверки;
  5. Целевые проверки;
  6. Производственный контроль.
  7. Общественный контроль;

Государственный контроль и надзор осуществляется федеральной инспекцией труда и иными федеральными органами контроля.

Ведомственный контроль осуществляется:

  1. Службами охраны труда железных дорог;
  2. Департаментом охраны труда ОАО «РЖД»;
  3. Ведомственными органами контроля и надзора ( Ростехнадзор);
  4. Руководителями предприятий и учреждений;
  5. Общественный контроль осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников.

Комплексные и целевые проверки для осуществления контроля состояния охраны труда проводятся на основании ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма на железных дорогах. Комплексные проверки проводятся не реже одного раза в 5 лет. Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных вопросов охраны труда.

Службы охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых службах управлений дорог. Оперативный контроль за состоянием охраны труда проводится руководителями и специалистами управлений и отделений дороги при посещении ими предприятий.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

  1. информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  2. контроль состояния условий труда на рабочих местах;
  3. проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
  4. проведение аттестации рабочих мест;
  5. недопущение к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  6. режим труда и отдыха;
  7. расследование и учет несчастных случаев и профзаболеваний;
  8. безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, применяемых инструментов и материалов;
  9. недопущение работников без прохождения обязательных медосмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;
  10. применение средств индивидуальной защиты;
  11. безопасные условия труда на каждом рабочем месте;
  12. беспрепятственный допуск лиц органов управления охраной труда, надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;
  13. приобретение и выдачу спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты;
  14. санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
  15. обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профзаболеваний.
  16. обучение безопасным методам выполнения работ и оказанию первой помощи при несчастных случаях, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Работники, осуществляющие виды деятельности, связанные с источниками повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

  1. проходить обучение безопасным методам выполнения работ, приемам оказания первой помощи, инструктажи по охране труда, стажировку, проверку знаний требований охраны труда;
  2. соблюдать требования охраны труда;
  3. правильно применять средства защиты;
  4. проходить медицинские осмотры.
  5. немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни людей, о каждом несчастном случае, о признаках острого профзаболевания;
  1. отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  2. обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  3. компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
  4. запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля;
  5. получение достоверной информации об условиях охраны труда на рабочем месте;
  6. внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
  7. личное участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая или профзаболевания;
  8. обучение безопасным методам и приемам труда;
  9. профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  10. рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  11. обеспечение средствами защиты в соответствии с требованиями охраны труда;

Если работа приостановлена органами надзора из-за нарушения требований охраны труда не по вине работника, за ним сохраняются место работы и средний заработок на время приостановления работы.

При отказе работника от работ в случае опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В случае не обеспечения работника средствами защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший простой. Отказ работника, в таких случаях, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение вреда осуществляется в соответствии с Федеральным законом

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

от 24.07.98 г. №125-ФЗ. Государство устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда. На работах с вредными условиями труда, или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно сертифицированные средства индивидуальной защиты и спецодежда (статья 221 ТК РФ) в соответствии с установленными нормами, коллективным договором или тарифным соглашением.

Их приобретение, хранение, ремонт, стирка, дезактивация осуществляются за счет средств работодателя. В целях обеспечения санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в организации оборудуются санитарно-бытовые помещения (для приема пищи; оказания медицинской помощи; отдыха в рабочее время и психологической разгрузки).

Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи. Перевозка в лечебные учреждения работников, пострадавших от несчастных случаев и профзаболеваний, производится транспортными средствами организации либо за ее счет (статья 223 ТК РФ). В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда: дисциплинарная, административная, материальная и уголовная. Дисциплинарная – в соответствии ТК РФ: замечание, выговор, увольнение. Административная – в соответствии КоАП РФ.

Материальная – в виде возмещения убытков в добровольном либо судебном порядке. Моральный ущерб – только по обоюдному согласию либо через суд. Уголовная ответственность – в соответствии УК РФ ст. 143 — Нарушение правил охраны труда, 113 – причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, 216 – нарушение ПБ при ведении горных, строительных и иных работ, 217 – нарушение ПБ на взрывоопасных объектах, 219 – нарушение правил пожарной безопасности, 350 – нарушение правил вождения или эксплуатации машин.

143 — Нарушение правил охраны труда, 113 – причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, 216 – нарушение ПБ при ведении горных, строительных и иных работ, 217 – нарушение ПБ на взрывоопасных объектах, 219 – нарушение правил пожарной безопасности, 350 – нарушение правил вождения или эксплуатации машин. Ответственность за нарушение нормативных актов по охране труда определены статьей 362 Трудового кодекса РФ, статьями 23…26 Основ законодательства об охране труда, Уголовным кодексом РФ (статьи 143, 238,263, 266, 268), Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 5, 6, 8…13). Должностные лица, виновные в нарушении законодательных и нормативных актов об охране труда, привлекаются к ответственности.

Например, статья 11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах.

В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ за нарушение правил охраны труда лицом, ответственным за соблюдение этих правил, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, это лицо наказывается штрафом от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо лишением свободы на срок до двух лет; если это повлекло за собой смерть человека — лишением свободы на срок до пяти лет. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей – наказывается наложением штрафа в размере 100-200 МРОТ либо лишением свободы до 2 лет. Действующим законодательством РФ предусмотрены различные виды ответственности руководителей, должностных лиц и организаций за нарушения, связанные с охраной труда.

Административная ответственность наступает если:

  • сокрытие страхового случая при обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве ( штраф 3-5 МРОТ, а с юридического лица 50-100 МРОТ).
  • нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору штраф от 30 до 50 МРОТ;
  • нарушения, не связанные с привлечением к уголовной ответственности; (ответственность определяется в виде наложения штрафа от 5 до 50 МРОТ;

Участие Работников в управлении охраной труда осуществляют при проведении:

  1. контроля и оценке состояния условий и охраны труда на производственном объекте.
  2. специальной оценки условий труда (СОУТ);
  3. производственного контроля;

Представительным органом работников ОАО «РЖД» является РОСПРОФЖЕЛ. Предложения работников по улучшению условий и охраны труда рассматривают в комитетах (комиссиях) по охране труда и учитывают в разделе «Улучшение условий и охраны труда» коллективного договора.

Коллективный договор – это соглашение между представителями руководства ОАО «РЖД» и представителями работников, в лице руководства РОСПРОФЖЕЛ. Технические инспекторы труда РОСПРОФЖЕЛ, внештатные технические инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в установленном порядке беспрепятственно посещают производственные подразделения ОАО «РЖД» для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий трудового договора. Технические инспекторы труда РОСПРОФЖЕЛ вносят обязательные для рассмотрения должностными лицами представления, требования и предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Техническая инспекция труда осуществляет свои функции в соответствии с положением, утвержденным РОСПРОФЖЕЛ. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда исполняют свои функции в соответствии с Типовым положением об уполномоченном (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза с учетом особенностей и специфики работы согласно положению, утвержденного РОСПРОФЖЕЛ. Руководители филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» предоставляют в установленном порядке соответствующему выборному органу РОСПРОЖЕЛ сведения о принятых мерах, выполнении мероприятий по улучшению условий и охране труда и устранению причин происшедших несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Основы охраны труда в Российской Федерации

  1. 660098, Г. Красноярск,ул. 9 мая, д. 49, пом.
      / / / Правовые основы охраны труда

    Перечень основных документов, необходимых при изучении модуля

    • Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят 24 мая 1996 г. №63-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
    • Трудовой кодекс Российской Федерации.

      Принят 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

    • Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г.

      №1160. Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

    • Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. №80. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда.
    • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

      Принят 31 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

    Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст.

    211 ТК РФ). Виды нормативных правовых актов в сфере охраны труда:

    1. стандарты безопасности труда;
    2. государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
    3. правила и типовые инструкции по охране труда;
  2. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

    1. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
    2. организации производства и труда.
    3. разработке технологических процессов;
    4. конструировании машин, механизмов и другого оборудования;

    Порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: · Трудовым кодексом РФ; · иными федеральными законами; · указами Президента Российской Федерации; · постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; · конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; · актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Среди федеральных законов о труде основополагающим является ТК, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.

    К источникам трудового права относятся указы Президента РФ.

    Указы, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает под законность его правотворческой деятельности. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений В систему нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ.

    Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ.

    Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Трудовые отношения регулируются подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

    Трудовые отношения регулируются подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

    Особое значение для регламентации трудовых отношений имеют постановления и разъяснения Минтруда. Эти постановления обеспечивают единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматривают условия применения постановлений Правительства РФ.

    Минтруда России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству.

    Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках данной организации. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на положениях Конституции РФ (в частности, ст.

    37), нормах Трудового кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и правовых нормативных актов субъектов РФ. Правительством РФ утверждено Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред.

    от 30.07.2014)

    «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»

    . Им устанавливается, что на территории РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования. Она состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

    Тем же Постановлением утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Указанный Перечень включает в себя следующие виды нормативных правовых актов:

    1. Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ). Утверждаются Ростехнадзором РФ и Госатомнадзором РФ.
    2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО). Утверждаются соответствующими органами федеральной исполнительной власти.
    3. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ — Министерство труда и социального развития РФ.
    4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ). Утверждаются Госстандартом РФ и Госстроем РФ.
    5. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила — СП, гигиенические нормативы — ГН, санитарные правила и нормы — СанПиН, санитарные нормы — СН). Утверждаются Минздравом РФ.
    6. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП). Утверждаются Госстроем РФ.

    Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, указанных в приведенном выше Перечне, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке: · межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом РФ; · отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом РФ; · правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила.

    Гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству, в части государственных нормативных требований охраны труда, разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом РФ.

    Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, должны направляться в соответствующие профсоюзные органы для своевременного рассмотрения и согласования.

    Разработка и пересмотр государственных нормативных требований охраны труда на основе комплексных исследований состояния и причин произведенного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний.

    А также изучения передового отечественного и мирового опыта работ по улучшению условий и совершенствованию охраны труда, а также с учетом анализа результатов сертификации работ по охране труда, возлагается на федеральные органы исполнительной власти РФ.

    Разработка и утверждение методических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при оформлении государственных нормативных требований по охране труда, поручается Минтруду РФ. На федеральные органы исполнительной власти также возлагается обязанность направлять в месячный срок утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, в Минтруд РФ для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда.

    А также обязанность по изданию указанных нормативных актов и обеспечению данной документацией все заинтересованные организации в установленном порядке. В соответствии с положениями п.

    5 Постановления государственные нормативные требования охраны труда могут утверждаться сроком на пять лет, а их действие сверх указанного срока может быть продлено не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований по охране труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за девять месяцев до окончания срока их действия.

    В тех случаях, когда в содержание законодательных актов РФ об охране труда вносятся необходимые изменения, соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат обязательному пересмотру независимо от ранее установленного для них срока действия.

    Аналогичные требования распространяются на межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда при внедрении новой техники и технологии, а также по результатам анализа состояния производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф на территории РФ. В тех случаях, когда нормативные акты по охране труда разрабатываются, в установленном порядке утверждаются и внедряются органами исполнительной власти субъектов РФ, требования, содержащиеся в таких нормативных актах, не должны быть ниже государственных нормативных требований. Общей задачей системы стандартов безопасности (ССТБ) является стандартизация требований безопасности труда и включение этих требований в стандарты, и технические условия.

    Порядок разработки и согласования требований безопасности труда в стандартах и технических условиях устанавливаются соответствующими нормативными актами. Система ССТБ непосредственно состоит из пяти составляющих стандартов.

    При этом структуру, задачи, цели и сферы действия ССТБ, а также применяемые термины, классификацию опасных и вредных факторов, сопутствующих осуществлению работниками своих трудовых обязанностей, и методы оценки безопасности труда, устанавливаются организационно-методическими стандартами основ построения охраны труда. Кроме нормативных актов по охране труда органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ вправе разрабатывать и внедрять соответствующие правовые нормативные акты, которые определяют дополнительные требования к условиям труда отдельных категорий работников, конкретным профессиям или специальностям, с учетом положений Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных правовых нормативных актах РФ, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе осуществления своей трудовой деятельности.

    Определенные таким образом требования охраны труда являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

    Трудовой кодекс Российской Федерации представляет собой принципиально новый законодательный акт, регулирующий трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения в целях установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей. Содержит много новых норм и положений, разработанных с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, действующей Конституции Российской Федерации и Федерального законодательства.

    Трудовой Кодекс введён в действие с 1 февраля 2002 года. Положениями ст. 8 Закона регламентированы права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. В частности, работники, оформленные в установленном порядке, имеют право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, и получение достоверной информации о существующем риске повреждения здоровья гражданина.

    Работник вправе отказаться от выполнения порученной работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 ТК РФ). Порядок создания актов: Локальные нормативные акты Локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, – нормативный акт, принятый работодателем (за исключением работодателей-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции в соответствии с (ст.

    8 ТК РФ):

    1. коллективными договорами;
    2. соглашениями.
    3. трудовым законодательством;
    4. иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

    Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такового) в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями. Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями.

    Не подлежат применению нормы локальных нормативных актов:

    1. локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК РФ).
    2. ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;

    В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативно правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. Международные правовые акты в сфере безопасности и гигиены труда Международные правовые нормы начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в России.

    Прежде всего это касается актов Международной организации труда (МОТ). В Европе источниками международного правового регулирования труда являются акты, принятые органами Европейского Союза: Советом Европы (СЕ) и Комиссией Европейского сообщества.

    Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ст.

    15 Конституции РФ). Если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, то применяются правила международного договора (соглашения). Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательства по охране труда Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели-физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 362 ТК РФ). Работодатели, допустившие грубые нарушения законодательных и иных нормативных актов по охране труда:

    1. лишаются лицензии на производственную деятельность;
    2. привлекаются к уголовной ответственности.
    3. привлекаются к административной ответственности;
    1. 660098, Г.

      Красноярск,ул. 9 мая, д. 49, пом.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+