Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Страхование - Надзорная инстанция по страхованию

Надзорная инстанция по страхованию

Куда жаловаться на страховую компанию

» Страховщики, заключая договора с клиентами, берут с них деньги и со своей стороны обещают своевременно производить страховые выплаты. Но когда дело доходит до этих выплат, то они оказываются настолько ничтожными, что их не хватит даже для того, чтобы приобрести все необходимые запчасти, не говоря уже о полной оплате ремонта.

Поэтому людям, оказавшимся в такой ситуации, будет важно знать, куда жаловаться на страховую компанию.

Система страхования в современном мире имеет большую значимость для экономико-социальной жизни общества. Люди страхуют все, начиная с автомобилей и другого имущества и заканчивая здоровьем и даже жизнью.

А страховые компании распоряжаются деньгами своих клиентов, аккумулируя крупные денежные фонды.

Государство постоянно регулирует их деятельность, выявляя степень надежности таких компаний и качества предоставляемых ими услуг. Для этой цели был придуман страховой надзор.

На территории России с 1 сентября 2013 года и по сегодняшний день надзор проводит департамент страхового рынка при Центробанке.

Надзорный орган выполняет несколько важных функций:

  1. Рассчитывает тарифы по разным видам страхования и контролирует тарифную политику страховщиков в целом.
  2. Координирует профессиональные объединения страховщиков.
  3. Контролирует субъектов страхового рынка, чтобы в случае необходимости восстановить их платежеспособность и помочь избежать банкротства.
  4. Совершенствует законодательство в области страхования, методики, правила стандартизации и другую документацию, которая регулирует страховой рынок в нашей стране.
  5. Следит, чтобы участники этого рынка не выходили за рамки существующих законов.

Проблемы со здоровьем начинаются зачастую внезапно и оказывают влияние на все сферы жизни, и трудовую в том числе.

А лечение может оказаться совсем недешевым.

Чтобы людям было проще пережить сложное для них время, страховые компании создали полисы ДМС (добровольного медицинского страхования). Они включают в себя консультации и медицинскую помощь при небольших и серьезных болезнях.

Благодаря такому полису человек может себя обезопасить, а также воспользоваться за счет страховой дорогостоящими услугами.

Но, к сожалению, случается и такое, что страховые компании либо совсем не желают выполнять свои обязательства, либо начинают настаивать на проведении процедур по полису, которые человеку могут оказаться и вовсе ненужными. Любую попытку ущемления прав человека следует пресечь, то есть оформить жалобу. При появлении претензий к страховой компании можно обратиться в:

  • Прокуратуру. В эту инстанцию обращаются, когда страховую компанию уличают в мошенничестве или она своими действиями нарушила человеческие права. А также если медицинские работники покалечили или довели до смерти человека, обратившегося к ним по полису.
  • Суд. Туда обращаются только в крайнем случае, когда требуется компенсация за моральный или физический ущерб.
  • Центральный банк. Если от страховой компании поступил отказ, то имеет смысл обратиться в этот банк. Чаще всего туда направляют жалобы при игнорировании страховщиками просьб клиентов, нарушении сроков выплат или же в случае если выплаты уменьшены незаконным путем. Когда жалоба будет рассмотрена в данной инстанции, для страховой это может обернуться возбуждением административного дела.
  • Роспотребнадзор. Обращаться туда следует клиентам, которых не устраивает качество услуг, оказываемых страховой компанией или медицинским учреждением. Эта организация разбирает вопросы по заниженным или непроизведенным страховым выплатам, а также любые другие вопросы, возникшие при нарушении договора страховщиками.
  • Саму эту компанию. Эта инстанция в любом случае должна быть первой. Следует попробовать решить конфликт мирным путем. Грамотно составить жалобу и отправить ее в страховую по почте, через Интернет или же самостоятельно отвезти туда.

Центробанк держит под контролем все финансовые отношения, которые складываются на экономическом рынке, поэтому он может «приструнить» неправых страховщиков.

Если будут выявлены нарушения в работе страховой компании, то Центробанк выдаст ей предписание, которое нельзя будет просто проигнорировать.

В противном случае страховщики получат серьезные проблемы с законом в виде назначения штрафа или даже потери лицензии. Самыми распространенными основаниями для подачи жалобы в Центробанк являются:

  1. Вынуждение клиента приобрести вместе с ОСАГО еще ДСАГО или КАСКО. Каждый клиент должен знать, что если сотрудник страховой компании навязывает ему что-то еще вместе с ОСАГО, то это незаконно.
  2. Продажа страховщиком по полной стоимости полиса ОСАГО, без учета понижающего КБМ.
  3. Отказ в приеме заявления о страховой выплате, мотивированный отсутствием каких-либо документов в пакете.
  4. Немотивированный отказ страховщика в заключении договора ОСАГО.
  5. Срыв срока, установленного для рассмотрения поданного клиентом заявления (дольше 20 дней).

Подача жалобы в прокуратуру на страховщиков станет поводом для проведения проверки.

А для них это не лучшее развитие событий. Чтобы сподвигнуть сотрудников страховой компании поскорее выйти на связь с обиженным ими клиентом, копию жалобы можно на имя их директора.

Поводом для жалобы в прокуратуру на страховщиков могут стать:

  • Бездействие страховщиков, а также игнорирование поданных ранее претензий и жалоб в других инстанциях.
  • Любые допущенные страховщиками нарушения прав клиента.
  • Навязывание страховщиками дополнительных платных сервисов и услуг, предложение о внесении внеочередных страховых взносов для получения клиентом, к примеру, необходимого лечения.
  • Оформление страховщиками договора с нарушениями с целью извлечения для себя выгоды.
  • Неправильные расчеты страховых сумм, взносов и премий, занижение размеров страховых выплат.
  • Выход страховщиков за рамки прописанных в договоре отношений и принятие ими решений за клиента, которого они обслуживают.

Подача жалобы в прокуратуру является официальным заявлением о нарушении прав человека и его законных интересов.

В этом документе содержится суть возникшей проблемы и требования пострадавшего человека.

Сегодня все больше и больше страховых компаний обманывают своих клиентов, навязывая им дополнительную страховку при покупке полиса ОСАГО. Причем клиенту не предлагают воспользоваться имеющимися у компании дополнительными услугами, а именно навязывают. Бывает людям даже отказывают в ОСАГО, если они не застрахуют свою недвижимость, здоровье или жизнь, говоря, что нужных бланков у них в наличии на данный момент нет.

Однако, если клиент согласится на оформление дополнительной страховки, то бланки тут же найдутся, персонал вдруг сразу подобреет и ОСАГО будет оформлен за короткое время. Но такие действия не являются законными. Компания не имеет права отказать клиенту в получении ОСАГО, если он не захотел оформить дополнительную страховку.
Компания не имеет права отказать клиенту в получении ОСАГО, если он не захотел оформить дополнительную страховку.

Поэтому, оказавшись в подобной ситуации, клиенту можно и даже нужно отстаивать свои права. Любая компания, чтобы получить доступ к оформлению ОСАГО, должна получить соответствующую лицензию.

А если она совершает нарушения в оказании услуг и у клиента получится доказать этот факт, то компанию могут лишить лицензии. Какие же существуют варианты действий у человека, столкнувшимся с таким навязыванием?

Он может:

  1. Дать согласие на оформление дополнительной страховки, а после того, как полис будет оформлен, аннулировать договор о страховании здоровья и жизни законным образом.
  2. Не давать согласия на оформление полиса на таких условиях и оформить жалобу в компетентные органы, чтобы потом уже оформить полис безо всяких дополнительных страховок.
  3. Дать согласие на дополнительную страховку, потому что возможно застраховать свое здоровье или жизнь будет совсем неплохо, а потом уже спокойно оформить ОСАГО.

Роспотребнадзор является государственной федеральной службой, которая держит под контролем сферу защиты прав потребителей. А люди, приобретающие страховые полисы, как раз и являются потребителями. В Роспотребнадзор можно обратиться в том случае, если страховая компания:

  • отказывается оформлять договор страхования;
  • навязывает дополнительные услуги, утверждая, что это необходимое условие для приобретения полиса;
  • занижает сумму страховой выплаты или отказывает в выплате компенсационной.

Подать жалобу в Роспотребнадзор можно несколькими способами:

  1. Отправить письмо обычной почтой или отвезти его в приемную организации.
  2. Отправить электронное письмо в Управление Роспотребнадзора по своему региону.
  3. Зайти на его сайт и заполнить специальную форму, причем форм заполнения там две – с авторизацией на сайте госуслуг или без нее.

    Авторизовавшись на госуслугах, потребитель даст Роспотребнадзору повод провести в страховой компании внеплановую проверку.

После подачи жалобы потребителю придется запастись терпением и подождать месяц.

Если Роспотребнадзор решит проверить деятельность страховой компании, то срок рассмотрения жалобы может увеличиться вдвое. РСА является некоммерческой организацией, общероссийским союзом с обязательным членством для страховщиков, которые работают в области страхования автомобилей.

Он занимается разработкой норм работы и взаимодействия своих участников, а также следит, чтобы все исполнялось в соответствии с этими нормами. Обычно в РСА обращаются люди, столкнувшиеся с проблемами с ОСАГО или «Зеленой картой».

Чаще всего они возникают из-за:

  • допущенных нарушений при прямом урегулировании материальных убытков;
  • отзыва у страховщиков лицензии;
  • некорректного коэффициента бонус-малуса, применяемого страховой компанией;
  • возмещения по Европротоколу, осуществляющегося с нарушением правил.

Подать жалобу в РСА можно двумя способами:

  1. отправить письмо почтой или отвезти его лично в центральный офис;
  2. отправить электронной почтой, прикрепив отсканированные документы (вес их не должен превышать 3 Мб).

Жалоба рассматривается обычно максимум месяц, но в некоторых случаях срок может увеличиваться вдвое и заявителя об этом непременно оповестят. Страховая компания, заключая с клиентом договор, обязуется тем самым исполнять в его рамках обязательства.

К ним относятся осмотр поврежденного при ДТП имущества, определение стоимости ремонта исходя из величины ущерба, а также расчет компенсационной выплаты. Если же человек получает услуги в неполном объеме, то это означает, что страховщики совершают нарушения по ОСАГО. И клиент может обжаловать их в разных инстанциях.

Так, составить жалобу следует, если страховщики:

  1. используют сведения в рамках КБМ, не соответствующие норме.
  2. снизили сумму страховых выплат или увеличили их срок;
  3. завысили сумму страховой премии ОСАГО;
  4. задержали оплату работы по ОСАГО или вовсе отказали в ремонте;
  5. навязывают дополнительную страховку;
  6. отказались подписать страховой договор;
  7. не информируют своевременно клиента об установленной сумме страховки;
  8. рассматривают заявление дольше положенного срока;
  9. сорвали сроки по восстановлению автомобиля;

Если человек, оформивший страховку, сталкивается с тем, что страховщики отказывают ему в выплате, то придется принять необходимые меры.

И во многих случаях людям удается достичь положительных результатов без разбирательств в суде. Прежде всего, обманутому клиенту следует составить жалобу, в которой изложить суть претензии, указать, какой пункт договора нарушила компания, сослаться на статью и отправить эту жалобу страховщикам.

Если они откажут в возмещении ущерба по страховке, такую же жалобу следует отправить в Центробанк. Там должны разобраться с недобросовестными страховщиками и решить вопрос в пользу клиента.

Но если и в Центробанке не смогут решить вопрос, то следующей инстанцией станет суд, а вернее досудебное разбирательство со страховщиками.

Досудебная претензия – один из самых эффективных способов воздействия на страховую компанию. Желательно изложить досудебную претензию на бланке страховой компании, хотя и в произвольной форме выразить свое недовольство можно.

Самое главное, составить претензию максимально грамотно, поэтому это дело достаточно ответственное и спешки не терпит. Подав жалобу в первую инстанцию – страховую компанию – придется подождать оттуда ответа в течение месяца.

Если страховщики предпочтут проигнорировать жалобу или не произведут по договору выплату, клиент вправе идти дальше и подать в суд иск на компанию, которая его обманула.

Что делать прежде, чем подать жалобу? Перед тем, как обратиться в надзорную инстанцию с жалобой, следует вначале попробовать решить вопрос мирным путем, то есть обратиться в страховую компанию. Все дело в том, что большинство нарушений, допущенных страховщиками в работе с клиентами, вызвано не их общей политикой, а принятыми на местах решениями, или же некомпетентностью некоторых сотрудников.
Все дело в том, что большинство нарушений, допущенных страховщиками в работе с клиентами, вызвано не их общей политикой, а принятыми на местах решениями, или же некомпетентностью некоторых сотрудников. И жалоба, поданная в этом случае клиентом на имя руководителя страховой компании, может дать положительный результат.

Однако, если клиент столкнулся с тем, что страховщики нарушили закон целенаправленно, жалоба тем более будет являться обоснованной.

Надзорные органы увидят, что человек пытался мирно урегулировать вопрос, но страховая компания этого не сделала. В этом случае отсутствие ответа от страховщиков или отказ выполнить законную просьбу клиента станут доказательством нарушения страховщиками закона и при рассмотрении дела плюс будет явно не в их сторону.

Уважаемые читатели, была ли полезна эта статья?

Что вы думаете о жалобах на страховые компании? Оставьте обратную связь в комментариях!

Нам важно ваше мнение! Понравилась статья?

Поделиться с друзьями: Человеку для комфортного нахождения в квартире, доме или офисе нужна оптимальная температура воздуха. Если Относительно недавно собственникам жилья в многоэтажных домах стали приходить платежки с новой графой, которая В каждом заведении имеется свой набор официальных документов, без которых оно просто не может Минздрав сообщил на своем сайте, что только за второй квартал 2013 года рассмотрел 20 Возврат железнодорожных билетов Возврат билетов на поезд и денег производится согласно правилам возврата проездных Возврат стиральной машины – не очень приятное занятие.

В первую очередь покупатель лишается основного

Контролирующий орган страховых компаний

По действующему законодательству России, страховая деятельность подлежит обязательному лицензированию, а отношения между страхователем и страховщиком регламентированы нормативно-правовыми актами. Кто контролирует работу страховых компаний? Устанавливается главный надзорный орган над страховыми компаниями — Банк России.

Это организация, контролирующая страховые компании, отвечающая за регулирование работы рынка, предупреждение возможных нарушений, соблюдение законных прав и интересов страховых компаний и их клиентов.

В 2013 году в сфере страхования произошла реформа, упразднившая отдельные структуры и наделившая Банк России полномочиями единственного регулятора финансового рынка. На Центробанк были возложены обязанности исполнительного органа власти, ответственного за содействие развитию отрасли, установление правил и надзор над сферой страхования.

На Центробанк были возложены обязанности исполнительного органа власти, ответственного за содействие развитию отрасли, установление правил и надзор над сферой страхования. Современные правовые основы страхования и деятельности Центробанка в статусе страхового регулятора установлены:

  1. главой 48 Гражданского кодекса;
  2. законом №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ».

Одно из ключевых требований закона к органу, контролирующему страховые компании – открытость деятельности регулятора.

Центробанк обязан публиковать в открытом доступе:

  1. акты о наложении санкций на юрлиц и ИП;
  2. изменения в законодательстве и профильную справочную информацию.
  3. информацию о своих компетенциях и действующих ограничениях на рынке страхования;
  4. реестры субъектов рынка, страховых объединений;

На официальном сайте ЦБ можно направить онлайн жалобу на страховщика, получить сведения о деятельности отдельных субъектов страхового рынка страны. Функциональные обязанности контролера рынка страхования установлены главой 4 Закона.

Так, к обязанностям Центробанка относятся:

  1. назначение временного руководства в случаях банкротства страховщиков.
  2. лицензирование – проверка претендентов и выдача официальных разрешений на деятельность в отрасли;
  3. мониторинг деятельности страховщиков, рассмотрение жалоб застрахованных лиц и обращений от самих страховых компаний;
  4. разработка рекомендаций, регуляторной документации для участников рынка;
  5. определение тарифных ставок для отдельных видов страхования, контроль над ценовой политикой;
  6. контроль над соблюдением профильного законодательства;
  7. ведение единого реестра всех организаций, предоставляющих услуги страховки;

Страхование – значимая доля финансового сектора страны. Ключевое требование Центробанка к участникам рынка – поддержание финансовой стабильности и платежеспособности.

Недопустимо положение, при котором страховщик не сможет исполнить страховые обязательства.

Закон накладывает на страховщиков ряд обязательств, соблюдение которых проверяет Центробанк с помощью регулярной отчетности и проверок. По жалобе страхователей или других участников рынка регулятор может усилить надзорные мероприятия, в том числе провести внеплановые проверки или запросить дополнительную документацию.

При выявлении нарушений со стороны страховщика, ЦБР направляет предписание на устранение, и устанавливает срок исправления.

Если нарушения не исправлены, или в течение года будут выявлены повторно, контролирующий орган страховых компаний вправе:

  1. ввести запрет или ограничение на совершение сделок страховщиком;
  2. лишить лицензии, или приостановить.

Согласно статье 32.1 закона №4015-1, регулятор также устанавливает требования по квалификации и деловой репутации для руководителей и финансистов страховых компаний.

Непрямые функции контроля страховых услуг выполняют организации, призванные защищать гражданские права. В различных ситуациях, связанных со страховкой, для реализации защиты собственных прав можно также обратиться в:

  1. суд — обращение будет действенно, если была оформлена и подана оппоненту досудебная претензия;
  2. прокуратуру — главный надзорный орган РФ, рассматривает обращения по нарушению законодательства;
  3. антимонопольный комитет — можно обращаться, если компания-страховщик вписывает в договор услуги не по своему профилю;
  4. российский союз автостраховщиков — можно обратиться по спорам при ОСАГО и «Зеленой карте».
  5. Роспотребнадзор — защищает права клиента страховой компании, как получателя услуги;

Статья 35 Закона позволяет страховщику оспаривать решения надзорного органа в суде.

Лицензирование – это официальное разрешение от ЦБ на работу страховой компании. В реестре субъектов страхового дела можно ознакомиться со сведениями из выданных лицензий о:

  1. деятельности — страхование, перестрахование, страховой брокер, взаимное страхование и прочие;
  2. уполномоченном органе, выдавшем разрешение;
  3. номере записи в едином реестре;
  4. виде предоставляемых услуг — имущественное, личное, страхование жизни и другое.
  5. названии юрлица или ФИО частного предпринимателя, адресе регистрации, номере госрегистрации или ИНН;

Лицензия выдается на неограниченный срок и прекращается в случае изъятия или вместе с прекращением деятельности самого страховщика.

Без лицензии осуществлять любую деятельность, связанную с услугами страхования, незаконно. Не стоит путать государственное лицензирование с профессиональной аккредитацией страховых организаций. Последняя также называется банкострахованием — это соглашения между банками и страховыми организациями о совместной деятельности, в том числе о предоставлении страховых услуг при кредитовании.

Была ли эта статья для вас полезной?

2 0 Ваш голос принят Произошла ошибка Поделиться: Поле обязательно для заполнения Введите номер телефона для связи Получить ответ Ваша заявка принята! Юрист свяжется с вами в ближайшее время Специалист по гражданскому праву, недвижимости, наследству и автоправу.

Помогу написать жалобу, составить иск в суд, обращение в прокуратуру. Быстрая консультация по срочным вопросам. Спросить юриста Ваша заявка принята!

Юрист свяжется с вами в ближайшее время

  1. Вы получаете развернутый ответ юриста и знаете как действовать дальше
  2. В течении 5 минут с вами свяжется юрист и ответит на ваши вопросы
  3. Кратко опишите проблему и оставьте свои контактные данные

Поле обязательно для заполнения Введите номер телефона для связи Обратиться к юристу

Страховой надзор как правовая категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

УДК 349.

3 Мирошник С. В. СТРАХОВОЙ НАДЗОР КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ В статье рассматриваются дискуссионные вопросы теории страхового надзора. Делается вывод о том, что страховой надзор представляет собой деятельность компетентного федерального органа государственной власти по проведению разнообразных контрольно-надзорных мероприятий, направленных на обеспечение стабильного функционирования и поступательного развития рынка страховых услуг.

Jhe article examines the controversial issues of the theory of insurance supervision.

Concludes that the insurance supervision of the activities of the competent Federal state authority for conducting a variety of supervision measures aimed at ensuring stable functioning and sustained development of the market of insurance services. Ключевые слова: надзор, контроль, федеральный орган исполнительной власти, юридическая деятельность.

Keywords: supervision, control, the federal body of executive power, legal activities. Рыночные условия хозяйствования оказали существенное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся между государством и субъектами страхового дела.

Согласно Конституции Российской Федерации вопросы осуществления страхового надзора относятся к компетенции органов исполнительной власти.

При этом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, наделяя орган страхового надзора государственно-властными полномочиями, «федеральный законодатель должен соблюдать вытекающие из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17, 34 и 35, требования, в силу которых ограничение федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности возможно только тогда, если оно отвечает требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, и не затрагивает само существо конституционных прав, т.е.
При этом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, наделяя орган страхового надзора государственно-властными полномочиями, «федеральный законодатель должен соблюдать вытекающие из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17, 34 и 35, требования, в силу которых ограничение федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности возможно только тогда, если оно отвечает требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, и не затрагивает само существо конституционных прав, т.е.

не ограничивает пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм» [1]. Правовое обеспечение страхования относится к предмету исключительного ведения Федерации. Федеральный законодатель обладает собственной дискрецией в регулировании форм страхового надзора, порядка его осуществления, так как только в этом случае гарантируется соблюдение прав и свобод всех участников страховых правоотношений.

В юридической науке неоднократно предпринимались попытки раскрыть сущность страхового надзора. Ю.А. Колесников определяет государственный надзор за страховой деятельностью как один из видов государственного административного надзора, который включает в себя целый ряд процедур и осуществляется уполномоченными органами государственной власти [2].

О.В. Кононенко рассматривает страховой надзор как надзор органов исполнительной власти, осуществляемый в целях обеспечения законности и безопасности деятельности субъектов страхового дела, а также полноценного развития страхового рынка государства [3]. Фактически такую же позицию занимает В.Ю. Абрамов, объясняющий необходимость государственного надзора особенностями страховой деятельности как разновидности лицензируемой деятельности, предполагающей возникновение отношений публичного характера с участием компетентных государственных органов.
Абрамов, объясняющий необходимость государственного надзора особенностями страховой деятельности как разновидности лицензируемой деятельности, предполагающей возникновение отношений публичного характера с участием компетентных государственных органов.

Одновременно автор начинает противоречить сам себе, справедливо обращая внимание на существование объективной потребности в осуществлении страхового надзора, обусловленной спецификой работы страховых организаций [4].

Мы принципиально не согласны с позицией авторов, рассматривающих страховой надзор как разновидность административного надзора.

Для обоснования своей точки зрения обратимся к постулатам того же административного права.

Представители науки административного права определяют: — контроль как

«наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций»

; — надзор как «ограниченный, суженный контроль» [5, с. 460]. По их мнению, отличительными чертами административного надзора является, во-первых, отсутствие организационной подчиненности между субъектами и объектами надзора; во-вторых, невозможностью вмешательства субъектов надзора в оперативную деятельность поднадзорных субъектов; в-третьих, возможностью применения субъектами надзора мер административного принуждения.

Многие авторы обращают внимание на то, что административный надзор всегда направлен на соблюдение специальных правил.

Но этот же вывод справедлив и в отношении контроля.

Например, налоговые органы представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Они обладают широкими полномочиями при проведении камеральных и выездных налоговых проверок. В случае выявления состава налогового правонарушения имеют право привлечь виновных лиц к налоговой, административной ответственности.

Создание специализированного органа, осуществляющего административный надзор, вряд ли вообще можно признать отличительной особенностью административного надзора, так как структура государственного аппарата обусловлена содержанием выполняемых публично-правовыми образованиями функций.

Закономерно возникает следующий вопрос.

Следуя логике ряда авторов, можно сделать вывод, что банковский надзор, осуществляемый Центральным банком РФ в отношении кредитных организаций страны, носит ограниченный характер.

Но этот вывод противоречит нормам банковского права, закрепляющим огромные правовые возможности Центробанка. Совсем, например, не стыкуется с признаками административного надзора право ЦБ РФ требовать замены руководителя кредитной организации. Разве это не открытое вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность субъекта банковских правоотношений?

То же самое касается и страхового надзора. Тот факт, что он осуществляется федеральным органом исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных ему субъектов страхового дела в целях проверки соблюдения норм страхового законодательства, не дает еще никаких оснований для признания его административно-правовой природы.

На наш взгляд, термин «административный надзор» есть весьма неудачная попытка совместить несовместимое. Желание придать ему универсальный характер привело к тому, что под административный надзор подводятся абсолютно все сферы, где употребляется слово «надзор». Как справедливо отмечают исследователи, административный надзор -самый большой по объему и разнообразию [5, с.

460]. Получается — сколько есть специальных правил, столько есть разновидностей административного надзора. Думается, что это не так. Нельзя объединять в единые рамки административного права общественные отношения, регулируемые различными отраслями права.

Административный надзор должен применяться только там, где есть объективная необходимость административного регулирования общественных отношений.

Практика показала неэффективность и даже опасность регулирования многих аспектов страхового надзора за счет административных регламентов.

Никто не отрицает того факта, что административные регламенты являются важнейшими источниками административно-надзорной деятельности. Но они по своей сути не отражают и не могут отражать особенности страховой деятельности как разновидности финансовой деятельности государства.

Орган страхового надзора призван не только проверять соблюдение субъектами страхового дела требований страхового законодательства, но и, осуществляя постоянный мониторинг, обеспечивать стабильное функционирование всего рынка страховых услуг. Действующее законодательство должно строиться на основе четкого разграничения полномочий, связанных с осуществлением страхового контроля и полномочий субъекта, связанных с проведением страхового надзора.

Принципиальная разница между страховым надзором и страховым контролем заключается в следующем. Объектом страхового контроля является деятельность субъектов страхового дела — страховщиков, обществ взаимного страхования, страховых брокеров, страховых актуариев. Объектом страхового надзора выступает страховой рынок страны, страховое дело в его статике и динамике.

Отличительными особенностями страхового надзора является использование таких технологий, как: — сбор и обработка материалов, полученных в результате проведения контрольных мероприятий, — анализ и исследование нарушений и отклонений в процессе функционирования страховой системы, — разработка, представление и (или) утверждение предложений, направленных на устранение препятствий, мешающих нормальному функционированию и развитию поднадзорной системы, — разработка предложений по развитию страхового дела и эффективному функционированию рынка страховых услуг. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Страховой надзор как система включает в себя две подсистемы: — подсистему страхового контроля, — подсистему страхового надзора. Подсистема страхового надзора представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой элементов, в частности, таких как: субъект страхового надзора (федеральный орган исполнительной власти); объект надзора (страховой рынок России); предмет надзора (вопросы, обусловливающие стабильное функционирование и развитие рынка страховых услуг). Страховой надзор обладает следующими признаками: — имеет государственно-властный характер, так, деятельность органа страхового надзора строится на основе методов убеждения и принуждения, — носит правовой характер, — распространяется на субъектов страхово- го дела, т.

е. на профессиональных участников рынка страховых услуг, — осуществляется через государственный орган специальной компетенции, — нацелен на проверку соблюдения норм страхового законодательства участниками страховых отношений, — орган страхового надзора имеет право применять как предупредительные, так и принудительные меры воздействия в зависимости от характера правонарушения, — страховой надзор осуществляется непрерывно в силу объективной необходимости обеспечить надлежащую реализацию норм страхового законодательства. На основании изложенного можно предложить следующее определение страхового надзора.

Страховой надзор — это урегулированная нормами финансового права, осуществляемая во взаимодействии с иными уполномоченными субъектами деятельность компетентного федерального органа государственной власти по проведению разнообразных контрольно-надзорных мероприятий, направленных на обеспечение стабильного функционирования и поступательного развития рынка страховых услуг, поддержание позитивных и устранение негативных тенденций в страховой сфере. Назначение страхового надзора заключается в содействии успешной реализации политики государства в области страховой деятельности, являющейся составной частью общей финансовой политики публичного субъекта. Страховой надзор выполняет следующие функции: — функцию выявления, пресечения правонарушений в сфере страховой деятельности; — функцию привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении страхового законодательства; — функцию предупреждения возможных нарушений страхового законодательства; — аналитическую функцию, заключающуюся в выявлении и устранении причин совершения правонарушений, с одной стороны, установлении и поддержании позитивных тенденций развития страхового рынка страны, с другой стороны; — прогностическую функцию, связанную с участием в разработке и реализации концепции развития страхового рынка страны.

Первые три функции являются функциями страхового контроля как первого этапа страхового надзора.

Последние две — это основные направления воздействия непосредственно самого страхового надзора как инструмента государственного регулирования страховой сферы. Качество страхового надзора, его эффективность во многом зависят от четкого нормативного закрепления и реализации концептуальных идей его построения и осуществления — принципов.

Принципы страхового надзора представляют собой научно обоснованные концептуальные идеи, лежащие в основе организации и построения правового механизма, обеспечивающего эффективный и результативный надзор как за деятельностью субъектов страхового дела, так и за развитием рынка страховых услуг.

Можно выделить общие и специальные принципы страхового надзора.

Общие принципы как основы организации и осуществления государственного финансового контроля распространяют свое влияние на все разновидности государственного финансового контроля. К ним относятся, например, такие принципы, как: принцип законности; принцип гласности; принцип правового равенства субъектов финансовых правоотношений; презумпция добросовестности проверяемого субъекта; принцип приоритета норм международного права; принцип неотвратимости наказания на виновно совершенное финансовое правонарушение. Специальные принципы являются конкретизацией применительно к страховой деятельности общих требований государственного финансового контроля.

Особое значение для организации страхового надзора имеют следующие принципы: iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . — принцип системности, находящий свое выражение в четком разграничении функ- ций органа страхового надзора и иных органов государственного финансового контроля, эффективном взаимодействии между ними в процессе осуществления контрольных и надзорных мероприятий; — принцип объективности, находящий свое выражение в строгом соответствии действий сотрудников страхового надзора законодательно регламентированным процедурам надзора и контроля; недопущение предвзятости и предубежденности при проведении контрольно-надзорных мероприятий; — принцип ответственности органа страхового надзора за надлежащее выполнение возложенных на него функций; — принцип профессионализма, согласно которому для достижения поставленных целей и задач сотрудники органа страхового надзора должны обладать необходимым и достаточным уровнем профессиональной квалификации, постоянно его поддерживать; — принцип соблюдения профессиональной этики (соблюдение этого принципа особенно важно для сотрудников органа страхового надзора, поскольку они выполняют социально значимые функции, обладают государственно-властными полномочиями, выступают от имени государства). Единство системы финансового контроля обеспечивается за счет четкого законодательного закрепления целей, принципов проведения контрольных действий, а в ряде случаев и соподчиненности субъектов контроля, позволяющей добиться согласованности их действий.

Страховой надзор включает ряд этапов: — мониторинг состояния рынка страховых услуг, — анализ количественных и качественных его параметров, — моделирование развития рынка страховых услуг, — выявление негативных тенденций, — разработку и реализация мер, направленных на устранение диспропорций развития страхового дела в России, — разработку концептуальных идей развития страхования как элемента финансовой системы страны. Действенный и эффективный страховой надзор является важнейшим условием сильной власти и одним из основных факторов стабильного развития финансовой системы страны.

Как справедливо отмечает А.А. Мамедов, страхование как неотъемлемая функция государства, являясь необходимым условием его развития и стабильности, позволяет не только минимизировать экономические потери, но в ряде случаев сохранить саму государственность, экономический суверенитет государства [6, с. 175]. Кризисные явления последних лет убедительно показали необходимость оптимизации страхового надзора.

В страховании, так же как и в банковской сфере, требуется введение систем ранней локализации кризисных элементов, основанных на использовании опережающих индикаторов, стресс-тестов. Необходимо вносить изменения и в саму организационную структуру страхового надзора и контроля. Практика показала, что общественные отношения, возникающие по поводу страхового надзора, объективно требуют регламентации за счет потенциала норм финансового права, в основе которых лежит метод государственно-властных предписаний.

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо внести существенные изменения в главу 4 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1

«Об организации страхового дела в Российской Федерации»

. Мы не поддерживаем высказанное в науке мнение о необходимости принятия специального закона о страховом надзоре. К сожалению, российская практика показывает, что чем больше отдельных нормативных правовых актов, тем больше вероятность возникновения противоречий между ними.

Дальнейшую систематизацию страхового законодательства целесообразно проводить в форме кодификации. Бурное развитие рынка страховых услуг, появление новых финансово-правовых институтов создаст объективные предпосылки для появления Страхового кодекса страны, что позволит не только перевести осуществление страхового надзора на качественно новый уровень, но и обеспечит стабильное поступательное развитие российского рынка страховых услуг.

Литература 1. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 6. 2. Колесников Ю.А.

Административно-правовое регулирование страховой деятельности. Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2007 // Официальный сайт ВАК России.

3. Кононенко О.В. Административно-правовое регулирование страхового надзора в Российской Федерации: Автореф.

дисс. канд. юрид. наук. Тюмень, 2010. 4. Абрамов В.Ю. Страхование — теория и практика. М., 2007. 5. Бахрах Д.Н. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.

Административное право: Учебник. 3-е изд., пересмотр. и доп. М., 2007.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+