Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Конституции 1946 г по статьям

Конституции 1946 г по статьям

Конституция 1946 г.

Конституция Четвертой республики закрепила основные принципы демократического общества и государства. Были декларированы равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права трудящихся: право на труд, отдых, материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управление предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др. Провозглашался широкий круг политических прав и свобод. По форме правления Франция являлась парламентской республикой.

Нижняя палата парламента — Национальное собрание — провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны. Национальное собрание абсолютным большинством должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним ответственность.

Оно формировалось на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, по системе пропорционального представительства. Конституция сохраняла двухпалатную систему парламента. Совет республики, вторая палата, был наделен лишь совещательными функциями.

Его рекомендации не были обязательны для Национального собрания. Он избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с Сенатом Третьей республики были сведены до минимума.

Президент, глава государства, избирался на совместном заседании палат парламента сроком на семь лет. Он не имел права распускать нижнюю палату, назначать по своему выбору высших должностных лиц, был лишен и ряда других важных прерогатив.

Любые акты президента требовали санкции правительства в виде контрассигнации председателя кабинета и одного из министров.

Исполнительная власть вручалась Совету министров во главе с его председателем. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управлении страной и имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета находилась под эффективным контролем нижней палаты.

Назначение председателя Совета министров и его кабинета декретом президента могло производиться только вынесением вотума доверия со стороны Национального собрания.

В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумом недоверия или порицания.

В такой ситуации на период до избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания. Это положение имело целью предотвратить слишком частые правительственные кризисы и возможные попытки установления режима личной власти.

практически сохранила в неприкосновенности старую судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент.

Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства. Но на протяжении 40-х — 50-х годов возникла и продолжала нарастать эрозия государственного режима Четвертой республики.

Обострение политической обстановки и отход от основных принципов конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой. 4. | Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Разработка и принятие Конституции 1946 г.

Её общая характеристика

Учредительное собрание уже 29 ноября 1945 г.

поручило особой «конституционной комиссии» разработку проекта конституции. Эта комиссия была избрана группами Собрания по признаку пропорциональности в составе 42 членов; предложение коммунистов об образовании комиссии в составе 84 и даже 100 членов было отклонено Собранием.

В соответствии с партийным составом самого Собрания в комиссию входили 11 коммунистов и 1 примкнувший республиканец, участник сопротивления, 11 народных республиканцев, 10 социалистов, 3 депутата группы «Республиканского объединения», 2 депутата от «Демократического и социалистического союза сопротивления», 1 примкнувший «крестьянин» и 1 независимый республиканец Конституция французской республики 1946 г. // Советское государство и право.

— 1947. — № 7. — С. 52. Комиссия избрала своим председателем социалиста Андре Филипа, который в качестве государственного комиссара специально занимался в Алжире разработкой проекта будущих учреждений; генеральным докладчиком был избран Франсуа де Мантон, бывший министр юстиции Национального комитета и Временного правительства.

Оба они были профессорами политической экономии. Кроме того, в комиссию входили два специалиста по публичному, праву — Пьер Кот, преподаватель и адвокат, и Ренэ Капитан, профессор Страсбургского университета. Оба они, равно как и Кост-Флоре, профессор гражданского права Алжирского университета, играли очень активную роль, хотя и в разных направлениях.
Оба они, равно как и Кост-Флоре, профессор гражданского права Алжирского университета, играли очень активную роль, хотя и в разных направлениях.

Работа комиссии протекала тремя фазами, которые можно вполне отчетливо выявить и назвать по имени членов комиссии, вдохновлявших работу на данной стадии:

  1. 1) фаза Филипа;
  2. 19 апреля 1946 года, вечером в святую пятницу, конституция в целом была окончательно принята 309 голосами против 249. В соответствии с конституционным законом 2 ноября 1945 года текст конституции, принятый Учредительным собранием 19 апреля, являлся лишь проектом, подлежащим представлению на одобрение народа. Референдум 5 мая 1946 года дал отрицательный результат.
  3. 3) фаза Кота.
  4. 2) фаза Ориоля;

Первоначальный вариант конституции был изменен созданием второй палаты — Совета республики, избиравшегося косвенным голосованием (но имевшего все же в основном совещательный характер), предоставлением президенту республики права выдвигать кандидатуру главы правительства вместо непосредственного выбора его Национальным собранием и т.д.

Однако основные демократические положения первого проекта, благодаря напряженной борьбе представителей компартии в конституционной комиссии, сохранились.

Компромиссное решение было одобрено Учредительным собранием 29 сентября 1946 года. В поддержку проекта голосовали 440 депутатов (ФКП, СФИО, МРП и некоторые мелкие левые группы), против 106 (РЖР, ПРЛ и прочие правые) Конституция французской республики 1946 г. // Советское государство и право.

— 1947. — № 7. — С. 52. Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых политических принципов, характерных для европейских конституций так называемой второй волны (40 — 50-е гг.). Три крупнейшие правительственные партии призвали избирателей во время референдума одобрить проект, РЖР и ПРЛ — отвергнуть его. 29 сентября де Голль выступил в Эпинале с речью, в которой содержались резкие нападки на проект конституции.

Однако на референдуме, состоявшемся 13 октября, проект был одобрен 9263 тыс. голосов против 8144 тыс. Он вступил в силу 24 декабря 1946 г. История государства и права зарубежных стран: В 2 т.

/ Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова и др. — М.: Изд-во Моск.

ун-та, 1991. — Т. 2. — С. 233.

Конституция 27 октября 1946 года состоит из 106 статей.

По объему она значительно превышает не только конституцию 1875 года, но также обе конституционные хартии и конституции десятилетнего и пожизненного консульства, равно как и конституции Второй империи (1852 и 1870 годов). Но она менее объемиста, чем конституция 1848 года и революционные конституции 1791, 1793 и 1795 годов.

К этим последним она приближается по четкому и систематическому расположению материала.

Конституция разделяется на двенадцать глав, которым, предшествует преамбула. Глава I. О суверенитете. Глава II. О парламенте. Глава III. Об Экономическом совете. Глава IV. О дипломатических договорах. Глава V. О президенте республики. Глава VI. О Совете министров. Глава VII. Об уголовной ответственности министров.
Глава VII. Об уголовной ответственности министров.

Глава VIII. О Французском Союзе: Раздел I. Основные начала. Раздел II. Организация. Раздел III. Заморские территории и департаменты.

Глава IX. О Высшем совете магистратуры. Глава X. О местных коллективах.

Глава XI. О пересмотре конституции. Глава XII. Переходные постановления История государства и права зарубежных стран: В 2 т.

/ Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова и др. — М.: Изд-во Моск.

ун-та, 1991. — Т. 2. — С. 233.

Уже одно это перечисление глав показывает, как широки рамки конституции 1946 года.

Содержащиеся в ней нормы могут быть, однако, сведены в три следующие категории:

  1. — о местных коллективах (отдел X);
  2. 1. Предписания, устанавливающие структуру и взаимоотношения Республики и Французского Союза (абзацы 16, 17 и 18 преамбулы и отдел VIII).
  3. 2. Основные начала, относящиеся к проблемам, часто включаемым в конституции французскими и иностранными учредительными собраниями, хотя эти проблемы не носят конституционного характера в собственном смысле этого слова, а именно:
    • — о публичных правах и свободах (абзацы 1 — 13 преамбулы) ;
    • — о местных коллективах (отдел X);
    • — о международных отношениях (абзацы 14 и 15 преамбулы и отдел IV).
  4. 3. Нормы, касающиеся организации и взаимоотношений государственных властей. Они составляют содержание восьми отделов конституции (I, II, III, V, VI, VII, IX, XI) и частично отдела VIII.
  5. — о публичных правах и свободах (абзацы 1 — 13 преамбулы) ;
  6. — о международных отношениях (абзацы 14 и 15 преамбулы и отдел IV).

Несмотря на то, что Конституция Четвертой республики была результатом компромисса различных классовых и политических сил, в целом она явилась важным завоеванием французских трудящихся.

В ней были закреплены прогрессивные преобразования, проведенные в жизнь в итоге разгрома международного и французского фашизма. Октябрьская конституция 1946 года была основана на принципе национального суверенитета и недвусмысленно утверждала ответственность правительства перед Ассамблеей, избранной прямым всеобщим голосованием.
Октябрьская конституция 1946 года была основана на принципе национального суверенитета и недвусмысленно утверждала ответственность правительства перед Ассамблеей, избранной прямым всеобщим голосованием. Она гарантировала осуществление демократических прав и провозглашала светский характер государства и школы.

Она закрепляла новые социально-экономические права граждан: равенство мужчины и женщины во всех областях, право на объединение в профсоюз и забастовку, право на коллективное определение условий труда и управление предприятиями, право на труд, на материальное обеспечение матери и ребенка, престарелых трудящихся и инвалидов, право ребенка на образование и культуру, организацию всеобщего светского образования всех ступеней. Конституция прямо утверждала законность национализаций, мирный характер внешней политики Франции и равенство прав народов зависимых стран. Реакцией на авторитаризм времен войны была демократизация общественной жизни, предоставление широкого круга прав и свобод, гарантии конституционной законности.

В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др.
В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др. Расширялась сфера регулирования политической и особенно внешнеполитической деятельности государства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и т.п.).

Новая Конституция значительно расширила пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферу жизни общества, изменяла характер отношений между личностью и государством, возлагая на государство, помимо широких прав, и новые обязанности.

Признанным конституционным принципом стало провозглашение «социального государства», в котором права собственника сочетаются с «общим благом» и ограничиваются общественными интересами Крутоголов М.А. Государственный строй современной Франции: (Четвертая республика). — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — С.

65. Исполнительная власть по Конституции вручалась Совету министров во главе с его председателем, главой правительства.

Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной и в этом своем качестве имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под эффективный контроль нижней палаты.

Назначение председателя Совета министров декретом президента могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны Национального собрания.

В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку.

Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания. В такой ситуации на период избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания. Конституция практически сохраняла в неприкосновенности судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства.

Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства. Конституция 27 октября содержит ряд положений и норм, указывающих на желание ее авторов привести политический статут Франции в соответствие с требованиями организованного международного сообщества.

  1. 3. Отказ от войны как орудия политики (пакт Бриана — Келлога 27 августа 1928 года): Франция «не предпримет никакой войны с целью завоевания и никогда не употребит свои силы против свободы какого-либо народа» (преамбула). «Никакая уступка, никакой обмен и никакое присоединение территории не может иметь места без согласия заинтересованного населения» (ст. 27) Конституция французской республики 1946 г. // Советское государство и право. — 1947. — № 7. — С. 60.
  2. 2. Взаимные ограничения суверенитета: «При условии взаимности Франция согласна на ограничения суверенитета, необходимые для организации и защиты мира» (преамбула).
  3. 1. Подчинение международному публичному праву: «Французская республика, верная своим традициям, сообразуется с положениями международного публичного права» Конституция французской республики 1946 г. // Советское государство и право. — 1947. — № 7. — С. 60. (преамбула). Дипломатические договоры, надлежащим образом ратифицированные и опубликованные, имеют силу, превышающую силу внутренних законов (ст. 28). Они имеют силу закона даже в том случае, если противоречат внутренним французским законам; нет необходимости обеспечивать их применение законодательными положениями, кроме тех, которые были необходимы для обеспечения их ратификации (ст. 26). Их положения «могут быть отменены, изменены или приостановлены только вследствие надлежащим образом проведенной денонсации, нотифицированной дипломатическим путем» (ст. 28).

Остальная, то есть большая часть положений конституции относится, что вполне логично, к организации и взаимоотношениям государственных властей. Этим вопросам будет посвящено дальнейшее изложение.

Конституция 1946 г. и четвертая республика

история франция режим республика Первоначальный вариант конституции был изменен созданием второй палаты — Совета республики, избиравшегося косвенным голосованием (но имевшего все же в основном совещательный характер), предоставлением президенту республики права выдвигать кандидатуру главы правительства вместо непосредственного выбора его Национальным собранием и т.д.

Однако основные демократические положения первого проекта, благодаря напряженной борьбе представителей компартии в конституционной комиссии, сохранились.

Компромиссное решение было одобрено Учредительным собранием 29 сентября 1946 года. В поддержку проекта голосовали 440 депутатов (ФКП, СФИО, МРП и некоторые мелкие левые группы), против 106 (РЖР, ПРЛ и прочие правые). Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых политических принципов, характерных для европейских конституций так называемой второй волны (40-50-е гг.).

Три крупнейшие правительственные партии призвали избирателей во время референдума одобрить проект, РЖР и ПРЛ — отвергнуть его. 29 сентября де Голль выступил в Эпинале с речью, в которой содержались резкие нападки на проект конституции.

Однако на референдуме, состоявшемся 13 октября, проект был одобрен 9263 тыс.

голосов против 8144 тыс.2 Он вступил в силу 24 декабря 1946 г.

Несмотря на то, что Конституция Четвертой республики была результатом компромисса различных классовых и политических сил, в целом она явилась важным завоеванием французских трудящихся.

В ней были закреплены прогрессивные преобразования, проведенные в жизнь в итоге разгрома международного и французского фашизма.

«Октябрьская конституция 1946 года основана на принципе национального суверенитета и недвусмысленно утверждает ответственность правительства перед Ассамблеей, избранной прямым всеобщим голосованием.

Она гарантирует осуществление демократических прав и провозглашает светский характер государства и школы.

Она закрепляет новые социально-экономические права граждан: равенство мужчины и женщины во всех областях, право на объединение в профсоюз и забастовку, право на коллективное определение условий труда и управление предприятиями, право на труд, на материальное обеспечение матери и ребенка, престарелых трудящихся и инвалидов, право ребенка на образование и культуру, организацию всеобщего светского образования всех ступеней. Конституция прямо утверждает законность национализацией, мирный характер внешней политики Франции и равенство прав народов зависимых стран». Реакцией на авторитаризм времен войны была демократизация общественной жизни, предоставление широкого круга прав и свобод, гарантии конституционной законности.

В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др.

Расширялась сфера регулирования политической и особенно внешнеполитической деятельности государства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и т.п.). Новая Конституция значительно расширила пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферу жизни общества, изменяла характер отношений между личностью и государством, возлагая на государство, помимо широких прав, и новые обязанности. Признанным конституционным принципом стало провозглашение «социального государства», в котором права собственника сочетаются с «общим благом» и ограничиваются общественными интересами3.

С точки зрения основного принципа организация государственного строя, в первой послевоенной конституции Франции продолжала господствовать идея абсолютного парламентаризма. По форме правления Франция являлась парламентарной республикой, причем нижняя палата парламента — Национальное собрание — провозглашалось единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Кроме того, Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны.

Собрание, избираемое по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права, абсолютным большинством голосов должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним всю полноту ответственности. Конституция традиционно сохранила двухпалатную структуру парламента. Однако вторая палата — Совет республики — была наделена лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не были обязательными для Национального собрания.

Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием.

Состав палаты должен был периодически обновляться. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимума. Все законодательные предположения, в том числе и выдвинутые членами Совета республики, должны были сначала обсуждаться первой палатой — Национальным собранием.

Если в принятый им законопроект Совет республики вносил свои поправки, то Национальное собрание рассматривало его во втором чтении с правом принять или отвергнуть: данное решение считалось окончательным. Поправки, принятые Советом республики абсолютным большинством советников при открытом голосовании, могли быть отвергнуты Национальным собранием только таким же порядком. Чтобы парализовать старую сенатскую тактику проволочек, превращения законопроекта в «челнок», бесконечно сновавший между Бурбонским и Люксембургским дворцами, статья 20-я конституции 1946 г.

ограничивала сроки рассмотрения обычных законодательных предположений Советом республики двумя месяцами, а бюджета и срочных законопроектов — временем рассмотрения данного вопроса в Национальном собрании. Если вторая палата нарушала указанный срок, Национальное собрание имело право обнародовать (промульгировать) закон в том виде, в каком он прошел первое чтение4. Члены второй палаты не имели права подавать интерпелляций (запросов) правительству, за которыми следовало голосование с принятием резолюции, сохранив лишь возможность вносить менее действенные устные и письменные вопросы.

Кроме того, Совет республики не мог служить, подобно прежнему сенату, высшим трибуналом, судившим президента по обвинению в государственной измене и министров — за преступления, совершенные ими при исполнении своих обязанностей, а также не мог выступать инициатором ревизии конституции. Напротив, полномочия Национального собрания были соответственно расширены. Оно получило исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсирования некоторых договоров с иностранными государствами, объявления войны и т.д.

Согласно новому протоколу, вторым лицом в государстве считался не председатель Совета республики — бледной копии довоенного сената, а глава Национального собрания, председательствовавший на совместном заседании обеих палат и заменявший в чрезвычайных обстоятельствах президента. Вопрос о правильности избрания депутатов решался самим Национальным собранием большинством голосов (а не особым конституционным судом, как требовали представители реакционных партий).

В прошлом президент располагал правом роспуска палаты депутатов с санкции сената (хотя оно было скомпрометировано президентом-монархистом Мак-Магоном в 1877 г.

и с тех пор фактически не применялось).

Конституция Четвертой республики ввела это право в строгие рамки, отняв его у главы государства и передав главе правительства. Последний имел возможность прибегнуть к подобной чрезвычайной мере по консультации с министрами и председателем Национального собрания лишь после двух правительственных кризисов, произошедший в течение 18 месяцев и вызванных вотумами недоверия или порицания, которые были приняты абсолютным большинством всех депутатов.

В период подготовки выборов после роспуска Национального собрания правительство должен был возглавить председатель собрания. Конституция 1946 г. категорически запрещала широко распространенную накануне второй мировой войны практику делегирования парламентом законодательных полномочий правительству, которое применяло их в форме «декретов-законов», служивших излюбленным оружием реакционных кабинетов.

Председатель совета министров считался главой исполнительной власти (администрации) и высшим гарантом исполнения законов.

Ему было предоставлено исключительное право постановки вопроса о доверии, которого остальные министры были лишены. Глава правительства разделял с депутатами право законодательной инициативы (ст. 46). Законодательные акты президента республики подписывались (контрассигновались) одним из министров и председателем совета министров.
46). Законодательные акты президента республики подписывались (контрассигновались) одним из министров и председателем совета министров.

Последний имел право назначить высших чиновников, контролировать ряд важных вопросов, связанных с национальной обороной, и т.д.5. Главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет.

По Конституции 1946 г., в отличие от предшествующей, президент был лишен ряда важных прерогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). Любые акты президента, в том числе назначение на высшие должности, требовали контрасигнации председателя кабинета и одного из министров.

Глава государства избирался на семь лет абсолютным большинством голосов на совместном заседании Национального собрания и Совета республики в Версале. Помимо протокольных обязанностей, он вновь получил право предлагать парламенту кандидатуру главы правительства, председательствовать на заседаниях совета министров, высшего совета национальной обороны, высшего совета магистратуры (верховного органа судебной системы) и конституционного комитета, а также право обращаться с посланием к палатам и право помилования. Президент по-прежнему не подлежал суду, за исключением случая государственной измены.

Однако, как уже отмечалось, глава государства не являлся, в отличие от периода Третьей республики, официальным главой администрации и дипломатии, а каждый его акт нуждался в подписи как министра, возглавлявшего соответствующее ведомство, так и председателя совета министров6.

Исполнительная власть по Конституции вручалась Совету министров во главе с его председателем, главой правительства. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной и в этом своем качестве имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под эффективный контроль нижней палаты.

Назначение председателя Совета министров декретом президента могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны Национального собрания. В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания.

В такой ситуации на период избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания. Конституция практически сохраняла в неприкосновенности судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент.

Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.

Принятие новой конституции дополнялось коренной реформой избирательной системы.

Согласно этой системе, избирательным округом вместо мелкого административного района, посылавшего в парламент только одного депутата, являлась гораздо более обширная территориальная единица — департамент.

На каждый департамент приходилось несколько парламентских мандатов, в зависимости от численности населения.

Наиболее густонаселенные департаменты делились на несколько округов.

Каждая партия должны была выставлять список из стольких имен, сколько мандатов приходилось на данный департамент, и получала места пропорционально числу собранных ее списком голосов.

На выборах в Национальное собрание — первый парламент Четвертой республики, состоявшихся 10 ноября 1946 г., — коммунисты получили 5,5 млн.

голосов, выиграв 300 тыс. и снова став первой партией Франции. Сокрушительное поражение потерпели социалисты, собравшие 3,4 млн.

голосов: они утратили почти 800 тыс.

своих избирателей. МРП оставалась основной силой реакции — она получила 5 млн.

голосов, но потеряла не менее 500 тыс. по сравнению с июньскими выборами в Учредительное собрание второго созыва. РЖР (Радикалы, ЮДСР и т.д.) утратила 150 тыс.

голосов, собрав 2,4 млн. Зато ПРЛ и прочие правые получили на этот раз 2,8 млн. голосов, выиграв не менее 500 тыс. Места в Национальном собрании распределились следующим образом: ФКП и прогрессисты — 169, СФИО — 103, РЖР — 55, МРП — 166, ПРЛ и прочие — 547.

Политическая жизнь следующих лет во Франции характеризуется постепенным уменьшением влияния коммунистов и усиления партий, поддерживающих генерала де Голля. Так, на первых выборах в Национальное собрание т.н. Голлистский союз, не пользовавшийся, правда, напрямую поддержкой де Голля, собрал всего 3 % голосов и распался8.

В 1947 г. уже лично де Голль возглавил партию центристского толка Объединение французского народа (РПФ), которая на муниципальных выборах осенью 1947 года набрала уже 29 % голосов, лишь чуть отстав от ФКП, получившей 30 %.

К 1949 г. РПФ, еще более упрочила свои позиции, выступая как «третья сила». ФКП, напротив, на выборах 1951, получила уже 26 % голосов9.

На протяжении 40-х — середины 50-х гг. стало нарастать недовольство государственным режимом Четвертой республики. РПФ выступила с требованием отмены Конституции 1946 г.

и создания сильной исполнительной власти, способной возвыситься над «партийной чехардой».

Сложные проблемы модернизации экономики и перестройки экономической структуры, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониальные войны требовали активного вмешательства государства и стимулировали поиски путей к установлению твердой власти. Политическая система, основанная на классическом парламентаризме, в условиях многопартийного соперничества и возросших требований к административно-управленческой деятельности оказалась неспособной адекватно реагировать на сложные социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе.

Изменение в государственном строе в период четвертой республики во Франции.

Конституция 1946 г. Конституционная реформа 1954 г.

29 Предпосылкой нового государственного уклада, установившегося во Франции после освобождения и после успешного для страны окончания Второй мировой войны, были военно-политические учреждения, сформированные вне пределов континентальной Франции (главным образом в Алжире, бывшем с конца XIX в.

неотъемлемой частью Французской республики).

Основной социально-политической силой этих учреждений были национально настроенные военные, объединившиеся вокруг фигуры видного военачальника и политика генерала Ш. де Голля (1890-1970). Военно-политические учреждения были поддержаны и организациями Сопротивления в самой Франции, хотя де Голль и его ближайшие сторонники с осторожностью относились к преобладающему влиянию коммунистов и анархистов в этих организациях. На основе образованного в Лондоне правительственного комитета «Свободная Франция» (июнь-октябрь 1940 г.), бывшего до известной степени альтернативой коллаборационистскому правительству Петена, де Голль сформировал единое военное командование отступившими частями и управление внеевропейскими департаментами Франции.

Разместившееся в Алжире военное командование к 1941 г. преобразовалось в особую правительственную структуру – Национальный французский комитет во главе с президентом и комиссарами.

Рядом с ним был чисто военный орган – Совет обороны Империи во главе с де Голлем. Решающим шагом по пути возрождения независимой французской государственности стало оформление в мае 1943 г.

Национального совета Сопротивления, куда на основе межпартийного соглашения вошли представители 8 крупнейших групп Сопротивления и 6 политических партий (коммунисты, социалисты, радикалы, христианские демократы и др.) и, параллельно ему, в Алжире, Французского комитета национального освобождения (июнь 1943 – июнь 1944 гг.).

Совет Сопротивления (во Франции) действовал на основе равноправного представительства групп и партий под председательством генерального делегата от де Голля. ФКНО поначалу действовал под двойным руководством – де Голля и генерала Жиро (которые как бы отображали политическое участие во Французских делах соответственно Великобритании и США), но с января 1944 г.

де Голль был уже единоличным руководителем ФКНО.

Программа НСС также признала главенство де Голля (март 1944 г.), высказавшись за республику во главе с ним, экономические реформы, национализацию, признание широких социальных прав трудящихся и т. д. Де Голль и тогда уже довольно ревностно отнесся к попыткам как-то направлять его политическую волю.

В некоем подобии авторитаризма он видел политическое спасение Франции: «Наша страна. скоро получит возможность возродиться как нация.

При условии, что ею будут управлять, а это исключает существование какой-либо власти параллельно с моей. Порядок, Закон, Справедливость».

С ноября 1943 г. в Алжире начала деятельность Консультативная ассамблея (в составе около 100 депутатов, главным образом представителей Сопротивления), которая постепенно стала играть роль парламентарного учреждения. Весной 1944 г. ФКНО принял первые организационные решения об администрации во Франции в период освобождения.

При Консультативной ассамблее начались работы по созданию новой конституции. Благодаря движению Сопротивления, переросшему с лета 1944 г. в общенациональное восстание, и началу военных действий Великобританией и США против Германии в Европе, к концу 1944 г.

Франция была освобождена. С 3 июня 1944 г.

ФКНО преобразовался во Временное правительство во главе с де Голлем, которое осуществляло полноту управления в стране в период т.

н. временного режима (до 1946 г.).

Временное правительство предприняло основные меры по реконструкции хотя бы условно централизованного управления и республиканских институтов. В крупные города были назначены комиссары республики, в департаменты – префекты; постепенно начали восстанавливаться довоенные органы самоуправления.

Были ликвидированы полупартизанские части т. н. Французских внутренних сил, гвардия и милиция НСС, руководство воинскими частями полностью перешло в руки «Сражающейся Франции» (де Голля). Организации сопротивления стали преобразовываться в новые партии.

Такое сокращение политической роли Сопротивления вызывало противодействие коммунистов, предполагавших развернуть освободительное движение в процессе социальной революции в стране. 9 августа 1944 г. правительство аннулировало основополагающие для вишистского режима акты июня 1940 г., фактически было как бы восстановлено действие основных законов 1875 г.

Окончательное отношение нации к прежнему конституционному строю было выяснено на референдуме 21 октября 1945 г.

До этого Временное правительство установило (в 1944 г.) всеобщее избирательное право в стране (и мужчин, и женщин – старше 21 года). Большинство (96%) высказалось за придание новому представительному собранию учредительных прав и тем самым за отмену конституции 1875 г. Параллельно была установлена как бы конституция переходного времени: с вручением исполнительной власти правительству, законодательной – новому Собранию.

Из-за несогласий с подчинением правительства Собранию вскоре (в январе 1946 г.) правительство покинул де Голль. Переходный период знаменовался формированием новой системы политических партий.

Основную роль стали играть левые партии – восстановившая свое значение Социалистическая (очистившаяся на съезде в 1944 г. от коллаборационистов), новая католическая Народно-республиканская (образовалась в 1944 г.), стоявшая на позициях социального реформизма, а также небольшой Демократический и социалистический союз Сопротивления (1945 г.). Рядом с ними находилась Французская коммунистическая партия, которая на своем Х съезде (1945 г.) заявила о стремлении «к обновлению и расширению демократии».

Хотя социалисты сохраняли критическое отношение к ФКП за «недостаточную демократичность» ее программы и «безоговорочное подчинение СССР». Серьезной политической силой, поддерживающей социалистов, стала Французская конфедерация христианских профсоюзов.

Место радикалов-республиканцев, которые утратили свое значение, на правом фланге политического спектра заняли Республиканская партия свободы (1945), объединившая националистов и несоциалистические организации Сопротивления, и Объединение левых республиканцев (апрель 1946 г.). РПС довольно быстро стала по влиянию и численности ее поддерживающих в ряд с тремя большими левыми партиями.

Соотношение этих политических сил предопределило решение вопросов о будущем государственном строе и конституции.

Конституция 1946 года В первом Учредительном собрании (ноябрь 1945 – апрель 1946 гг.) левые партии (коммунисты, социалисты, христианские демократы) обладали устойчивым, хотя не во всем единым большинством. Соответствующим партийной структуре был и состав Конституционной комиссии.

Серьезные споры в комиссии (вокруг полномочий президента, принципа самостоятельности правительства, значения верхней палаты, провозглашения т. н. социально-политических прав и свобод граждан) в основном завершились признанием чисто парламентарного устройства и безусловного преимущества Национального собрания над всеми другими властями.

В марте 1946 г. комиссия утвердила «Декларацию прав», дополнившую «Декларацию» 1789 г. социальными правами, на которых настаивали коммунисты. Однако при одобрении проекта в апреле 1946 г.

христианские демократы отмежевались от него и большинство «за» было шатким (309:249). Проект конституции вынесен на общенародный референдум 5 мая 1946 г. и был отвергнут (10,6 млн. : 9,4 млн.), что само по себе составило беспрецедентное событие в мировой истории.

Право-республиканские партии, НРП сумели подчеркнуть массам социалистические изъяны проекта.

Новый состав Учредительного собрания был избран 2 июня 1946 г. Левые партии в основном сохранили свои позиции, возросло влияние НРП, которая на этот раз нашла точки соприкосновения с правыми республиканцами. Представителем НРП был и главный докладчик Конституционной комиссии П.

Коста-Флор. Новый проект конституции был разработан к сентябрю 1946 г. В нем было предусмотрено создание верхней палаты, избиравшейся косвенным голосованием, несколько повышен государственный статус президента (как бы реагируя на программную речь, незадолго до того произнесенную де Голлем в городке Байе, где была выдвинута идея «сильного государства» с президентом) 29 сентября 1946 г. Собрание уже значительным большинством приняло конституционный проект (440:106), против были в основном правые.

Новый референдум 13 октября 1946 г. окончательно утвердил конституцию (9,3 млн.

: 8,2 млн.). С 24 декабря 1946 г. она вступила в силу. Конституция 1946 года (106 ст.) закрепила происшедший в последние десятилетия Третьей республики и в годы Второй мировой войны демократический поворот в пользу усиления парламентаризма.

Провозглашались единство и неделимость Республики, конституированной в виде Французского союза; членами его вместе с европейскими территориями признавались заморские департаменты, подмандатные территории, объединившиеся государства. Подчеркивая преемственность принципов по отношению к революционным завоеваниям 1789 г., Конституция 1946 г.

ввела в конституционный строй существенные новые черты социализированной демократии. В Преамбуле Конституции провозглашались равенство мужчины и женщины, право и обязанность трудиться, свобода объединения в профсоюзы, свобода стачек, допустимость и целесообразность национализации особо значимых для общества имуществ, обязанность государства предоставлять социальную помощь нуждающимся, детям, обеспечивать бесплатное образование всех ступеней (!). Основным органом государственной власти стал парламент, он состоял из Национального собрания и Совета Республики.

Конституция наметила лишь общие принципы организации палат, основные их полномочия и основы избирательного права. Детальнее конституционный статус парламента был определен дополнительными законами 1946-1951 гг.

Национальное собрание было главенствующим учреждением в парламенте; это было важнейшим новшеством сравнительно с конституцией Третьей республики. Собрание (в составе 627 депутатов – согласно закону 1951 г.) избиралось гражданами старше 21 г. (при наличии государственных наград – с 18 лет) на основе всеобщего избирательного права.

Пассивное избирательное право было немного ограниченнее (цензом возрастным – в 23 г., необходимостью 10-летнего гражданства, «достойным поведением»).

Ограничивались также избирательные права военных и духовенства. Законами 1946 г. для выборов в Собрание была установлена пропорциональная система представительства партий по департаментским округам, сходная со старым законом 1919г.

По закону 1951 г. единственной стала мажоритарная система.

Национальное собрание признавалось единственно законодательствующим органом (тем самым отрицалась практика делегированного законодательства и всякого рода полномочий правительства по изданию регламентов). Оно принимало бюджет, утверждало международные договоры, объявляло войну, объявляло военное положение. Собрание не обладало конституционной властью: она или доверялась Учредительному собранию, или осуществлялась на основе референдума народа.

Второй палатой парламента был Совет Республики. Согласно Закону 1948 г. его составляли 320 депутатов (старше 35 лет), избиравшиеся на 6 лет коммунами и департаментами непрямыми выборами, с обновлением на 1/2 в три года.

Статус Совета был преимущественно консультативным, он мог только предлагать поправки к законопроектам, которые Собрание вправе было отвергнуть. Члены Совета не могли подавать запросов к правительству. В целом учреждение Совета в таких полномочиях было данью традиции и не несло особого конституционного смысла.

Правительство (Совет министров) было вторым по важности государственным институтом. Оно существовало в парламентарном режиме, т.

е. образовывалось только при одобрении парламентом (Собранием).

Председатель назначался по представлению президента, но такое представление было чистой формальностью. Правительству принадлежало руководство исполнительными структурами, законодательная инициатива, право созыва парламента, руководство армией.

Президент в еще большей мере, чем в Третьей республике, утратил свою правительственную власть. Его избирали на 7 лет Национальное собрание и Совет Республики совместно.

Президент выполнял представительские функции, заключал некоторые договоры, имел право роспуска парламента по решению Совета министров. Он обнародовал законы и мог потребовать от Собрания их повторного обсуждения, а также в целом выступал гарантом Конституции.

Все правительственные акты президента нуждались в контрасигнатуре министров. Национальное собрание избирало также Верховный суд (в составе председателя, заместителей и 60 судей), который был высшим судебным органом страны, а также особый Следственный комитет.

Принципиально новым учреждением был Конституционный комитет, который образовывал президент, председатели палат и по 7 выборных на год от каждой из палат парламента. Он был вправе давать заключения о соответствии принимаемых законов Конституции – правда, без властных и реальных судебных полномочий.

В рамках Конституции учреждалось также особое Собрание Французского союза (в составе 240 депутатов) и Экономический совет, которые были координирующими органами руководства всей империей.

Конституция 1946 г. стремилась воплотить своеобразное замещение принципа разделения властей принципом

«дифференциации и сотрудничества трех функций государства»

при том, что полноценно властными институтами были только парламент и правительство.

В этом отношении она могла существовать только при высокой степени партийно-парламентского согласия, которое было очевидно недолговечным в послевоенной Франции. И потому Конституция 1946 г. просуществовала весьма недолго. Конституционная реформа во Франции 1954 г.

пересмотр Конституции 1946 г. При этом премьер-министр наделялся правом распускать парламент на каникулы, если сессия последнего длилась более 7 месяцев. Созыв парламента на чрезвычайную сессию допускался лишь по требованию большинства, а не одной трети депутатов, как это устанавливалось Конституцией 1946 г.

Парламентская неприкосновенность депутатов ограничивалась теперь лишь временем сессии парламента. Облегчался порядок формирования нового правительства, ибо для получения доверия со стороны Национального собрания достаточно было получить не абсолютное, а относительное большинство голосов всех депутатов Собрания.

Было отвергнуто требование Конституции о том, что в случае роспуска Собрания правительство формируется из представителей всех партий и групп в парламенте, и установлено, что в этом случае действует старый кабинет, по инициативе которого осуществлен досрочный роспуск Национального собрания.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+