Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Клрни с лаг и лрж

Клрни с лаг и лрж

Корни лаг-лож правило

§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными. 1. Корни с буквами а и о . гар — гор .

На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением — а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения ( гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ). зар — зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением — а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн.

ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ). кас — кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср.

касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан — клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением — о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап — кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а — в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние .

крап — кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а — в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние . Под ударением — только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап. лаг — лог — лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж — о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й .

Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о . мак — мок — моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть ; буква о — в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением — в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т.

п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч — всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср.

под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см.

§ 34, примечание 2). пай — пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением — а и о : ср.

запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав — плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением — только а : пла́вать, лесоспла́в . Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть — плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т.

п. равн — ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н.

или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки — ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ . Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым). Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , — буква а .

В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а — в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о — в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн — розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь — буква о Под ударением — а ( ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о ( ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).

рос(т) — рас(т) — ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) — буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение — о́трасль и производные от него ( отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст — буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние . Под ударением перед с (с последующим т и без него) — только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы . скак — скок — скач — скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением — о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см.

§ 34, примечание 2). Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов — напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о — в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка — формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т.

§ 34, примечание 2). Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов — напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о — в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка — формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.). Ср.: проскачу́ ( сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’). твор — твар.

В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др.

без ударения пишется буква о ; под ударением — не только о ( тво́рческий, тво́рчество ), но и а ( тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а . 2. Корни с буквами и и е . блес(к,т) — блещ — блист .

На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и — перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е — в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением — е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис — вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть ( виси́т, вися́ ) и производных от него ( повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т.

п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е — в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср.

под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип — леп . В словах прилипать, налипа́ть и т.

п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. — буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ). сид — се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и — перед мягким согласным д — в глаголе сиде́ть ( сидя́т, сиди́ ) и производных от него ( просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т.

сид — се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и — перед мягким согласным д — в глаголе сиде́ть ( сидя́т, сиди́ ) и производных от него ( просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е — перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн.

ч. — ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также — перед мягким д — в производных от слова седло́ ( седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением — и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных — также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .

Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36. Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть ( занять, принять, поднять, понять, унять и т.

п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко — в производных словах: снимок, в обнимку. Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать.

В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т.

Рекомендуем прочесть:  Заявление на аннуляцию визы

п. orthographia.ru Оглавление: В корне -лаг- / -лож- на месте безударного гласного перед г пишется буква а , перед ж – буква о : В корне -рос- / -раст- (-ращ-) на месте безударного гласного перед с пишется буква о , перед ст, щ – буква а : росли – растение – приращивание.

отрасль, росток, на вырост, ростовщик, Ростов, Ростислав и слова, от них образованные. Изл гать, ул житься, предпол жение, пол г, распол гать, разл жить, пол гаться, пол жение.

Р стить, Р стислав, нар щение, выр сший, Р стов, выр стить, пор сль, р сток, выр щенный, отр сль, водор сль, повзр слеть.

Пол жить на стол, выр сший в деревне, краткое изл жение, прил гать усилие, думать предпол жительно, отр сль знаний, младший возр ст. Вставьте пропущенные буквы. Предпол гаемый ответ, отл жить на завтра, трудное пол жение, р сток дерева, возл гать надежды, морские водор сли, предл гать помощь, распол жение комнат, шум возр стал.

Возр стать, р стение, взр слый, взр слеть, возр ст, выр стить, отр сток, прор стать, р сти, выр щенный, зар сли.

Сл жить вещи, неотл гательный вопрос, отл жение минералов, пол г над кроватью, выл жить мозаику, прор стание корней, комнатные р стения, вр сти в песок, перер сти сверстников, старый р стовщик, позар стали дорожки. school-assistant.ru Загрузить презентацию (197,1 кБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации.

Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: о б р а з о в а т е л ь н ы е

  1. составьте 4 предложения с данными словосочетаниями: восклицательное предл.жение, распол.гаться на ночлег, комнатные р.стения, заг.рает на солнышке.
  2. предл а г а ть — предл о жение.
  3. учить правописанию и употреблению данных корней, показать условия, от которых зависит правописание гласных;
  4. изл а г а ть — изл о жение;
  5. учить правильному написанию слов с чередующимися гласными;
  6. используя приставки за- , пере-, в-, про-, вы-, образуйте слова с корнем -рос- раст- ращ-. От полученных глаголов образуйте форму прошедшего времени множественного числа.
  7. способствовать развитию образного мышления, внимания.
  8. запишите как можно больше глаголов с корнем -лаг- лож-, используя приставки по-, при-, про-,с-, воз-, из-, до-.
  9. сл а г а ть — сл о жение;
  10. закрепить умения в разборе слов по составу;
  11. Индивидуальные задания:
  12. формировать интерес к изучению предмета.
  13. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Трудно ли быть подростком?».
  14. развивать самостоятельность учащихся при выполнении заданий;

Правописание корней

Язык формируется сотни лет, претерпевая изменения. Корень через века проносит основное лексическое значение, но форма главной части слова меняется. Этим объясняют сложность правильного выбора гласных в корнях слов современного языка.

Традиционные русские корни, образуя целые гнезда родственных слов, объединены общим смыслом и однотипным написанием.

В русском языке ударение не фиксируется на конкретном слоге – гласная в одном и том же корне попадает то в сильную позицию, то в слабую. Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня.

Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.

Подбирая слово для проверки, важно не выйти из семантического гнезда, т.е.

не потерять смысла, заключенного в корне всех родственных слов.

Такое случается, если подобрать слова с созвучной омонимичной морфемой: Беспров…дной – гласная пропущена в корне, требует проверки ударением.

С таким корнем есть два гнезда однокоренных слов:

  1. вода, заводь, вОдный.
  2. водить, проводить, провОдят;

По значению к разбираемому слову подходит первая цепочка, поэтому проверочное слово – провОдят. В этом примере слово «водный», не являющееся однокоренным для прилагательного «беспроводной», не приведет к ошибке. Но это не показатель. Только правильный алгоритм проверки исключит орфографические ошибки, ведь созвучные корни могут быть чередующимися, которые нельзя проверять ударением: коснулся/косо (в знач.

криво) /косит (траву) – в словах корни-омонимы, на слух воспринимаются одинаково, но по значению разные. Но главное, что первое из этих слов нельзя проверять ударением: корень пишется и через О, и через А, а зависит это от суффикса.

В таких корнях выбор букв зависит от разных критериев, поэтому морфемы сгруппированы по признаку, определяющему правописание.

Смотрим на суффикс Суффикс а определяет, какую гласную писать в следующих корнях: Этот же суффикс влияет на чередование О//А в группе корней:

  1. -а(я) — ин- : поднять — поднимать
  2. -кос — кас- : коснуться — касание
  3. -а(я) — им-

Сюда же относятся лож//лаг(а): сложить//слагаемое.

Ищем ударение От ударения зависит правописание таких корней с чередованием: гор — гар загар — загораю. Исключение: выгарки. зор — зар зори — заря. Исключение: зоревать. твор — твар тварить — творчество — творить.

Исключение: утварь. клон — клан поклон — кланяться — склонить.

плов — плав — плыв плавучесть. Запомнить: пловец, пловчиха, плывун. Разбираемся со значением корня Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымокнуть и обмакнуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым.
Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым.

Важнее, каким образом это произошло:

  • Вымокнуть – пропитаться влагой.
  • Обмакнуть (блин в масло) – опустить в жидкость.

Анализируем согласные в корне Группа корней, где выбор гласной зависит от согласных: -лаг- полагать, прилагательное -лож- положить, предложить, изложить -раст- возраст, растить -ращ- выращивать, приращение -рос- заросли, вырос -скак- выскакивать, скакать -скоч- выскочить, перскочить Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс.

Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет.

Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог. В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.

В группу непроверяемых слов входят русские слова, оторвавшиеся от этимологического истока, их структура менялась, связь с родственными словами утрачена. Не проверяют и заимствованные слова, так как их орфография не подчиняется правилам русского языка. Написание запоминают или проверяют по словарям.

  1. бифштекс, бриолин, винегрет, виртуоз, диабет, дифирамб, диапазон, дизентерия, дивиденд, дивертисмент, диорама, иждивение, инициатива, криминология, контингент, корифей, манипуляция, милитарист, нигилизм, нивелировать, привилегия, утилитарный, филигранный, экипировать, эликсир.
  2. абордаж, абориген, афоризм, бордюр, вояж, досконально, кобура, когорта, колибри, компоновать, конгломерат, кордебалет, корифей, кощей, новокаин, нотация, обаяние, обоняние, понтон;
  3. вентиляция, вестибюль, деликатес, дегенерат, интеллигент, клептоман, кретин, менингит, мегера, меценат, пеликан, периферия, пескарь, президиум, резюме, снегирь, снеток, трепанг, увертюра, фюзеляж, энцефалит, эксперимент, эсперанто;
  4. Антагонизм,апартеид, абракадабра, бадминтон, бравада, валидол, ватрушка, возражать, диапазон, каморка, каракатица, катаклизм, катастрофа, катавасия, кабала, лампас, мадаполам, макака, макулатура, мастодонт, наваждение, нафталин, панегирик, палисадник, палитра, панорама, пантеон, парапет, партитура, пластилин, трафарет, филателист, эстакада, эскалация;

Примечание:

  • Устаревшими являются написания туннель, эксплоатация, нумер.

    Следует писать тоннель, эксплуатация, номер; слова нумеровать, нумерация, нумеровка, нумератор пишутся только через у.

  • Адекватными по значению являются слова ноль и нуль, но написание их зависит от формы слова: в именительном и винительном падежах допускаются написания с о и у, в остальных падежах — написание только у: равняться нулю, свести к нулю, держаться на нуле.

    Производные слова образуются от основы нул’- : нулевая температура, нулевой цикл, нуллифицировать, нуллификация.

    Только с о: ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль внимания, ноль целых (хотя слово ноль здесь в именительном падеже).

Практика ЕГЭ по русскому языку: 26 ноября 2020, 22:10 Для добавления комментариев необходимо .

138 Автор статьи Время на чтение: 3 минуты 17 ноября 2020 10957 Правописание букв «а» и «о» в корнях слова –лаг и –лож не подчиняется определенным правилам, а следует из традиций.

В них написание гласных невозможно определить проверочными словами, поэтому здесь применяют другую орфограмму.

Корни –лаг и –лож относятся к основам с чередующимися безударными гласными. К ним невозможно подобрать однокоренные слова таким образом, чтобы «а» и «о» стояли бы под ударением, поэтому к ним применимы следующие орфограммы:

  1. если после корня –лаг стоит суффикс «а», то в корне слова пишется гласная «а»;
  2. слова с безударными гласными в корнях –лаг и –лож всегда начинаются с приставки (отсюда следует, что не существует слова «ложи»).
  3. перед буквой «г» всегда пишется «а», а перед буквой «ж» всегда пишется «о»;

Важно запомнить исключения: ложиться, полог (устаревшее, не употребляется). Под ударением в рассматриваемой основе правильно писать «о»: нало́г, предлог, зало́г, подло́г, подло́жный, зало́жит, предло́женный.

Примеры слов:

  1. изложение, сложение, налогообложение; обложка, положение, приложение, предположение;
  2. обложенный, предложенный, заложенный, расположенный, наложенный, проложенный, расположенный;
  3. безотлагательный, сослагательный, прилагательный
  4. приложить, изложить, предложить, разложить, предположить, расположить;
  5. полагающий, разлагающий, прилагаемый, слагаемое.
  6. прилагать, излагать, предлагать, разлагать, предполагать, располагать, полагать;

Примеры словосочетаний:

  1. обложить со всех сторон;
  2. разложить тетради;
  3. слагать стихи;
  4. прилагаемый список;
  5. сложить дрова;
  6. предполагаемый противник;
  7. одинаковые слагаемые.

  8. отличное местоположение;

Понравилась статья?

Поделитесь ей А какая Ваша оценка этой статьи? 5 из 5 Чтобы сюда попасть — пройдите тест Все время Награждены

Корни с чередующимися гласными: вся теория с примерами, исключениями и, главное, с корнями-омонимами

28 февраляОбычно я даю ученикам теорию под запись: мы на уроке рисуем в тетради таблицы, схемы, фиксируем правила. И эта тетрадь на время подготовки к ЕГЭ становится настольной книгой одиннадцатиклассника, в которой он может найти ответ на любой вопрос, касающийся экзаменационных заданий.

На мой взгляд, когда ученик каким-то образом самостоятельно фиксирует новый материал, теория усваивается лучше.

Бывали случаи, когда я для экономии времени давала заранее распечатанные на листочках правила и просила вклеить их в тетрадь.

Судьба таких листочков чаще всего была печальной: они терялись. Поэтому продолжаем всё записывать. Никого это особо не напрягало (во всяком случае, недовольства никто не высказывал).

Но вот появляется новый ученик и вежливо просит всю теорию выдавать в распечатанном виде.

Со следующей недели приступаем к блоку орфография, поэтому попыталась свести всю теорию по корням с чередующимися гласными в один документ. Вот что у меня получилось:Без ударения О-гор-/гар-загОрелый /загАрИскл.: выгарки (остатки от сгорания), изгарь (что-то перегоревшее), пригарь (привкус гари)Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием гор/гар (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ): ГОРистая (местность), ГОРевать, ГОРизонт, ГАРмония, ГОРдиться, ГОРчица, оГОРчение, отГОРодиться и др.-клон-/-клан- поклОниться /клАнятьсяОмонимичный корень: КЛОНировать-твор-/-твар-сотвОрение/твАрь Искл.: утварьБуквосочетания, созвучные корню с чередованием твор/твар: оТВАРить (картофель)Без ударения А-зар-/-зор-зАря/зОри Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием зор/зар: проЗОРливый, ЗАРываться и др.Всегда А, кроме слов-исключений: пловец, пловчиха-плав-/-плов-наплАву/ плОвец-лаг-/-лож- перед Г пишем А, перед Ж — О слАгаемое/слОжениеИскл.: пологОмонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием лаг/лож (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ): бЛАГополучный, ЛОГичный, усЛОЖнённый и др. -раст-/-ращ-/-рос- перед СТ и Щ пишем А, перед С — О вырАщенный/вырОсшийОмонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: сокРАЩение, РОСинкаИскл.: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав-скак-/-скоч- перед К пишем А, перед Ч — О выскАкивать/выскОчитьИскл.: скачок, скачуОмонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: СКАЧать-кос-/-кас- если за корнем есть суффикс А, в корне пишем АкАсаться/кОснутьсяОмонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием кос/кас: КОСой, выКОСить, КОСичка, КОСтёр, КОСтёл и др.-бир-/-бер,-пир-/-пер-,-дир-/-дер-,-тир-/-тер,-мир-/мер-,-жиг-/ -жег-,-стил-/-стел,-блист-/-блест-,-чит-/-чет- если за корнем есть суффикс А, в корне пишем ИприбИрать/прибЕру; запИрать/запЕреть; удИрать/удЕру; утИрать/утЕреть; замИрать/замЕреть; зажИгалка/зажЕг; расстИлать/расстЕлить; блИстать/блЕстеть; вычИтать/вычЕтИскл.: сочетание, сочетатьОмонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: сМИРение, приМИРять (врагов), приМЕРять (платье), МЕРидиан, суМЕРки, ПЕРцовый, ПЕРила, ПИРог, ПИРовать, ДИРижёр, ТЕРминология, СТИЛист, БЕРёзовый, БЕРёт, сБЕРежения, и др.-мок-/-макО — пропускать, впитывать жидкость вымОкнутьА — погружать, опускать в жидкость обмАкнуть-ровн-/-равн-О — ровная, гладкая поверхность вырОвненное полеА — равный, одинаковый урАвнениеИскл.: равнина, поровнуотжИМаться/отжАться; начИНать/начАтьОмонимичные корни и буквосочетания, созвучные корням с чередованием: начИНить, почИНить.Надеюсь, статья будет кому-нибудь полезна.

Если у кого-то есть замечания или дополнения, с радостью выслушаю. Хотелось бы узнать мнение коллег, как вы предпочитаете давать новый материал: под запись или в готовом виде?Если вы готовите(сь) к ЕГЭ по русскому языку, возможно, вам будут интересны следующие статьи:Также можете ознакомиться с вариантами сочинений:О текстах, доставшихся одиннадцатиклассникам на экзамене в прошлом году, можно прочитать .

Слова с корнями «лаг»-«лож»: примеры и правила написания

Изучение русского языка – один из главных моментов школьной образовательной программы.

Практически все одиннадцать лет ученики работают над совершенствованием своей устной и письменной речи. Тем не менее с этим всегда возникают трудности по нескольким причинам. Во-первых, довольно сложно именно учить родной язык. Подсознание диктует такую вещь: «Раз язык родной, значит, по умолчанию, я всегда говорю правильно».

Подсознание диктует такую вещь:

«Раз язык родной, значит, по умолчанию, я всегда говорю правильно»

.

Что порой оказывается далеко не так. Второй причиной может явиться нежелание и откровенная лень обучаемого. В любом случае наиболее распространенными ошибками являются неправильная постановка ударений, недопустимое употребление слов, а в письменной речи различные грамматические, пунктуационные и В этой статье разберем самые часто встречающиеся ошибки, связанные с использованием словоформ, которые в большинстве своем зависят от корня.

Сделаем мы это рассмотрев основы с чередованием -лаг-, -лож-.

Примеры ошибок в словах с такими корнями встречаются ежедневно.Слово состоит из так называемых морфем – частей слова. Сюда входят приставка, корень, суффикс, окончание и постфикс. Корень – это обязательная морфема.

Слово может не содержать ни приставки, ни суффикса и иметь (фактически его нет), как, например, слово «мать».

Существует два типа корней: постоянные и с чередованием. В первом случае форма корня остается неизменной при склонении слова по падежам.

Во втором случае при изменении формы слова сама морфема видоизменяется. Так происходит потому, что слова имеют общее значение, но само употребление отличается по грамматическим правилам.

Ярким примером будут слова с корнем -лаг-, -лож-. Мы используем их каждый день в своей разговорной и письменной речи.Как уже было сказано выше, корни в словах могут изменяться при склонении слова по падежам.

Почему это происходит? Например, чередование корней -лаг-, -лож- объясняется правилами русского языка. Если попытаться точнее разобрать причину видоизменения главной морфемы, то нетрудно узнать, что причина кроется в широком разнообразии однокоренных слов. Иначе говоря, в русской речи слишком много слов, имеющих разную форму, но сходное по смыслу значение.

В качестве примера рассмотрим слова на -лаг-, -лож-. В самом распространенном варианте эти морфемы употребляются в слове «положить» или сходных. Слово обозначает объединение каких-либо объектов в одном месте или в одно целое.Ему однокоренным является слово «слагать».

При его произношении первым делом на ум приходит сочинение каких-либо произведений. Например, «слагать легенды». Тем не менее при кажущихся поначалу различиях слова действительно сходны по значению. И то и другое обозначают совмещение объектов (в первом случае нечто материальное, во втором – сложение букв в слоги и так далее).

Вообще, для корней -лож-, -лаг- правило определено однозначно, но о нем немного позже.В школе на уроках русского языка в разделе словообразование довольно подробно изучается такой раздел, как Причиной этому служит то, что школьники допускают много ошибок при их использовании. Среди наиболее узнаваемых корней можно назвать -рост-, -раст-, -гор-, -гар-, а также корни -лаг-, -лож-.

Примеры можно приводить бесконечно долго, потому что обязательно найдутся такие слова, одна из форм которых будет с видоизмененным корнем.Казалось бы, если знать, как произносятся слова, то проблем с написанием этих морфем быть не должно. К сожалению, это не так. В некоторых случаях приходится обращаться к справочникам, в которых имеется материал по употреблению корней.Как и во всей школьной программе, в русском языке существуют правила. Они есть во всех разделах, начиная с орфографии и заканчивая пунктуацией.

Морфемика не стала исключением.

Так как в статье мы рассматриваем именно корни -лаг-, -лож-, правило будет сформулировано именно для них. Для большинства других чередующихся пар есть большое количество информации в дополнительной литературе.

Важно отметить, что русский язык – это один из тех немногих предметов, где формулировку правил заучивать не требуется.

Самое главное – это понять смысл и уметь применить знания на практике.

Тем не менее правила сформулированы для всех ситуаций, за исключением очевидных.В русском языке правописание -лаг-, -лож- определяется однозначным правилом.

Его формулировка выглядит следующим образом: если безударный находится перед буквой «г», то пишется «а». В том случае, если стоит буква «ж», следует писать «о». Правило достаточно простое и легко запоминаемое хотя бы потому, что на слуху слова и корни с чередованием -лаг-, -лож-.

Примеры также очевидны: приложить, заложить, прилагать, слагать и так далее.У правила, как и у всего в жизни, есть исключение, но о нем поговорим немного позже.

Итак, следует твердо запомнить это правило, чтобы быть уверенным в употреблении слова.Наверное, вы уже обратили внимание на то, что все приведенные примеры были употреблены с приставками.

Это и есть главная особенность. -лож- без приставочной морфемы не употребляются. Об этой особенности некоторые забывают, в результате чего получаются недопустимые к употреблению слова.

Единственным исключением является слово «ложиться». Во всех остальных случаях в словах с -лож-, -лаг- правило гласит о том, что необходимо использовать приставки. На эту особенность следует обратить особое внимание, так как именно о ней часто забывают многие люди.

Употребление этих корней с чередованием без приставок – самая распространенная ошибка в устной речи.

Думается, каждый слышал хотя бы раз слова «ложить» и так далее.

Такое употребление недопустимо. Для обозначения этого действия следует использовать слово-заменитель «класть» и его словоформы.Выше было рассмотрено, каким образом формулируется правило для -лаг-, -лож-. Примеры были приведены, однако было сказано об исключении.

Есть одно такое слово – это «полог». Здесь, как мы видим, перед буквой «г» стоит «о».

Следует заметить, что под ударением буква в корне не находится, и есть приставка по-.

То есть соблюдены все условия, кроме главного – использования буквы в соответствии с правилом.Что такое «полог»? В толковых словарях дается значение такое значение: занавеска, которая загораживает кровать. В наши дни такой предмет интерьера можно встретить разве что в деревнях, из чего можно сделать вывод о том, что слово употреблялось еще в древности, когда еще не были выведены подобные правила написания.Как говорилось выше, не только ученики, но и многие жители всей нашей страны с трудом справляются с задачей правильного произношения и соблюдения элементарных правил грамматики.

Слова коверкаются, нарушается их стилистика, не учитываются какие бы то ни было правила произношения. Так, наши корни -лаг-, -лож- больше всего «боятся» употребления без приставок.

К сожалению, именно этим правилом пренебрегают многие. Нередко можно услышать такие «словоформы», как «ложить», «ложит» и так далее. Помимо всего прочего, ударение в этих «словах» также ставится неправильно — на гласную корня.

Следует помнить, что так их недопустимо употреблять ни в коем случае.

Если есть желание что-нибудь положить, то это можно также и «класть», то есть использовать синоним, употребление которого допустимо. Еще одним из подобных казусов можно считать слово «садить».Несмотря на то что официально оно является допустимым, для него есть более правильная форма – «сажать».

Первый вид достаточно часто использовался раньше, возможно, именно поэтому для него еще осталось место в нашей речи.Многие спрашивают о том, как правильно говорить.

Ответ достаточно прост: необходимо читать как можно больше книг. человека устроена таким образом, что схватывает незнакомые вещи и «сохраняет» их сначала в оперативной, а затем и в долговременной памяти.

Иными словами, после прочтения книги с некоторым количеством новых слов они будут постепенно «оседать» в памяти.

Закрепление будет происходить автоматически, так как психология человека построена в большинстве своем на подражании. Подсознательно мозг будет «вклинивать» новые слова в вашу речь, благодаря чему слова будут постепенно входить в лексикон и останутся там навсегда.

Когда дело коснется написания, сработает зрительный механизм запоминания – слово напишется само собой. В устной речи, дабы не допускать подобных ляпов, которые были описаны выше, совет аналогичный. Еще одним, хотя и спорным, советом будет исправление окружающих.

Наверняка вокруг вас есть такие люди, которые употребляют те или иные слова неправильно. Исправляя их, вы будете не только напоминать себе о правильном произношении, но и помогать другим.В статье были рассмотрены правила употребления корней -лаг-, -лож-, примеры слов, в которых они содержатся. Следует сказать также о том, что русский язык – самый сложный во всем мире.

Ни в одном другом лингвистическом образовании нет такой сложной системы связи слов по падежам, числам, родам.

Именно поэтому невозможно знать всё до мельчайших подробностей. Это и не требуется. Уважающего себя человека, помимо всего прочего, отличает умение грамотно и связно говорить. Для того чтобы научиться этому, необязательно сидеть сутками за словарями и учебниками – такой подход не даст положительных результатов.

Достаточно регулярно читать книги и общаться на таком языке, который поможет поддерживать себя в форме. Если есть желание научиться разговаривать литературным языком, можно посетить лингвистические курсы — это будет очень хорошей практикой в совершенствовании языка.

2 марта, 2015 Статья закончилась. Вопросы остались? Комментарии 0 Следят за новыми комментариями — 4 Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий. Отмена Сохранить × Причина жалобы Нежелательная реклама или спам Материалы сексуального или порнографического характера Оскорбление Детская порнография Пропаганда наркотиков Насилие, причинение себе вреда Экстремизм Взлом аккаунта Фейковый аккаунт Другое Сообщить

Примеры слов с корнем лож лаг.

Как пишется «лаг — лог — лож».

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+