Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Какой орган контролирует деятельность частных образовательных учреждений

Какой орган контролирует деятельность частных образовательных учреждений

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

В России функционирует значительное количество различных органов власти и должностных лиц, осуществляющих контрольные и (или) надзорные полномочия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Деятельность органов власти и должностных лиц органов контроля и надзора регламентируется соответствующими федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами. включает в себя два вида государственного контроля (надзора):

  1. • федеральный государственный контроль качества образования;
  2. • федеральный государственный надзор в сфере образования.

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных законодательством мер.

Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований. проводится:

  1. • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор);
  2. • органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Рособрнадзор проводит проверки в отношении следующих организаций и органов власти:

  1. • организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
  2. • иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ;
  3. • органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
  4. • федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции но оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  5. • российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

В отношении иных организаций (например, дошкольных и общеобразовательных организаций) и индивидуальных предпринимателей проверки осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Процедура государственного контроля (надзора) в сфере образования регламентируется Федеральным законом

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

с учетом особенностей, установленных Законом об образовании. Проверка — это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципальпого контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п.

6 ст. 2 Федерального закона

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

). Проводимые органами контроля (надзора) проверки в сфере образования делятся на документарные и выездные, плановые и внеплановые. Документарная проверка проводится путем анализа и оценки сведений, содержащихся в документах образовательной организации или индивидуального предпринимателя, и по месту нахождения проверяющего органа.

К числу таких документов образовательной организации относятся прежде всего локальные нормативные акты, документы распорядительного характера, а также иные документы и информация о деятельности образовательной организации или индивидуального предпринимателя, которая может быть получена, например, из содержания официального сайта образовательной организации в сети Интернет. Если документов, имеющихся в распоряжении проверяющего органа, недостаточно, то он осуществляет соответствующий запрос о предоставлении необходимых документов. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении проверки.

Согласно ст. 11 Федерального закона

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

образовательная организация или индивидуальный предприниматель обязаны направить необходимые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. Документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью уполномоченного лица.

Возможно направить документы по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо отвезти с нарочным в канцелярию органа контроля (надзора). Нарушение требования о предоставлении документов может повлечь за собой административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля (надзора), а также если невозможно оценить соответствие деятельности образовательной организации или индивидуального предпринимателя обязательным требованиям без выезда на место, то проводится выездная проверка.

При осуществлении выездных проверок орган контроля (надзора) вправе привлекать экспертов. По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Образовательная организация, в отношении которой проводится плановая проверка, должна быть уведомлена о ее проведении не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (например, отправкой факса с подтверждением о его получении).

Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (например, отправкой факса с подтверждением о его получении). Внеплановые проверки проводятся но строго определенным в законе основаниям вне рамок ограничений периодичности, установленных для плановых проверок.

Основания для проведения внеплановых проверок в рамках федерального государственного надзора установлены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Законом об образовании:

  1. б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  2. 4) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
  3. 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    • а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) пародов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
  4. в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
  5. 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов но поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  6. 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  7. а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) пародов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  8. 5) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования, проводимого в соответствии со ст. 97 Закона об образовании и постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Срок проведения выездной и документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ, не может превышать 60 рабочих дней.

Орган контроля (надзора) и его должностные лица не могут выходить за ее предмет, а также за свои полномочия. Если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам.

Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой документации образовательной организации и индивидуальных предпринимателей, поскольку это не относится к надзору за соблюдением законодательства об образовании. В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании по итогам проверки в рамках федерального государственного надзора орган контроля (надзора) выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения сроком до шести месяцев. В случае неисполнения указанного предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган контроля (надзора) одновременно:

  1. • выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения сроком до трех месяцев;
  2. • возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ;
  3. • запрещает прием в данную организацию полностью или частично.

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган контроля (надзора) должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания.

В течение 30 дней после получения такого уведомления орган контроля (надзора) проводит проверку содержащейся в нем информации. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа контроля (надзора) со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.

Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа контроля (надзора) со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.

1 ст. 19.5 КоАП РФ. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом контроля (надзора) срок исполнения выданного повторно предписания орган контроля (надзора) приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда. В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС по итогам проверки в рамках федерального государственного контроля качества орган контроля (надзора) приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, составляет акт и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия до шести месяцев.

До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган контроля (надзора) должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение 30 дней после получения уведомления орган контроля (надзора) проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия.

Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа контроля (надзора) со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае если в установленный органом контроля (надзора) срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган контроля (надзора) лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Закон об образовании предусматривает открытость и доступность сведений о результатах осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования; на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет должны быть размещены предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, и отчеты об исполнении таких предписаний.

Статья 14. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность

от 2 июля 2013 г.

N 185-ФЗ в наименование статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, с 1 сентября 2013 г. См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона от 2 июля 2013 г.

N 185-ФЗ в пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, с 1 сентября 2013 г. 1. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции: 1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних; 2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением; 3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних; от 14 октября 2014 г.

N 301-ФЗ в подпункт 4 пункта 1 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения 4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях; 5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; 6) с 1 сентября 2013 г.; См. текст от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 7, по истечении ста восьмидесяти дней после дня названного Федерального закона 7) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, с 1 сентября 2013 г. 2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность: 1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; 2) выявляют , находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; 3) выявляют , находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; 4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; 5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 3 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, с 1 сентября 2013 г.

3. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 1) принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения; 2) принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев; 3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.

от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 4 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, с 1 сентября 2013 г.

4. Руководители и педагогические работники органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций пользуются правами, предусмотренными настоящего Федерального закона. < статья 13.> Статья 15.

>> Содержание

Административное право России

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ В соответствии с ФЗ «Об образовании» федеральные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образованием (ст.

30, п. 6). Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по контролю и надзору в сфере образования. Согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ 17 июня 2004 г. данная Служба осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования, молодежной политики; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования.
данная Служба осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования, молодежной политики; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования.

Указанные функции реализуются ею также в процессе лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов. Служба уполномочена подтверждать, признавать и устанавливать эквивалентность документов об образовании, полученных за рубежом, и выдавать соответствующие документы. Служба имеет право организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, необходимых для реализации возложенных па нее функций; пресекать нарушения законодательства РФ; применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительною и профилактическою характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере образовательной деятельности.

Главный вектор государственного контроля — проверка качества образования. В масштабе страны он возложен непосредственно на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования (Федеральную службу по надзору в сфере образования), в субъектах РФ — на органы, осуществляющие управление в сфере образования (далее обобщенно — уполномоченные органы, если иное не вытекает из различий в их статусе).

Данный контроль осуществляется: а) в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждении; б) в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в таких учреждениях. Плановая проверка может быть проведена не более одного раза в два года, внеплановая — на основании обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан.

Уполномоченные органы в случае выявленного несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности могут направить обязательные для исполнения предписания в образовательные учреждения и их учредителям об устранении такого несоответствия. Контроль за соблюдением образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования обеспечиваются органом исполнительной власти, выдавшим лицензию.

При выявлении нарушений условий и законодательства в области образования данный орган направляет в образовательное учреждение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленною нарушения и устанавливает срок ею устранения. В случае неисполнения предписания орган, выдавший лицензию, вправе приостановить действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения. Если оно не будет устранено в этот срок, лицензия подлежит аннулированию по решению выдавшего ее органа, которое может быть оспорено в суде.

В случаях, предусмотренных законом, они могут приостановить действие выданного ими свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения либо лишить его государственной аккредитации полностью или по отдельным программам.

К ним относятся: неисполнение предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся соответствующему федеральному стандарту или федеральным государственным требованиям либо несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности; неисполнения предписания об устранении нарушения образовательным учреждением установленных показателей его деятельности, необходимых для определения его вида и категории; нарушение образовательным учреждением законодательства РФ в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации либо иного нарушения прав и свобод обучающихся; аннулирования лицензии.
К ним относятся: неисполнение предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся соответствующему федеральному стандарту или федеральным государственным требованиям либо несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности; неисполнения предписания об устранении нарушения образовательным учреждением установленных показателей его деятельности, необходимых для определения его вида и категории; нарушение образовательным учреждением законодательства РФ в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации либо иного нарушения прав и свобод обучающихся; аннулирования лицензии.

По согласованию с учредителями образовательное учреждение вправе подать заявление о повторной государственной аккредитации не ранее чем через год после отказа в государственной аккредитации, лишения его государственной аккредитации. Основанием для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о направлении в образовательное учреждение обязательного для исполнения предписания также могут быть в установленных случаях решения общего собрания родителей; обучающихся; органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, — в отношении образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, или образовательного учреждения дополнительного образования детей; представление органа службы занятости населения — в отношении образовательного учреждения, реализующего профессиональные образовательные программы.

Контроль за обучением в частной школе: формы, особенности и польза

Качество обучения в школах контролируется федеральными органами государственной власти и органами управления образованием.

не стала исключением, ведь лицензия на осуществление образовательной деятельности, а также аккредитация учебного заведения выдаётся государственным органом. Контроль со стороны государственных органов считается внешним.

Кроме него существует ещё и внутренний контроль, получивший название внутришкольный. Формально контроль за государственными и частными школами одинаков, но фактически они разнятся между собой. Контроль со стороны государственных органов схож, а вот наибольшее различие касается внутришкольных проверок, а также контроля со стороны родителей.

Контроль со стороны государственных органов схож, а вот наибольшее различие касается внутришкольных проверок, а также контроля со стороны родителей.

Опорой любых проверок и инспекций со стороны органов власти является Закон РФ «Об образовании».

  1. В случае нарушения частной школой Закона «Об образовании», государственные органы в праве приостановить деятельность учебного заведения.
  2. Образовательное учреждение, и частная школа в том числе, несут ответственность за ненадлежащее выполнение своих функций (реализация учебной программы, следование учебному плану и т.д.).
  3. Неоднократные нарушения качества образования и несоответствия образования требованиям государственного образовательного стандарта грозят частной школе лишением аккредитации.
  4. Государственные органы управления образованием в рамках своей компетенции следят за выполнением школами требований Закона «Об образовании».

Ввиду столь строгих требований руководство частной школы прилагает немало усилий стандартизации обучения в соответствие с заявленным родом деятельности. Именно для этого вводится внутришкольный контроль.

Цели такого контроля вполне прозрачны и понятны:

  1. Своевременное выявление проблем в техническом оснащении школы.
  2. Профессиональный рост и совершенствование работы педагогического состава в рамках государственной программы обучения и её принципов.
  3. Постоянный контроль за динамикой развития учащихся с целью достижения наилучших результатов в учёбе

Чтобы охватить все аспекты деятельности частной в рамках выданной лицензии и аккредитации контролю подлежат:

  1. Учебно-воспитательный процесс.
  2. Методическая работа.
  3. Информатизация учебного процесса.
  4. Модернизация учебного процесса.
  5. Внеурочная деятельность по обучению и воспитанию.
  6. Научно-исследовательская работа.
  7. Интеграция общего, профильного и дополнительного образования.

Внутришкольный контроль осуществляется администрацией школы, в чьих интересах наилучшие показатели деятельности учебного заведения в условиях постоянной конкуренции по привлечению новых учеников. Данная форма контроля проводится регулярно в соответствие с утверждённым регламентом (входной – в начале года, предварительный – перед экзаменами и итоговыми контрольными, промежуточный – под конец учебного года, итоговый – результаты школы за год, аттестация выпускников старших классов).

Подобная практика осуществляется стандартным набором методов. Анкетирование и собеседование позволяет выявить текущие и перспективные проблемы. Наблюдение, беседа о деятельности учеников, а также результаты учебной деятельности (контрольные, лабораторные, зачёты, рефераты и проектная деятельность учеников) дают полную картину о профессиональной успеваемости учителя, его способности преподнести актуальный учебный материал, а также об общей успеваемости учащихся.

Несмотря на финансовую независимость, частная школа и все её сотрудники существуют в рамках Закона «Об образовании» и в ходе постоянного контроля уверенно доказывают право на осуществление своей деятельности.

Контроль МОУО за деятельностью образовательных организаций: правовой аспект

В районных (городских) отделах народного образования должность специалиста, работавшего с образовательными учреждениями, именовалась — инспектор.

В настоящее время подобная должность специалиста муниципальных органов управления образованием (далее — МОУО), как правило, называется специалист-эксперт, ибо этот работник является муниципальным служащим.

Говорят, как назовут корабль, так он и поплывёт. Инспе́ктор — должностное лицо, осуществляющее инспекцию; в различных организациях и ведомствах — название должности, связанной с надзором, контролем (контролер, наблюдатель, надзиратель, смотритель) – из Википедии. Поэтому основная работа инспектора отдела народного образования сводилась к контролю за соблюдением законодательства в области образования и деятельностью образовательных учреждений по обеспечению качества образования.

Специалист-эксперт – это должность государственной или муниципальной гражданской службы, категории «специалисты».

В обязанности специалиста – эксперта, как правило, входит аналитическая, прогностическая, проектная, координационная и информационная деятельность, организационно-методическое обеспечение организации учебного процесса в части внедрения передовых методик обучения, инновационных технологий и новых методических разработок, совершенствование применения принципов модульного, сетевого и дистанционного обучения, а также, участие в организации и проведении проверок, оценке и контроле качества и эффективности работы образовательных организаций.

Как видим, инспекторский контроль не является преобладающей функцией специалиста–эксперта. В соответствии с законодательством муниципальный орган управления образованием, осуществляющий переданные ему местными органами власти полномочия по управлению в сфере образования, в т.ч. и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений, обладая компетенциями учредителя, обязан осуществлять контроль за их деятельностью, целями которого могут быть:

  1. исполнение законодательства в сфере образования;
  2. анализ соблюдения муниципальными образовательными организациями установленного порядка оказания муниципальных услуг (выполнения работ), соответствия фактического объема, качества услуг (работ), оказанных (выполненных) учреждениями, плановым значениям, установленным муниципальным заданием;
  3. другие, определяемые муниципалитетом.
  4. оказание услуг (выполнение работ) за плату сверх государственного (муниципального) задания;
  5. выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению муниципального задания и выработка предложений по их устранению;
  6. формирование информационной базы об объеме, качестве, порядке оказания учреждениями в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета;
  7. определение эффективности использования бюджетных средств при осуществлении деятельности учреждения;

Как правило, порядок (административный регламент)) организации такого контроля устанавливается распорядительным актом администрации муниципального образования или муниципального органа управления образованием.

Например, приказом начальника управления образования

«Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений муниципального образования…»

, постановлением администрации муниципального образования … «Об утверждении положения (положений) о контроле за деятельностью муниципальных образовательных учреждений», Административным регламентом МОУО «Проведение проверок при осуществлении муниципального контроля в области образования», постановлением администрации муниципального образования «О передаче функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных учреждений», и др.

Контрольные функции МОУО могут быть определены также Положением о МОУО или его Уставом. Примерный перечень вопросов, проверка по которым входит в полномочия муниципального органа управления образованием:

  1. результаты управленческой деятельности в образовательной организации по вопросам:
  2. реализация региональных и муниципальных программ развития образования;
  3. материально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса — эффективное использование ресурсов;
  4. обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней по вопросам антитеррористической деятельности и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  5. качество выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ);
  6. совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса;
  7. выполнение норм и правил, установленных уставом и локальными актами образовательной организации;
  8. обеспечение гражданам, проживающим на территории муниципального образования, возможности выбора форм получения образования, образовательной организации;
  9. оплата труда работников образовательной организации;
  10. организация питания обучающихся, воспитанников;
  11. соответствие локальных актов образовательной организации муниципальным правовым актам в области образования;
  12. выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности — педагогический аспект;

1) организация внутришкольного контроля; 2) состояние спортивно-оздоровительной, профилактической и воспитательной работы в образовательной организации, дополнительного образования детей; 3) выполнение установленного порядка промежуточной и итоговой аттестаций и осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся; 4) охрана здоровья обучающихся и воспитанников; 5) оснащенность учебного процесса и оборудования учебных кабинетов; 6) повышение квалификации педагогических работников; 7) другие вопросы. При проведении контрольного мероприятия могут запрашиваться:

  1. учредительные документы образовательной организации;
  2. локальные акты, изданные образовательной организацией в пределах её компетенции, в том числе:

а) документы, регламентирующие структуру управления деятельностью организации; б) документы, регламентирующие права и обязанности работников организации; в) документы, регламентирующие внутренний распорядок образовательной организации; г) документы, регламентирующие оказание платных образовательных услуг; д) приказы, распоряжения, протоколы заседаний органов общественного управления организации; е) другие документы.

Нормативная база

  1. Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164;
  2. Региональные и муниципальные нормативные правовые акты по вопросам надзора и контроля в сфере образования.
  3. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1;
  4. Методическое письмо Рособрнадзора РФ от 16.07.2012 г. №05-2680 «Методические рекомендации государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях»;
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  6. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — закон № 294-ФЗ)

Специалисту- эксперту, участвующему в проверках, полезно также ознакомиться с письмами Минобразования РФ от 10.09.1999 N 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» и от 13.07.1998 N 577-30 «О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования» (вместе с «Инструкцией…», утв. Минобразования РФ 04.06.1998).

Правовые аспекты контроля 1. По определению, данному в законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ст. 2 ) проверка — это

«совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами»

.

2. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя МОУО. Она может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в этих документах (п. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ). Их копии, заверенные печатью, вручаются под роспись руководителю или его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений проверяющими.

3. Основаниями контроля могут быть:

  1. план (план – график) работы МОУО;
  2. обращение физических лиц и юридических лиц в МОУО (администрацию, прокуратуру, средства массовой информации и т.д.) по фактам нарушений в области образования или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью воспитанников, обучающихся, работников образовательных учреждений.
  3. приказ начальника МОУО;
  4. обращение руководителя образовательного учреждения в МОУО;

4.

Руководители образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящей проверке и ознакомлены с ее планом-заданием (п. 3, 4 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).

Оперативная проверка возможна без предупреждения. 5. Срок проведения проверки образовательного учреждения не может превышать двадцати рабочих дней (п.

1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). Как правило, проверка образовательного учреждения занимает не более 10 рабочих дней. 6. При проведении проверок в качестве экспертов могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты, в том числе других отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования, высококвалифицированные педагоги образовательных учреждений, за исключением работников, состоящих в трудовых отношениях с данной образовательной организацией. 7.По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах (п.1 ст.

16 Закона № 294-ФЗ). В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, образовательное учреждение в течение пятнадцати дней с даты получения акта вправе представить в МОУО в письменной форме свои возражения (п. 12,16 Закона № 294-ФЗ). 8.В соответствии с законодательством МОУО не вправе:

  1. осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или его уполномоченного представителя (за исключением случая проверки информации о причинении вреда жизни, здоровью обучающихся и работающих, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
  2. проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям МОУО;
  3. осуществлять выдачу юридическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
  4. требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  5. превышать установленные сроки проведения проверки;
  6. распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

9.Перечень грубых нарушений, недопустимых при проведении проверок (п.

2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ):

  1. привлечение к проведению проверки неаккредитованных в установленном порядке граждан и организаций;
  2. участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки;
  3. нарушение сроков проведения плановых проверок;
  4. непредставление оформленного акта проверки.
  5. проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
  6. превышение установленных сроков проведения проверки;
  7. проведение внеплановой проверки без установленных оснований или без согласования с органами прокуратуры;
  8. нарушение сроков уведомлений о проведении плановой или внеплановой проверок;
  9. требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  10. проведение плановых проверок не в соответствии с утвержденными ежегодными планами плановых проверок, не включенных в ежегодный план проведения плановых проверок;

10. При осуществлении контроля за деятельностью образовательных учреждений проверяющие лица вправе:

  1. в пределах своей компетенции запрашивать и получать от учреждения информацию, документы и материалы, относящиеся к предмету контроля и необходимые для его осуществления;
  2. знакомиться с технической документацией к электронным базам данных учреждения.
  3. знакомиться с информацией, касающейся деятельности проверяемого учреждения и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемого учреждения;
  4. беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемым учреждением, иметь доступ к документам и материалам учреждения, осматривать занимаемые учреждением территории и помещения;

Источник: При подготовке использованы упомянутые выше нормативные документы, материалы сайтов ряда муниципальных образований, муниципальных органов управления образованием, сайта «Менеджер образования», журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения» за 2012-2013 г.г.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+