Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Изменения в учетную политику с 2021 года нужно ли ретроспективно

Изменения в учетную политику с 2021 года нужно ли ретроспективно

Изменения в учетную политику с 2021 года нужно ли ретроспективно

Учетная политика-2020: вспомнить все!

До конца года осталось совсем немного времени. И пока не началась годовая отчетная кампания, бухгалтерам учреждений бюджетной сферы надо задуматься над формированием учетной политики на 2021 год. 2021 год стал особенным: ведь впервые главные бухгалтеры автономных, бюджетных и казенных учреждений формировали учетную политику своих учреждений с учетом утвержденных федеральных стандартом бухгалтерского учета для госсектора.

При этом своего рода «библией» по формированию учетной политики был стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. ), так же вступивший в силу с 1 января 2021 года. Принято считать, что стандарт — это нечто неизменное, объективное, некая опора, на которой можно возводить разные конструкции, в том числе и нормативные.

Однако в реальности оказалось все не так образцово и устойчиво.

В течение года Минфин несколько раз вносил изменения в нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности.

Так, приказами от 28.02.2019 Минфин внес изменения в Инструкцию по бюджетной отчетности № 191н (приказ № 31н) и Инструкцию по бухгалтерской отчетности № 33н (приказ № 32н). Основные изменения тогда касались порядка составления и хранения отчетности в виде электронного документа. Затем эти положения Минфин продублировал приказами от 10.06.2019 года в стандарте

«Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»

(приказ № 93н) и в стандарте «Концептуальные основы» (приказ № 94н).

В июле в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете. Среди прочих очень важных для бухгалтера изменений, в новой редакции Закона о бухучете исчезло упоминание о «государственном секторе», а совокупность всех учреждений вновь стала именоваться «бюджетной сферой». После этого терминология Закона о бухучете перестала совпадать с терминами стандартов, написанных как раз для госсектора.

В октябре вступили в силу изменения в Инструкцию по формированию бюджетной отчетности № 191н, внесенные приказом Минфина от 20.08.2019 № 131н. Эти изменения в Инструкцию № 191н отчасти продублировали внесенные ранее поправки в стандарты

«Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»

и «Концептуальные основы», но и установили порядок привлечения к административной ответственности за нарушение сроков сдачи бюджетной отчетности. Аналогичные изменения внесены приказом Минфина от 16.10.2019 № 166н в Инструкцию по бухгалтерской отчетности № 33н.

В стадии проектов находятся и изменения в инструкции по учету для казенных, бюджетных и автономных учреждений, которые Минфин утвердит, вероятно, только в последние дни 2021 года.

Внесение изменений в нормативные документы — событие для бухгалтеров бюджетной сферы привычное. И все бы ничего, если бы не положения пункта 12 стандарта «Учетная политика», согласно которым необходимо корректировать учетную политику учреждения всякий раз при изменении законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Вряд ли такое положение стандарта предполагает столь регулярные в течение года изменения нормативной базы.

Иначе бы у главных бухгалтеров не было другой заботы, кроме как следить за изменениями нормативной базы, чтобы откорректировать должным образом свои локальные акты. Тем более, что внесение изменения в них — дело непростое, требующее времени и соблюдения определенной процедуры. Но одно изменение законодательства все же должно было найти отражение в учетной политике учреждения в 2021 году.

Напомним, что с 26 июля 2021 года если они предъявлены в письменной форме. Полученное главбухами право актуально в связи с новой редакцией статьи 15.15.6 КоАП РФ, установленной Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ. И теперь с 9 июня 2021 года главбух, как должностное лицо, может избежать административной ответственности за искажение показателей бухгалтерской отчетности, если докажет, что такое искажение допущено по вине других лиц.

Об этом говорится в примечании 5 к ст.

15.15.6 КоАП РФ. А лучшим доказательством главбуха своей невиновности будет как раз письменное требование об устранении соответствующего нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений.

Судебной практики по административным правонарушениям, в которых фигурирует требование главбуха в письменной форме, пока нет. Она появится, скорей всего в конце 2021 года. Однако, чтобы снизить риски привлечения главбуха к административной ответственности целесообразно в учетной политике на 2021 год предусмотреть:

  1. саму форму письменного требования.
  2. порядок предъявления главным бухгалтером письменных требований к сотрудникам учреждения и выполнения ими таких требований,

Законом о бухучете и другими нормативными документами не предусмотрено какой-то типовой формы такого требования, однако использовании в учреждении утвержденной его формы сэкономит главбуху время, нервы и личные финансы.

С 1 января 2021 года вступают в силу еще несколько федеральных стандартов для учреждений бюджетной сферы. Большинство из них вводят новые объекты учета и требуют отражения в отчетности новых сведений. С такими объектами учета и сбором сведений бухгалтеры учреждений бюджетной сферы еще не сталкивались.

Например, в следующем году должны появиться следующие объекты учета:

  1. непроизведенные активы, по которым прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала (стандарт «Непроизведенные активы», утв. приказ Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н).
  2. резервы: по претензиям и искам, по убыточным договорным обязательствам, по реструктуризации и др. (стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н);

В отчетности за 2021 год бухгалтерам нужно будет указать сведения о юридических и физических лицах, на деятельность которых субъект отчетности способен оказывать влияние, а также лицах, способных оказывать влияние на деятельность субъекта отчетности, и об операциях со связанными сторонами (). К сожалению, в стандартах умалчивается о том, у кого и каким образом главный бухгалтер может получить необходимую информацию для отражения в бухучете соответствующих объектов учета, а также сведения для отражения в отчетности. Минфин не предлагает даже никаких форм первичных учетных документов для совершения операций с вводимыми объектами учета и для сбора сведений!

При этом уже есть нерадостная для бухгалтеров судебная практика, например, решение . Согласно материалам дела главбух казенного учреждения была признана виновной в правонарушении по статье 15.15.6 КоАП. Суть правонарушения, совершенного главбухом, заключалось в том, что она не отразила на забалансовом счете 10 банковскую гарантию, предъявленную исполнителем по контракту на выполнение дорожных работ, и соответственно такая информация не попала в бюджетную отчетность.
Суть правонарушения, совершенного главбухом, заключалось в том, что она не отразила на забалансовом счете 10 банковскую гарантию, предъявленную исполнителем по контракту на выполнение дорожных работ, и соответственно такая информация не попала в бюджетную отчетность. В свое оправдание главбух пыталась объяснить суду, что:

  1. что у нее нет обязанности осуществлять мониторинг Единой информационной системы в целях поиска размещенных в ней сведений о закупке.
  2. ей никто не представил первичного учетного документа на бумажном носителе, являющегося основанием для отражения в учете банковской гарантии;

Другими словами, главбух как раз пыталась донести суду мысль о том, что ей не было известно о наличии банковской гарантии, и она просто не могла знать о ней в силу отсутствия у нее такой обязанности.

Однако суд все эти доводы отверг, и ей пришлось заплатить штраф в размере 10 000 рублей. Чтобы не оказаться в такой ситуации главному бухгалтеру необходимо в самое ближайшее время провести среди сотрудников учреждения разъяснительную работу о требованиях федеральных стандартов, вступающих в силу с 1 января 2021 года.

А затем в учетной политике на 2021 год предусмотреть, как минимум:

  1. отразить в графике документооборота порядок представления в бухгалтерию соответствующих первичных учетных документов.
  2. порядок извещения сотрудниками учреждения главного бухгалтера обо всех операциях с новыми объектами учета;
  3. разработать формы учетных документов;

В следующем году Минфин России продолжит разработку федеральных стандартов учета для учреждений бюджетной сферы.

Кроме того, согласно статье 21 Закона о бухучете должны появиться отраслевые стандарты учета.

Разработкой этих стандартов теперь будет заниматься Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов.

То есть в течение следующего года в законодательство и нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет бюджетной сферы, будут вноситься изменения.

И с большой вероятностью можно предположить, что некоторые такие изменения обязательно должны найти свое отражение в учетной политике в течение 2021 года! «» :

  1. , ведущий эксперт

100+ обучающих материалов ждут в подписке «Клерк.Премиум» Максимально выгодный способ повышения квалификации Реклама на сайте от рекламодателя Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Учетная политики на 2021 год: что учесть при формировании

Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру Каждая компания обязана принимать учетную политику для бухгалтерского учета и налогообложения на грядущий год.

Цель регламента — прописать все способы и методы учета, в отношении которых у фирмы есть право выбора. Грамотно составленная учетная политика помогает снизить налоговую нагрузку, а также избежать необоснованных претензий инспекторов.

В нашем материале мы разберем все изменения законодательства, которые следует вспомнить, составляя учетную политику на 2021 год. Начнем с новейших изменений НК РФ, освежим коррективы в ПБУ, а в завершение обсудим регламенты годичной давности с отложенным началом действия.

Закон № 325-ФЗ, подписанный президентом в конце сентября, самый свежий из нормативных актов, существенно корректирующих со следующего года налоговый учет. Часть новшеств отразится и на соответствующей учетной политике. 1. Уплата НДФЛ агентом через филиалы с 01.01.2021 Компания, имеющая несколько «обособок» в одном муниципалитете, вправе выбрать одну инспекцию для уплаты НДФЛ по всем этим подразделениям, включая ИФНС головной организации, если территориально она находится там же.
1. Уплата НДФЛ агентом через филиалы с 01.01.2021 Компания, имеющая несколько «обособок» в одном муниципалитете, вправе выбрать одну инспекцию для уплаты НДФЛ по всем этим подразделениям, включая ИФНС головной организации, если территориально она находится там же.

Для этого необходимо уведомить о своих намерениях все администрирующие данные «обособки» инспекции не позднее начала налогового периода. Менять выбранную налоговую в течение года запрещено. Однако если количество филиалов в муниципальном образовании изменилось или произошли другие метаморфозы, влияющие на налогообложение НДФЛ, об этом нужно будет сообщить инспекторам.

В случае если фирма решит воспользоваться новой опцией, целесообразно прописать это в налоговой учетной политике.Вариант 1: Организация уплачивает исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения организации.Вариант 2: Организация уплачивает исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет в отношении обособленных подразделений на территории муниципального образования . в ИФНС №.2. Уплата страховых взносов и представление РСВ филиалом с 01.01.2021 Чтобы обособленное подразделение смогло уплачивать страховые взносы и подавать РСВ по месту своего нахождения, у него должен быть открыт счет в банке.

Этот нюанс нужно учесть, отражая в разделе учетной политики, посвященном страховым взносам, порядок уплаты начислений и сдачи отчетности за филиалы.3.

С 01.01.2021 менять метод начисления амортизации можно будет один раз в 5 лет Ранее существовало аналогичное ограничение по переходу с нелинейного на линейный метод. Теперь линейный способ также следует применять не меньше пяти лет.

Учтите это, заполняя «прибыльный» раздел учетной политики.4. Восстанавливать входной НДС при совмещении режимов с 01.01.2021 нужно по новым правилам При переходе на ЕНВД по отдельным видам деятельности с сохранением общего режима по другим видам деятельности суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), ОС и НМА, восстанавливаются в налоговом периоде, в котором они переданы или начинают использоваться для операций, переведенных на ЕНВД. Ранее это нужно было сделать в периоде, предшествующем переходу.

При совмещении режимов порядок учета входного НДС при реализации закрепляется в учетной политике на 2021 год с учетом новшества.5.

Плательщикам налога на УСН стало проще учесть расходы на покупку недвижимости С 29.09.2019 учет расходов на приобретение основных средств, права на которое подлежат госрегистрации, не зависит от подачи документов на госрегистрацию.

Из учетной политики для УСН можно исключить соответствующее требование для определения момента отражения в налоговом учете соответствующих расходов. 1. Применение инвествычета распространено:

  1. еще на три амортизационные группы основных средств (с восьмой по десятую, кроме зданий, сооружений, передаточных устройств);
  2. на полную стоимость объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры и 80 процентов от затрат на объекты социнфраструктуры, если перечисленные активы закуплены по договору об освоении территории для строительства жилья и переданы в публичную собственность в период и по месту применения вычета.

2. Устанавливается, что расчетная сумма налога, подлежащая зачислению в бюджет субъекта, определяется без учета стоимости переоборудования ОС и соответствующих сумм амортизации в отношении объектов применения инвествычета.

3. Уменьшить налог к уплате в федеральный бюджет по обособленному подразделению можно только в рамках рассчитанной для него суммы налога и лишь в том периоде, когда ОС введено в эксплуатацию. 4. Решение о применении вычета применяется по каждому субъекту расположения «обособок» и применяется ко всем филиалам на территории субъекта.
4. Решение о применении вычета применяется по каждому субъекту расположения «обособок» и применяется ко всем филиалам на территории субъекта. 5. Разрешается применять инвествычет при уплате налога по консолидированной группе налогоплательщиков с учетом специальных особенностей Решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Кроме того, пункт 39 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ с 01.01.2021 разрешил использовать инвествычет в отношении отдельных ОС, а не всех подходящих по условиям и принадлежащих компании, применяющей инструмент в принципе. В закон о бухгалтерском учете внесены изменения.

Поправки вступили в силу 26.07.2019.

Основная из них — это обязательность выполнения письменных требований главных бухгалтеров о составлении документов бухучета для всех работников организации. Правило распространяется на инструкции любого должностного лица, на которое возложено ведение учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании соответствующих услуг. В условиях изменившихся полномочий бухгалтера в учетной политике на 2021 год целесообразно предусмотреть порядок предъявления главным бухгалтером письменных требований к сотрудникам компании, правила их выполнения, а также форму такого требования.

Законодательством типовой бланк документа не утвержден.

Поправки в законе о бухучете корреспондируют с новеллой, внесенной в КоАП РФ Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ. К статье кодекса, предусматривающей ответственность за грубые нарушения в учете (ст. 15.11), добавлено существенное примечание.

Бухгалтеров не будут штрафовать за грубые нарушения в виде искажения отчетности, если они допущены по любой из причин:

  1. первичные документы, составленные другими лицами, не соответствуют фактам хозяйственной жизни;
  2. первичные документы не переданы или переданы с опозданием.

Таким образом, утвержденные учетной политикой и соблюдаемые на предприятии правила документооборота, кроме прочего, помогут главбуху доказать собственную невиновность и избежать административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ. Компания оспорила конституционность п. 1 ст. 318 НК РФ, положения которого не позволяют учесть в составе косвенных расходов затраты на оплату труда производственных рабочих.

КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что по смыслу положений ст.

252, 318 и 319 НК РФ налогоплательщик должен обосновать выбор расходов, формирующих стоимость произведенной и проданной продукции. При этом механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом.

Отдельные, связанные с производством затраты можно отнести к косвенным расходам, только если нет реальной возможности отнести их к прямым, применив экономически обоснованные показатели. Суд сослался на письмо . Рекомендуем проверить закрепленный в учетной политике состав прямых расходов с учетом разъяснений КС РФ. Неправомерное отнесение отдельных затрат, относящихся к прямым расходам, в состав косвенных включено ФНС РФ в перечень частых нарушений обязательных требований по налоговому контролю.

Отметим также, что отсутствие в учетной политике распределения расходов на прямые и косвенные может привести к тому, что налоговики по-своему определят перечень расходов, пересчитав компании базу по налогу на прибыль, начислят налог, пени и штраф. С июля 2021 года вступили в силу новшества Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ по НДС. Налогоплательщики получили право принимать к вычету суммы налога, уплаченные в стоимости товаров и иных затрат, которые произведены для выполнения и оказания работ и услуг за пределами РФ (экспорта).

Ранее в аналогичных обстоятельствах входящий НДС можно было учесть лишь в цене покупок и отразить в расходах при расчете налога на прибыль.

Единственное ограничение для применения нового правила: оказываемые услуги и работы не должны относиться к освобождаемым от налогообложения операциям, поименованным в ст. 149 НК РФ. Соответственно, уточнен порядок расчета пропорции облагаемых и необлагаемых операций. Для целей ее определения реализация работ и услуг за границей приравнивается к облагаемым операциям.

Таким образом, если организация вела раздельный учет только из-за совершения указанных операций, ей можно исключить упоминание о совершении не облагаемых НДС сделок из учетной политики для целей налогового учета. Поправки нужно отразить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Подвергшееся изменению ПБУ 16/02 теперь будут обязаны использовать в работе не только коммерческие, но и некоммерческие компании, за исключением гос- и муниципальных учреждений. Требование о раскрытии распространилось и на использование долгосрочных активов, которые организация планирует продать. К такой категории активов документ относит:

  1. не используемые в деятельности ОС и внеоборотные активы, за исключением финансовых вложений. Факт неиспользования нужно подтвердить решением руководства, заключением соглашения о продаже;
  2. ценности, которые остались после выбытия внеоборотных активов или образовались в результате эксплуатации, ремонта или модернизации (кроме запасов).

Минфин раскрывает и нюансы учета и оценки долгосрочных активов для продажи:

  1. учет ведется в составе оборотных активов компании отдельно от других их видов;
  2. оценка — вместо себестоимости, будет приниматься балансовая стоимость ОС на дату их перехода в категорию долгосрочных активов для продажи.

    Впоследствии процедуру оценки нужно осуществлять по правилам, аналогичным оценке запасов.

Временное неиспользование внеоборотного актива права его признания долгосрочным не дает. Какие сведения отразить в бухотчетности:

  1. описание долгосрочных активов и предполагаемые обстоятельства их реализации (способ и период);
  2. образовавшуюся в результате продажи прибыль (убыток) и статью о финрезультатах, содержащую эту информацию.

Полезно предусмотреть в качестве приложения к учетной политике форму, в которой организация будет раскрывать информацию о долгосрочных активах к продаже, а в рабочий план счетов добавить субсчета для учета операций с правом пользования активами и долгосрочными активами к продаже. Напомним, что организация в случае, если она вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, может не применять ПБУ 16/02.

Минфин в числе прочего уточнил понятие «временные разницы», конкретизировал причины их возникновения, а также установил порядок определения их величин на отчетную дату. Для этого потребуется посчитать разницу между балансовой стоимостью актива или обязательства и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения. В связи с этим в учетной политике для целей бухгалтерского учета рекомендуем зафиксировать способ определения компанией налоговой стоимости активов и обязательств.

В частности, для этого можно использовать положение

«Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 «Налоги на прибыль»

, как это показано в приведенном ниже примере.

Пример: налоговая стоимость актива определяется в порядке, определенном МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», как сумма, которая для целей налогообложения подлежит вычету из любых налогооблагаемых экономических выгод, которые будут поступать в организацию при возмещении балансовой стоимости этого актива.
Пример: налоговая стоимость актива определяется в порядке, определенном МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», как сумма, которая для целей налогообложения подлежит вычету из любых налогооблагаемых экономических выгод, которые будут поступать в организацию при возмещении балансовой стоимости этого актива.

Если они не будут подлежать налогообложению, налоговая стоимость соответствующего актива считается равной его балансовой стоимости.

Налоговая стоимость обязательства определяется в порядке, определенном МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», как его балансовая стоимость, уменьшенная на суммы, которые в будущих периодах будут подлежать вычету в налоговых целях в отношении данного обязательства. Если доходы получены авансом, налоговая стоимость возникшего в результате обязательства равна его балансовой стоимости за вычетом любой суммы соответствующего дохода, в которой он не будет облагаться налогом в будущих периодах.

Сразу отметим, что стандарт обязателен к применению с отчетности за 2022 год. Но при желании применять его можно и раньше, нужно только раскрыть этот факт в бухотчетности. Если компания переходит на с 2021 года, в учетной политике следует отразить, например, следующую информацию.

Для арендатора (лизингополучателя):

  1. группы предметов аренды, которые не отражаются в качестве права пользования активом (ППА) при сроке аренды не более 12 месяцев (п. 11 ФСБУ 25/2018);
  2. порядок определения сроков полезного использования ППА;
  3. неприменение к договорам, исполнение которых истекает до 31.12.2021 (п. 51 ФСБУ 25/2018);
  4. отражение операций по аренде (лизингу) на отдельных субсчетах.
  5. факт применения тех или иных предусмотренных в ФСБУ 25/2018 упрощенных способов ведения бухучета с описанием договоров, в отношении которых они используются;
  6. применение упрощенного порядка признания и оценки ППА и обязательства по аренде по действующим договорам при переходе на применение ФСБУ 25/2018;
  7. порядок определения фактической стоимости ППА и первоначальной оценки задолженности по аренде в случае применения упрощенных способов ведения бухучета (пп. 13, 14 ФСБУ 25/2018).
  8. способы амортизации ППА (п. 17 ФСБУ 25/2018);
  9. порядок признания арендных платежей в качестве расхода (равномерно или иным способом) по договорам, по которым организация воспользовалась правом не признавать предмет аренды в качестве ППА и не признавать обязательство по аренде;

Для арендодателя (лизингодателя):

  1. в части операционной аренды — порядок признания доходов от аренды (равномерно или иным способом) и их квалификацию (прочие или по обычным видам деятельности) (п.

    42 ФСБУ 25/2018, пп. 5, 7 ПБУ 9/99);

  2. неприменение ФСБУ 25/2018 к договорам, исполнение которых истекает до 31.12.2020(п. 51 ФСБУ 25/2018);
  3. при наличии права применять упрощенные способы учета — решение учитывать любую аренду как операционную (за исключением договоров, по которым право собственности на объект аренды переходит к арендатору или которые он имеет право выкупить по цене, значительно ниже справедливой стоимости) (п. 28 ФСБУ 25/2018).

Материал предоставлен журналом : 100+ обучающих материалов ждут в подписке «Клерк.Премиум» Максимально выгодный способ повышения квалификации Реклама на сайте от рекламодателя Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

На что обратить внимание в учетной политике на 2021 год

В правилах бухгалтерского и налогового учета есть изменения, которые нужно учесть в учетной политике на 2021 год.

Из рекомендации вы узнаете, какие изменения и как надо внести. Зафиксируйте требования по документообороту в графике, чтобы четко разграничить, кто за какой документ отвечает.

Главбуха не оштрафуют за искажение учета, только если он докажет, что ошибка произошла не по его вине. Например, из-за недостоверной первички, которую составляли другие лица, или того, что документы не вовремя передали (ч. 1.1 примечания к ст. 15.11 КоАП).

В 2021 году письменные требования главбуха к первичным документам стали обязательными для всех работников (п. 3 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Фиксировать это правило в учетной политике не обязательно – оно установлено законом. Но стоит установить и утвердить в приложении к учетной политике детальный график документооборота.

Максимально подробно пропишите в графике правила и сроки оформления и передачи первички, счетов-фактур и других документов. Назначьте ответственных по всем типам документов на каждом этапе работы с бумагами. Проверьте в учетной политике, каким способом вы отражаете текущий налог на прибыль – на основании данных бухучета или декларации.

Формулировка может быть, например, такой.

В рабочем плане счетов переименуйте постоянные налоговые активы и постоянные налоговые обязательства в постоянные налоговые доходы и постоянные налоговые расходы (п.

4 изменений ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина от 20.11.2018 № 236н). Рабочий план счетов в этой части будет выглядеть примерно так. С 2021 года действует четкий порядок, как считать текущий налог на прибыль и отражать разницы участникам консолидированной группы (п. 3, 13 изменений ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина от 20.11.2018 № 236н).

приказом Минфина от 20.11.2018 № 236н).

Если в вашей учетной политике был самостоятельно разработанный вариант учета, пересмотрите эти формулировки.

С 2021 года также ввели новый способ расчета разниц – балансовый, при котором временную разницу считают как разницу между балансовой стоимостью актива или обязательства и его стоимостью в налоговом учете на отчетную дату (п.

5 изменений ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина от 20.11.2018 № 236н). Но Минфин не запретил продолжать учитывать разницы по прежнему варианту: в разрезе каждого дохода и расхода в отдельности.

Выбирать только один способ и закреплять его в учетной политике не нужно, но если у вас прописан порядок, как отражать временные разницы в конкретных ситуациях, пересмотрите данные правила. Предусмотрите в рабочем плане счетов счет для долгосрочных активов к продаже.

Это новый вид активов, который ввели с 2021 года (приказ Минфина от 05.04.2019 № 54н).

К таким активам относят:

  1. материальные ценности для продажи, которые остаются от выбывающих внеоборотных активов или которые извлекли при ремонте, модернизации, реконструкции.
  2. основные средства и другие внеоборотные активы, которые организация не использует, потому что решила продать (за исключением финансовых вложений);

Долгосрочные активы к продаже учитывайте в составе оборотных активов обособленно. Для этого заведите специальный субсчет – например, к счету 41 «Товары».

Ниже фрагмент рабочего плана счетов. Если организация прекратит использовать долгосрочные активы к продаже, надо будет отразить этот факт в отчетности в составе информации о прекращаемой деятельности.

Сделать это можно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

В учетной политике на 2021 год можно утвердить один из трех способов учета аренды и лизинга.

Дело в том, что вплоть до 2022 года организации могут учитывать эти операции либо в соответствие с ФСБУ 25/2018, либо по собственным правилам, разработанным на на базе МСФО 16 «Аренда», который ввели приказом Минфина от 11.06.2016 № 111н (п. 7.1 ПБУ 1/2008). Можно применять также порядок учета лизинговых операций на основе требований приказа Минфина от 17.02.1997 № 15 и общих положений ПБУ, которые действуют сейчас (п.

7.1 ПБУ 1/2008, письмо Минфина от 19.01.2018 № 07-04-09/2694). Если выберете учет в соответствие с ФСБУ 25/2018, предусмотрите субсчета, где будете отражать права пользования имуществом, и порядок расчета их фактической стоимости. Например, организации, которые ведут упрощенный учет, могут оценивать обязательство по аренде как сумму будущих арендных платежей без дисконтирования.

Если используете инвестиционный налоговый вычет, проверьте, не стоит ли пересмотреть правила для него. С 2021 года данный вычет можно заявить по основным средствам не только третьей–седьмой амортизационных групп, но и восьмой–десятой групп, кроме зданий, сооружений, передаточных устройств.

Новое правило действует в отношении тех объектов, которые организация купила или изготовила после 1 января 2021 года (подп. «д» п. 10 ст. 1 Закона от 26.07.2019 № 210-ФЗ).

Формулировка в учетной политике может быть такой. В учетной политике для целей налогообложения зафиксируйте выбранную налоговую систему.

Это требование относится как к организациям, так и предпринимателям.

Если вы выбрали общую систему налогообложения, не забудьте, что в конце года можно:

  1. поменять способ перечисления авансов по налогу на прибыль,
  2. подать заявление об освобождении от НДС.

Общие правила уплаты налога на прибыль и НДС в 2021 году не изменились. Чтобы сделать правильный выбор способ уплаты, воспользуйтесь рекомендациями:

  1. Как перечислять в бюджет налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
  2. Как получить освобождение от уплаты НДС.

Если выбрали УСН, то в декабре рассмотрите возможность сменить объект налогообложения.

Организация сама решает каким способом составлять учетную политику и вносить в нее изменения. Можно внести изменения в уже действующий документ.

Для этого утвердите приказ в свободной форме — По материалам БСС «Главбух».

Проверь себя: нужно ли внести изменения в учетную политику — 2021 (для коммерческой организации).

Памятка бухгалтеру (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Проверь себя: нужно ли внести изменения в учетную политику — 2021 Периодически осуществлять «ревизию» действующей учетной политики — в интересах любой организации (индивидуального предпринимателя). Целью такой проверки является не только подтверждение факта отражения в учетной политике необходимых способов и методов ведения учета в зависимости от осуществляемых видов деятельности, но и оценка их правильности и рациональности, а также целесообразности внесения в нее соответствующих изменений.

Провести «ревизию» необходимо до конца года, и тогда же внести в нее соответствующие изменения (дополнения) и утвердить новую редакцию, которая будет применяться с 1 января нового календарного года.

С чего начать проверку действующей учетной политики и на какие разделы необходимо обратить особое внимание — об этом читайте в нашем материале.

Рекомендуем: Энциклопедия решений 1.

Соответствие учетной политики действующему законодательству Перед наступлением нового года следует еще раз посмотреть, не внесены ли какие-то изменения в законодательство, которые необходимо будет применять в своей деятельности в следующем периоде, и, в случае необходимости, отразить их в приказе об учетной политике (в виде дополнений или изменений).

В 2021 году (и чуть ранее) было внесено достаточно много изменений как в налоговое, так и в бухгалтерское законодательство. Не все из них окажут влияние на положения учетной политики — 2021.

Тем не менее, некоторые из них заслуживают особого внимания Речь идет о: — «Информация по прекращаемой деятельности»; — «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Изменения, внесенные в указанные документы, вступают в силу начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Напоминаем также, что организации вправе принять решение о «досрочном» применении «Бухгалтерский учет аренды».

Для этого необходимо не только внести соответствующие дополнения в учетную политику, но и отразить свое решение в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рекомендуем: Обзоры 2. Существенное изменение условий деятельности организации К существенным изменениям условий деятельности организации, в частности, можно отнести ( ПБУ 1/2008): — начало осуществления новых видов деятельности либо изменение видов деятельности; — создание обособленных подразделений; — реорганизацию предприятия; — смену режима налогообложения (к примеру, вследствие утраты права на применение УСН или добровольного перехода на иной режим налогообложения) или совмещение налоговых режимов. В связи с этим в учетной политике следует проверить и при необходимости внести изменения (дополнения): — в рабочий план счетов; — в график документооборота; — в перечень форм первичных документов, учетных регистров.

Кроме того, необходимо обратить внимание: 1) Не приводит ли изменение условий деятельности к обязанности ведения раздельного учета. Раздельный учет по НДС: Необходимость ведения раздельного учета «входного» НДС возникает в отношении операций: — облагаемых и необлагаемых НДС (, НК РФ); — облагаемых по ставкам 0% и 20% (10%); — длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев ( НК РФ); — при совмещении общего режима и ЕНВД (ПСН) ( НК РФ); — при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций ( НК РФ).

Методика ведения учета «входного» НДС разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и утверждается в учетной политике (см. письма ФНС России , Минфина России от ).

Элемент учетной политики Когда применяется Допустимые варианты в учетной политике Раздельный учет доходов от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав 1. При осуществлении операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению НДС 2. При совмещении общего режима и ЕНВД (ПСН) Раздельный учет может быть организован: 1) путем открытия отдельных субсчетов к счетам и ; 2) с помощью специальных налоговых регистров Раздельный учет «входного» НДС 1.

При использовании приобретенных товаров (работ, услуг) в облагаемых и в не облагаемых НДС операциях 2.

При совмещении общего режима и ЕНВД (ПСН) 3. При совмещении ЕСХН и ЕНВД (ПСН) Раздельный учет может быть организован: 1) путем открытия отдельных субсчетов к «Налог на добавленную стоимость»; 2) с помощью специальных налоговых регистров; 3) пропорционально, исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) Правило «пяти процентов» В отношении сумм НДС по расходам, относящимся одновременно к облагаемым и не облагаемым НДС операциям Применение правила «пяти процентов» является правом налогоплательщика, которое должно быть закреплено в учетной политике Рекомендуем: Энциклопедия решений Раздельный учет для целей исчисления налога на прибыль, ЕНВД, ЕСХН, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ПСН: Обеспечить обособленный учет доходов и расходов необходимо в следующих случаях: — при совмещении налоговых режимов по отдельным видам деятельности ( НК РФ, НК РФ, НК РФ); — при целевых поступлениях ( НК РФ).

Раздельный учет может быть организован следующим образом: Элемент учетной политики Допустимые варианты в учетной политике Раздельный учет доходов Раздельный учет может быть организован: 1) путем открытия отдельных субсчетов к счетам и ; 2) с помощью специальных налоговых регистров Раздельный учет расходов Раздельный учет может быть организован: 1) пропорционально доле доходов от деятельности, относящейся к конкретному виду деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности ( НК РФ); 2) пропорционально долям доходов, полученным в рамках каждого из режимов налогообложения, в общем объеме доходов по всем видам деятельности; 3) путем открытия отдельных субсчетов к счету ; 4) с помощью специальных налоговых регистров Рекомендуем: Энциклопедия решений Формы документов: 2) При осуществлении новых видов деятельности необходимо также определить принципы и порядок их отражения в учете. В указанных случаях изменения (дополнения) в учетную политику могут быть внесены не только с нового года, но и в течение текущего периода, с момента наступления соответствующего события. Организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации ( ПБУ 1/2008).

3. Применение новых способов ведения учета Несмотря на то, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год, организация (индивидуальный предприниматель) вправе периодически вносить в нее изменения, в том числе и в отношении применяемых методов учета, при условии, что новые способы приведут к повышению качества информации об объекте ( Закона N 402-ФЗ, НК РФ).

При внесении подобного рода изменений в части положений по налогу на прибыль необходимо принимать во внимание ряд действующих ограничений, которые не позволяют делать это ежегодно.

Элемент учетной политики по налогу на прибыль Срок, в течение которого положение учетной политики не подлежит пересмотру Прямые и косвенные расходы: — порядок распределения прямых расходов; — порядок формирования стоимости НЗП В течение не менее двух налоговых периодов ( НК РФ) Порядок формирования стоимости приобретения товаров (при осуществлении торговой деятельности) В течение не менее двух налоговых периодов ( НК РФ) Способ амортизации Организации вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в 5 лет ( НК РФ) Использовать новые правила можно только с начала нового периода ( ПБУ 1/2008, НК РФ).

Рекомендуем: Энциклопедия решений 4.

Порядок внесения изменений (дополнений) Внесение любых изменений (дополнений) в учетную политику производится в том же порядке, что и утверждение самой учетной политики — отдельным приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя).

Рекомендуем: Энциклопедия решений Конструктор учетной политики Учетная политика для коммерческой организации — 2021 Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+