Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Формы дополнительного профессионального образования

Формы дополнительного профессионального образования

Формы и виды дополнительного образования. Дополнительное профессиональное образование

Рассмотрим основные виды дополнительного образования, которые актуальны в экономической и социальной ситуации, сложившейся в настоящее время в стране.В эпоху технических инноваций, возрастающей конкуренции появляется необходимость снова подтверждать свою профессиональную пригодность.Именно поэтому существенное значение приобретает дополнительное профессиональное образование. Оно позволяет специалистам увеличивать уровень профессионализма, приобрести новые умения и знания, которые дают право работать в новой области.

Дополнительное профессиональное образование представляет собой одну из форм последипломного образования.

Адресовано он тем людям, которые уже владеют первым базовым средним либо высшим образованием.Дополнительное профессиональное образование является организованным и устойчивым процессом приобретения новых умений, навыков, знаний, которые позволяют человеку в полной мере развить и реализовать себя, самоопределиться профессионально, социально, личностно.Данный процесс имеет высокую степень гибкости. Современное дополнительное образование адаптируется под потребности целевой аудитории, оно самостоятельно в отборе методов, форм, средств обучения.

Появляется возможность сочетания высокого уровня мотивации обучения с результативными методами профессионального и личностного обучения. Рассмотрим основные виды дополнительного образования:

  1. кратковременное повышение квалификации с получением удостоверения по программам в объеме 72-100 академических часов, а также свидетельства о переквалификации по программам 100-500 часов;
  2. курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, предполагающие выдачу сертификата.
  3. профессиональная переподготовка, которая подразумевает выдачу государственного диплома;

Все виды дополнительного образования связаны с получением дополнительной информации по образовательным программам, которые предусматривают изучение конкретных дисциплин, отделов науки, технологий, которые нужны для качественного выполнения новых квалификационных требований. Разнообразные формы дополнительного образования разработаны в Минобразования страны в виде удобного, быстрого, недорогого варианта получения второго образования, освоения новой специальности.Они существенно отличаются от второго высшего по срокам обучения.

Курсы дополнительного образования предполагают незначительный срок обучения, они наполнены конкретными предметами, приближенными к практике, они существенно ниже по стоимости.После завершения курса можно рассчитывать на диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, который придает его обладателю большую конкурентоспособность на современном рынке труда.Свойство данного документа таково, что дополнительная специальность является равноправной с основной специальностью, дает право заниматься конкретным видом деятельности.

Повышение квалификации является вариантом профессионального обучения специалистов, предназначением которого является рассмотрение слушателями передового опыта для продвижения по карьерной лестнице.Рассмотрим виды дополнительного образования:

  1. проблемные либо теоретические семинары в диапазоне 72-100 часов;
  2. краткосрочное, продолжительность которого не превышает 72 часов;
  3. длительное обучение (от 100 часов).

Слушатели, которые успешно завершают курс, могут рассчитывать на получение одного из следующих вариантов документов государственного образца:

  1. свидетельство о повышении квалификации для лиц, которые прошли обучение, рассчитанное на 72-100 часов.
  2. для лиц, которые прошли краткосрочное обучение либо участвовали в работе проблемных и тематических семинаров в объеме 72-100 часов;

Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения.

В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии. Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков.На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок.

Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование. В настоящее время функционируют разнообразные виды учреждений дополнительного образования, предназначенные для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.Помимо обучения в школе, дети могут посещать разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО.

Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования.

В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере.В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа – вуз – послевузовская подготовка – последипломное обучение.
В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере.В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа – вуз – послевузовская подготовка – последипломное обучение.

Подобная схема достигается с помощью инструментов, которыми располагает сфера дополнительного образования.

Отличительной чертой дополнительного образования является тот факт, что те учреждения, которые предлагают гражданам нашей страны повышать профессиональный уровень, используют учебные курсы, объем которых не превышает 1000 часов.Это является отличным стартом для экономического и профессионального роста молодого поколения, которое еще не определилось с основной специальностью. Помимо образовательных услуг, организации, которые предоставляют услуги дополнительного обучения, отвечают за:

  1. профессиональную ориентацию подростков;
  2. переподготовку, повышение квалификации, стажировку специалистов;
  3. организацию внеурочной деятельности школьников;
  4. формирование творческого потенциала детей;
  5. патриотическое, духовное, трудовое воспитание подрастающего поколения;
  6. приобретение новых знаний, развитие профессионализма в конкретной сфере деятельности.

В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:

  1. очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
  2. дистанционной;
  3. заочной.

Творческие объединения.

Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей.

Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике.

Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:

  1. пресс-конференция;
  2. селекторное совещание.
  3. видеоконференция;
  4. онлайн;
  5. бизнес-конференция;
  6. эхо-конференция;

Среди элементов выделяют творческие лаборатории, факультативы, научные центры, ассоциации, хобби-центры.Подобная модель интересна тем, что все группы функционируют на базе обычной общеобразовательной школы.

В творческих экспедициях, исследовательских лабораториях, секциях по интересам принимают активное участие не только школьники, но и их наставники, родители. В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз?

Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам.

В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.

  1. 0
  2. 31.05.2018

Поделиться:

Дополнительное образование: основные формы обучения в России

16 февр. 2015 г. 8501 Существующая на сегодняшний день социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется не только информационной насыщенностью, но и появлением новых образовательных возможностей для всех слоев населения, наряду с традиционным дополнительным образованием, об основных формах которого мы сегодня и расскажем. Дополнительное образование призвано повысить образовательный и культурный уровень человека, а также углубить его знания в определенной сфере.

Именно поэтому в последнее время все больше популяризируется непрерывное профессиональное образование (школа – вуз – послевузовская – последипломная учеба), получить которое можно только благодаря инструментариям, находящимся в распоряжении сферы дополнительного образования.

Основным преимуществом дополнительного образования является тот факт, что учреждения, предлагающие россиянам повысить свой профессиональный уровень, как правило, предлагают учебные программы, не превышающие 1000 часов занятий.

Это очень удобно с точки зрения динамичного профессионального и экономического старта для молодых людей, которые еще только находятся в поиске «своей» профессии. Во многом из-за этого дополнительное образование все увереннее занимает позиции не второстепенной, а одной из основных форм обучения (в том числе и профессиональной).

Отметим, что существующая на сегодняшний день социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется не только информационной насыщенностью, но и появлением новых образовательных возможностей для всех слоев населения, наряду с традиционным дополнительным образованием, об основных формах которого мы сегодня и расскажем.

Отметим, что существующая на сегодняшний день социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется не только информационной насыщенностью, но и появлением новых образовательных возможностей для всех слоев населения, наряду с традиционным дополнительным образованием, об основных формах которого мы сегодня и расскажем. Но сначала уделим немного внимания роли и значению дополнительного образования.

Ошибочно думать, что организации, предоставляющие услуги дополнительного обучения, выполняют только образовательные функции.

Помимо всего прочего они отвечают за:

  1. духовное, патриотическое и трудовое воспитание детей;
  2. получение новых знаний и развитие профессиональных навыков в определенной сфере всех категорий населения.
  3. профессиональную ориентацию подростков;
  4. развитие детского творческого потенциала;
  5. повышение квалификации, переподготовку и стажировку специалистов;
  6. организацию детского досуга;

На данный момент дополнительное образование в России можно получить в таких формах обучения как:

  1. заочная.
  2. очная (дневной, вечерний формат или школа выходного дня);
  3. дистанционная;

Ну а теперь давайте вернемся к основной теме нашей статьи и перечислим наиболее востребованные сегодня в нашей стране формы дополнительного обучения. Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам.

Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.).

Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов. Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения.

Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.

Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.

Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д. Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем.

Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.

Такая модель дополнительного образования примечательна тем, что она создается на базе общеобразовательной школы. В творческих лабораториях, экспедициях и т.д. участвуют и дети, и взрослые.

Рекомендуем прочесть:  Вожатый в лагере что делает

Благодаря этому педагогам удается не только организовать досуг школьников, но и пообщаться с ними в неформальной обстановке. Тематики самые разные: от исторических до научно-исследовательских. Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий.
Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.

Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.

Благодаря тому, что формы дополнительного образования в России достаточно разнообразны и насыщенны, уже сегодня можно ощутить заметное повышение эффективности образовательных программ и уровня образования в целом.

Поэтому очень важно не останавливаться на достигнутом, и регулярно внедрять новые формы дополнительного обучения во всех сферах образовательной системы России.

Теги: Материал полезен? Да 0 Нет 0 Поделитесь новостью Новости образования 11 сент.

2021 г. 116 10 сент. 2021 г. 291 10 сент. 2021 г. 334

Стандарты дополнительного образования

Функционирование современной системы образования в РФ выстроено на базе государственных нормативов.

Учитывая, что работа заведений, ведущих основную учебную деятельность, регулируется строгими стандартами, возникает закономерный вопрос, есть ли ФГОС дополнительного образования? Применительно к предпрофессиональному, но не общеразвивающему направлению можно говорить о единых , никакие федеральные стандарты в этой сфере не действуют – так же, как нет ФГОС и в области дополнительного профессионального образования.

Согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» дополнительным признан такой вид учебной деятельности, при котором всесторонне удовлетворяются потребности человека в совершенствовании интеллектуальных, духовных, нравственных, физических или профессиональных умений.

При этом не происходит повышения уровня образования, зато формируются и развиваются творческие способности, культура правильного образа жизни, укрепляется здоровье или просто организуется досуг. Именно по этой причине государственный стандарт в сфере допобразования детей отсутствует. Все основные аспекты работы учреждений ДОД раскрыты в Приказе Министерства просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

Все основные аспекты работы учреждений ДОД раскрыты в Приказе Министерства просвещения РФ

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

.

Само же их наполнение остается в ведении учреждений, организующих учебный процесс. Логика законодателя в этом вопросе состоит в том, что способы реализации главных функций у центров допобразования существенно отличаются, что затрудняет возможность их приведение к единым нормам, поэтому термин «образовательный стандарт» в законодательстве о дополнительном образовании детей (и взрослых тоже) не используется, а применяется только в отношении высшего образования. Главные задачи ДОД:

  1. формирование у учащихся общей культуры;
  2. создание у детей базы образованности;
  3. развитие личности;
  4. поддержка индивидуальности;
  5. улучшение коммуникативных навыков.
  6. расширение кругозора;
  7. удовлетворение познавательного интереса ребенка;
  8. накопление социального опыта;

Введение единого ФГОС дополнительного образования детей существенно затруднит реализацию главных функций учебных центров.

Однако это не означает, что обучение должно проходить стихийно. Каждое направление подготовки строится на базе образовательной программы. Разработка документации такого рода целиком возложена на учреждения ДОД, в них же она и утверждается.

Никакого стороннего рецензирования и экспертизы не требуется.

Ориентиром содержательной части и оформления документов служит «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Хотя норматив давно не обновлялся и содержит ряд устаревших сведений, официально он не утратил силы. Поэтому педагоги центров ДО продолжают руководствоваться им при составлении программ, считая его неким первоисточником государственного стандарта дополнительного образования.
Поэтому педагоги центров ДО продолжают руководствоваться им при составлении программ, считая его неким первоисточником государственного стандарта дополнительного образования.

Типовая структура дополнительной общеразвивающей программы включает разделы:

  1. пояснительная записка – краткий документ, дающий общую характеристику, отражающий специфику образовательной программы, ее объем и сроки реализации;
  2. титульник;
  3. учебно-тематический план, отображающий перечень изучаемых блоков и количество времени, отведенное на каждый из них;
  4. список литературы, на базе которой была составлена программа ДОД.
  5. методическое обеспечение – оборудование, инвентарь, помещение, кадры, задействованные в образовательном процессе;
  6. содержательная часть;

Согласно актуальному на сегодняшний день приказу Минпросвещения № 196 каждая образовательная программа должна содержать компоненты, представленные на рисунке. Законодательные требования предусматривают обязательную публикацию действующих образовательных программ на официальном сайте учреждения, организующего ДОД. Там же должны быть размещены локальные нормативные акты, касающиеся вопросов основного профиля организации.

Порядок реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры регулируются , а их содержание утверждается приказами Минпросвещения и профильных ведомств, курирующих соответствующую сферу.

Например, спортивные кружки должны опираться в своей деятельности на требования Министерства спорта РФ, а центры, готовящие будущих музыкантов, художников и других работников творческой сферы, – на указания Минкульта.

Формы, в которых организация ДОД может реализовывать свою деятельность, определены законодательно:

  1. с использованием дистанционных технологий;
  2. самостоятельно или в сетевом взаимодействии;
  3. образование по модульному принципу.
  4. через электронное обучение;

Учреждение дополнительного образования детей самостоятельно определяет, какую форму (или сочетание форм) использовать, а также устанавливает:

  1. индивидуальный учебный план;
  2. порядок объединения обучающихся в группы;
  3. календарный график учебного процесса (занятия могут вестись в течение всего года, включая каникулы);
  4. количество учеников в одном объединении;
  5. возможность участия родителей в занятиях с ребенком и другие организационные моменты.
  6. направление дополнительной образовательной программы детей (техническая, спортивная, художественная и прочее);
  7. продолжительность занятия;
  8. периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся;
  9. порядок оказания услуг на договорной основе;

Учреждениям ДОД рекомендовано ежегодно обновлять программы с учетом последних научно-технических достижений и актуальных тенденций культуры, экономики и социальной сферы.

Отсутствующие стандарты дополнительного образования детей ограничивают возможность контроля качества со стороны государства. Сфера ДОД уникальна по своей природе, специфических подходов, позволяющих проводить ее экспертную оценку на федеральном уровне, пока не разработано.

Решение проблемы эксперты видят в использовании в дополнительном образовании такой формы контроля, как независимая оценка работы учреждения ДОД. Проще всего в этих целях опираться на отзывы потребителей (родителей и других родственников детей, занимающихся в кружках и секциях). Первые попытки привести оценку качества дополнительного образования в систему делаются в .

Еще один вариант – перенять опыт организаций предпрофессионального образования (музыкальных, художественных, спортивных школ). В этих структурах налажена проверенная годами система оценки качества дополнительного образования, выражающаяся в отслеживании вполне конкретных достижений и успехов учеников на соревнованиях и конкурсах.

ФГОС дополнительного профессионального образования (ДПО) – еще один несуществующий термин. В сфере допобразования взрослых качество учебного процесса и его итоги оцениваются главным образом по достигнутым слушателями результатам – соответствуют ли они заявленным в программах целям.

Согласно статьям 75 и 76 ФЗ № 273 дополнительное профессиональное образование строится на компетентностном подходе. Он должен быть реализован в равной степени в программах любой продолжительности, неважно, будет ли это краткосрочное повышение квалификации или годовая профпереподготовка.

Компетенция – результат обучения, необходимый для освоения нового направления деятельности или приобретения более высокой квалификации. Он должен быть отражен в ДПП (дополнительной профессиональной программе). Содержание программ допобразования не регламентируется, но оно должно учитывать профстандарты и квалификационные требования к претендентам на определенные должности.

Разработка необходимого набора сопроводительных документов целиком находится в ведении самого учреждения ДПО.

Исключение – случаи, определенные ФЗ «Об образовании»:

  1. (утверждается органом, в интересах которого осуществляется обучение);
  2. (типовая программа утверждается Министерством транспорта РФ);
  3. (Минздрав РФ);
  4. подготовка авиа и ж/д персонала (Минтранс).

ДПП не подлежат государственной аккредитации, но в общем виде требования к их структуре .

Программа включает следующие блоки:

  1. рабочие учебные программы дисциплин;
  2. учебный план (список, трудоемкость, последовательность и распределение дисциплин и формы аттестации слушателей);
  3. цель обучения;
  4. организационно-педагогическое обеспечение;
  5. календарный учебный график;
  6. оценочные материалы и иные компоненты.
  7. планируемые результаты (включая перечень профессиональных компетенций);

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов делает программу недействительной.

В целом унифицированные стандарты дополнительного профессионального образования находятся сейчас на стадии становления. Приведение нормативов к общему знаменателю поможет наладить систему эффективного контроля деятельности учреждений ДО. Читайте далее Отзывы и обсуждения

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г.

N 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. Регистрационный N 29444 В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.

7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. 2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр Д. Ливанов Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам 1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее — Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность. 2. Настоящий порядок является обязательным для организаций дополнительного профессионального образования; образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица) (далее совместно — организация).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование1. 4. Организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение. 5. Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»2 и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование3. 6. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)4.

Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации5.

В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации6. В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

7. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения. 8. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе7. 9. Для определения структуры дополнительной профессиональной программы и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц.

Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией8. Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты9.

Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 10. Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ10.

11. Результаты обучения по программе профессиональной переподготовки, должны соответствовать результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, а также направлены на приобретение новой квалификации, требующей изменение направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) полученного ранее профессионального образования, должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов. 12. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании11.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов. 13. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения.

Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится. Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как: самостоятельную работу с учебными изданиями; приобретение профессиональных и организаторских навыков; изучение организации и технологии производства, работ; непосредственное участие в планировании работы организации; работу с технической, нормативной и другой документацией; выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы. 14. При реализации дополнительных профессиональных программ организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения12 Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации13.

15. Дополнительные профессиональные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации14.

16. Образовательный процесс в организации может осуществляться в течение всего календарного года.

Продолжительность учебного года определяется организацией.

17. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. 18. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно.

19. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке15. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лица освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией. Документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией.

20. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации16. 21. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в отношении: соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ; способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг. 22. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах: внутренний мониторинг качества образования; внешняя независимая оценка качества образования.

Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией. Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций. 1 Часть 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598, 2013, N 19, ст. 2326. 3Часть 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 4 Часть 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 5 Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598, 2013, N 19, ст. 2326). 6 Часть 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.

7598; 2013, N 19, ст. 2326). 7 Часть 9 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 8 Части 4, 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 9Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.

7598; 2013, N 19, ст. 2326). 10 Часть 10 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 11 Часть 13 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.) 12 Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.

7598; 2013, N 19, ст. 2326). 13 Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 14 Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 15 Часть 15 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.

7598; 2013, N 19, ст. 2326). 16 Часть 16 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.

7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Дополнительное профессиональное образование: очное или дистанционное?

Дополнительное профессиональное образование — это вид образования, который специалист получает в дополнение к среднему профессиональному или высшему. Кроме того, ДПО включает в себя две программы обучения — это повышение квалификации и профессиональная подготовка.

И если первый вид обучение направлен на совершенствование знаний и компетенций учащегося, то профпереподготовка заключается в освоении новой профессии. Читайте также:Лучшие дистанционные вузыВ целом, можно обобщить и сказать, что дополнительное образование нацелено на:

  1. изучение современных методик решения профессиональных задач.
  2. получение и совершенствование навыков;
  3. изучение передового опыта в отрасли;

На сегодняшний день представлено большое количество организаций, где можно освоить программы дополнительного профессионального образования.

И в этот перечень входят не только вузы, но и организации, которые специализируются непосредственно на ДПО. Также есть возможность проходить обучение лично и дистанционно. И как раз форма обучения нередко становится камнем преткновения.

Дело в том, что многие потенциальные слушатели сомневаются в том, что образование с применением дистанционных технологий будет качественным и законным. В первую очередь стоит прояснить, что в Законе об образовании данная форма обучения указана, а применение дистанционных образовательных технологий регламентируется в приказе Министерства образования и науки России от 23 августа 2017 года № 816

«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

. Читайте также:Как получить заочное образование бесплатно?Далее согласно действующему законодательству, вне зависимости от формы обучения образовательная программа ДПО должна строиться на:

  1. квалификационных требованиях к специальностям и должностям;
  2. федеральных государственных стандартах результатов освоения образовательных программ.
  3. профессиональных стандартах;

Иными словами, единственное реально существующее отличие между очным и дистанционным обучением — это формат общения между преподавателем и обучающимся.

Конечно же, это правило действует при условии, что обучение осуществляет лицензированная и добропорядочная организация. Предлагаем ознакомиться со сравнительной таблицей образовательных программ для педагога дошкольного образования в различных учреждениях ДПО: Название организации Название программы Форма обучения Длительность обучения Стоимость обучения Результат обучения Московский государственный психолого-педагогический университет «Психология и педагогика раннего возраста» очная 72 ак.ч. 13 500 руб. Удостоверение о повышении квалификации Российский университет дружбы народов Повышение квалификации

«Технология развития профессиональных компетенций педагога дошкольного образования в рамках ФГОС (с учётом профстандарта педагога)»

дистанционная 72 ак.ч.

8 000 руб. Удостоверение о повышении квалификации Современная научно-технологическая академия Повышение квалификации по программе

«Педагогика и методика в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)»

дистанционная 144 ак.ч. 3 000 руб. Удостоверение о повышении квалификации Читайте также:Второе высшее психологическое образование На основании представленной таблицы можно сделать несколько заключений:

  1. дистанционное обучение может быть даже насыщеннее, чем его очный аналог. Иными словами, учебный план разрабатывается с намерением более детально изучить все необходимые дисциплины;
  2. государственные образовательные организации также осуществляют обучение с применением дистанционных технологий;
  3. вне зависимости от учреждения, формы обучения по итогам курса слушатель получает необходимый ему документ — удостоверение о повышении квалификации.
  4. при одинаковой длительности курса дистанционный формат стоит меньше (за счет исчезновения таких издержек, как оплата и оборудование помещения для проведения очных занятий);

Таким образом, можно заключить, что очная и дистанционная формы обучения равны между собой.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+