Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Бухгалтерский учет - Бухучет транспортных средств в 2021г

Бухучет транспортных средств в 2021г

Какая амортизационная группа у автомобиля в 2021 году

Актуально на 19 декабря 2021 Время для прочтения: 3 минуты Прочитано: Сохранить статью Содержание У многих компаний на балансе есть легковые и грузовые автомобили. Для их правильного отражения в налоговом учете необходимо знать соответствующую амортизационную группу автомобиля в 2021 году.

Соответствующие автомобилям коды ОКОФ, их амортизационные группы и срок полезного использования автомобилей, введенных в эксплуатацию с 01.01.2017, приведены далее в таблице.

Она актуальна в 2021 году. Вид автомобиля ОК 013-2014 (ОКОФ) Амортизационная группа Срок полезного использования Легковой с бензиновым двигателем объемом до 3 500 куб. см включительно (3,5 л) 310.29.10.21 310.29.10.22 Третья От 37 до 60 месяцев включительно Легковой с бензиновым двигателем объемом свыше 3 500 куб.

см (3,5 л) 310.29.10.22 Пятая От 85 до 120 месяцев включительно Легковой с дизельным двигателем 310.29.10.23 Грузовой (бортовой, тягач или фургон) с максимальной массой не более 3,5 т включительно 310.29.10.41.111 310.29.10.42.111 Третья От 37 до 60 месяцев включительно Грузовой с максимальной массой свыше 3,5 т 310.29.10.41.112 310.29.10.41.113 310.29.10.42.112 310.29.10.42.113 Пятая от 85 до 120 месяцев включительно Самосвалы, автобензовозы, автолесовозы и некоторые другие грузовики независимо от максимальной массы 310.29.10.41.120 310.29.10.42.120 Четвертая От 61 до 84 месяцев включительно Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев. Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.

Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2021 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет. Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.

20.11.2019 22.01.2021 23.04.2021 08.05.2021 29.06.2021 07.07.2021 Подписывайтесь на новости: Подписаться на рассылку © 2013—2021 – «Бухгуру» ГлавнаяПолезноеО нас Разместить объявление[contact-form-7 404 "Not Found"] Scroll Up

Расчеты по транспортному налогу в 2021 году

И.В. Артемова,главный бухгалтер, консультантУчреждения, владеющие транспортными средствами, в том числе автомобилями, автобусами, водными и воздушными судами, зарегистрированными в установленном порядке, являются плательщиками транспортного налога. Начиная с отчетности за 2021 год налогоплательщикам не нужно будет сдавать декларацию по налогам, однако останется обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать налог и авансовые платежи по нему.

Кроме того, порядок применения налоговых льгот по транспортному налогу с 2021 года становится заявительным.

Транспортный налог является региональным налогом (ст. 356 Налогового кодекса РФ). Субъекты РФ принимают законы о транспортном налоге, определяя налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, срок и порядок его уплаты.

С 2021 года срок уплаты транспортного налога будет единым для всех налогоплательщиков-организаций, а региональные законы в этой части перестанут действовать. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Плательщиками транспортного налога признаются в том числе учреждения, на которые зарегистрированы транспортные средства (далее — ТС), признаваемые объектом налогообложения ( НК РФ).

Согласно ст. 358 НК РФ объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные ТС, зарегистрированные в установленном порядке.

Таким образом, облагаются транспортным налогом зарегистрированные ТС, находящиеся в оперативном управлении учреждения, а также находящиеся у него на ином праве. Например, если учреждение является лизингополучателем, а предметом лизинга выступает ТС, то регистрация такого ТС учреждением влечет необходимость начисления и уплаты транспортного налога.

Некоторые ТС не являются объектами налогообложения. Их перечень приведен в ст. 358 НК РФ:-автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами; -промысловые морские и речные суда; -пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся на праве оперативного управления у учреждений, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; -транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством РФ предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; -транспортные средства, находящиеся в розыске, а также те, чей розыск прекращен: с месяца начала розыска до момента его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано; -самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно и в систему.Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно .

— — — — — — — — — — © 2021119361, Россия, Москва, ул.

Большая Очаковская, д.47а, стр.1+7 (495) 780-71-81 Ведется подготовка документа.

Ожидайте

Изменения в стандарте «основные средства» в 2021 году

И.В. Артемова, главный бухгалтер, консультантПорядок учета основных средств в учреждении регламентирован федеральным бухгалтерского учета «Основные средства», утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее – стандарт «Основные средства»). Недавним приказом (далее – Приказ № 253н) в «Основные средства» были внесены изменения.

Некоторые изменения внесены в порядок формирования первоначальной стоимости основных средств, их последующую оценку, начисление амортизации.

Изменения небольшие, но потенциально затрагивающее большое число учреждений. Существенно уточнен порядок учета инвестиционной недвижимости, а также ведения учета основных средств централизованными бухгалтериями. В соответствии с стандарта «Основные средства» первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания (сооружения и (или) изготовления) объекта основных средств в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС, которые включают:-цену приобретения, в том числе таможенные пошлины, невозмещаемые суммы НДС (иного налога), за вычетом полученных скидок (вычетов, премий, льгот); -любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации; -суммы затрат на демонтаж и вывод объекта основных средств из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, известные на момент принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету.

Затраты на демонтаж и вывод объекта из эксплуатации признаются учреждением, если обязанность по демонтажу и (или) выводу объекта основных средств из эксплуатации, а также по восстановлению участка, на котором данный объект расположен, предусмотрена договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), устанавливающим условия использования объекта. Приказом уточнено, что затраты на демонтаж принимаются в размере сформированного резерва на демонтаж, признаваемого в соответствии с федерального стандарта «Резервы.

Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (утв.

приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н). А в «Резервы» соответственно внесено положение о том, что данный резерв признается на дату признания объекта основных средств (или непроизведенных активов – земельного участка), полученных от другой организации бюджетной сферы, по которым существует обязанность по демонтажу и (или) выводу объекта из эксплуатации, восстановлению земельного участка, предусмотренная договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), устанавливающим условия использования объекта или в силу законодательства (приказ Минфина России ).

А в «Резервы» соответственно внесено положение о том, что данный резерв признается на дату признания объекта основных средств (или непроизведенных активов – земельного участка), полученных от другой организации бюджетной сферы, по которым существует обязанность по демонтажу и (или) выводу объекта из эксплуатации, восстановлению земельного участка, предусмотренная договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), устанавливающим условия использования объекта или в силу законодательства (приказ Минфина России ). Напомним, что резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации признается:-на дату признания в бухгалтерском учете объекта основных средств, условия эксплуатации которого согласно договору (соглашению) о его приобретении (создании, пользовании) предусматривают осуществление субъектом учета расходов при выводе объекта основных средств из эксплуатации, а также по восстановлению участка, на котором объект расположен; -на дату признания в бухгалтерском учете объекта основных средств, условия эксплуатации которого согласно договору (соглашению) о его приобретении (создании, пользовании) предусматривают осуществление субъектом учета расходов при выводе объекта основных средств из эксплуатации, а также по восстановлению участка, на котором объект расположен; -на дату признания объекта основных средств, полученного от другой организации бюджетной сферы, по которому существует обязанность по демонтажу и (или) выводу объекта из эксплуатации, предусмотренная договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), устанавливающим условия использования объекта.Обратите внимание.

Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно и в систему.Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно . — — — — — — — — — — © 2021119361, Россия, Москва, ул.

Большая Очаковская, д.47а, стр.1+7 (495) 780-71-81 Ведется подготовка документа. Ожидайте

Организация покупает автомобиль

Хворост Дина Викторовна, ведущий эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТПокупка автомобиля сопряжена со многими сложностями. Это и регистрация в ГИБДД, и обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО), и установка сигнализации.

Сегодня речь пойдет о порядке отражения расходов на приобретение автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете. В бухгалтерском и налоговом учете автомобиль относят к основным средствам.

В бухгалтерском учете первоначальная стоимость автомобиля складывается из фактических затрат организации на его приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Расходы, включаемые в первоначальную стоимость приобретенного основного средства, собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Приобретение основных средств»).

В налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом). В большинстве случаев первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает.

Исключение составляют проценты по заемным средствам (пп. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ), а также суммовые разницы (пп.

5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ), не включаемые в первоначальную налоговую стоимость и признаваемые внереализационными расходами. Вопрос о включении в первоначальную стоимость автомобиля платы за регистрацию в ГИБДД будет рассмотрен ниже.Сформированная первоначальная стоимость автомобиля, подтвержденная правильно оформленными документами, отражается на счете 01 «Основные средства». Без регистрации автомобиля в установленном порядке в ГИБДД эксплуатация транспортного средства на дорогах запрещена.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938

«О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»

собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД. Сделать это в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов либо возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Следовательно, если автомобиль приобретается не для перепродажи и предполагается его участие в дорожном движении, то организация обязана поставить автотранспортное средство на учет в ГИБДД.

Однако регистрация автомобиля не является обязательным условием для принятия актива к учету в качестве объекта основных средств. Тем более что автомобиль фактически может эксплуатироваться определенный промежуток времени (в течение срока действия регистрационного знака «Транзит») и без регистрации. Следовательно, по мнению автора, для того, чтобы принять к учету автомобиль на счете 01, не нужно дожидаться момента регистрации в ГИБДД.

Этот факт имеет значение для исчисления налога на имущество, если покупка автомобиля и ее регистрация осуществлялись в разные отчетные (налоговые) периоды (например, приобрели машину в декабре, а зарегистрировали только в январе).С другой стороны, нельзя не учитывать и иную точку зрения, согласно которой до регистрации транспортного средства в ГИБДД автомобиль не отвечает всем условиям для признания его основным средством, поскольку он не готов к эксплуатации и не может приносить экономическую выгоду. Вопрос о дате принятия автомобиля к учету важен для получения права на налоговый вычет по НДС.

Входной НДС по приобретенному автомобилю принимается к вычету только после отражения основного средства на счете 01 при соблюдении условий, установленных ст.
171, 172 НК РФ, а именно:

  • автомобиль приобретен для осуществления операций, облагаемых НДС;
  • НДС предъявлен на территории РФ или уплачен при ввозе товаров на территорию РФ;
  • сумма НДС предъявлена на основании счета-фактуры.

Если организация примет к вычету НДС до регистрации транспортного средства в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете.

Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами лучше все же принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД. Кроме того, без споров с налоговыми органами в налоговом учете автомобиль включается в состав амортизируемого имущества лишь после ввода в эксплуатацию, которая возможна только по завершении регистрации транспортного средства в ГИБДД.

Кроме того, без споров с налоговыми органами в налоговом учете автомобиль включается в состав амортизируемого имущества лишь после ввода в эксплуатацию, которая возможна только по завершении регистрации транспортного средства в ГИБДД. Поэтому и в бухгалтерском учете будет целесообразно принимать автомобиль к учету после его своевременной регистрации (Письмо Управления МНФ РФ по г.

Москве от 12.05.2004 № 26-12/32341.Поскольку ситуация, касающаяся момента принятия к учету автомобиля в качестве объекта основных средств, законодательно не урегулирована, организации следует определить данный вопрос в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.При принятии автомобиля к учету нужно составить акт ОС-1 о приеме-передаче объекта основных средств и открыть инвентарную карточку по форме ОС-6, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»

. Как уже было сказано, организация должна в пятидневный срок после покупки автомобиля зарегистрировать его в ГИБДД МВД России.

За государственную регистрацию транспортных средств и иных регистрационных действий с автотранспортом предусмотрена уплата государственной пошлины в следующем размере: – за выдачу государственных регистрационных знаков на транспортные средства – 400 руб.; – за выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы – 200 руб.; – за выдачу паспорта транспортного средства – 100 руб.; – за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства – 100 руб.После регистрации организация получает свидетельство о регистрации автомобиля, государственные номерные знаки, технический паспорт автотранспортного средства с отметкой о государственной регистрации. В бухгалтерском учете расходы на регистрацию в ГИБДД будут отнесены на увеличение первоначальной стоимости основного средства.

Однако это произойдет лишь в том случае, если платежи произведены до принятия автомобиля к учету на счете 01.Существует две точки зрения по вопросу отражения таких расходов в налоговом учете.

По мнению налоговых органов, первоначальную стоимость основного средства следует определять как сумму расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором данное основное средство пригодно для использования. Но, поскольку автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении без регистрации в ГИБДД, платежи за такую регистрацию формируют первоначальную стоимость автомобиля и представляют собой расходы, связанные с доведением основного средства до состояния, при котором оно пригодно для эксплуатации.

Минфин РФ придерживается иной, основанной на положении пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, точки зрения: к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном Налоговом кодексе порядке. Государственная пошлина относится к федеральным налогам (п.

10 ст. 13 НК РФ), и расходы на ее уплату включаются в состав прочих расходов, связанных с реализацией.Итак, в основе обеих позиций лежат нормы Налогового кодекса, в п.

4 ст. 252 которого указано, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Значит, налогоплательщики имеют право сами установить, включать плату за регистрацию в ГИБДД в первоначальную стоимость автомобиля или же учитывать в составе прочих расходов. Свой выбор они должны закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Но следует учесть, что если организация в налоговом учете решит относить государственную пошлину за регистрацию в состав прочих расходов, а в бухгалтерском учете включит данные суммы в первоначальную стоимость основного средства, то в бухгалтерском учете возникнут временные разницы в соответствии с Положением о бухгалтерском учете «Учет расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н. Поскольку и в бухгалтерском, и налоговом учете автомобиль признается основным средством, его стоимость погашается посредством начисления амортизации.

При принятии автотранспорта к бухгалтерскому учету бухгалтер должен исходя из ожидаемого срока использования автомобиля и ожидаемого физического износа установить срок его полезного использования, а также способ начисления амортизации. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету. Амортизация для целей налогового учета начисляется в порядке, предусмотренном ст.

256–258 НК РФ. Бухгалтер должен определить срок полезного использования, учитывая сроки, установленные Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные фонды, утв.

Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Чтобы не было различий между налоговым и бухгалтерским учетом, в последнем случае для установления срока полезного использования автомобиля можно также воспользоваться данной Классификацией. Начисление амортизации в налоговом учете начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п.
Начисление амортизации в налоговом учете начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п.

2 ст. 259 НК РФ).Пример Фирма в сентябре 2006 г. купила автомобиль стоимостью 236 000 руб.

(в том числе НДС – 36 000 руб.). Согласно указанной Классификации автомобили легковые относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Организация установила для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования – 5 лет, или 60 мес. (5 лет х 12 мес. = 60 мес.). Амортизация и в налоговом, и бухгалтерском учете начисляется линейным способом.

За регистрацию в органах ГИБДД организация заплатила 600 руб.Автомобиль введен в эксплуатацию в сентябре (в месяце покупки). Тогда же были соблюдены все условия для вычета НДС.Норма амортизации в месяц составит:1 / 60 х 100 = 1,67%.В сентябре в бухгалтерском учете организация отразила следующие операции:Дебет 08-4 Кредит 60 – 200 000 руб.

– стоимость автомобиля без НДС.Дебет 19-1 Кредит 60 – 36 000 руб. – входной НДС по приобретенному автомобилю.Дебет 71 Кредит 50 – 600 руб. – выданы денежные средства сотруднику для регистрации автомобиля в ГИБДД.Дебет 08-4 Кредит 71 – 600 руб.

– учтена в первоначальной стоимости сумма регистрации в ГИБДД.Дебет 01 Кредит 08-4 – 200 600 руб. (200 000 + 600) руб. – автомобиль принят к учету в качестве основного средства по первоначальной стоимости. Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 36 000 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю.Начиная с октября сумма ежемесячной амортизации для бухгалтерского учета составит 3350 руб.
– принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю.Начиная с октября сумма ежемесячной амортизации для бухгалтерского учета составит 3350 руб. (200 600 руб. х 1,67%). Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 02 – 3350 руб.

– начислена ежемесячная амортизация по автомобилю.Определим сумму ежемесячной амортизации в налоговом учете:1. Если первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает, то есть сумма государственной пошлины за регистрацию в ГИБДД была включена в первоначальную стоимость, то сумма ежемесячной амортизации в налоговом учете также составляет 3350 руб. 2. Если госпошлину за регистрацию автомобиля в налоговом учете относят в состав прочих расходов, то первоначальная стоимость автомобиля составляет 200 000 руб., а сумма ежемесячной амортизации – 3340 руб.

(200 000 х 1,67%). В сентябре в учете организации возникает налогооблагаемая временная разница на сумму государственной пошлины (600 руб.) и отложенное налоговое обязательство в размере 144 руб. (600 руб. х 24%). Уменьшение отложенного налогового обязательства производится ежемесячно с начала начисления налоговой амортизации (с октября в течение 60 мес.) на сумму 2,4 руб. (3350 руб. – 3340 руб. х 24%).В бухгалтерском учете следует провести следующие записи: Дебет 68-1 Кредит 77 – 144 руб.

– отражено отложенное налоговое обязательство (сентябрь).Дебет 77 Кредит 68-1 – 2,4 руб. – отражено погашение отложенного налогового обязательства (ежемесячно с октября).Следует помнить!

Если организация приобрела дорогостоящий легковой автомобиль стоимостью более 300 000 руб.

или пассажирский микроавтобус по цене, превышающей 400 000 руб., то основная норма амортизации будет применяться с понижающим коэффициентом 0,5 (п.

9 ст. 259 НК РФ). В этом случае при условии, что организация руководствуется ПБУ 18/02, применение понижающего коэффициента 0,5 в налоговом учете приводит к возникновению временных разниц.

С 1 января 2006 г. в ст. 259 НК РФ появилась новая норма, в соответствии с которой налогоплательщик при покупке основного средства имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно).

Но, для того чтобы организация могла применять данную норму, это положение необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Указанные затраты признаются в качестве расходов как расходы на амортизационные отчисления.

Однако применение данной нормы в налоговом учете также ведет к образованию временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02.

Приобретая автомобиль в собственность, организация должна оформить страховку на транспортное средство. Заключение договора на обязательное страхование гражданской ответственности является обязательным.

Все остальные виды страхования – добровольными.

Однако организация при покупке дорогостоящего автомобиля часто страхует свое имущество от угона, ущерба и т. д. Организация обязана застраховать свою гражданскую ответственность не позднее 5 дней со дня возникновения права собственности. Страховые тарифы по обязательному страхованию установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739.

В первоначальную стоимость автомобиля эти суммы включаться не будут.

В бухгалтерском учете организации расходы по оформлению полиса обязательного страхования гражданской ответственности учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Полис, как правило, оформляется сроком на один год, в дальнейшем он подлежит переоформлению. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам,

«подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся»

.

Таким образом, стоимость страховки учитывается в составе расходов будущих расходов, а затем ежемесячно списывается на затраты отчетного периода в течение срока действия полиса в порядке, предусмотренном в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета. В налоговом учете затраты на обязательное страхование относятся к прочим расходам в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 263 НК РФ). Если по условиям договора страхования

«предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде»

.

Поэтому для того, чтобы избежать возникновения разниц и необходимости применения ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете целесообразно отразить порядок списания таких расходов аналогично порядку в налоговом учете.

Пример Организация 10 октября 2006 г. приобрела автомобиль. Сотрудником фирмы 14 октября был оформлен полис ОСАГО, срок его действия: 14 октября 2006 г. – 13 октября 2007 г. Стоимость страховки составила 12 045 руб.

Учетной политикой предусмотрен одинаковый порядок списания расходов и для бухгалтерского, и для налогового учета (то есть пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде). Рассчитаем сумму расходов по страхованию в налоговом учете.За один календарный день расходы по страхованию составят: 12 045 руб.

/ 365 дней = 33 руб.В IV кв. 2006 г. часть стоимости полиса необходимо признать расходом (с 14 октября по 31 декабря, то есть 79 дней).Сумма расходов за IV кв. 2006 г. составит 2607 руб. (33 руб.

х 79 дней); за I кв. 2007 г. (90 дней) – 2970 руб.

(33 руб. х 90 дней); за II кв.

2007 г. (91 день) – 3003 руб.

(33 руб. х 91 день);за III кв.

2007 г. (92 дня) – 3036 руб. (33 руб. х 92 дня);за IV кв. 2007 г. (13 дней) – 429 руб. (33 руб. х 13 дней).Бухгалтерские записи октября 2006 г:Дебет 71 Кредит 50 – 12 045 руб.

– работнику выданы денежные средства из кассы для приобретения полиса ОСАГО.Дебет 76 Кредит 71 – 12 045 руб. – работником приобретен полис ОСАГО.Дебет 97 Кредит 76 – 12 045 руб.

– полис ОСАГО учтен в составе расходов будущих периодов.Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 97 – 594 руб. (33 руб. х 18 дней) – стоимость полиса ОСАГО за октябрь 2006 г.

учтена в составе расходов. Многие организации, имеющие в собственности автомобиль, не считают условия ОСАГО удовлетворительными и оформляют добровольную страховку по различным рискам (угону, ущербу), а также дополнительную гражданскую ответственность. Как правило, такие договоры представляют собой смешанные договоры страхования и предусматривают страхование не только ответственности, но и самого имущества.Бухгалтерский учет расходов по добровольному страхованию ведется в том же порядке, что и при покупке полиса ОСАГО транспортных средств. Данные расходы отражаются на счете 97 и списываются на расходы в порядке, предусмотренном учетной политикой.

В налоговом учете в расходы по налогу на прибыль по добровольному страхованию можно включить:

  • «добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией»;
  • «добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями».

Минфин РФ и налоговые органы придерживаются той точки зрения, что страховые взносы, уплаченные по договорам страхования ответственности (кроме страхования, являющегося условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями), не признаются расходами для целей налогообложения прибыли.

Таким образом, во избежание спора с налоговыми органами добровольное страхование гражданской ответственности в расходы по налогу на прибыль относить нецелесообразно.Что касается расходов на КАСКО, связанных со страхованием имущества от угона, чрезвычайного происшествия, а также по иным имущественным рискам, то для отнесения подобных затрат на расходы по налогу на прибыль необходимо, чтобы суммы страховых взносов в документах были выделены отдельной строкой.

Если же сумма страхового взноса по договору и в страховом полисе КАСКО будет единой (без выделения страхования ответственности и имущественного страхования), то существует риск того, что налоговые органы при исчислении налогооблагаемой базы не примут в расходы всю сумму по добровольному страхованию. Поэтому, по мнению автора, лучше получить от страховщика справку или иной документ, подтверждающий размер произведенных расходов по каждому виду страхования. Включение затрат на сигнализацию в первоначальную стоимость основного средства или отнесение их на текущие расходы в бухгалтерском и налоговом учете зависит прежде всего от времени и условий приобретения и установки на автомобиль дополнительного оборудования.

1. Если сигнализация входит в базовую комплектацию приобретаемой машины, то в бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость основного средства формируется с учетом стоимости сигнализации.2.Наиболее распространен случай, когда при реализации машины продавец за отдельную плату сам устанавливает выбранную покупателем сигнализацию. Ее продажа осуществляется по другому договору, либо стоимость данного оборудования выделена отдельным пунктом в основном договоре купли-продажи автомобиля. Покупатель автотранспортного средства отдельно платит и за установку сигнализации на машину.

Официальных разъяснений по вопросу включения цены сигнализации в первоначальную стоимость машины или же отнесения таких затрат сразу на текущие расходы не существует.При проведении проверок налоговые органы настаивают, чтобы стоимость дополнительного оборудования включалась в первоначальную стоимость основного средства.Какие аргументы можно привести при возникновении разногласий с налоговиками? В бухгалтерском учете единицей учета автомобиля является инвентарный объект. Однако, если он состоит из нескольких частей с существенно разным сроком полезного использования, то каждую из них нужно учитывать отдельно.

Тем более что в дальнейшем сигнализация может быть снята с автомашины без причинения для нее вреда и установлена на другую.Соответственно активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов и списываться в состав расходов по обычным видам деятельности сразу после установки. Когда стоимость сигнализации выше, чем лимит, установленный в учетной политике, и организация своим внутренним документом установила для сигнализации существенно меньший или больший срок службы, чем у автомобиля, бухгалтер может учесть сигнализацию как отдельный инвентарный объект.Таким образом, у налогоплательщика есть право выбора – включать или нет в первоначальную стоимость автомашины стоимость сигнализации и затраты по ее установке.В налоговом учете амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода, стоимость которого погашается путем начисления амортизации (п.

1 ст. 256 НК РФ). Как уже говорилось выше, в первоначальную стоимость основного средства включаются расходы на его приобретение и доведение до состояния, пригодного к использованию. Автомобиль может эксплуатироваться и без сигнализации, следовательно, как считает автор, она не должна включаться в налоговом учете в первоначальную стоимость автотранспортного средства. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью, превышающей 10 000 руб.

Срок же полезного использования сигнализации составляет больше 12 мес., и при условии, что ее стоимость более 10 000 руб., сигнализация в налоговом учете признается амортизируемым имуществом.Согласно Классификации сигнализацию можно отнести к 4-й амортизационной группе «Прочее электрооборудование» со сроком полезного использования 5–7 лет. Сигнализация подлежит амортизации в общеустановленном порядке.

И при условии, что стоимость сигнализации и ее установки без НДС не превышает 10 000 руб., такие расходы можно сразу признать в составе материальных (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).Если в бухгалтерском учете организация признает расходы на сигнализацию в составе первоначальной стоимости автомобиля, то возникают постоянные разницы (см. ПБУ 18/02). Поэтому в бухгалтерском учете сигнализацию (в случае соответствия критериям для учета в качестве отдельного инвентарного объекта) целесообразнее учитывать отдельно от автомобиля, установив срок полезного использования аналогично сроку использования в налоговом учете.

3. В случае, когда сигнализация была приобретена и установлена на транспортное средство после начала эксплуатации автомобиля, расходы по установке сигнализации не станут включаться в первоначальную стоимость основного средства. Данная позиция подтверждена Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2005 № А56-47890/04.Изменять первоначальную стоимость основного средства можно при модернизации, дооборудовании, достройке, реконструкции, частичной ликвидации и переоценке.

Установка сигнализации ни к одному из вышеназванных случаев не относится.Таким образом, в бухгалтерском учете при установке сигнализации на автомобиль ее можно учесть как отдельный инвентарный объект или признать в составе МПЗ, как было изложено выше.В налоговом учете первоначальная стоимость также изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации (п. 2 ст. 257 НК РФ). Можно ли назвать установку сигнализации дооборудованием?

Согласно Налоговому кодексу к дооборудованию относят работы, вызванные изменением технологического назначения объектов основных средств.

При установке сигнализации на автомобиль таких изменений не происходит. Таким образом, в налоговом учете, как и в бухгалтерском, сигнализация в зависимости от ее стоимости может быть признана амортизируемым имуществом или учтена в составе расходов в периоде ее приобретения (пп.

3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Пример Организация приобрела автомобиль стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). В день покупки на транспортное средство была установлена сигнализация.Вариант 1.

Стоимость сигнализации и ее установки составила 7300 руб. (в том числе НДС – 1114 руб.). Покупка и установка сигнализации оформлены отдельным договором.

  • Если организация не увеличивает стоимость автомобиля на расходы по приобретению сигнализации и установке.Дебет 08-4 Кредит 60 – 200 000 руб. – отражена стоимость автомобиля без НДС.Дебет 19-1 Кредит 60 – 36 000 руб. – отражен входной НДС по приобретенному автомобилю.Дебет 10 Кредит 60 – 6186 руб. (7300 руб. – 1114 руб.) – принята к учету сигнализация в качестве материально-производственных запасов.Дебет 19-1 Кредит 60 – 1114 руб. – отражен входной НДС по приобретению и установке сигнализации. Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 1114 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретению и установке сигнализации.Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 10 – 6186 руб. – стоимость сигнализации и ее установки списана на расходы.Дебет 01 Кредит 08-4 – 200 000 руб. – автомобиль принят к учету вкачестве основного средства по первоначальной стоимости.Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 36 000 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю.
  • Если организация отражает стоимость сигнализации и ее установки в первоначальной стоимости автомобиля. В этом случае в бухгалтерском учете делаются следующие записи:Дебет 08-4 Кредит 60 – 200 000 руб. – отражена стоимость автомобиля без НДС.Дебет 19-1 Кредит 60 – 36 000 руб. – отражен входной НДС по приобретенному автомобилю.Дебет 08-4 Кредит 60 – 6186 руб. (7300 руб. – 1114 руб.) – стоимость сигнализации и ее установки без НДС в первоначальной стоимости основного средства. Дебет 19-1 Кредит 60 – 1114 руб. – отражен входной НДС по приобретенной сигнализации и ее установке.Дебет 01 Кредит 08-4 – 206 186 руб. (200 000 руб. + 6186 руб.) – автомобиль принят к учету в качестве основного средства по первоначальной стоимости.Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 37 114 (36 000+1114) руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю вместе с установленной сигнализацией.

Вариант 2.

Стоимость сигнализации и ее установки составляет 24 780 руб. (в том числе НДС – 3780 руб.).

  • Если организация не увеличивает стоимость автомобиля на расходы по приобретению сигнализации вместе с ее установкой, а учитывает сигнализацию как отдельный инвентарный объект, то в бухгалтерском учете делаются такие записи: Дебет 08-4/Автомобиль Кредит 60 – 200 000 руб. – отражена стоимость автомобиля без НДС.Дебет 19-1/Автомобиль Кредит 60 – 36 000 руб. – отражен входной НДС по приобретенному автомобилю.Дебет 08-4/Сигнализация Кредит 60 – 21 000 руб. (24 780 руб. – 3780 руб.) – отражена стоимость сигнализации. Дебет 19-1/Сигнализация Кредит 60 – 3780 руб. – отражен входной НДС по приобретенной сигнализации и ее установке.Дебет 01 Кредит 08-4/Автомобиль – 200 000 руб. – автомобиль принят к учету в качестве основного средства по первоначальной стоимости.Дебет 01 Кредит 08-4/Сигнализация – 21 000 руб. – сигнализация принята к учету в качестве основного средства по первоначальной стоимости.Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19-1/Автомобиль – 36 000 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю.Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19-1/Сигнализация – 3780 руб. – принята к вычету сумма НДС по покупке сигнализации и ее установке.
  • Если организация отражает стоимость сигнализации и ее установки в первоначальной стоимости автомобиля, то корреспонденция счетов аналогична корреспонденции счетов варианта 1 «1».

) п.

8 Положения о бухгалтерском учете «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н) п. 4 ПБУ 6/01) п. 29 ст. 333.33 НК РФ) п.

6 ПБУ 6/01) п. 1 ст. 257 НК РФ) Письмо Минфина РФ от 16.02.2006 № 03-03-04/1/116) п. 20 ПБУ 6/01 ) п. 21 ПБУ 6/01) п. 12, 15 Положения о бухгалтерском учете «Учет расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв.

Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н) пп. 1.1 п. 1 ст. 259 НК РФ) Письмо Минфина РФ от 27.02.2006 № 03-03-04/1/140) п. 2 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ

«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

) п.

65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н ) п. 6 ст. 272 НК РФ ) пп. 1, 8 п.

1 ст. 263 НК РФ) Письма УМНС РФ по г. Москве от 18.09.2003 № 26-12/51429, Минфина РФ от 25.04.2005 № 03-03-01-04/1/200) абз.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+